Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 17:58 МСК
СМИ узнали об обрушении стены при взрыве на заводе «Кока-Кола» Общество, 17:29 Улюкаев допустил продажу «Башнефти» по частям Бизнес, 17:24 Голодец пообещала в 2017 году провести индексацию пенсий в полном объеме Общество, 17:08 Лучшие предложения рынка наличной валюты  17:00   USD НАЛ. Покупка 64,90 Продажа 65,00 EUR НАЛ. 73,14 73,25 УЕФА назвал лучший гол сезона по версии болельщиков Футбол, 16:55 Дмитрий Медведев вручил автомобили BMW медалистам Олимпиады в Рио Общество, 16:48 Росреестр удалил данные о сыновьях генпрокурора Чайки Политика, 16:37 В Кремле наградили победителей и призеров Олимпиады. Фотогалерея Фотогалерея, 16:37 Глава ВТБ исключил возможность обнаружения «счетов Путина» Политика, 16:18 Самые высокооплачиваемые актеры мира по версии Forbes. Фотогалерея Фотогалерея, 16:10 Нечеловеческий капитал: что теряет наука от политики самоизоляции России Рубен Ениколопов профессор РЭШ Мнение, 16:10 В Турции обстреляли кортеж лидера оппозиции страны Политика, 16:08 Берлин ответил на сообщения о желании ФРГ уйти с базы Инджирлик в Турции Политика, 15:50 ВДВ отказались достраивать «Зенит Арену» Общество, 15:37 Байден назвал «Северный поток-2» плохой сделкой для Европы Экономика, 15:31 СМИ подтвердили информацию о взрыве на заводе «Кока-Кола» в Москве Общество, 15:17 Forbes назвал самых высокооплачиваемых актеров мира Общество, 15:15 Банки проверят чиновников на связь с нежелательными организациями Экономика, 15:11 Скончалась четырехкратная чемпионка СССР по баскетболу Нина Еремина Общество, 14:59 Медведев распорядился снизить число проверок бизнеса Экономика, 14:51 Илюмжинова отказались допустить на рейс в Нью-Йорк Политика, 14:41 СК возбудил уголовное дело из-за интимной связи школьницы и учительницы Общество, 14:40 Burger King предложила Джигурде стать лицом бренда Бизнес, 14:33 Глава ДНР Захарченко рассказал о найденной рядом с его домом бомбе Политика, 14:18 Минобороны опубликовало видео внезапной проверки вооруженных сил Общество, 14:00 Российские паралимпийцы оспорят отстранение от игр в Рио в суде Швейцарии Общество, 13:51 Tinder для заемщиков: как заработать на поручительствах по микрозаймам Деньги, 13:50 Медведев распорядился обсуждать госзакупки на сумму более 1 млрд руб. Политика, 13:40
21 мая 2014, 21:02
Табачники лишатся возможности конкурировать друг с другом с 1 июня
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Табачные компании лишились почти всех инструментов для продвижения своей продукции: уже сейчас ее запрещено рекламировать, а с 1 июня нельзя будет даже демонстрировать в местах продажи. Это означает, что доли компаний на рынке окажутся замороженными на нынешнем уровне, считают табачники.

Конец табачной конкуренции?

Россия станет десятой страной (без учета непризнанной Республики Косово), в которой будет введен запрет на выкладку сигарет в витринах магазинов. Blind Market ("слепой рынок" - англ.) появится с 1 июня (изменение правил розничной торговли сигаретами предусмотрено положениями федерального закона №15 "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака").

По данным директора по связям с госорганами табачного концерна Japan Tobacco Inc (JTI) Елены Мамонтовой, объем российского рынка в 2013г. составил 347 млрд сигарет (17,35 млрд пачек). По данным Росстата, в 2013г. было произведено существенно больше - 390 млрд сигарет (19,5 млрд пачек), однако часть этой продукции была экспортирована из России. Согласно информации компании British American Tobacco (BAT), средняя стоимость пачки сигарет в марте 2014г. составила 49,5 руб. Таким образом, в деньгах рынок составляет порядка 900 млрд руб.

По подсчетам Nielsen, на начало апреля 2014г. на российском табачном рынке доминировали пять компаний: JTI с долей 35,2%, Philip Morris International (PMI) с 26,8%, BAT с 21,7%, Imperial Tobacco с 6,8%, "Донской табак" с 6,1% (совокупная доля - 96,6%). Представители JTI и BAT считают, что теперь эти доли окажутся зафиксированными, поскольку у них не остается инструментов для конкуренции.

Ранее доли компаний на рынке при сравнении год к году менялись в пределах 1 процентного пункта, что соответствует примерно 10 млрд руб. Благодаря запуску новых брендов и маркетинговым кампаниям ведущие игроки обеспечивали себе ощутимое увеличение выручки. К примеру, рост премиального сегмента, в котором доминирует марка Kent, и успешный запуск Rothmans позволили "БАТ Россия" увеличить свою рыночную долю в 2011г. на 0,5 п.п., в 2012-ом на 0,7 п.п. JTI сохранила лидерство благодаря взлету марки Winston и расширению линейки брендов за счет марок компании Gallaher, поглощенной японцами в 2007г.

Теперь потребителям в местах продаж сигарет будет доступен лишь стандартный каталог с продукцией всех табачных компаний: согласно положениям закона об охране здоровья, названия марок будут напечатаны буквами одинакового шрифта и размера, без использования рисунков и логотипов, в алфавитном порядке.

С вступлением в силу антитабачного закона пространства для маркетингового маневра у компаний просто не останется, считает менеджер "БАТ Россия". "Я знаю, что в некоторых барах и клубах работают представители компаний, которые информируют потребителей о новых марках сигарет, не рекламируя их и не предлагая их купить, но это такая штучная работа, единичные акции", - пояснил он (закон запрещает рекламу и стимулирующие акции, но не вводит запрета на информирование потребителя). Организация обучающих семинаров для продавцов табачных отделов в магазинах в масштабе страны "выглядит мало реальной", добавил менеджер.

Закон "О регулировании торговой деятельности в РФ" не запрещает сетевым магазинам и поставщикам проводить совместные маркетинговые акции. Директор по коммуникациям российской "дочки" французской Auchan Мария Курносова отметила, что юристы ретейлера приняли решение не рисковать и исключить любые маркетинговые возможности для табачных компаний. Auchan не планирует ставить у сигаретных коробов консультантов, список марок сигарет будет размещен в алфавитном порядке на белом листе бумаги черным шрифтом.

Гендиректор сети "Азбука вкуса" Владимир Садовин рассказал, что его сеть оставит для табачных компаний возможность арендовать место в торговом зале под проведение промоакций. В частности, речь может идти о стенде в супермаркете, на котором представитель производителя табачных изделий сможет демонстрировать продукцию и информировать о ней. Но такие акции возможны не на регулярной основе - время от времени, отметил Садовин.

Цена как последний аргумент

По словам главного редактора информационного агентства "Русский табак" Максима Королева, у производителей сигарет остался только один маркетинговый инструмент - цена. При этом имеется в виду и розничная цена, которая будет указана в каталоге, и отпускная - для магазинов (чтобы попасть в диспенсер на кассе, поставщику нужно будет предложить ретейлеру хорошую скидку). "Компании могут на какое-то время замораживать цены на отдельные виды сигарет, даже теряя на этом доходность. За счет низкой цены будет формироваться аудитория, лояльная этому бренду, после чего стоимость таких сигарет будет повышаться, догоняя цену на сигареты конкурентов аналогичного класса", - отметил он.

По данным табачных компаний, сейчас лояльность потребителей к брендам сигарет необычайно велика: более 95% покупателей не интересуются ассортиментом табачной продукции магазина, а называют конкретный бренд. Эти сведения подтверждают и представители розницы.

В табачных компаниях не скрывают, что платят за листинг сигарет торговым сетям, не раскрывая конкретные цифры. При этом директор по развитию и планированию JTI Екатерина Волкова отметила, что сети заинтересованы работать со всеми производителями, имеющими в портфеле хорошо продаваемые марки сигарет. "Есть бренды-драйверы, которые привлекают поток покупателей в магазин, и торговая точка сама заинтересована в том, чтобы эти марки были в ассортименте", - подчеркнула она.

"Пока запрет не вступил в силу, трудно представить, как будет функционировать рынок, - сказал представитель "БАТ Россия". - Мы изучали опыт других стран, где был введен запрет на выкладку сигарет. В Канаде, например, основным маркетинговым инструментом действительно стала цена: потребители покупали то, что стоило дешевле".

По словам ретейлеров, ранее преимущество на их полках получал тот производитель сигарет, который предоставлял магазинам демонстрационный ящик. "До введения новых ограничений производитель оборудования занимал полку на уровне глаз потребителя, но теперь все - в равных условиях, потому что прейскурант формируется по алфавиту", - отметила директор по внешним связям группы "Дикси" Екатерина Куманина.

Впрочем, даже за присутствие в закрытом для глаз покупателей ящике придется побороться. Представитель одного из производителей сигарет утверждает, что компания ведет переговоры с несколькими торговыми сетями о поставке нового оборудования для продажи табачной продукции, при этом ей будет гарантировано 50% мест в новых "шкафах". Будет ли производитель платить этим сетям дополнительный денежный бонус, он не сказал.

Производство и размещение диспенсеров до сих пор обходились табачникам "в десятки миллионов рублей ежегодно", заявил представитель JTI .

Денис Пузырев, Кристина Бусько, Анна Левинская