Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 6:13 МСК
Шотландский боксер Майк Тоуэлл скончался от полученных на ринге травм Общество, 05:17 США признали отсутствие ударов по «Джебхат ан-Нусре» с марта 2016 года Политика, 04:38 Китайский юань стал частью валютной корзины МВФ Финансы, 04:01 Минобороны рассказало о поступлении экипировки «Ратник» в войска Общество, 03:39 СМИ рассказали о 470 сбежавших из тюрьмы в Бразилии заключенных Общество, 03:02 Суд в США приостановил дело о компенсации $50 млрд акционерам ЮКОСа Экономика, 02:35 Суд в США принял первый иск к Саудовской Аравии за теракты 11 сентября Политика, 02:05 Анджелина Джоли получила право временной опеки над детьми Общество, 01:46 Минобороны заявило о принятии на вооружение новой модификации ЗРК «Бук» Политика, 01:11 Вашингтон отказался признать запрет меджлиса крымских татар в России Политика, 00:43 СМИ сообщили о жалобах жителей Дубны на едкий запах в воздухе Общество, 00:07 Нелюбимцы Америки: как Клинтон и Трамп разочаровали избирателей Политика, Вчера, 23:41 МИД вызовет посла Нидерландов для разъяснения претензий к докладу о МH17 Политика, Вчера, 23:40 Минфин заложил в бюджет на 2017 - 2019 годы по четыре процента инфляции Экономика, Вчера, 23:02 Юниаструм Банк и банк «Восточный» начали процесс слияния Финансы, Вчера, 22:37 ООН создаст комиссию по расследованию атаки на гумконвой в Алеппо Политика, Вчера, 21:57 Рубль вырос до максимума 2016 года Финансы, Вчера, 21:57 Кредит от Грефа: как Сбербанк переманивает клиентов чужих банков Финансы, Вчера, 21:49 Госдеп заявил об «открытой двери» для контактов с Москвой по Сирии Политика, Вчера, 21:44 Онищенко станет первым замглавы комитета Думы по образованию и науке Политика, Вчера, 21:18 ЦБ обнаружил манипуляции с облигациями лизинговой компании «Уралсиб» Финансы, Вчера, 20:55 Минтранс объявил о планах создания новой авиакомпании в России Экономика, Вчера, 20:30 «Единая Россия» доверила Поклонской контроль за доходами депутатов Политика, Вчера, 20:16 Правительство возобновило приватизацию «Башнефти» Бизнес, Вчера, 20:10 Суд арестовал главу подмосковного Ространснадзора по делу о взятках Общество, Вчера, 20:08 Лавров пообещал Керри рассмотреть вариант нормализации ситуации в Алеппо Политика, Вчера, 19:56 Минфин подготовился к ослаблению рубля в ближайшие три года Экономика, Вчера, 19:54 МВД начало искать распространителей слухов о готовящихся преступлениях Общество, Вчера, 19:40
21 мая 2014, 21:02
Табачники лишатся возможности конкурировать друг с другом с 1 июня
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Табачные компании лишились почти всех инструментов для продвижения своей продукции: уже сейчас ее запрещено рекламировать, а с 1 июня нельзя будет даже демонстрировать в местах продажи. Это означает, что доли компаний на рынке окажутся замороженными на нынешнем уровне, считают табачники.

Конец табачной конкуренции?

Россия станет десятой страной (без учета непризнанной Республики Косово), в которой будет введен запрет на выкладку сигарет в витринах магазинов. Blind Market ("слепой рынок" - англ.) появится с 1 июня (изменение правил розничной торговли сигаретами предусмотрено положениями федерального закона №15 "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака").

По данным директора по связям с госорганами табачного концерна Japan Tobacco Inc (JTI) Елены Мамонтовой, объем российского рынка в 2013г. составил 347 млрд сигарет (17,35 млрд пачек). По данным Росстата, в 2013г. было произведено существенно больше - 390 млрд сигарет (19,5 млрд пачек), однако часть этой продукции была экспортирована из России. Согласно информации компании British American Tobacco (BAT), средняя стоимость пачки сигарет в марте 2014г. составила 49,5 руб. Таким образом, в деньгах рынок составляет порядка 900 млрд руб.

По подсчетам Nielsen, на начало апреля 2014г. на российском табачном рынке доминировали пять компаний: JTI с долей 35,2%, Philip Morris International (PMI) с 26,8%, BAT с 21,7%, Imperial Tobacco с 6,8%, "Донской табак" с 6,1% (совокупная доля - 96,6%). Представители JTI и BAT считают, что теперь эти доли окажутся зафиксированными, поскольку у них не остается инструментов для конкуренции.

Ранее доли компаний на рынке при сравнении год к году менялись в пределах 1 процентного пункта, что соответствует примерно 10 млрд руб. Благодаря запуску новых брендов и маркетинговым кампаниям ведущие игроки обеспечивали себе ощутимое увеличение выручки. К примеру, рост премиального сегмента, в котором доминирует марка Kent, и успешный запуск Rothmans позволили "БАТ Россия" увеличить свою рыночную долю в 2011г. на 0,5 п.п., в 2012-ом на 0,7 п.п. JTI сохранила лидерство благодаря взлету марки Winston и расширению линейки брендов за счет марок компании Gallaher, поглощенной японцами в 2007г.

Теперь потребителям в местах продаж сигарет будет доступен лишь стандартный каталог с продукцией всех табачных компаний: согласно положениям закона об охране здоровья, названия марок будут напечатаны буквами одинакового шрифта и размера, без использования рисунков и логотипов, в алфавитном порядке.

С вступлением в силу антитабачного закона пространства для маркетингового маневра у компаний просто не останется, считает менеджер "БАТ Россия". "Я знаю, что в некоторых барах и клубах работают представители компаний, которые информируют потребителей о новых марках сигарет, не рекламируя их и не предлагая их купить, но это такая штучная работа, единичные акции", - пояснил он (закон запрещает рекламу и стимулирующие акции, но не вводит запрета на информирование потребителя). Организация обучающих семинаров для продавцов табачных отделов в магазинах в масштабе страны "выглядит мало реальной", добавил менеджер.

Закон "О регулировании торговой деятельности в РФ" не запрещает сетевым магазинам и поставщикам проводить совместные маркетинговые акции. Директор по коммуникациям российской "дочки" французской Auchan Мария Курносова отметила, что юристы ретейлера приняли решение не рисковать и исключить любые маркетинговые возможности для табачных компаний. Auchan не планирует ставить у сигаретных коробов консультантов, список марок сигарет будет размещен в алфавитном порядке на белом листе бумаги черным шрифтом.

Гендиректор сети "Азбука вкуса" Владимир Садовин рассказал, что его сеть оставит для табачных компаний возможность арендовать место в торговом зале под проведение промоакций. В частности, речь может идти о стенде в супермаркете, на котором представитель производителя табачных изделий сможет демонстрировать продукцию и информировать о ней. Но такие акции возможны не на регулярной основе - время от времени, отметил Садовин.

Цена как последний аргумент

По словам главного редактора информационного агентства "Русский табак" Максима Королева, у производителей сигарет остался только один маркетинговый инструмент - цена. При этом имеется в виду и розничная цена, которая будет указана в каталоге, и отпускная - для магазинов (чтобы попасть в диспенсер на кассе, поставщику нужно будет предложить ретейлеру хорошую скидку). "Компании могут на какое-то время замораживать цены на отдельные виды сигарет, даже теряя на этом доходность. За счет низкой цены будет формироваться аудитория, лояльная этому бренду, после чего стоимость таких сигарет будет повышаться, догоняя цену на сигареты конкурентов аналогичного класса", - отметил он.

По данным табачных компаний, сейчас лояльность потребителей к брендам сигарет необычайно велика: более 95% покупателей не интересуются ассортиментом табачной продукции магазина, а называют конкретный бренд. Эти сведения подтверждают и представители розницы.

В табачных компаниях не скрывают, что платят за листинг сигарет торговым сетям, не раскрывая конкретные цифры. При этом директор по развитию и планированию JTI Екатерина Волкова отметила, что сети заинтересованы работать со всеми производителями, имеющими в портфеле хорошо продаваемые марки сигарет. "Есть бренды-драйверы, которые привлекают поток покупателей в магазин, и торговая точка сама заинтересована в том, чтобы эти марки были в ассортименте", - подчеркнула она.

"Пока запрет не вступил в силу, трудно представить, как будет функционировать рынок, - сказал представитель "БАТ Россия". - Мы изучали опыт других стран, где был введен запрет на выкладку сигарет. В Канаде, например, основным маркетинговым инструментом действительно стала цена: потребители покупали то, что стоило дешевле".

По словам ретейлеров, ранее преимущество на их полках получал тот производитель сигарет, который предоставлял магазинам демонстрационный ящик. "До введения новых ограничений производитель оборудования занимал полку на уровне глаз потребителя, но теперь все - в равных условиях, потому что прейскурант формируется по алфавиту", - отметила директор по внешним связям группы "Дикси" Екатерина Куманина.

Впрочем, даже за присутствие в закрытом для глаз покупателей ящике придется побороться. Представитель одного из производителей сигарет утверждает, что компания ведет переговоры с несколькими торговыми сетями о поставке нового оборудования для продажи табачной продукции, при этом ей будет гарантировано 50% мест в новых "шкафах". Будет ли производитель платить этим сетям дополнительный денежный бонус, он не сказал.

Производство и размещение диспенсеров до сих пор обходились табачникам "в десятки миллионов рублей ежегодно", заявил представитель JTI .

Денис Пузырев, Кристина Бусько, Анна Левинская