Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 21:00 МСК
«Гибель демократии»: чем закончится импичмент президента Бразилии Политика, 20:15 Apple объявила дату ежегодной презентации новых моделей Технологии и медиа, 20:06 Суд арестовал подозреваемого в убийстве девочки в украинском селе Общество, 20:05 Лучшие предложения рынка наличной валюты  20:00   USD НАЛ. Покупка 65,10 Продажа 65,08 EUR НАЛ. 72,84 72,86 «Уралкалий» удвоил прибыль в первом полугодии Бизнес, 19:34 В МИДе заявили о «нескольких сотнях» россиян в украинских СИЗО Общество, 19:33 Адвокат назвал причину запроса на экстрадицию россиянина из Армении в США Политика, 19:31 «Башнефть» сохранила прибыль на уровне прошлого года Бизнес, 19:16 В Петербурге уволили директора гимназии за подделку оценок Общество, 19:06 Доходные художества: как заработать на обучении взрослых рисованию Свое дело, 18:54 Суд отклонил иск «Эксмо» к «Яндексу» о блокировке пиратских ссылок Технологии и медиа, 18:47 ВТБ добился признания Тельмана Исмаилова банкротом Финансы, 18:32 Россия получила гарантии усиления мер безопасности в аэропортах Турции Политика, 18:20 «Сургутнефтегаз» в первом полугодии получил убыток в 103 млрд руб. Бизнес, 18:13 Samsung закрыл предзаказ на Galaxy Note7 из-за «небывалого спроса» Технологии и медиа, 18:04 СМИ узнали о съемках падчерицы главы «Ростеха» для календаря Pirelli Бизнес, 18:04 Медведев одобрил идею изменения порядка получения гражданства Политика, 17:59 В Киеве заявили о согласии Сороса войти в инвестиционный совет Украины Экономика, 17:52 У метро «Улица 1905 года» в Москве загорелись обломки снесенных ларьков Общество, 17:47 Медведев поддержал проведение в Крыму конгресса соотечественников Политика, 17:28 Страх за будущее: что ждет Узбекистан после окончания эпохи Каримова Аркадий Дубнов политолог, эксперт по Центральной Азии Мнение, 17:25 ЦБ предсказал сохранение волатильности рубля Финансы, 17:16 «Квадра» задумалась о продаже недостроенной ТЭЦ в Курске Бизнес, 16:59 В России разработали одеяло для защиты населения во время войны Политика, 16:56 СМИ узнали о предложении Сечина продать «Роснефти» «Башнефть» за $5 млрд Бизнес, 16:44 Турция заявила об отсутствии планов постоянного присутствия в Сирии Общество, 16:44 Российский призер Игр в Рио объявил о продаже подаренной ему машины Другие, 16:40 Курс недели: эксперты предсказали 65 руб. за доллар к выходным Деньги, 16:40
4 июн 2014, 07:01
Единороссы предложили отдать половину кинопроката отечественным фильмам
Автор законопроекта депутат Роберт Шлегель Фото: ИТАР-ТАСС
Экспертно-консультативный совет фракции "Единая Россия" одобрил законопроект депутата Роберта Шлегеля, который устанавливает долю отечественных фильмов в российском кинопрокате - не ниже 50%. Сами кинокомпании считают идею Шлегеля нереалистичной: российских картин недостаточно.

Одобрение единороссов повышает шансы документа на принятие, поэтому законопроект будет скоро внесен на рассмотрение нижней палаты, рассказал РБК депутат Госдумы Роберт Шлегель. В пояснительной записке к своим поправкам в закон "О государственной поддержке кинематографии РФ" он называет преобладание в прокате фильмов иностранного производства "угрозой национальной безопасности России", а развитие российского кино — "задачей государственной важности".

Поправки подразумевают, что 50-процентная доля в общем количестве показываемых кинотеатрами фильмов должна быть "забронирована" для отечественных лент. Вступить в силу этот документ, по предложению Шлегеля, должен 1 января 2015г. Пока проект одобрен советом "Единой России", который существует для того, чтобы заранее отсеивать популистские и заведомо непроходные законотворческие инициативы.

Плюсы от принятия законопроекта очевидны — это и развитие индустрии в целом, и рабочие места, и налоги, и появление новых режиссеров, говорит Шлегель. "И я не призываю отказываться от качественного зарубежного кино. Но от каких-то низкопробных американских фильмов мы можем отказаться", — подчеркивает он.

В пояснительной записке депутат ссылается на опыт поддержки национального кинематографа Чехии, Франции, Италии, Польши и других стран. "Самым эффективным" он называет Национальный киноцентр Франции, который, по его словам, допускает к телеэкрану только 60% европейских фильмов, 40% из которых должны быть произведены на французском языке. Однако в кинопрокате Франции, по данным Европейской аудиовизуальной обсерватории (она ссылается на Национальный киноцентр Франции), в 2013г. доля местных картин в общих кассовых сборах равнялась только 33,8% (в 2012г. их доля была 40,3%).

В остальных европейских странах этот показатель еще меньше: 31% в Италии, 30% в Дании, 20,34% в Польше, 16,5% в Литве, 11,1% в Хорватии, 5,9% в Эстонии, 0,6% в Болгарии. И только в Турции в 2013г. на местные фильмы пришлось 58% всего бокс-офиса, что на 11 процентных пунктов выше, чем в 2012-м.

В России по итогам 2013г. на отечественные фильмы, по данным Movie Research, пришлось 18,2% всех кассовых сборов, или более 8,2 млрд руб. В 2012-м это было только 15,5%, или почти 6,1 млрд руб.

Впрочем, за первый квартал этого года доля российских фильмов в общем бокс-офисе достигла рекордных 34%, что соответствует 4,8 млрд руб. В этот период в прокат вышло сразу несколько картин, ставших хитами. В топ-10 самых кассовых фильмов за январь—март вошли сразу четыре отечественных фильма: «Вий 3D» (1-е место; почти 1,2 млрд руб. сборов), "Елки 3" (2-е место; 895 млн руб.), "Иван Царевич и Серый волк 2" (7-е место; 526 млн руб.) и "Любовь в большом городе 3" (8-е место; 520 млн руб.).

Законопроект Шлегеля — не первая подобная инициатива. В 2012г. вице-спикер Госдумы Сергей Железняк внес похожий законопроект, по которому доля национальных фильмов в прокате должна была превышать 20%. Железняк предусмотрел и наказание за игнорирование квоты — штраф от 100 тыс. до 400 тыс. руб. для юридических лиц.

В пояснительной записке вице-спикер также говорил о зарубежных странах, поддерживающих собственное кинопроизводство квотами на показ иностранных фильмов, и о государственной важности нормы. "Усиление государственной поддержки российского кинематографа", по словам Железняка, необходимо "в целях достижения интересов России". До первого чтения тот законопроект так пока и не дошел.

В феврале 2014г. тему квот в кинопрокате поднял уже министр культуры Владимир Мединский. По его мнению, "квотирование российского кино вводить надо, без этого российскому кино не поможешь". Министр вспоминал Советский Союз, где, по его словам, "советские фильмы собирали хорошую кассу, что бы там не балаболили владельцы сетей, принадлежащих иностранному капиталу".

Владельцы сетей между тем не видят возможности исполнить предложение Шлегеля. Генеральный директор сети кинотеатров "Синема-парк" Андрей Сафронюк считает, что главный вопрос — в количестве российских картин: их сейчас недостаточно. "Режим квотирования и ограничений неэффективен. Рынок должен саморегулироваться, что уже сейчас и происходит: отечественное кинопроизводство активно развивается. В 2013г. доля зрителей российского кино составила 20% от общего количества. Это хороший показатель", — говорит Сафронюк.

Категорически против квотирования и генеральный директор студии Art Pictures Дмитрий Рудовский. "Мы потеряем зрителя, кинотеатры будут закрываться", — уверен Рудовский. Доля российского кино, по его мнению, объективно составляет около 18% и меняется на полпроцента "в зависимости от урожайности года". Как и Сафронюк, он считает, что выйти на такой уровень кинопроизводства, чтобы предложение Шлегеля заработало, не получится.

"Потенциал рынка не беспределен, а господдержка сейчас урезается, условия ее получения ужесточаются. В нынешних условиях второй "Сталинград", например, невозможен", — говорит Рудовский. Этот фильм собрал рекордный для российской картины бокс-офис — 30 млн долл. в мировом прокате и около 52 млн долл. в российском.

Производством военной драмы "Сталинград" занимались студии Art Pictures Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского и "Нон-стоп Продакшн" Александра Роднянского и Сергея Мелькумова при участии телеканала "Россия". От государства были получены 25% бюджета, причем в течение нескольких лет.

За последние два года правила выделения субсидий (их устанавливают Фонд кино и Министерство культуры), по словам Рудовского, сильно изменились. "Сокращаются сроки, а если не попадаешь в них — штрафуют. К этому добавляется ограничение по выдаче поддержки на один продукт, изменение соотношения возвратных и невозвратных средств. Большие картины снять невозможно", — перечислил он проблемы с господдержкой киноиндустрии.

Дарья Луганская, 
Михаил Рубин