Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 18:27 МСК
В правительстве предложили ввести новые ограничения на импорт медизделий Общество, 17:57 Компания группы S7 получила лицензию на космическую деятельность Технологии и медиа, 17:50 Почему «декрет о тунеядцах» вывел белорусов на улицы Общество, 17:39 ДНР начала отвод военной техники от линии соприкосновения Политика, 17:37 Российская бегунья вернула золотую олимпийскую медаль Спорт, 17:36 СМИ сообщили о гибели в Сирии офицера из Екатеринбурга Политика, 17:31 В нефтяную смесь Brent впервые за 10 лет решено добавить новый сорт Бизнес, 17:26 Экс-дипломат рассказал о «психологическом досье» на Трампа для Путина Политика, 17:19 Мантуров рассказал о крупном контракте на поставку Т-90МС за рубеж Экономика, 17:18 Рынок вооружений за пять лет достиг максимума со времен холодной войны Политика, 17:09 СМИ узнали о планах Германии проверять телефоны беженцев без их согласия Политика, 17:09 Верховный суд не разрешил хранить в камерах СИЗО музыкальные инструменты Общество, 17:05 Росгвардия начала подготовку к штурму квартиры с заложниками в Москве Общество, 17:04 Следствие отказалось прекращать дело в отношении экс-главы «Башнефти» Бизнес, 16:54 СМИ сообщили о покупке Essar Oil «Роснефтью» с партнерами к 15 марта Бизнес, 16:45 Минск пообещал наказывать за пересечение границы по документам ЛНР и ДНР Политика, 16:37 В Коми суд арестовал вора в законе Пичугина Общество, 16:28 Аваков заявил о планах вернуть контроль над Донбассом за полтора года Политика, 16:09 Полиция начала переговоры с захватившим заложников в Москве мужчиной Общество, 16:07 РФПИ и арабские инвесторы купили долю в «Вертолетах России» Бизнес, 16:07 Рособрнадзор лишил аккредитации два российских вуза Общество, 16:07 Франция выразила сожаление из-за признания Москвой документов ЛНР и ДНР Политика, 15:52 После аварии с российским дипломатом в Киргизии возбудили уголовное дело Общество, 15:45 Четверо российских военных погибли в Сирии Политика, 15:40 Роскомнадзор озвучил попадающие под закон об агрегаторах ресурсы Технологии и медиа, 15:39 В Крыму назвали проект снятия санкций «беспрецедентной глупостью» Политика, 15:31 Глава Минюста отчитался более чем о 5 тыс. проверок НКО Общество, 15:28 В Дагестане возбудили дело из-за гибели девочки от укусов собак Общество, 15:17
3 июл 2012, 08:32
Катастрофа SSJ-100: летчиков подвели диспетчер и российский атлас
Фото: ИТАР-ТАСС
Расследование катастрофы российского лайнера Sukhoi SuperJet 100, который потерпел крушение 9 мая в Индонезии, фактически завершено. Коллеги погибших летчиков убеждены, что к трагедии привели несовершенства российского атласа, которым пользовался экипаж самолета. Однако Минтранс России фактически признал, что в столкновении SSJ-100 с горой виноваты сами пилоты. Об этом пишет во вторник, 3 июля, газета "Коммерсантъ".

Вслед за Национальной комиссией по безопасности на транспорте Индонезии Минтранс РФ разослал главам авиакомпаний информационное сообщение, в котором, прямо не называя причин катастрофы Sukhoi SuperJet, фактически признал, что трагедия произошла из-за ошибки экипажа. В документе отмечается, что за последние несколько лет в результате "столкновения с землей в контролируемом полете" разбились несколько российских самолетов и вертолетов.

В министерстве уверены, что эти катастрофы произошли из-за ошибок летчиков, которые совершали полеты в опасной близости от препятствий, но при этом игнорировали сигналы предупредительных бортовых систем. К крушениям были косвенно причастны и диспетчеры, которые выдавали пилотам "разрешения на снижение в горной местности при отсутствии точного представления о фактическом местонахождении воздушного судна". Летчикам Минтранс предписал строго соблюдать навигационные требования, особенно при полетах в горной местности. Руководителей авиакомпаний транспортное ведомство обязало проверить подготовку пилотов.

Из текста письма Минтранса издание делает вывод, что в качестве причины крушения российского лайнера в Индонезии будет названа ошибка пилотов, проигнорировавших требование о безопасной высоте полета в горах. Во время демонстрационного полета 9 мая это требование действительно было нарушено, однако коллеги погибшего командира экипажа SSJ-100 Александра Яблонцева утверждают, что его решение о снижении не было опасным маневром.

Ограничение по высоте полета над западной частью острова Ява составляет 12 тыс. 300 футов. Его установила корпорация Jeppesen Airway Manual (США) - крупнейший производитель аэронавигационных баз для авиации. Однако внутри региона есть относительно безопасный коридор на высоте 10 тыс. футов: по нему летают самолеты индонезийских авиалиний, следующие по маршруту Джакарта - Амбон. Демонстрационный маршрут SSJ-100 длиной в 20 миль "укладывался в эту полосу", поэтому А.Яблонцев абсолютно обоснованно принял для первого полета эту высоту, отмечает газета.

Первый полет не очень понравился самому пилоту: он оказался довольно коротким, а снижаться на коротком участке с высоты 3 км пришлось слишком резко, что было некомфортно для пассажиров. А.Яблонцев внес изменения в план второго полета. На дальней от аэропорта Джакарты точке командир судна решил сделать не разворот, а дополнительный круг, чтобы снизиться на нем до 6 тыс. футов, "выиграв" таким образом и высоту для последующей более комфортной посадки, и общее время полета. Коллеги А.Яблонцева считают, что он был уверен в совершенстве установленной на SSJ-100 системы заблаговременного предупреждения об опасном сближении с землей T2CAS производства французской корпорации Thales Group.

В последнем рейсе лайнером управлял уже не экипаж, а автопилот. Сначала самолет двигался по контрольным точкам, координаты и высоты которых летчики заложили в память бортового компьютера перед началом полета. Перед вторым кругом экипажу пришлось перейти на другой режим работы автопилота - Select Heading ("Выбор курса"). Поворачивая регулятор, пилот провел самолет по кругу, а при выходе из него допустил ошибку, задав курс не на север, к аэропорту Халим-Перданакусума, а на юг, к горе Салак высотой 7 тыс. 254 фута.

Семь последних миль до перевала между двумя вершинами Салака Sukhoi SuperJet прошел за 2,5 минуты, и за это время, по данным бортовых самописцев, система T2CAS несколько раз предупредила экипаж об опасности. А.Яблонцев лично испытывал работу этой системы на Северном Кавказе и, составляя руководство по летной эксплуатации SSJ-100, написал, что при срабатывании сигнализации "незамедлительно начать набор высоты". Однако в Индонезии пилот почему-то не поверил системе: он был уверен, что летит над равниной к аэропорту и даже проигнорировал собственные рекомендации, снизившись на 800 футов. Лишь перед ударом о склон Салака А.Яблонцев заподозрил неладное и выключил автопилот.

Его коллеги, тем не менее, считают, что списывать всю вину на экипаж SSJ-100 было бы неправильно. К трагедии могла привести и невнимательность диспетчера полетов военного аэропорта Халим, который 9 мая принял большое количество международных рейсов, и у него не оставалось времени и сил на контроль полета российского лайнера. В крупном европейском или даже российском аэропорту внимание диспетчера к идущему аварийным курсом самолету было бы привлечено искусственно: метка проблемного самолета начала бы мигать. Однако установленное в Джакарте оборудование не позволяет заблаговременно отслеживать критические ситуации в воздухе, отмечает издание.

Кроме того, правильно оценить район полетов летчикам мог бы помочь атлас, в котором не только прорисован рельеф местности, но и указаны минимальные высоты пролета над препятствиями. Однако экипаж SSJ-100 для ориентирования на местности пользовался российским атласом, в котором эти высоты не указываются.