Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
МВД Украины посоветовало выключить компьютеры из-за атаки 18:30, Общество МВФ ухудшил прогнозы роста экономики США 18:17, Экономика В Совфеде предложили создать черную книгу вмешательств в политику России 18:16, Политика Власти ответили жене Этуша о его травме из-за парковки «за километр» 18:12, Общество Прокуратура проверит выделение участка под проект миллиардера Анисимова 18:02, Общество Экс-глава «Росэнергомаша» сделал предложение по покупке Forbes 17:46, Технологии и медиа В МИДе объяснили неприсоединение к конвенции о запрещении ядерного оружия 17:46, Политика Mail.Ru заявила о росте трафика из-за возможной блокировки Telegram 17:44, Технологии и медиа Росавиация объяснила Нидерландам отсутствие на радаре сбившей MH17 ракеты 17:39, Политика Россия запустила интернет-площадку для освещения «дела ЮКОСа» 17:39, Экономика WADA допустило РУСАДА к проверкам российских спортсменов на допинг 17:35, Спорт Башар Асад посетил российскую авиабазу Хмеймим 17:32, Политика Вместе с Ан-148 воронежский авиазавод рискует потерять половину выручки 17:28, Политика Минобороны показало пуск ракеты «Булава» с подлодки «Юрий Долгорукий» 17:27, Общество Главком Воздушно-космических сил собрался в Совет Федерации 17:25, Политика Линейная функция: к чему приводили жалобы Путину во время прямой линии 17:24, Фотогалерея Геращенко назвал хакерскую атаку самой масштабной в истории Украины 17:23, Общество В МГЮА прокомментировали уход Генри Резника из-за доски Сталину 16:59, Общество Расовый рынок: как власти ЮАР пытаются перераспределять собственность 16:53, Мнение В МВД Украины обвинили спецслужбы России в хакерской атаке 16:47, Общество Банк «Хоум Кредит» остановил все клиентские операции из-за кибератаки 16:42, Бизнес Эксперты установили атаковавший российские и украинские компании вирус 16:42, Технологии и медиа Осужденный на 3 года издатель журнала «Флирт» остался доволен приговором 16:26, Общество Децл подал иски к Басте на 4 млн руб. 16:10, Общество В киевском аэропорту заявили о возможной задержке рейсов из-за кибератаки 16:08, Технологии и медиа «Роснефть» перешла на резервную систему управления из-за хакерской атаки 16:02, Технологии и медиа Хакеры атаковали правительство, транспорт, банки и энергетику Украины 15:51, Общество Трамп отреагировал на увольнение сотрудников CNN после материала о России 15:45, Политика
Стоимость выборов в Госдуму для одномандатников оценили в 100 млн руб.
Выборы в России, 28 янв, 2016 18:47
0
Стоимость выборов в Госдуму для одномандатников оценили в 100 млн руб.
Для победы в одномандатном округе на выборах в Госдуму в 2016 году кандидату потребуется в среднем 100 млн руб., подсчитали политтехнологи. Это в разы больше разрешенного законом максимального размера избирательного фонда
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

​Свою оценку стоимости победы в одномандатном округе в России на выборах в Госдуму в 2016 году представил на пресс-конференции Российской ассоциации политических консультантов ее вице-президент, политтехнолог Петр Быстров. По его подсчетам, кампания стоит в среднем $10 на избирателя, умноженных​ на количество голосов, необходимых для победы в округе.

При среднем количестве избирателей в одномандатном округе 500 тыс. человек и ожидаемой явке в 50% кандидат должен будет заработать чуть больше 50% голосов среди 250 тыс. проголосовавших, то есть завоевать расположение по меньшей мере 125 тыс. избирателей в округе для гарантированной победы, отметил политтехнолог.

Таким образом, победа будет стоить кандидату $1,25 млн, сделал вывод он. При курсе 80 руб. за доллар в переводе в рубли бюджет кампании победителя в одномандатном округе составит в среднем около 100 млн руб.

Стоимость рассчитывается в долларах, потому что многие расходы долларовые — растут цены на бумагу, краску и другие импортные товары, необходимые для кампании, пояснил Быстров. В связи с девальвацией рубля сумма расходов в рублевом эквиваленте выросла, пояснил он.

Быстров указал, что при подсчете необходимо учитывать коэффициент конкурентности в округе, так как ситуация в Чечне существенно отличается от Санкт-Петербурга или Свердловской области. Чем выше конкуренция, тем дороже кампания.

Политтехнолог напомнил, что на выборах Мосгордумы самые дорогие избирательные кампании прошли в округе №5 с наиболее острой политической конкуренцией, где баллотировались Максим Кац, Олег Сорока и Сергей Бабурин.

Поэтому Быстров предложил ввести коэффициент турбулентности от 0,5 до 1,5 — вполне возможно, что будут округа, где кампании будут достаточно дешевыми в отсутствие сильной конкуренции и для победы в них достаточно будет половины от названной суммы. Такие округа он отнес к регионам с низким уровнем конкуренции, таким как Кемеровская область, Белгородская область, субъекты Северного Кавказа.

Цена победы на выборах губернатора

Кандидаты в губернаторы и политические партии стали меньше тратить на проведение избирательных кампаний, следует из доклада «Политтехнологические итоги региональных выборов 2015 года». Средняя стоимость губернаторских выборов снизилась в полтора-два раза в зависимости от региона, утверждают авторы исследования. В прошлом году стоимость выборов руководителя «некрупного северо-западного региона» составила около 150 млн руб., в этом году цена на сопоставимой территории была ниже 100 млн руб., рассказал РБК один из составителей доклада. Выборы губернатора в крупном сибирском регионе в этом году стоили 300 млн руб. В другом похожем регионе Сибири в прошлом году кампания стоила более 350 млн руб., при том что курс доллара был существенно ниже, добавляет собеседник РБК.

Авторы доклада объясняют падение цены двумя факторами: сокращением финансовых возможностей кандидатов и партий, а также снижением привлекательности мандатов для представителей бизнеса. Речь идет о негласном запрете властей на использование депутатского мандата для удовлетворения деловых интересов, поясняет Минченко.

В округах Москвы и Петербурга, а также в Челябинской и Нижегородской областях, напротив, коэффициент турбулентности может составить 1,5, считает он.

С подсчетами Быстрова согласен политолог, директор Международного центра политической экспертизы Евгений Минченко.

Летом у него были более высокие оценки стоимости кампании в одномандатном округе, однако в ухудшившейся экономической ситуации Минченко ожидает, что политикам придется затянуть пояса, поэтому в 2016 году цифры будут примерно такие же.

Разрешенный лимит избирательного фонда одномандатников, который по закону составляет 15 млн руб., объективно меньше суммы, необходимой для победы в округе, отмечают политтехнологи. Они настаивают, что необходимо повысить лимит.

Затишье перед Думой: единый день голосования-2015. Фоторепортаж Еще 6 фото
Фотогалерея

По мнению электорального юриста Татьяны Лушниковой, стоимость победы в округе в среднем действительно составляет 100–150 млн руб., если все затраты монетизировать. Однако часть работы можно выполнить, задействовав нематериальные активы. В избирательной кампании используются четыре ресурса: личность кандидата, время, люди и деньги, отмечает эксперт, и они в той или иной мере могут друг друга заменять. Например, начав кампанию раньше официального старта, можно потратить больше времени и использовать меньше денег.

По мнению Минченко, самый простой легальный способ обойти лимит избирательного фонда — ранний старт кампании, когда к моменту формального начала избирательной кампании в конце июня кандидат выходит на узнаваемость по округу с рейтингом более 50%. С тех пор официальная кампания его может вестись уже в фоновом режиме. В этом смысле процедура праймериз, которая не предусматривает ограничений в объеме финансирования, — хороший ход, считает он. До подачи заявления кандидата в избирательную комиссию его деятельность законом не регламентируется.

Быстров считает, что решить проблему с недостаточной разрешенной суммой на финансирование кампании также можно путем задействования агитаторов и консультантов на волонтерских началах — закон этого не запрещает. Средства фонда могут пойти на оплату печатной продукции и рекламы в СМИ, добавляет он.

Политтехнолог Андрей Богданов уверен, что 100 млн руб. — цена кампании для очень узнаваемой фигуры. Если речь идет о малоузнаваемом в округе человеке, эта цифра как минимум удвоится, считает он. При этом если кандидат идет от «Единой России» и участвует в праймериз, его расходы автоматически растут, добавил Богданов.

Политологи заинтересованы в том, чтобы заработать денег, поэтому несколько завышают стоимость кампании, считает депутат Госдумы Дмитрий Гудков, который в сентябре планирует переизбираться по одному из округов Москвы.

Гудков оценивает свою кампанию примерно в 45 млн руб., однако цена может быть выше для новичков, которые вынуждены искать политтехнологов, набирать команду и рассказывать о себе избирателям, сказал он. Кроме того, многое зависит от стартовой узнаваемости кандидата и его популярности, добавил он. Депутат подчеркнул, что рассчитывает делать упор на фандрайзинг.

Выборы в Госдуму пройдут 18 сентября 2016 года. Половина мандатов будет распределена по партспискам, половина — по одномандатным округам.