Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Стоимость выборов в Госдуму для одномандатников оценили в 100 млн руб.
Лента новостей 11:26 МСК
В Совете Федерации сравнили саммит G7 со съездом советских времен Политика, 10:57 Intel купит создателя системы распознавания знаков для «УАЗ Патриот» Технологии и медиа, 10:36 Во Владимирской области напали на охранявшего склад Минобороны часового Общество, 10:35 Goldman Sachs пересмотрит систему оценки эффективности сотрудников Бизнес, 10:34 Сбербанк снизит ставки по кредитам для бизнеса Финансы, 10:29 Прокуратура Чечни сочла незаконным отказ расследовать атаку на Каляпина Политика, 10:03 АвтоВАЗ на два месяца прекратил выпускать Datsun Бизнес, 10:01 Турпоток из России в Грецию в марте вырос на 523% Общество, 09:48 Как это сделать: привлечь к себе внимание контролеров Павел Орловский эксперт сервиса для предпринимателей «Контур.Эльба» компании СКБ Контур Мнение, 09:47 В Японии отзовут 7 млн машин из-за подушек Takata Общество, 09:40 Цыгане, кладбище и море: истории купивших жилье за рубежом россиян Деньги, 09:32 ЦБ отозвал лицензии у двух столичных банков Бизнес, 09:10 «Газпрому» и «Роснефти» разрешат частично засекретить информацию Экономика, 09:05 ЦБ отозвал лицензию у столичного банка Бизнес, 08:59 Компания Дерипаски раскрыла статистику продаж «олимпийских» апартаментов Бизнес, 08:53 Ретейлеры предложат скидки до 90% на внеочередном «Киберпонедельнике» Технологии и медиа, 08:52 Аэропорт Токио закрылся из-за возгорания самолета Общество, 08:29 Последствия взрыва на тульском химзаводе полностью ликвидировали Общество, 08:26 В Токио пассажиров Korean Air эвакуировали из-за возгорания двигателя Общество, 08:08 Адвокат Ходорковского пожаловался на Россию в Совет Европы Политика, 08:03 Правительство включило «Башнефть» в прогнозный план приватизации Бизнес, 07:38 СМИ рассказали об отказе «Роснефтегаза» выкупить допэмиссию «РусГидро» Бизнес, 07:10 Лидеры G7 назвали глобальный рост экономики «приоритетной задачей» Экономика, 06:08 G7 выступила за продолжение санкционной политики в отношении России Политика, 06:02 Обама отправил в конгресс доклад по «сдерживанию противников в космосе» Политика, 05:08 Южная Корея открыла предупредительный огонь по двум суднам КНДР Политика, 04:58 «Опора России» призвала Медведева отключить мини-пивоварни от ЕГАИС Бизнес, 04:16
28 янв, 18:47
Елизавета Антонова
Стоимость выборов в Госдуму для одномандатников оценили в 100 млн руб.
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Выборы в России
Депутата Госдумы избили и ограбили во время отдыха Вчера, 11:11 ЦИК предложил расформировать избирком Барвихи после скандала на выборах 25 мая, 12:20 Еще 114 материалов
Для победы в одномандатном округе на выборах в Госдуму в 2016 году кандидату потребуется в среднем 100 млн руб., подсчитали политтехнологи. Это в разы больше разрешенного законом максимального размера избирательного фонда

​Свою оценку стоимости победы в одномандатном округе в России на выборах в Госдуму в 2016 году представил на пресс-конференции Российской ассоциации политических консультантов ее вице-президент, политтехнолог Петр Быстров. По его подсчетам, кампания стоит в среднем $10 на избирателя, умноженных​ на количество голосов, необходимых для победы в округе.

При среднем количестве избирателей в одномандатном округе 500 тыс. человек и ожидаемой явке в 50% кандидат должен будет заработать чуть больше 50% голосов среди 250 тыс. проголосовавших, то есть завоевать расположение по меньшей мере 125 тыс. избирателей в округе для гарантированной победы, отметил политтехнолог.

Таким образом, победа будет стоить кандидату $1,25 млн, сделал вывод он. При курсе 80 руб. за доллар в переводе в рубли бюджет кампании победителя в одномандатном округе составит в среднем около 100 млн руб.

Стоимость рассчитывается в долларах, потому что многие расходы долларовые — растут цены на бумагу, краску и другие импортные товары, необходимые для кампании, пояснил Быстров. В связи с девальвацией рубля сумма расходов в рублевом эквиваленте выросла, пояснил он.

Быстров указал, что при подсчете необходимо учитывать коэффициент конкурентности в округе, так как ситуация в Чечне существенно отличается от Санкт-Петербурга или Свердловской области. Чем выше конкуренция, тем дороже кампания.

Политтехнолог напомнил, что на выборах Мосгордумы самые дорогие избирательные кампании прошли в округе №5 с наиболее острой политической конкуренцией, где баллотировались Максим Кац, Олег Сорока и Сергей Бабурин.

Поэтому Быстров предложил ввести коэффициент турбулентности от 0,5 до 1,5 — вполне возможно, что будут округа, где кампании будут достаточно дешевыми в отсутствие сильной конкуренции и для победы в них достаточно будет половины от названной суммы. Такие округа он отнес к регионам с низким уровнем конкуренции, таким как Кемеровская область, Белгородская область, субъекты Северного Кавказа.

Цена победы на выборах губернатора

Кандидаты в губернаторы и политические партии стали меньше тратить на проведение избирательных кампаний, следует из доклада «Политтехнологические итоги региональных выборов 2015 года». Средняя стоимость губернаторских выборов снизилась в полтора-два раза в зависимости от региона, утверждают авторы исследования. В прошлом году стоимость выборов руководителя «некрупного северо-западного региона» составила около 150 млн руб., в этом году цена на сопоставимой территории была ниже 100 млн руб., рассказал РБК один из составителей доклада. Выборы губернатора в крупном сибирском регионе в этом году стоили 300 млн руб. В другом похожем регионе Сибири в прошлом году кампания стоила более 350 млн руб., при том что курс доллара был существенно ниже, добавляет собеседник РБК.

Авторы доклада объясняют падение цены двумя факторами: сокращением финансовых возможностей кандидатов и партий, а также снижением привлекательности мандатов для представителей бизнеса. Речь идет о негласном запрете властей на использование депутатского мандата для удовлетворения деловых интересов, поясняет Минченко.

В округах Москвы и Петербурга, а также в Челябинской и Нижегородской областях, напротив, коэффициент турбулентности может составить 1,5, считает он.

С подсчетами Быстрова согласен политолог, директор Международного центра политической экспертизы Евгений Минченко.

Летом у него были более высокие оценки стоимости кампании в одномандатном округе, однако в ухудшившейся экономической ситуации Минченко ожидает, что политикам придется затянуть пояса, поэтому в 2016 году цифры будут примерно такие же.

Разрешенный лимит избирательного фонда одномандатников, который по закону составляет 15 млн руб., объективно меньше суммы, необходимой для победы в округе, отмечают политтехнологи. Они настаивают, что необходимо повысить лимит.

Фотогалерея Затишье перед Думой: единый день голосования-2015 13 сентября в России прошли последние перед выборами Госдумы 2016 года региональные выборы. Они запомнятся избирателям неяркой агитацией и отсутствием в большей части кампаний электоральной... Показать 10 фотографий

По мнению электорального юриста Татьяны Лушниковой, стоимость победы в округе в среднем действительно составляет 100–150 млн руб., если все затраты монетизировать. Однако часть работы можно выполнить, задействовав нематериальные активы. В избирательной кампании используются четыре ресурса: личность кандидата, время, люди и деньги, отмечает эксперт, и они в той или иной мере могут друг друга заменять. Например, начав кампанию раньше официального старта, можно потратить больше времени и использовать меньше денег.

По мнению Минченко, самый простой легальный способ обойти лимит избирательного фонда — ранний старт кампании, когда к моменту формального начала избирательной кампании в конце июня кандидат выходит на узнаваемость по округу с рейтингом более 50%. С тех пор официальная кампания его может вестись уже в фоновом режиме. В этом смысле процедура праймериз, которая не предусматривает ограничений в объеме финансирования, — хороший ход, считает он. До подачи заявления кандидата в избирательную комиссию его деятельность законом не регламентируется.

Быстров считает, что решить проблему с недостаточной разрешенной суммой на финансирование кампании также можно путем задействования агитаторов и консультантов на волонтерских началах — закон этого не запрещает. Средства фонда могут пойти на оплату печатной продукции и рекламы в СМИ, добавляет он.

Политтехнолог Андрей Богданов уверен, что 100 млн руб. — цена кампании для очень узнаваемой фигуры. Если речь идет о малоузнаваемом в округе человеке, эта цифра как минимум удвоится, считает он. При этом если кандидат идет от «Единой России» и участвует в праймериз, его расходы автоматически растут, добавил Богданов.

Политологи заинтересованы в том, чтобы заработать денег, поэтому несколько завышают стоимость кампании, считает депутат Госдумы Дмитрий Гудков, который в сентябре планирует переизбираться по одному из округов Москвы.

Гудков оценивает свою кампанию примерно в 45 млн руб., однако цена может быть выше для новичков, которые вынуждены искать политтехнологов, набирать команду и рассказывать о себе избирателям, сказал он. Кроме того, многое зависит от стартовой узнаваемости кандидата и его популярности, добавил он. Депутат подчеркнул, что рассчитывает делать упор на фандрайзинг.

Выборы в Госдуму пройдут 18 сентября 2016 года. Половина мандатов будет распределена по партспискам, половина — по одномандатным округам. 

Другие материалы по теме
В Госдуме обсудили штрафы в 40 тысяч рублей для наблюдателей на выборах
Госдума ограничит число наблюдателей на выборах
Шлосберг займется разделением округов между демократами на выборах Думы
Соперники «Единой России» отложили предвыборную кампанию до весны