Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 11:46 МСК
В Дрездене взорвались две самодельные бомбы Общество, 11:11 На Ставрополье на дороге застрелили заместителя имама Общество, 11:09 Лучшие предложения рынка наличной валюты  11:00   USD НАЛ. Покупка 63,95 Продажа 64,00 EUR НАЛ. 71,86 71,91 Пассажирский Ан-24 выкатился за пределы полосы в аэропорту Пскова Общество, 10:52 Минфин временно отказался от ввода акцизов на сладкие напитки Общество, 10:44 Венесуэльский министр предупредил о возможном падении цены нефти до $20 Экономика, 10:42 VimpelСom подал к бывшему акционеру иск на €128,5 млн Бизнес, 10:35 Вымой сам: как в Россию пришел бум автомоек самообслуживания Свое дело, 10:33 Исландия осудила сближение самолетов ВВС России с гражданским лайнером Политика, 10:16 Бравада не удалась: почему Клинтон победила в первых дебатах Павел Демидов эксперт ЦСР, старший преподаватель МГИМО Мнение, 10:03 Националисты подали заявку на проведение «Русского марша» в Москве Политика, 10:02 Журналист Григорий Пасько сообщил о нападении в Барнауле Общество, 09:58 СМИ сообщили о готовящейся отставке главы ГУЭБиПК из-за дела Захарченко Общество, 09:51 Президент Колумбии подписал мирное соглашение с лидером повстанцев Политика, 09:43 Минэнерго рекомендовало не закрывать опасные угольные шахты Политика, 09:00 Трамп назвал российское ядерное оружие превосходящим американское Политика, 08:20 РЖД предсказали убыток в 142 млрд руб. в 2017 году Экономика, 08:03 Братья Чигиринские потребовали $217 млн с главы ММК Бизнес, 07:33 Всегда готова: как Клинтон обыграла Трампа на первых теледебатах Политика, 07:27 «Азбука вкуса» внедрила систему оплаты с помощью отпечатка пальца Бизнес, 06:49 СМИ узнали о планах ЕС выплачивать сирийским беженцам в Турции €30 Политика, 06:41 «Росгеология» решила стать госкорпорацией Бизнес, 05:43 На дебатах Клинтон обвинила Россию в кибератаках на США Политика, 05:40 Трамп и Клинтон обменялись обвинениями на первых теледебатах Политика, 05:00 Ограничение иностранной доли в видеосервисах не затронет соцсети Бизнес, 04:57 Пентагон заявил о необходимости ядерного оружия для сдерживания России Политика, 04:18 Disney начала подготовку к приобретению Twitter Бизнес, 03:58 Вдову застреленного на допросе друга Тамерлана Царнаева обвинили во лжи Общество, 03:26
Путин вернет Генпрокуратуре общий надзор над Следственным комитетом
26 сен 2014, 15:40
Алиса Штыкина
Путин вернет Генпрокуратуре общий надзор над Следственным комитетом
Это может создать сложности при расследовании коррупционных дел
Фото: ИТАР-ТАСС
Госдума начала работу над президентским законопроектом, который наделяет Генпрокуратуру новыми полномочиями. Основное новшество – прокуроры могут получить право общего надзора за Следственным комитетом.

Проект прошел предварительное согласование на Совете Госдумы. На этой неделе он постановил подготовить законопроект к рассмотрению и включить его в примерную программу работы нижней палаты парламента.

Президентские поправки в закон «О прокуратуре» передают Генпрокуратуре общий надзор за Следственным комитетом. Изменения коснутся п. 2 ст. 1 (Прокуратура РФ), п. 1 ст. 21 (Предмет надзора, глава «Прокурорский надзор») и п. 1 ст. 26 закона (Предмет надзора, глава «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина»).

Законопроект восстанавливает баланс между Генпрокуратурой и СКР через расширение полномочий прокурора по контролю за деятельностью следователя, считает научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Михаил Поздняков. Этот документ меняет систему сдержек и противовесов, усиливая власть прокуроров, вторит руководитель проекта «Общественная дума» Роман Терехин.

Разделение полномочий между Следственным комитетом и Генпрокуратурой проходило в два этапа. Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс и закон о прокуратуре 2007 года исключили из компетенции прокурора полномочия по процессуальному руководству следствием, но до начала 2011 года СКР оставался структурным подразделением Генпрокуратуры.

До этого времени у прокурора была возможность определять ход расследования, после 2007 года возникла ситуация, при которой указания прокурора утратили обязательность для следователя, вспоминает Поздняков. После отделения СКР в 2011 году прокуратура потеряла возможность вести самостоятельные следственные действия и вмешиваться в ход расследования, говорит партнер юрфирмы «ЮСТ» Александр Боломатов.

«Раньше прокуратура обладала широкими полномочиями, но потом их отобрали. Сейчас широких рычагов влиять на следствие нет, особенно остро это проявилось в деле подмосковных прокуроров, – говорит источник РБК в Следственном комитете. – Влияние прокуратуры осталось только на стадии вынесения обвинительного заключения, но и его можно обойти».

Если законопроект будет принят, прокурорам вернется часть полномочий. Они смогут требовать от следователей выполнения трудового законодательства, соблюдения закона о гостайне, государственной службе и других норм. Поправки уточняют положения закона о прокуратуре в части общего надзора за соблюдением прав работников СКР, сейчас место СКР в системе разделения властей не совсем понятно, говорит партнер практики по разрешению споров «Гольцбалт BLP» Рустам Курмаев.

Два года назад законопроект о распространении общего прокурорского надзора на сотрудников Следственного комитета уже поступал в Госдуму, но тогда его не стали рассматривать, рассказал РБК автор того законопроекта, член думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Поневежский («Единая Россия»).

В нынешней редакции закона СКР не подпадает под проверки Генпрокуратуры, которые она проводит в других ведомствах в рамках общего надзора. СКР считает, что надзор необходим только в рамках УПК, но это не так, говорит депутат. «Надеюсь, теперь этот пробел будет устранен, и Генпрокуратура сможет надзирать за СКР так же, как за всеми другими ведомствами», – отмечает он.

Полномочия прокурора в уголовном процессе, в том числе на стадии осуществления предварительного следствия, определяются Уголовно-процессуальным кодексом (в частности, ст. 37 УПК – права прокурора в уголовном процессе), законопроект его не затрагивает, указывает Курмаев.

С помощью этого закона прокуратура хочет вернуть себе влияние на следствие, не согласен источник в СКР. «Напрямую это сделать не удастся, но они дадут возможность ухудшить положение СКР, забюрократизировать процессы: влиять на трудовую дисциплину, постоянно требовать отчетность», – поясняет он.

Прокурор может получить возможность опосредованно влиять на процесс предварительного следствия через административные, хозяйственные и финансово-экономические проверки, считает Терехин. СКР будет работать как и прежде, но по резонансным делам голос Генпрокуратуры может стать более весомым, это может создать некоторые сложности при расследовании коррупционных дел, связанных с прокуратурой, предполагает Поздняков.

«Это президентский законопроект, и есть все основания полагать, что его быстро примут», – прогнозирует он.

Возможно, таким образом президент хочет сбалансировать расклад сил между Следственным комитетом и Генпрокуратурой небольшим усилением полномочий последней, предполагает политолог Станислав Белковский.

В Генпрокуратуре не ответили на запрос РБК.

Как Следственный комитет отделялся от прокуратуры

В июне 2007 года были приняты федеральные законы №87 «О внесении изменений в уголовно-процессуальный кодекс РФ и федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и №90 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Из компетенции прокуроров были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Следственный аппарат органов прокуратуры фактически стал самостоятельным ведомством — Следственным комитетом (СК) при прокуратуре. Председатель СК считался первым заместителем генерального прокурора, однако назначался и освобождался от должности решением Совета Федерации по представлению президента. Заместители председателя назначались и освобождались от должности также главой государства, но по представлению руководителя СК, а не генпрокурора. Глава СК самостоятельно определял кадровую политику, структуру и полномочия подразделений ведомства.

15 января 2011 года вступил в силу федеральный закон от 28 декабря 2010 года №403 «О Следственном комитете Российской Федерации», согласно которому ведомство подчинялось напрямую президенту, а для назначения главы СК более не требовалось одобрение Совета Федерации. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту закона, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры должно было «повысить объективность следствия».