Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Linkin Park выпустила заявление в связи со смертью Честера Беннингтона 21:19, Общество «Вертолеты России» не попали в топ-100 оборонных компаний 21:14, Политика СМИ сообщили о взрыве метана на шахте в Кемеровской области 20:44, Общество Встречу Путина с детьми посмотрели в интернете 6 млн человек 20:43, Политика Российские корпорации получили прямой выход на денежный рынок 20:36, Финансы Лавров заявил о загнавших себя на «высокий забор» американских политиках 20:06, Политика Новак заявил о возможности заместить продукцию Siemens на рынке России 20:04, Экономика Дело о растрате 2 млрд руб. в «Моем Банке» вернули в Следственный комитет 19:50, Общество Новичок «Манчестер Сити» стал самым дорогим защитником в мире 19:24, Спорт Из «Росгосцирка» за год уволили треть сотрудников 19:18, Общество Группа компаний «Продимекс» застраховала 9 тыс сотрудников 19:03, Пресс-релизы Forbes снизил оценку состояния экс-главы штаба Путина на ​$50 млн 18:54, Финансы Проходящие по делу о взятке сотрудники ФСБ заявили о своей невиновности 18:51, Общество «Коммерсантъ» узнал о предложениях Путина лидерам «нормандской четверки» 18:47, Политика Генпрокуратура поручила разыскать Слободина по линии Интерпола 18:40, Бизнес Бизнес пожаловался на предложение Минкульта взимать сбор с «умных» часов 18:20, Бизнес Больше чем деньги: как меняет экономику распространение криптовалют 18:13, Мнение ФСБ завершила обыски в офисе АЛРОСА 18:12, Общество Число погибших при перевозке в США мигрантов возросло до 10 человек 18:10, Общество Владелец Антипинского НПЗ выставил на продажу добычный бизнес 18:01, Бизнес Медведев не увидел изменений в жилой застройке за последние 45 лет 17:58, Общество Комитет Совфеда рекомендовал отклонить закон об отмене бесплатного багажа 17:52, Общество Полиция Швейцарии назвала имя нападавшего с бензопилой 17:40, Общество Валерий Карпин объяснил причины ухода с «Матч ТВ» 17:39, Спорт Неизвестные открыли стрельбу в ночном клубе в Парагвае 17:37, Общество Порошенко сообщил Путину, Макрону и Меркель о «кровавых» днях в Донбассе 17:32, Политика Автомобилистам в Москве начали выдавать номера с кодом региона 799 17:25, Общество Задержанную в Турции с матерью девочку вернули отцу 17:21, Политика
Несогласованный скандал: что мы узнали из удаленного интервью «Свободы»
Политика, 24 мая, 2015 21:05
0
Несогласованный скандал: что мы узнали из удаленного интервью «Свободы»
«Радио Свобода» опубликовало, а потом удалило интервью бизнесмена Максима Фрейдзона, в котором он обвинил Владимира Путина в коррупции. В Кремле заявляют, что западные СМИ готовят информационную атаку на президента
Владимир Путин. Архивное фото (Фото: ТАСС)

В субботу «Радио Свобода» опубликовало​ интервью с бывшим петербургским бизнесменом Максимом Фрейдзоном, который рассказал об участии Владимира Путина в коррупционных схемах в 1990-х годах в Петербурге. Спустя несколько часов этот текст был удален, однако он сохранился в архиве сайта Web.archive.org.

О чем рассказал Фрейдзон

В интервью Фрейдзон рассказал, как в 1994 году участвовал в создании российско-американского совместного предприятия по производству охотничьих и полицейских ружей. По его словам, была разработана специальная программа создания полицейского оружия, в связи с чем Фрейдзон якобы несколько раз встречался с Путиным (на тот момент руководителем комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга) и тот якобы получил от предпринимателя взятку.

Как утверждает Фрейдзон, речь шла о $10 тыс., которые якобы получил «помощник Владимира Владимировича Леша Миллер» (Алексей Миллер, нынешний глава «Газпрома»). По словам Фрейдзона, Путин якобы «просто писал сумму во время беседы». Бизнесмен отмечает, что «лично в руки денег Путину не давал».​

Фрейдзон также приводит слова своего покойного партнера Дмитрия Скигина, который утверждал, что Путин якобы получил 4% в совместной компании Фрейдзона и Скигина «Совэкс» (транспортно-заправочный комплекс петербургского аэропорта Пулково).

В 2014 году Фрейдзон, который является гражданином Израиля, подал в суд Южного округа штата Нью-Йорк иск к компаниям ЛУКОЙЛ, Lukoil North America, «Газпром», «Газпром нефть» и «Газпромнефть-Аэро». По словам Фрейдзона, он в партнерстве с ныне покойным бизнесменом Скигиным с 1994 года владел 29% компании «Сигма», которая контролировала 66% акций ЗАО «Совэкс». Как утверждал тогда Фрейдзон, в 1997 году лидер тамбовской ОПГ Владимир Барсуков (Кумарин) перевел «Совэкс» под свой контроль. В 2007–2008 годах под контроль ТЗК «Северо-Запад», принадлежавшей ООО «ЛУКОЙЛ-Аэро», перешло 98% акций «Совэкса», а затем 50% в ТЗК «Северо-Запад» приобрело ЗАО «Газпромнефть-Аэро». Фрейдзон отмечает, что глава «Газпрома» Миллер и глава «Газпром нефти» Александр Дюков, работавший в структурах Скигина, должны были знать о реальных владельцах «Совэкса».

Максим Фрейдзон. Скриншот видео радио «Свобода» (Фото: svoboda.org)

В марте 2015 года американский суд отказался рассматривать иск Фрейдзона, переадресовав его российскому правосудию. Причиной послужило ходатайство американской «дочки» ЛУКОЙЛа о переносе места рассмотрения дела.

В интервью Фрейдзон объяснил, что хочет судиться в США и убедить суд, что «в России сейчас судить команду Путина опасно и нет надежды на справедливое решение». Бизнесмен также отметил, что в «преступную группу», жертвой которой он якобы стал, входили «Владимир Кумарин, Алексей Миллер, Александр Дюков, Илья Трабер (сооснователь Петербургского нефтеналивного терминала)», а Путина в судебных документах он не упомянул, чтобы «не нагнетать политики в и без того сложное дело». Фрейдзон отметил, что не знает, как переоформлялся «Совэкс», однако, по его данным, до того как компанию приобрели «Газпром» и ЛУКОЙЛ, у нее было два владельца — Виктор Корытов (по словам Фрейдзона, «добрый друг Путина»), а также «Уланов», который, по данным Фрейдзона, являлся человеком Ильи Трабера.

Бизнесмен в интервью упоминает Геннадия Тимченко, который якобы работал «в команде» с Кумариным, Трабером и Скигиным. Организация Тимченко «Кинекс», по словам Фрейдзона, нуждалась в сбыте нефтепродуктов из Киришей, но мешало отсутствие инфраструктуры, поэтому все компании — экспортеры нефтепродуктов выполняли «условие», что «все нефтепродукты берутся только от Киришей». Фрейдзон отмечает, что в глаза Тимченко уважительно звали Геннадьичем, а за глаза — Гангреной (за его «привязчивость»).

«Радио ​Свобода» также приводит слова сына Дмитрия Скигина, Михаила Скигина, который сейчас является председателем совета директоров Петербургского нефтяного терминала. Скигин-младший не подтвердил, что Фрейдзон являлся совладельцем компании «Сигма», владевшей 66% «Совэкса». По словам Скигина, у его отца с Фрейдзоном был только один совместный проект, связанный с лотерейным бизнесом. Скигин-младший отметил, что у Дмитрия Скигина было «три или пять» компаний с названием «Сигма» — «на каждый проект отдельная компания». Михаил Скигин уточняет, что Фрейдзон был совладельцем только в той «Сигме», которая занималась лотереями, а не во всех остальных бизнесах Дмитрия Скигина.

Фрейдзон также рассказал, что в середине 1990-х он занимался российско-израильским проектом интернет-телефонии. Партнером Фрейдзона в этом проекте якобы был бывший гендиректор издательского дома «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев. В комментарии РБК Кудрявцев заявил, что у него не было совместного бизнеса с Максимом Фрейдзоном, а в проект его позвал его отец, Роберт Фрейдзон, который преподавал в Ленинградском электротехническом институте. «У нас было много общих знакомых, и в какой-то момент он заинтересовался моей интернет-деятельностью. Это был 1995-й или 1996 год. Я много лет занимался разработками в области интернет-телефонии, и Роберт предложил мне воплотить некоторые решения в их бизнесе. Но мы проработали несколько месяцев вместе и решили, что нам это не очень подходит. Так что дальше намерений не пошло», — заявил Кудрявцев. Кроме того, Кудрявцев отметил, что «был неблизко знаком» со Скигиным и может подтвердить, что они были знакомы с Фрейдзоном. Оценивать нынешние заявления Фрейдзона Кудрявцев не стал.

Владимир Путин. Архивное фото (Фото: ТАСС)

Причины удаления интервью

Через несколько часов интервью было удалено. «Публикация удалена по просьбе собеседника «Радио Свобода», опасающегося за свою безопасность. Приносим извинения», — говорится в сообщении радиостанции на странице, где было размещено интервью.

Главный редактор московского бюро «Свободы» Леонид Велехов рассказал РБК, что текст не был согласован с собеседником. «Не будем говорить о чьей-то вине. Предварительные согласования были. Но окончательно текст не был согласован, поэтому мы приняли такое решение, руководствуясь правилами этики», — сообщил он.

Велехов сомневается, что теперь текст вновь может появиться на сайте радиостанции. «Я не знаю, но дело уже сделано — текст снят, вряд ли Фрейдзон будет то просить его снимать, то согласовывать», — рассуждает главный редактор московского бюро радиостанции.

Реакция Кремля и «Газпрома»

В пресс-службе «Газпром нефти» сообщили РБК, что журналисты «Радио Свобода» не обращались за комментарием перед публикацией интервью с обвинениями в адрес Дюкова. Представитель «Газпрома» Сергей Куприянов сообщил, что к нему также никто не обращался. «Болтать — не мешки ворочать» — так он прокомментировал обвинения, выдвинутые против Миллера.

Днем ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков рассказал журналистам, что западные СМИ начинают информационную атаку на Путина. По словам Пескова, в Кремль поступили два информационных запроса от «уважаемой лондонской газеты» и от американского издания, которые он не назвал. По его словам, в обоих запросах частично «абсолютно совпадают» формулировки вопросов. Эти обращения, заявил пресс-секретарь, являются достаточно красноречивым подтверждением того, насколько для многих продолжает оставаться некомфортным Путин.​

Из слов Пескова следует, что вызвавшие раздражение Кремля запросы касались обвинений Фрейдзона. «Это касается одного эпизода, связанного с судом в южном округе штата Нью-Йорк. Там петербургский бизнесмен Максим Фрейдзон выдвигает различные обвинения, там же фигурирует и Дмитрий Скигин. И формулировки [в лондонском и американском изданиях] совершенно идентичные», — говорил пресс-секретарь президента журналистам.

Велехов подтвердил РБК, что бравшая интервью журналист радиостанции отправляла Пескову запрос. При этом он затруднился ответить, имел ли в виду пресс-секретарь запрос радиостанции.