Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 21:46 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  21:00   USD НАЛ. Покупка 64,55 Продажа 64,61 EUR НАЛ. 71,54 71,51 Суд арестовал главу Российского авторского общества Технологии и медиа, 20:35 Четыре краеведа ушли из комиссии Петербурга из-за моста Кадырова Общество, 20:22 Маршрутная карта: какие программы предлагают банки автовладельцам Деньги, 20:00 В Оренбуржье разбился легкомоторный самолет Общество, 19:55 Власти Москвы пообещали компенсацию за добровольный снос самостроя Бизнес, 19:43 Власти Карелии рассказали об игнорировании их жалоб на лагерь на Сямозере Политика, 19:42 Чубайс предложил поставить памятник Набиуллиной при инфляции в 5% Финансы, 19:34 Жириновский отказался брать на выборы половину депутатов фракции ЛДПР Политика, 19:16 У парламента Великобритании оцепили дороги из-за брошенного автомобиля Политика, 18:57 Минфин нашел способ сэкономить 260 млн руб. за счет бонусных миль Экономика, 18:51 Шанхайская биржа начала терять статус крупнейшего фондового рынка Китая Экономика, 18:49 Volkswagen выплатит от $5 тыс. до 10 тыс. жертвам «дизельгейта» Бизнес, 18:48 С июля в России начнут действовать минимальные цены на шампанское Экономика, 18:27 Кремль уточнил цитату из письма Эрдогана Путину Политика, 18:26 Путин анонсировал создание банка информации о террористах и экстремистах Политика, 18:22 МИД Польши потребовал отставки руководителей Еврокомиссии Политика, 18:03 Подозреваемого в убийстве пилота Су-24 оставили под стражей почти на год Политика, 17:31 Следствие попросило арестовать главу Российского авторского общества Технологии и медиа, 17:19 Владельцы подлежащих сносу павильонов в Москве написали письмо Путину Бизнес, 17:14 Адвоката Евгении Васильевой задержали во Внуково Общество, 16:58 Число российских туристов в Турции сократилось более чем в десять раз Общество, 16:43 В Чечне в районе Ханкалы подорвался контрактник Общество, 16:43 Сирийская война: почему не стоит рассчитывать на новые переговоры Леонид Исаев арабист, старший преподаватель Высшей школы экономики Мнение, 16:37 СМИ опубликовали видео сближения эсминца США с российским кораблем Политика, 16:18 «Ревизорро» назвали лучшим журналистским расследованием на премии ТЭФИ Технологии и медиа, 16:13 В Петербурге возбудили дело против директора детского лагеря Общество, 16:01 Сбербанк выбрал нового главу своего корпоративно-инвестиционного бизнеса Финансы, 15:54 Правительство предложило разрешить расчет в валюте в игорных зонах Общество, 15:51 Власти Москвы опубликовали новый список подлежащих сносу павильонов Бизнес, 15:24 Европарламент призвал Британию «немедленно» выйти из ЕС Политика, 15:10 Россия заявила об опасном сближении эсминца США с российским кораблем Политика, 15:04 Брэнсон раскрыл потери своего бизнеса после британского референдума Бизнес, 14:54 Инвесторы после Brexit начали скупать российские евробонды Финансы, 14:52 Москва заявила о давлении ЦРУ и ФБР на российских дипломатов Политика, 14:45 ЦБ не увидел больших проблем для России в связи с Brexit Экономика, 14:26 Японские истребители перехватили над Тихим океаном российские Ил-38 Политика, 14:23 Участника «гонки» с полицией отправили красить забор на детской площадке Общество, 14:15 Арестованный экс-глава «РусГидро» переизбран в совет директоров «Квадры» Бизнес, 14:14 Мэр Лондона потребовал большей автономии после референдума по Brexit Политика, 13:55 Суд оштрафовал виолончелиста за несанкционированную акцию в Москве Политика, 13:50 Кремль объявил о назначении нового главы службы безопасности президента Политика, 13:46 Потерянное дно: почему российская экономика не поддержала оптимистов Сергей Алексашенко старший научный сотрудник Института Брукингса (Вашингтон, США) Мнение, 13:40 ЦБ запустил сайт для голосования за дизайн купюр в 200 и 2000 руб. Финансы, 13:36 «Газпром» в июне поставил рекорд по экспорту газа Бизнес, 13:33 Эксперты назвали российские облигации «убежищем» в условиях Brexit Экономика, 13:18 Собянин объявил о сносе еще более 100 павильонов в Москве Общество, 13:13 Анкара отказалась платить компенсацию за сбитый Су-24 Политика, 13:04 Под Иваново молоковоз столкнулся с маршруткой Общество, 13:02 Кремль назвал послание Эрдогана Путину «очень важным шагом» Политика, 12:59 Глава британского Минфина предупредил о повышении налогов после Brexit Экономика, 12:52 В Петербурге задержали замглавы управления Росавтодора Общество, 12:49 Бывший президент Татарстана увидел в законе Яровой «предвыборный угар» Политика, 12:47 Курс евро на завтра  12:46 EUR ЦБ 71.7117 -0.2303 Курс доллара на завтра  12:46 USD ЦБ 64.8095 -0.2493 Шотландия и Гибралтар начали обсуждать варианты сохранения членства в ЕС Политика, 12:22 В России в 2018 году заложат новейшую неатомную подлодку Политика, 12:17 Бывшего замглавы Росморречфлота обвинили в мошенничестве на 60 млн руб. Общество, 12:06 Часы Cartier в Великобритании подешевели на $15 тыс. после референдума Общество, 11:46 В России впервые возбудили уголовное дело из-за закона об «агентах» Политика, 11:45 Чистая прибыль ВТБ с начала 2016 года составила 1,8 млрд руб. Финансы, 11:38 Как это сделать: назначить самому себе зарплату Ольга Аввакумова эксперт сервиса «Контур.Эльба» компании «СКБ Контур» Мнение, 11:38 На юго-востоке Турции рядом с полицейским автомобилем прогремел взрыв Политика, 11:26 Хедж-фонды поставили на дальнейшее падение фунта Финансы, 11:18 Фондовые рынки потеряли $3 трлн после Brexit Финансы, 11:05 США депортировали в Россию разыскиваемого с 1998 года подозреваемого Общество, 11:04 Белых назвал свое задержание «подставой» Политика, 10:49 В Испании по подозрению в отмывании денег задержаны несколько россиян Общество, 10:41 Биржевой курс доллара опустился ниже 65 руб. Финансы, 10:35 Главу Российского авторского общества задержали после ночного допроса Технологии и медиа, 10:14 IKEA отзовет 29 млн комодов в США из-за гибели трех детей Бизнес, 09:51 В Госдуме предложили ввести уголовное наказание за «дискредитацию России» Политика, 09:51 Эксперты предсказали убытки АЗС из-за рекордных биржевых цен на бензин Экономика, 09:23 Жительница США отсудила у Microsoft $10 тыс. за обновление до Windows 10 Технологии и медиа, 09:17 Елизавета II пошутила в ответ на вопрос о своем самочувствии Политика, 08:47 Вылетевший из Екатеринбурга в Анапу Boeing вернулся из-за неисправности Общество, 08:20 Власти запретили детский лагерь на острове под Владивостоком Общество, 08:00 В Дагестане обнаружили взорванный автомобиль с телами двух мужчин Общество, 07:20 Литва призвала не ослаблять санкции против России после Brexit Политика, 06:33 Банк Китая понизил юань до минимального значения за пять с половиной лет Экономика, 05:53 Президент Аргентины попросил Месси остаться в сборной Общество, 05:51 Минэкономики предложило передать обмен водительских прав МФЦ Общество, 04:48 Volkswagen направит $15 млрд на урегулирование «дизельного скандала» Бизнес, 04:44 СМИ сообщили об изъятых по делу Внешпромбанка килограммах драгоценностей Финансы, 03:41 Госдеп подтвердил проблемы с американскими дипломатами в России Политика, 02:27 Скончался актер Бад Спенсер Общество, 02:20 Завод по производству картофеля фри построят в России вопреки санкциям Бизнес, 01:51 СМИ узнали о возможной продаже доли МТС в узбекском сотовом операторе Технологии и медиа, 01:27 Турция заявила о готовности выплатить компенсацию за сбитый Су-24 Политика, 01:13 Во Франции восстановили самописец разбившегося лайнера EgyptAir Общество, 01:08 Семь месяцев в ссоре: сколько Россия и Турция потеряли на конфликте Экономика, 00:57 Порошенко прокомментировал извинение Эрдогана в послании Путину Политика, 00:35 Гибкий союз или супергосударство: что решит первый саммит ЕС после Brexit Политика, 00:35 Исход из Лондона: куда может переместиться главный финансовый хаб Европы Финансы, 00:29 В Йемене десятки человек погибли в результате атак ИГИЛ Политика, Вчера, 23:55 Fitch понизило рейтинг Великобритании после Brexit Экономика, Вчера, 23:32 В Москве избили актера сериала «Интерны» Общество, Вчера, 23:18 В Анапе скончался экс-чемпион мира по боям без правил Амар Сулоев Общество, Вчера, 23:04 Эрдоган предсказал быстрое улучшение отношений с Россией Политика, Вчера, 22:46 Кадыров призвал Турцию возместить ущерб за сбитый Су-24 Политика, Вчера, 22:45 Акции европейских компаний продолжили падение Финансы, Вчера, 22:35 Как это работает: сколько приносит гостевой дом в Крыму Свое дело, Вчера, 22:06 «Газпрому» создали условия для выигрыша одного из крупных месторождений Бизнес, Вчера, 22:03 Поклонская согласилась перейти в Госдуму в случае избрания Политика, Вчера, 21:53 «Большая четверка» сотовых операторов попросила отклонить закон Яровой Технологии и медиа, Вчера, 21:46 S&P понизило рейтинг Великобритании на две ступени Экономика, Вчера, 21:33 Россия и Грузия договорились об освобождении ряда граждан двух стран Политика, Вчера, 21:30 Суд вернул в МВД материалы о нападении экс-чиновника на девушку на Арбате Общество, Вчера, 21:23 Майские данные по ВВП оказались «сильно хуже ожиданий» Экономика, Вчера, 20:42 Аналитики Bank of America повысили оценку акций «Яндекса» на 18% Технологии и медиа, Вчера, 20:23 В Европе поприветствовали возможное вступление Шотландии в ЕС Политика, Вчера, 20:14 Россия передала Франции материалы о кoррупции в IAAF Общество, Вчера, 19:46 Российские банкиры останутся в Лондоне после Brexit Финансы, Вчера, 19:26 В Еврокомиссии снизят использование английского языка в выступлениях Политика, Вчера, 19:21 В Турции возобновили дело против подозреваемого в убийстве пилота Су-24 Политика, Вчера, 19:05 Никита Белых дал первое после ареста интервью в СИЗО «Лефортово» Политика, Вчера, 18:51 В Союзе туриндустрии извинения Эрдогана встретили «визгом радости» Общество, Вчера, 18:44 Адвокат обжаловал арест экс-главы «РусГидро» Политика, Вчера, 18:18 Ужесточение нормативов ЦБ обойдется банкам в полтриллиона рублей Финансы, Вчера, 18:11 Бизнес-омбудсмен вступился за арестованного экс-главу «РусГидро» Бизнес, Вчера, 18:08 СМИ рассказали о жалобах дипломатов США на российские спецслужбы Политика, Вчера, 18:00 Адвокаты обжаловали арест губернатора Никиты Белых Политика, Вчера, 17:52 Российский суд вернул украинской компании нефтебазу в Крыму Общество, Вчера, 17:49 Турция заявила о договоренности с Россией об улучшении отношений Политика, Вчера, 17:37 Анкара анонсировала переговоры глав МИД России и Турции в Сочи Политика, Вчера, 17:30 «Единая Россия» утвердила свой список на выборах в Госдуму Политика, Вчера, 17:14 Источники в Турции подтвердили извинения Эрдогана за сбитый Су-24 Политика, Вчера, 17:10 Инвесторы назвали новые объекты для вложений после Brexit Экономика, Вчера, 16:51 Миронов предложил заменить чиновников на их «успешных» жен Политика, Вчера, 16:38 СМИ сообщили о задержании президента АО «Евразийский» Общество, Вчера, 16:31 Власти Подмосковья предложили изымать объекты долгостроя без суда Бизнес, Вчера, 16:26 Хорватия обойдет Британию по привлекательности паспорта после Brexit Общество, Вчера, 16:20 Эрдоган в послании к Путину извинился за сбитый Су-24 Политика, Вчера, 16:10 Двигатель севшего в Москве самолета отказал из-за попадания птицы Общество, Вчера, 16:06 Бывшего премьера Молдавии приговорили к девяти годам тюрьмы Политика, Вчера, 15:54 Авторские полмиллиарда: в чем подозревается Российское авторское общество Технологии и медиа, Вчера, 15:39 «Справедливая Россия» включила в список на выборы только половину фракции Политика, Вчера, 15:30 В Подмосковье перевернулся автовоз с автомобилями BMW Общество, Вчера, 15:25 Самолет с отказавшим двигателем благополучно приземлился в Домодедово Общество, Вчера, 15:15 Минобороны ответило на слова об «экзистенциальной угрозе» России для США Политика, Вчера, 15:15 Игоря Сечина не включили в совет директоров «РусГидро» Бизнес, Вчера, 15:12 Развилка для блокчейна: как сообщество Ethereum решит проблему утечки Микаэл Горский основатель и генеральный директор издательской группы «Точка» Мнение, Вчера, 15:07 АФК «Система» купит у государства 17% своей «дочки» в Индии Технологии и медиа, Вчера, 15:00 Суд отклонил прошение брата Навального об условно-досрочном освобождении Политика, Вчера, 14:51 Путин назвал «Единую Россию» точкой сборки страны Политика, Вчера, 14:38 ФСБ займется делом об избиении оппозиционных активистов в Петербурге Политика, Вчера, 14:36 Турция и Израиль договорились о восстановлении отношений Политика, Вчера, 14:32 Лужков стал доверенным лицом кандидата в депутаты Госдумы от Крыма Политика, Вчера, 14:22 Пассажирский самолет приготовился к аварийной посадке в Домодедово Общество, Вчера, 14:17 Водителя ударившего девушку экс-чиновника арестовали на 15 суток Общество, Вчера, 14:04 Володин стал единственным чиновником Кремля в партсписке единороссов Политика, Вчера, 14:02 Европа 2.0: почему Евросоюзу нужны новые политики Ярослав Шимов историк Мнение, Вчера, 13:48 Советы по правилам: Госдума узаконила статус инвестиционных консультантов Деньги, Вчера, 13:48 Поклонскую включили в список кандидатов в депутаты Госдумы Политика, Вчера, 13:47 Премию Дода предложили разделить между акционерами «РусГидро» Бизнес, Вчера, 13:35 В Кирове назначили исполняющего обязанности губернатора вместо Белых Политика, Вчера, 13:33 СКР завершил расследование дела экс-главы «Роснано» Технологии и медиа, Вчера, 13:31 В доме главы Российского авторского общества начались обыски Технологии и медиа, Вчера, 13:25 Шведский SEB AB назвал рубль привлекательной валютой на фоне Brexit Финансы, Вчера, 13:24 В Московской области автобус столкнулся с грузовиком Общество, Вчера, 13:13 Nordgold изменил юрисдикцию с Нидерландов на Великобританию Бизнес, Вчера, 13:09 Власти Украины ответили на сообщения о проблемах с электроэнергией Экономика, Вчера, 13:07 Матвиенко предрекла прекращение санкций ЕС в нынешнем виде до конца года Политика, Вчера, 12:52 Кремль заявил о «непредсказуемом времени» после референдума по Brexit Политика, Вчера, 12:51 СМИ узнали о продаже оружия ЦРУ для сирийских повстанцев на черном рынке Политика, Вчера, 12:47 Против экс-советника заммэра Москвы завели дело после конфликта на Арбате Общество, Вчера, 12:43 Координатор блокады Крыма отверг обвинения в подготовке диверсии Общество, Вчера, 12:29 «Аэрофлот» занял второе место по онлайн-продажам Бизнес, Вчера, 12:17 Адвокат Белых заявил о невыдаче разрешения на встречу с подзащитным Общество, Вчера, 12:08 Премьер-министр Латвии заявил о борьбе за «души» русскоязычного населения Общество, Вчера, 12:01 В Российское авторское общество пришли с обыском Технологии и медиа, Вчера, 11:59 Brexit и будущее Европы: основные риски Джордж Сорос Председатель правления Института «Открытое общество» (Фонда Сороса) Мнение, Вчера, 11:55 ВЭБ продаст за долги построенный к Олимпиаде отель Radisson Blu Бизнес, Вчера, 11:18 На открытии торгов евро упал на 70 коп. Финансы, Вчера, 11:14 Министр обороны Грузии отменила призыв в армию Политика, Вчера, 11:08 Инвестор Джим Роджерс оценил перспективы золота и доллара после Brexit Финансы, Вчера, 10:58 Миллиардер Джордж Сорос заработал на Brexit Финансы, Вчера, 10:31 Девять человек пострадали в результате ДТП во Владимирской области Общество, Вчера, 10:25 В московском метро задержали мужчину с дымовыми шашками Общество, Вчера, 10:05 Курс британского фунта к доллару снизился на 2% Финансы, Вчера, 10:05 В Москве задержали устроивших стрельбу мужчин на Gelandewagen Общество, Вчера, 10:05 СКР попросил США допросить экс-главу антидопингового центра в Москве Общество, Вчера, 09:35 СКР рассказал о решении директора лагеря в Карелии не звонить спасателям Общество, Вчера, 09:24 В СКР ответили на заявления о незаконности возбуждения дела против Белых Политика, Вчера, 08:40 Пять человек погибли после столкновения поезда с автомобилем в США Общество, Вчера, 08:14 Месси решил закончить карьеру в сборной после поражения в Кубке Америки Общество, Вчера, 07:56 Работникам приморского «Радиоприбора» выплатили часть долгов по зарплате Общество, Вчера, 07:26 Партийные пункты: как «Единая Россия» переписывала предвыборную программу Политика, Вчера, 07:10 Глава МВФ призвала Британию и ЕС «подавить неопределенность» после Brexit Политика, Вчера, 06:57 Председатель правления банка «Югра» покинет свой пост Бизнес, Вчера, 06:36 КНДР потребовала от Южной Кореи прекратить провокации в устье реки Ханган Политика, Вчера, 06:30 СМИ узнали о просьбе «Роснефти» отсрочить повышение пошлин на мазут Бизнес, Вчера, 05:24 В Сингапуре при посадке загорелся пассажирский Boeing Общество, Вчера, 04:54 Киеву придется переплачивать за электроэнергию из России Политика, Вчера, 04:29 СМИ сообщили о планах Евтушенкова купить отели сына экс-главы РЖД Бизнес, Вчера, 04:26 Олланд и Меркель обсудили последствия Brexit Политика, Вчера, 03:52 Правительство предложило новую площадку для размещения госзаказа Экономика, Вчера, 03:28
15 дек 2015, 19:51
Александр Артемьев, Георгий Макаренко
Окно в Европу: как Китай запустил новый «Шелковый путь» в обход России
Фото: REUTERS 2015
Китай запустил проект доставки грузов из Азии в Европу в обход России. Это лишь часть инфраструктурной инициативы «Шелковый путь», для финансирования которой Пекин выделил $40 млрд

​Путь через Каспий

В воскресенье из Китая в Грузию прибыл первый железнодорожный состав, отправленный в рамках международного проекта «Шелковый ветер». Транзитный поезд с контейнерным грузом должен продолжить путь в Турцию — грузы должны быть доставлены из грузинского порта Поти. Грузинский премьер Ираклий Гарибашвили, встречавший состав на станции Тбилиси-Централь, заявил тогда: «Я рад, что символически наш поезд украшен флагами Грузии, Азербайджана, Турции, Казахстана и ЕС. Мы можем в беспрецедентно короткие сроки, за восемь—десять дней, принять грузы в Грузии, затем за три—пять дней — в разных странах Европы».

Церемония была широко разрекламирована в грузинских и азербайджанских СМИ, она прошла как раз накануне начавшегося в понедельник визита российского премьера Дмитрия Медведева в Китай. Доцент МГИМО и директор Российского центра исследований АТЭС Наталья Стапран в беседе с РБК связала два этих события: не исключено, что Пекин использовал активное освещение проекта «Шелковый ветер» в прессе как политический жест, чтобы добиться от Москвы уступок на правительственных переговорах. «В действительности проход этого поезда — рабочее, ожидаемое событие в контексте планов Китая по налаживанию двустороннего сотрудничества с бывшими республиками СССР», — заявила РБК Стапран.

Маршрут, который должен связать Китай и Казахстан через Каспийское море c Азербайджаном, Грузией, Турцией, а далее с Европой, был разработан в 2013 году и получил название «Шелковый ветер». Он был предложен Казахстаном и поддержан как заинтересованными странами — членами СНГ, так и китайской стороной, и Евросоюзом. ЕС, который финансирует программу TRACECA (Транспортный коридор Европа — Кавказ — Азия), подключился к этому проекту, оказав помощь при подготовке технической документации. Как заявил ИА Trend национальный секретарь программы сотрудничества в области транспорта TRACECA по Азербайджану Акиф Мустафаев, «создание консорциума позволит ускорить и скоординировать работу по транспортировке грузов из Китая в Европу».

На полную мощь маршрут должен заработать после запуска в эксплуатацию железной дороги Баку — Тбилиси — Карс (Турция). В середине октября глава ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Джавид Гурбанов называл датой сдачи ноябрь 2016 года. Пока что грузовые контейнеры из Китая, доставляющиеся в казахстанский порт Актау и далее следующие в Баку, будут оттуда следовать в порты Грузии, а затем контейнеровозами переправляться в Турцию.

Пробный пуск маршрута состоялся еще в феврале 2015 года, говорил на тбилисском форуме «экономического пояса Шелкового пути» в сентябре Гарибашвили. В июле тестовый контейнерный поезд Nomadexpress прошел по маршруту Шихэцзы (КНР)  — Достык (Казахстан)  — Актау — Аляты (Азербайджан), проделав 3,5 тыс. км через Казахстан и Каспийское море за пять суток. Он доставил вагоны-платформы, рассчитанные на перевозку 82 контейнеров весом по 20 т.

«Трансазиатско-кавказский поезд позволяет сократить время в пути в пять раз по сравнению с морскими перевозками. Если, к примеру, для морских перевозок из Китая требуется 40–45 дней, то по новому железнодорожному маршруту грузы прибудут из Китая в Грузию в течение девяти дней», — указывал в своем докладе «Роль транспортных и транзитных коридоров в обеспечении международного сотрудничества в целях устойчивого развития» (*.pdf) в сентябре этого года генсек ООН Пан Ги Мун. В документе он ссылался на данные, предоставленные в том числе грузинским правительством.

В ноябре этого года сотрудничество пошло дальше: в Стамбуле представители Азербайджана, Грузии, Казахстана, Китая и Турции учредили совместный консорциум по транспортировке грузов из Китая в Европу в обход России. В предприятие вошли Mishgeng Logistics (Китай), казахстанская «дочка» «КТЖ экспресс» (железнодорожной компании «Казахстан темир жолы»), Азербайджанское каспийское морское пароходство, азербайджанская Karvan Logistics и Trans Caucasus Terminals («дочка» «Грузинской железной дороги»). Турция в консорциуме представлена в качестве ассоциированного члена. Прибывший в воскресенье в Тбилиси из Китая поезд был первым пробным составом, оператором железнодорожного сообщения выступил консорциум.

Как предполагает Игбал Хусейнов, замруководителя «Азербайджанских железных дорог», по транскаспийскому маршруту может проходить до 54 млн т грузов в год. К 2020 году этим путем в Турцию и Европу может быть доставлено до 300–400 тыс. контейнеров, заявил он в начале декабря на конференции в Одессе. С 2016 года консорциум рассчитывает начать перевозку грузов через Украину в Северную и Восточную Европу — на том, чтобы использовать мощности одесского порта, настаивает губернатор Одесской области Михаил Саакашвили.

Шелковые сети

Транскаспийский маршрут не единственный перспективный железнодорожный путь из Китая в Европу, находящийся в разработке. С 2011 года налажено сообщение между китайским Чунцином и немецким Дуйсбургом: общая протяженность пути составляет 11,2 тыс. км, и прежде чем достичь Германии, китайский поезд проходит по территории Казахстана, России и Польши. С момента запуска сообщения по этому направлению Китай перевез по нему грузов общей стоимостью $2,5 млрд. Грузовое железнодорожное сообщение с Европой всего имеют 11 китайских городов — крупнейших индустриальных хабов.

Фотогалерея Семь секретов китайского экономического чуда Экономика Китая обогнала США по ВВП, пересчитанному в доллары по паритету покупательной способности, следует из обновленной 7 октября базы макроэкономических прогнозов МВФ. И хотя Поднебесная пока не вырвалась... Показать 7 фотографий

Толчок к развитию инфраструктурных проектов дала амбициозная концепция «экономического пояса Шелкового пути», сформулированная председателем КНР Си Цзиньпином в сентябре 2013 года в ходе его турне по странам Центральной Азии.

Эта концепция предполагает развитие экономического сотрудничества на континенте за счет строительства транспортной инфраструктуры. Повышение ее эффективности вкупе с устранением торговых барьеров должно привести к росту объемов взаимной торговли в регионе, а также повысить роль национальных валют, прежде всего китайского юаня, во взаимных экономических операциях. Кроме того, реализация инфраструктурных проектов должна дать толчок развитию малонаселенных и отстающих с экономической точки зрения внутренних провинций Китая, от Внутренней Монголии до Синьцзян-Уйгурского автономного района.

Для развития инфраструктурных проектов по инициативе Китая учрежден фонд «Шелкового пути» объемом $40 млрд, соучредителями которого выступили Центробанк Китая, другие госбанки и госкорпорации.

Основную ставку Пекин делает именно на железнодорожное сообщение — эта отрасль выбрана в качестве основной экспортной отрасли. «Предполагается, что железные дороги будут локомотивом увеличения экспорта китайского высокотехнологичного оборудования», — писали (*.pdf) замдиректора ИМЭМО РАН Василий Михеев, завсектора того же института Сергей Луконин и корейский исследователь Чже Сун Хун.

Вслед за китайскими железнодорожниками в регионы должны прийти производители оборудования, программного обеспечения, провайдеры инжиниринговых и прочих услуг, а также банки, страховые и прочие компании, описывают стратегию экспансии КНР эксперты.

«Стратегия «Шелкового пути» — это стратегия стимулирования китайского экспорта, — объяснял РБК профессор Свободного университета Брюсселя Джонатан Хольслаг. — Большинство железных дорог и инфраструктурных проектов, сооруженных при содействии Китая, служат составной частью такой модели торговли, при которой у Китая складывается профицит в торговле, а у других стран — дефицит торгового сальдо». На эту стратегию Пекин будет работать следующие 10–15 лет.

Кроме того, по мнению Михеева и его коллег, в задачи «Шелкового пути» входит и обеспечение Китаем своей энергобезопасности — страна высокозависима от поставок энергоносителей. Так, в 2013 году, по оценкам Министерства земельных и природных ресурсов Китая, зависимость КНР от поставок нефти составила 57%, а к 2020 году этот показатель может вырасти до 66% с перспективой дальнейшего увеличения.

По итогам 2013 года, по официальным данным, Китай импортировал 280 млн т нефти. Из них 10,17 млн т (86 млн барр.) приходилось на Казахстан. Сырье поступало по трубопроводу, связывающему Центральный Казахстан и Северо-Западный Китай, его протяженность составляет 745 км. Туркменистан в 2013 году обеспечивал 52% потребности КНР в газе. В 2014 году Китай покупал до 100 млрд куб. м газа у среднеазиатских государств. Весной 2014 года стало известно, что китайская нефтегазовая компания CNPC намерена вложить в промышленную зону на юге Туркменистана $4 млрд.

Российское правительство на этой неделе одобрило межправсоглашение с Китаем о покупке 9,9% акций «Ямал СПГ» у НОВАТЭКа, сообщил руководитель ФАС Игорь Артемьев. Покупателем выступил как раз фонд «Шелкового пути».

Вместе с «Газпромом»

Помимо этого Китай развивает сотрудничество с российским «Газпромом». В мае глава «Газпрома» Алексей Миллер и вице-президент Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) Ван Дунцзинь подписали соглашение об основных условиях поставок газа из России в КНР по западному маршруту.

Рамочное соглашение о поставках по западному маршруту было подписано в ноябре 2014 года и предусматривает ежегодную поставку в Китай 30 млрд куб. м газа с месторождений Западной Сибири по газопроводу «Алтай».

Место России

«Шелковый путь» и продвигаемая Россией концепция евразийской интеграции на базе Евразийского экономического союза, несмотря на все взаимные заверения из Пекина и Москвы, вряд ли можно признать взаимодополняемыми. Китайское руководство при этом постоянно подчеркивает, что проект подразумевает исключительно экономическую кооперацию и не имеет целью какую-либо политическую интеграцию.

Экономически интересы двух проектов уже сталкиваются. Так, в Пекине озабоченность вызывает созданный по инициативе Москвы на пространстве СНГ Таможенный союз (ТС, помимо России в него входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия). Формирование единых тарифов на ввоз китайской продукции в эти страны может негативно сказаться на перспективах роста объемов взаимной торговли Казахстана и Киргизии с Китаем. Как подсчитали еще в 2012 году эксперты Европейского банка реконструкции и развития, повышение тарифов на 2% может привести к сокращению китайского импорта в страны ТС на 2–3%.

Как отмечают в ИМЭМО, ТС постепенно ужесточает торговый режим с Китаем. В последние годы Евразийская экономическая комиссия неоднократно начинала расследования в отношении китайских производителей, вводя в отношении их антидемпинговые пошлины. Только в 2015 году ЕЭК ввела антидемпинговые пошлины среди прочего на китайские стальные бесшовные трубы (применяются для бурения и эксплуатации нефтяных и газовых скважин), шины для грузовых автомобилей, продукцию плоского холоднокатаного нержавеющего проката, гусеничные бульдозеры и лимонную кислоту.

При этом Россия уже несколько лет как проигрывает Китаю экономическую конкуренцию на пространстве Центральной Азии. Объем двусторонней торговли Китая со странами Центральной Азии в 2013 году составил $50,3 млрд, в 2014-м на фоне экономического замедления — $46 млрд. При этом в прошлом году Пекин одобрил выделение Астане инвестиционного пакета объемом $30 млрд, Ташкент получил $15-миллиардную сделку, общий объем экономической помощи Киргизии составил $3 млрд.

Объем же российских инвестиций в регион в 2013–2014 годах составил всего $15 млрд, а объем товарооборота, по данным Росстата и Федеральной таможенной службы, — $30,5 млрд в 2013-м и $27,8 млрд в 2014 году.

Одним из вызовов китайского проекта эксперты ИМЭМО считают окончательное превращение России в «игрока № 2» в этом регионе. «Впервые Россия оказывается в роли ведомого игрока, то есть Китай будет более жестко отстаивать свои экономические интересы», — утверждают они.

Даже само развитие железнодорожной сети региона в тех формах, в которых видят ее в Пекине, может существенно сказаться на перспективах включения дальневосточных регионов России в экономическое сотрудничество с Европой. «В случае вероятного прохождения основной железнодорожной ветки «Шелкового пути» по российской территории через Оренбург или Челябинск остальная часть Транссиба и БАМ останется незадействованной. Большую часть транзитных платежей будет получать Казахстан», — говорят эксперты ИМЭМО.

Театр одного актера

Но пока о транспортно-инфраструктурных прорывах Китая говорить рано. В 2014 году двусторонний объем торговли Китая с Евросоюзом, по данным Еврокомиссии, составил €466 млрд ($619 млрд по среднегодовому курсу). Из них на железнодорожные перевозки по заказу грузовладельцев, по данным китайских таможенных органов, приходилось только $4,9 млрд, указывала в ноябре The South China Morning Post.

По многим факторам железнодорожное сообщение по этому маршруту нерентабельно и уступает морским перевозкам, говорит РБК Стапран. Как отмечает The Wall Street Journal (WSJ), железная дорога никогда не заменит морские перевозки. Составом могут перевозиться самое большее несколько сот контейнеров, в то время как контейнеровозы могут принять груз в 18 тыс. контейнеров.

Максимальная масса груза обычного 40-футового контейнера составляет 9,6 т. Стоимость перевозки такого контейнера железнодорожным транспортом — $8 тыс. Перевозка такого же контейнера морским путем обошлась бы около $3 тыс., а доставка эквивалентного груза воздухом обошлась бы в $37 тыс., рассчитало специализированное издание JOC.com.

«Соотношение между ценой и скоростью делает поставки железнодорожным транспортом целесообразными при перевозке дорогостоящих экспортируемых Китаем в Европу товаров, таких как лэптопы, или импортируемых оттуда, например комплектующие для автомобилей», — отмечала WSJ. В случае с направлением Чунцин — Дуйсбург Китай, например, поставляет комплектующие к продукции Hewlett Packard.

Более того, утверждает Стапран, если брать проект «Шелковый ветер», то в настоящее время это направление не оснащено соответствующей инфраструктурой, например разгрузочными терминалами. «Протянутая дорога — это лишь сотая часть того, что необходимо для эффективной и выгодной перевозки грузов. Пока что это можно рассматривать лишь как пилотный проект», — говорит РБК эксперт.

SCMP приходит к выводу, что пока «Шелковый путь» показал «медленный старт». Логистические компании столкнулись с трудностями в европейских городах при заполнении опустевших контейнеров экспортируемыми из стран ЕС товарами. По данным China Railways, за первую половину 2015 года в европейском направлении из Китая было отправлено 200 составов, обратно с грузами прибыло только 50.

«Только несколько контейнеров возвращаются в течение месяца, мы даже не можем заполнить состав», — цитирует издание Гуна Цинхуа, директора по продажам одной из компаний-грузоперевозчиков, работающих на направлении Иу (провинция Чжэцян)  — Мадрид. В направлении Испании из этого промышленного города, специализирующегося на производстве сувенирной продукции, в месяц отправляется восемь заполненных составов. На европейскую продукцию в Иу просто нет спроса, утверждает Гун.

Другой фактор — структура европейского импорта в Китай: если в ЕС легко доставлять железной дорогой товары широкого потребления, то в обратном направлении поставки европейской продукции тяжелого машиностроения ж/д осуществлять нельзя. По данным Европейской комиссии (*.pdf), в структуре китайского экспорта в ЕС в 2014 году 12,3% составляли текстильные товары (вторая позиция после продукции машиностроения — 46,6%), а еще 9,2% — «разные готовые изделия». Евросоюз же экспортировал в первую очередь машины и оборудование (31,8%), во вторую — транспортное оборудование (26,3%). Свою роль играет и настороженность европейцев в отношении китайских логистических компаний, приводит SCMP мнение главы консалтинговой компании Silk Route Rail Дэррила Хедэуэя.

По словам Ли Гана, сотрудника Института европейских исследований Китайской академии общественных наук, как минимум в течение следующих трех-четырех лет железнодорожные перевозки между Китаем и Европой не будут коммерчески прибыльны. До сих пор этот мегапроект был «театром одного актера» для Пекина, но «Шелковый путь» — это долгосрочная стратегия для Китая», считает Ли Ган. По его словам, потенциал железнодорожного сообщения Китая с Европой огромен, поскольку отношения между КНР и ЕС «вступают в золотую эру».

При участии Александра Ратникова