Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Лидеры рейтинга РБК 500 11:29, Фотогалерея  Украина оплатила России судебные издержки по иску на $3 млрд 11:28, Экономика Расчеты С-400 отработали прикрытие гражданских целей в Сибири 11:15, Общество Как овладеть навыками ведения переговоров 11:12, РБК и Mitsubishi Electric В Telenor назвали стоимость продаваемого пакета акций VEON 11:03, Бизнес Google и HTC объявили о сделке на $1,1 млрд 11:03, Технологии и медиа Экс-премьер Казахстана досрочно вышел из колонии 10:58, Политика Большинство россиян заявили о необходимости работы школьных психологов 10:49, Общество Ученые обнаружили уникальный космический объект между Марсом и Юпитером 10:42, Технологии и медиа Рекордная голевая серия «Реала» прервалась на 74-м матче 10:37, Спорт В Думе оценили объем средств на оздоровление Бинбанка 10:27, Финансы Сын Караченцова объяснил перевод артиста в реанимацию 10:08, Общество Статью бывшего сотрудника «ВКонтакте» об иске Дурова удалили 10:02, Общество ОНЭКСИМ Михаила Прохорова продал проект «Сноб» его гендиректору 10:00, Технологии и медиа Трамп похвалил систему здравоохранения несуществующей Намбии 09:52, Политика Правительство утвердило программу переселения соотечественников 09:51, Общество Забайкальские шахтеры прекратили голодовку после выплаты зарплаты 09:44, Общество В Минобороны назвали сроки освобождения Дейр-эз-Зора 09:37, Политика ЦБ объявил о санации Бинбанка 09:23, Финансы 500 крупнейших компаний: анонс свежего номера журнала РБК 09:05, Бизнес Кадыров рассказал об установлении «истины» Москальковой в Чечне 08:47, Общество ЦБ отозвал лицензию у связанного с экс-главой ВДВ банка 08:46, Финансы На московской ТЭЦ обнаружили муляж взрывного устройства 08:12, Общество Зеркало застоя: что нужно знать о новом рейтинге РБК 500 08:06, Экономика Лидеры не меняются: 30 главных фактов о рейтинге РБК 500 08:05, Экономика Рост выручки крупнейших компаний России замедлился в три раза 08:03, Экономика Москвичи против безработных: кто проиграл выборы в столице 08:00, Политика Владелец Бинбанка заявил о попадании в «ножницы падающего рынка» 07:57, Финансы
Протестующие под Москвой дальнобойщики решили сменить тактику
Акция дальнобойщиков на МКАД, 06 дек, 2015 21:06
0
Протестующие под Москвой дальнобойщики решили сменить тактику
После неудачных попыток блокировать МКАД дальнобойщики избрали новую тактику. Они пытаются организовать постоянный протестный лагерь у въезда в Москву и обсуждают создание независимого профсоюза
Дальнобойщики, выступающие против системы «Платон», на парковке торгового центра «Мега-Химки» (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Протест остановился

Добравшиеся до Москвы дальнобойщики решили поменять тактику: вместо попыток блокирования МКАД разрозненными группами они разбили лагерь на подступах к столице, в Химках, и будут пытаться оттуда донести свою позицию до СМИ и чиновников, рассказала выбранная протестующими в качестве пресс-секретаря студентка журфака Таисия Никитенко. У торгового центра «Мега Химки» еще в пятницу закрепились около 20 фур — наиболее организованные дальнобойщики из Петербурга и Ленинградской области, а также примкнувшие к ним делегаты из других регионов.

Позднее к ним попытались присоединиться дальнобойщики, подъехавшие к Москве с юга по трассе М4 «Дон». Однако сотрудники ГИБДД не пустили на парковку новые фуры. В ночь на воскресенье на подъезде к торговому центру полиция установила знак «Въезд для грузового транспорта запрещен». Рядом с фурами дежурят бойцы ОМОНа и сотрудники ГИБДД. Несмотря на это, водители фур у ТЦ «Мега Химки» продолжают держать связь с коллегами, которые прибыли из южных регионов, и готовы стоять до тех пор, пока плата за проезд по федеральным дорогам большегрузных машин не будет полностью отменена.

Сейчас водители, столкнувшиеся с проблемой координации своих действий и потерей авторитета существующих лидеров, обсуждают возможность создания собственного независимого профсоюза, рассказала РБК Никитенко. По мнению собравшихся в Химках и их сторонников, прежний лидер протеста Александр Котов дискредитировал себя своей нерешительностью.

63-летний председатель Межрегионального профессионального союза водителей-профессионалов (МПВП) Александр Котов на своем сайте уверяет, что работал дальнобойщиком с 1989 года как предприниматель без образования юридического лица. В мае 1998 года создал и возглавил профсоюз дальнобойщиков. В феврале 2015 года Котов принимал участие в акции «Антимайдан». МПВП поддержал первые выступления дальнобойщиков, но уже 17 ноября лидер профсоюза Александр Котов обнародовал заявление с призывом «прекратить акции гражданского неповиновения и приступить к перевозке грузов». В заявлении говорилось, что требование МПВП об отказе от системы «Платон» поддержали КПРФ и Национально-освободительное движение (НОД). В своем интервью «Радио Свобода» Котов уже говорил о риске перерастания протестов в «неуправляемую реакцию» и «гражданскую войну». Сам Котов оказался недоступен для комментариев по телефону в воскресенье.

Уступки сделаны

Масштабный протест в Москве был анонсирован еще в начале прошлой недели, однако глава Межрегионального профсоюза дальнобойщиков Александр Котов призвал водителей большегрузов «дать президенту возможность прекратить этот бардак», отменив «Платон», и положить конец социальным волнениям до 3 декабря. Дальнобойщики рассчитывали услышать о своих проблемах в ежегодном послании президента Федеральному собранию, однако Владимир Путин обошел их своим вниманием.

В пятницу в Кремле вновь подчеркнули, что проблемы водителей фур не стоят в повестке дня администрации президента. Эти вопросы должны рассматриваться между профильным ведомством — Министерством транспорта — и «непосредственно теми, у кого есть вопросы», сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он рекомендовал журналистам обратить внимание на уже сделанные дальнобойщикам уступки. «Я бы, честно говоря, в первую очередь обратил внимание на сегодняшнее рассмотрение вопроса в Думе о сокращении штрафов, о тех мерах, которые были приняты», — сказал Песков.

В пятницу Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях закон, предполагающий снижение штрафов для водителей грузовиков весом больше 12 т почти в 100 раз. В соответствии с поправками, штрафы за неоплату проезда большегрузов по федеральным трассам снизят до 5 тыс. руб. за первое нарушение и до 10 тыс. — за повторное. Изначально введенные штрафы составляли соответственно — 450 тыс. руб. и 1 млн руб.

Затор, образовавшийся в пятницу на внешней стороне Кольцевой автодороги возле пересечения с Ленинградским шоссе, многие СМИ приняли за начавшуюся в ответ на незначительные уступки властей акцию протеста. Однако пробка оказалась результатом «спецмероприятий» ГИБДД — как утверждал источник РБК в правительстве, движение перекрыли ради официального кортежа.

Дальнобойщики заняли МКАД: как водители грузовиков протестуют в Москве Еще 2 фото
Фотогалерея

Как шахтеры

Протест дальнобойщиков с самого начала был излишне эмоциональным, что не только придавало дальнобойщикам мощный импульс для самоорганизации, но делало их легким объектом для манипуляций, рассуждает политолог Михаил Виноградов. «Люди, убежденные в своей правоте, полагали, что все встанут на их сторону в очевидной, с их точки зрения, борьбе добра со злом и «Платон» отменят», — объясняет Виноградов нерешительность легко поддающихся уговорам «подождать» водителей.

Однако ответственные чиновники также показали себя абсолютно не готовыми прогнозировать и успокаивать протест, считает эксперт. По его мнению, возможность уступок всегда закладывается в любое непопулярное решение чиновников, но разумно было бы пойти на снижение штрафов и тарифов сразу после возмущенной реакции водителей, не дожидаясь протестных акций. Неправильно власти восприняли и неслучившуюся акцию на МКАД, говорит Виноградов. По его словам, новым импульсом для акций дальнобойщиков может стать последовавшее заявление министра транспорта Максима Соколова об отсутствии реальных экономических причин для протеста водителей.

Протесты дальнобойщиков уже можно сравнивать с выступлениями шахтеров в 1990-е, констатирует политолог Константин Калачев. В этой ситуации корректно ведут себя представители правоохранительных органов, с одной стороны, не пуская большую часть фур к Москве, с другой — «избегая ненужных эксцессов», уверен Калачев. По его словам, отчасти это можно объяснить сочувствием рядовых сотрудников требованиям «работяг». В итоге, уверяет эксперт, принятый властью подход идти на частичные уступки, противодействуя массовым акциям, но не слишком жестко, может свести протест на нет. Однако полное игнорирование темы президентом может подорвать по-прежнему существующую среди этого отряда рабочего класса веру «в хорошего царя с плохими боярами», заключил политолог.

Полиция не пускает новые фуры к лагерю дальнобойщиков около торгового центра «Мега» в Химках