Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 14:09 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  14:00   USD НАЛ. Покупка 56,79 Продажа 56,77 EUR НАЛ. 63,70 63,75 В фонде Навального извинились за ошибки в ролике о Ковальчуке Политика, 13:53 Путин продлил срок полномочий бизнес-омбудсмена Титова Общество, 13:43 «Диссернет» не пустили на заседание президиума ВАК Общество, 13:39 Полиция пришла с обысками к координатору «Открытой России» в Казани Политика, 13:34 HRW узнала о роли главы парламента Чечни в издевательствах над геями Общество, 13:33 Давнее дело: откуда появилось обвинение Усманова в изнасиловании Политика, 13:27 Песков ответил на заявления о дистанцировании Кремля от реновации Политика, 13:25 «Дождь» рассказал о недвижимости родни и окружения Кадырова в Москве Политика, 13:24 Курс евро на завтра  13:16 EUR ЦБ 63.6689 +0.6573 Курс доллара на завтра  13:16 USD ЦБ 56.756 +0.6859 Кремль заявил об отсутствии «четкой позиции» по административной амнистии Политика, 13:15 В Кремле рассказали о позиции Путина по Украине на встрече с Макроном Политика, 13:04 Россиян предупредили о «критическом» уровне угрозы терактов в Британии Политика, 13:02 Профсоюзы попросили проверить положение рабочих из КНДР на «Зенит Арене» Политика, 13:02 Кремль отказался считать проверку компании Учителя «методом давления» Политика, 12:59 Теннисист Марат Сафин станет советником Вячеслава Володина Политика, 12:53 На юге Москвы частично обрушилась крыша административного здания Общество, 12:52 В России появится новый тип визы для иностранцев Политика, 12:51 Шестикратный чемпион MotoGP Росси попал в больницу после аварии Спорт, 12:46 МИД назвал кризис отношений с НАТО глубочайшим со времен холодной войны Политика, 12:38 Госдума приняла закон Яровой о «группах смерти» Общество, 12:31 В «Единой России» назвали проверки чиновников из-за родных неправомерными Политика, 12:21 Суд отказался признать бездействие Заксобрания Петербурга по Исаакию Политика, 12:20 «Система» отдаст производство вакцины от гепатита структуре «Ростеха» Бизнес, 12:19 «Реал» и «Манчестер Юнайтед» обменяются игроками Спорт, 12:11 Поклониться мощам Николая Чудотворца захотели 72% россиян Общество, 12:08 Поклонская объяснила обращениями граждан проверки фильма и студии Учителя Политика, 12:03
6 дек 2015, 21:06
Максим Солопов, Елизавета Антонова
Протестующие под Москвой дальнобойщики решили сменить тактику
Дальнобойщики, выступающие против системы «Платон», на парковке торгового центра «Мега-Химки» Фото: Олег Яковлев / РБК
Протест дальнобойщиков
Минтранс объяснил необходимость повышения тарифа в системе «Платон» 2 ноя 2016, 16:38 Инкассаторы ЦБ попросили исключить их из «Платона» ради безопасности 8 июл 2016, 17:29 Еще 103 материала
После неудачных попыток блокировать МКАД дальнобойщики избрали новую тактику. Они пытаются организовать постоянный протестный лагерь у въезда в Москву и обсуждают создание независимого профсоюза

Протест остановился

Добравшиеся до Москвы дальнобойщики решили поменять тактику: вместо попыток блокирования МКАД разрозненными группами они разбили лагерь на подступах к столице, в Химках, и будут пытаться оттуда донести свою позицию до СМИ и чиновников, рассказала выбранная протестующими в качестве пресс-секретаря студентка журфака Таисия Никитенко. У торгового центра «Мега Химки» еще в пятницу закрепились около 20 фур — наиболее организованные дальнобойщики из Петербурга и Ленинградской области, а также примкнувшие к ним делегаты из других регионов.

Позднее к ним попытались присоединиться дальнобойщики, подъехавшие к Москве с юга по трассе М4 «Дон». Однако сотрудники ГИБДД не пустили на парковку новые фуры. В ночь на воскресенье на подъезде к торговому центру полиция установила знак «Въезд для грузового транспорта запрещен». Рядом с фурами дежурят бойцы ОМОНа и сотрудники ГИБДД. Несмотря на это, водители фур у ТЦ «Мега Химки» продолжают держать связь с коллегами, которые прибыли из южных регионов, и готовы стоять до тех пор, пока плата за проезд по федеральным дорогам большегрузных машин не будет полностью отменена.

Сейчас водители, столкнувшиеся с проблемой координации своих действий и потерей авторитета существующих лидеров, обсуждают возможность создания собственного независимого профсоюза, рассказала РБК Никитенко. По мнению собравшихся в Химках и их сторонников, прежний лидер протеста Александр Котов дискредитировал себя своей нерешительностью.

63-летний председатель Межрегионального профессионального союза водителей-профессионалов (МПВП) Александр Котов на своем сайте уверяет, что работал дальнобойщиком с 1989 года как предприниматель без образования юридического лица. В мае 1998 года создал и возглавил профсоюз дальнобойщиков. В феврале 2015 года Котов принимал участие в акции «Антимайдан». МПВП поддержал первые выступления дальнобойщиков, но уже 17 ноября лидер профсоюза Александр Котов обнародовал заявление с призывом «прекратить акции гражданского неповиновения и приступить к перевозке грузов». В заявлении говорилось, что требование МПВП об отказе от системы «Платон» поддержали КПРФ и Национально-освободительное движение (НОД). В своем интервью «Радио Свобода» Котов уже говорил о риске перерастания протестов в «неуправляемую реакцию» и «гражданскую войну». Сам Котов оказался недоступен для комментариев по телефону в воскресенье.

Уступки сделаны

Масштабный протест в Москве был анонсирован еще в начале прошлой недели, однако глава Межрегионального профсоюза дальнобойщиков Александр Котов призвал водителей большегрузов «дать президенту возможность прекратить этот бардак», отменив «Платон», и положить конец социальным волнениям до 3 декабря. Дальнобойщики рассчитывали услышать о своих проблемах в ежегодном послании президента Федеральному собранию, однако Владимир Путин обошел их своим вниманием.

В пятницу в Кремле вновь подчеркнули, что проблемы водителей фур не стоят в повестке дня администрации президента. Эти вопросы должны рассматриваться между профильным ведомством — Министерством транспорта — и «непосредственно теми, у кого есть вопросы», сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он рекомендовал журналистам обратить внимание на уже сделанные дальнобойщикам уступки. «Я бы, честно говоря, в первую очередь обратил внимание на сегодняшнее рассмотрение вопроса в Думе о сокращении штрафов, о тех мерах, которые были приняты», — сказал Песков.

В пятницу Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях закон, предполагающий снижение штрафов для водителей грузовиков весом больше 12 т почти в 100 раз. В соответствии с поправками, штрафы за неоплату проезда большегрузов по федеральным трассам снизят до 5 тыс. руб. за первое нарушение и до 10 тыс. — за повторное. Изначально введенные штрафы составляли соответственно — 450 тыс. руб. и 1 млн руб.

Затор, образовавшийся в пятницу на внешней стороне Кольцевой автодороги возле пересечения с Ленинградским шоссе, многие СМИ приняли за начавшуюся в ответ на незначительные уступки властей акцию протеста. Однако пробка оказалась результатом «спецмероприятий» ГИБДД — как утверждал источник РБК в правительстве, движение перекрыли ради официального кортежа.

Фотогалерея Дальнобойщики заняли МКАД: как водители грузовиков протестуют в Москве ​4 декабря дальнобойщики, выступающие против взимания платы с большегрузов через систему «Платон», выехали на МКАД. Колонна из грузовиков сформировалась на севере... Показать 6 фотографий

Как шахтеры

Протест дальнобойщиков с самого начала был излишне эмоциональным, что не только придавало дальнобойщикам мощный импульс для самоорганизации, но делало их легким объектом для манипуляций, рассуждает политолог Михаил Виноградов. «Люди, убежденные в своей правоте, полагали, что все встанут на их сторону в очевидной, с их точки зрения, борьбе добра со злом и «Платон» отменят», — объясняет Виноградов нерешительность легко поддающихся уговорам «подождать» водителей.

Однако ответственные чиновники также показали себя абсолютно не готовыми прогнозировать и успокаивать протест, считает эксперт. По его мнению, возможность уступок всегда закладывается в любое непопулярное решение чиновников, но разумно было бы пойти на снижение штрафов и тарифов сразу после возмущенной реакции водителей, не дожидаясь протестных акций. Неправильно власти восприняли и неслучившуюся акцию на МКАД, говорит Виноградов. По его словам, новым импульсом для акций дальнобойщиков может стать последовавшее заявление министра транспорта Максима Соколова об отсутствии реальных экономических причин для протеста водителей.

Протесты дальнобойщиков уже можно сравнивать с выступлениями шахтеров в 1990-е, констатирует политолог Константин Калачев. В этой ситуации корректно ведут себя представители правоохранительных органов, с одной стороны, не пуская большую часть фур к Москве, с другой — «избегая ненужных эксцессов», уверен Калачев. По его словам, отчасти это можно объяснить сочувствием рядовых сотрудников требованиям «работяг». В итоге, уверяет эксперт, принятый властью подход идти на частичные уступки, противодействуя массовым акциям, но не слишком жестко, может свести протест на нет. Однако полное игнорирование темы президентом может подорвать по-прежнему существующую среди этого отряда рабочего класса веру «в хорошего царя с плохими боярами», заключил политолог.

Полиция не пускает новые фуры к лагерю дальнобойщиков около торгового центра «Мега» в Химках