Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 5:06 МСК
В Мурманске пассажирский самолет выкатился за пределы взлетной полосы Общество, 04:25 Ретейлеры предложили схему продажи алкоголя через интернет-магазины Бизнес, 04:08 Киев осудил психиатрическую экспертизу задержанных в Крыму украинцев Политика, 03:47 Glencore раскрыл детали сделки по покупке акций «Роснефти» Бизнес, 03:19 Госдеп рассказал о переговорах Керри и Лаврова в Гамбурге Политика, 02:45 Коалиция США нанесла удар по госпиталю в иракском Мосуле Политика, 02:08 Женщины-депутаты попросили отпустить их с заседания Госдумы кормить мужей Политика, 02:02 В Москве возбудили уголовное дело после падения лифта в поликлинике Общество, 01:18 В Минобрнауки сменился глава департамента науки и технологий Политика, 00:49 ЦСКА пропустил три гола в последнем матче под руководством Слуцкого Спорт, 00:39 В московских аэропортах отменили более 80 рейсов Общество, 00:31 В Пакистане на месте крушения самолета нашли «черный ящик» Общество, 00:15 Москва примет решение о расширении тротуаров на основе данных соцсетей Общество, 00:01 Период распада: последний декабрь Союза. 8 декабря 1991 года Политика, 00:00 Сечин доложил Медведеву о продаже пакета акций «Роснефти» Политика, Вчера, 23:37 SpaceX возобновит пуски ракет в январе 2017 года Технологии и медиа, Вчера, 23:06 Футбол. Лига чемпионов. «Тоттенхэм» — ЦСКА. Онлайн Спорт, Вчера, 22:45 Кредитные мошенники атаковали микрофинансовые организации в интернете Финансы, Вчера, 22:37 RT получит более 1 млрд руб. на запуск канала на французском языке Технологии и медиа, Вчера, 22:18 Путин призвал не допустить скачка на валютном рынке от продажи «Роснефти» Финансы, Вчера, 22:13 Москвичи заплатят больше половины налога на имущество по новым правилам Экономика, Вчера, 22:00 Ренци покинул пост премьер-министра Италии Политика, Вчера, 21:59 McKinsey оценила последствия замедления экономики для российских банков Финансы, Вчера, 21:14 Акционеры ЛУКОЙЛа утвердили выплату промежуточных дивидендов Бизнес, Вчера, 21:14 Сечин доложил Путину о завершении приватизации «Роснефти» Бизнес, Вчера, 21:05 Госдума поддержала сокращение темпов роста зарплат медикам Экономика, Вчера, 20:48 Роспотребнадзор уточнил сообщение о закрытии кафе «Му-Му» в Москве Общество, Вчера, 20:46 Суд признал банкротом банк из первой сотни Финансы, Вчера, 20:41
25 фев 2015, 00:05
Елена Краузова
Движением руки: как Surfancy хочет заработать на виртуальной реальности
Дмитрий Литманович Фото: Олег Яковлев/РБК
На старте
Все в кассу: как Cassby желает заработать на сервисе для малого бизнеса 26 апр, 01:23 Квартира-онлайн: сможет ли стартап заменить агентов по недвижимости 18 апр, 22:46 Еще 24 материала
Выпускники МИЭТа придумали, как извлечь деньги из любой поверхности, превратив ее в сенсорный экран

Братья Дмитрий и Андрей Литмановичи больше десяти лет занимались сенсорными экранами и создали простое устройство Surfancy стоимостью $1 тыс., способное превратить в сенсорный экран любую поверхность шириной в несколько метров. Их стартап, ключевыми клиентами которого могут стать ретейлеры и рекламные агентства, уже привлек инвестиции у сингапурского венчурного фонда. В 2015 году братья готовятся продать до 8 тыс. устройств, заработав на эт​​​ом более $4 млн.

Виртуальность где угодно

По данным американской исследовательской фирмы InfoTrends, компании, использующие интерактивные дисплеи для оформления своих витрин или как носитель наружной рекламы, увеличивают известность своего бренда на 48%, объемы продаж – на 32%, а среднюю сумму чека – на 30%. Но широкоформатные экраны для интерактивных витрин и видеостен – удовольствие не из дешевых, их цена может достигать сотен тысяч долларов. Инженеры из Зеленограда, братья Андрей и Дмитрий Литмановичи, и их однокурсник Бахит Алиев создали систему Surfancy (от анг. Surface fancy – причудливая поверхность), которая способна «научить» любую поверхность «откликаться» на действия пользователя. Ее размеры могут достигать 1х5 м, цена при этом – в пределах $1 тыс. за шт.

Что такое Surfancy

Еще студентами Московского института электронной техники (МИЭТ) Андрей и Дмитрий Литмановичи работали над защитой сенсорных экранов платежных терминалов и игровых автоматов. В итоге инженеры создали собственную технологию. Устройство Surfancy состоит из двух вертикальных планок-излучателей. Между планками, расставленными на расстоянии до 6–8 м, возникает видимое глазу поле толщиной 5–10 мм. Идентификация прикосновения происходит за счет того, что микрокомпьютер «видит» пересечение сенсорной плоскости пальцами и определяет координаты образующихся от них полутеней. При установке планок не надо точно вымерять их положение, достаточно поставить их друг напротив друга, поэтому Surfancy может работать с поверхностью любого типа или вообще без поверхности. Например, на основе этой технологии можно сделать интерактивную торговую полку. Surfancy может воспроизводить аудио и видео, показывать изображения и запускать сторонние приложения (например игры) – в этом режиме система начинает работать как мультитач-скрин.

«Геймификация и интерактивность уличной рекламы обеспечивает ей большую привлекательность и эффективность», – рассказывает РБК Дмитрий Литманович. В качестве примеров он приводит Nike, которая в рамках своей кампании предложила прохожим измерить «силу» прыжка и затем сохранить результаты, Diesel, которая дала возможность проходящим мимо витрины изменить «погоду» за окном виртуального дома, и Сбербанк, предложивший посетителям одного из своих отделений «разморозить» окно, чтобы заглянуть в теплую комнату.

Создатели Surfancy считают, что их технология будет в первую очередь востребована для уличных рекламных кампаний. Системы, существующие на рынке сейчас, не столь прочны: резистивные экраны недолговечны из-за быстрого выхода из строя пленки и небольшого «времени жизни» каждой точки, а емкостные и проекционно-емкостные чувствительны к температуре.

По словам создателей технологии, у Surfancy нет этих недостатков, система позволяет осуществлять контакт с пользователем сквозь прозрачное стекло. Электронно-оптическая часть Surfancy размещается с обратной стороны стекла, а два отражающих элемента – снаружи. То, что устройство находится внутри, повышает противовандальную безопасность. Кроме того, такое решение не требует изменения первоначального формата и дизайна витрины. Surfancy может работать автономно на литий-ионных аккумуляторах (до 12 часов в активном режиме и до 48 часов – в спящем), связываясь с пользовательским компьютером по Bluetooth. Но основным преимуществом, по мнению создателей технологии, остается гибкость в использовании и универсальность: при «закрепленной» высоте витрины (до 1 м) ее длину можно легко изменять.

Surfancy в цифрах

5–10 мм составляет толщина сенсорного поля, создаваемого Surfancy

От 50 до 100 измерений в секунду Surfancy проводит, чтобы определять положение пальцев

6–8 метров может достигать длина сенсорного поля

$1 тыс. будет стоить устройство для участников рынка рекламы, на который первоначально
выйдет стартап

В $100–150 устройство обойдется обычным пользователям

$4,2 млн дохода создатели Surfancy ожидают к концу года

$85 тыс.​ стартап привлек в качестве инвестиций

Источник: данные компании

Звонок из Сингапура

Летом 2013 года Литмановичи представили свою разработку в рамках программы «Зворыкинский проект». На технологию обратил внимание российско-сингапурский акселератор стартапов HaxAsia, проект получил от него финансирование в размере 35 тыс. сингапурских долларов (венчурный партнер HaxAsia Валентин Бутюгин уточнил РБК, что Surfancy было предоставлено финансирование в эквиваленте 1,3 млн руб.). Еще $50 тыс., по словам Дмитрия Литмановича, предоставило агентство по развитию при Минсвязи Сингапура – Media Development Authority. Для продвижения на международных рынках в мае 2014 года братья Литмановичи и Бахит Алиев на паритетных началах создали в США компанию SensArt Technologies. В ближайшие месяцы SensArt будет вести испытания технологии в одном из магазинов Сингапура. Сейчас, по словам основателей, компания ведет переговоры с несколькими венчурными фондами о привлечении $200 тыс. в обмен на 10% компании – эти деньги нужны для запуска массового производства на одном из зеленоградских заводов.

На деньги, полученные от первых инвесторов, в 2014 году Surfancy произвела пилотную партию устройств. Первые два были поставлены родному МИЭТу, несколько тестовых устройств Surfancy также продала рекламным компаниям. Пока в общей сложности на продажах стартап в 2014 году заработал около $20 тыс. Одновременно компания собирает предзаказы на своем сайте. Ориентировочная цена системы высотой 1 м составляет около $1 тыс. В эту цифру входит лицензия на стандартный функционал системы. За возможность сбора статистики и просмотр тепловой карты придется доплачивать отдельно. Для типовой версии Surfancy чистая рентабельность от продаж составит не менее 30%, говорит Дмитрий Литманович. По его словам, с момента запуска владельцы Surfancy получили около 300 предзаказов на Surfancy, подавляющее большинство – от b2b клиентов-рекламных компаний.

Для выхода на операционную рентабельность, по словам Литмановича, стартапу нужно продать в 2015 году 1 тыс. устройств, но рассчитывает он продать 6 тыс. устройств в b2b-сегменте и еще 2 тыс. устройств – частным клиентам. Выручка за 2015 год в случае успеха этого плана должна составить $4,2 млн (без учета колебаний курса). В России, по словам Литмановича, у Surfancy уже появился первый крупный клиент: достигнута предварительная договоренность о поставке около 1 тыс. устройств одному из сотовых операторов «большой тройки» (какому именно, компания не раскрывает), который хочет установить системы в точках продаж.

Домашняя виртуальность

В Surfancy думают, что сенсорная поверхность будет интересна не только рекламистам, но и частным пользователям. Основатели стартапа планируют сделать беспроводную версию Surfancy с упором на работу в мобильных приложениях и использование интерактивной стены. С такой стены в доме или в офисе (ей станет любая поверхность с наклеенными стикерами или рисунками в сенсорной зоне) можно будет установить статус в соцсетях, найти телефон в адресной книге, управлять плеером и т.д. Адаптация устройства для «квартирного» использования обойдется в $50–100 тыс., продавать адаптированную версию в рамках краудфандинга они планируют по $80 (она будет меньше и включать не все первоначально заложенные функции), ее розничная цена может составить $100-150. Дмитрий Литманович признает, что выход на «домашнего» пользователя преследует скорее маркетинговые, чем коммерческие цели: на этом рынке Surfancy будет конкурировать с такими популярными устройствами, как Kinect и Leap Motion.

Управляющий партнер фонда TMT Investments Артем Инютин советует создателям Surfancy не распыляться. «Если все те технические данные, про которые заявляют в Surfancy, реально выполняются, то это интересное технологическое решение, – заявил он РБК. – В b2b-сегменте есть огромное количество устройств и секторов, где технологию можно применить. В b2c-сегменте я не вижу таких больших перспектив. Мощные компании, работающие на этом рынке, вполне могут сами разработать подобную же технологию, завоевывать этот рынок Surfancy будет крайне сложно и капиталоемко».

Как привлечь пользователя

Потенциальным клиентам Surfancy нравится разработка выпускников МИЭТа​. «Учитывая низкую стоимость решения, это может разнообразить имеющиеся сейчас на рынке технологии», – считает Михаил Батуев, начальник управления перспективных проектов Альфа-банка. Вилли Крючков, директор по маркетингу розничной сети по продаже электроники «Ноу-Хау», считает, что технологии, подобные Surfancy, расширяют возможности самостоятельных покупок в магазинах.

Заместитель директора по наружной рекламе агентства «Соde of Trade» (входит в группу BBDO) Маргарита Даркина называет технологию Surfancy «довольно интересной и инновационной», но отмечает, что востребованной она будет только при условии растущего рынка. «Из-за высокой стоимости технология не сможет пользоваться спросом в массовом ритейле, но теоретически вполне может заинтересовать рекламодателей, «заточенных» под инновационные решения и уникальные проекты — например, представителей IT и телекома».

Михаил Раяк, исполнительный директор НКО «Фонд предпосевных инвестиций», отмечает, что главная проблема, с которой столкнется Surfancy, – это привлечение внимания пользователя. «Мы видим много попыток внедрить интерактивные технологии в торгово-развлекательных центрах, тем не менее массовым хай-тек так и не становится, – отмечает эксперт. – Основная проблема не в технической реализации интерактивности, а в привлечении к ней проходящего мимо человека. Что побудит его начать взаимодействие? На этом «прокалывались» многие, начиная с интерактивного магазина продуктов в метро на стенах в Японии, заканчивая небезызвестным DisplAir [российский стартап, развивающий «воздушный» безэкранный дисплей, который так и не вышел в серийное производство]. До конца не понятны алгоритмы взаимодействия с адресатом».