Перейти к основному контенту
Свое дело⁠,
0

Жизнь после банкротства: чем занимается бывший хозяин «Старика Хоттабыча»

Сеть «Старик Хоттабыч» Григория Кожемякина обанкротилась, а выручка другого его проекта, «Стройдепо», перестала расти. Но предприниматель не бросает попытки научить россиян правильно делать ремонт
Основатель сети «Старик Хоттабыч» и «Стройдепо» Григорий Кожемякин
Основатель сети «Старик Хоттабыч» и «Стройдепо» Григорий Кожемякин (Фото: Владислав Шатило / РБК)

О встрече с Григорием Кожемякиным мы договорились в одном из ресторанов «Москва-Сити». Увидев меня, Кожемякин захлопнул книгу — роман-фэнтези «Стройка века» Сергея Лукьяненко. «Сколько же замечательных возможностей таится для строителя в отделочных работах, постичь которые человек иной профессии часто не способен», — Кожемякин цитирует Лукьяненко. — Это же прямо про нас!»

Последние десять лет бизнесмен боролся за выживание двух своих компаний, связанных с продажей материалов для стройки и ремонта. Один бизнес спасти не удалось: в 2014 году сеть «Старик Хоттабыч», позиционировавшаяся как премиальная, которую Кожемякин развивал вместе с партнерами, обанкротилась. Возникли сложности и со вторым проектом, который Григорий развивает уже в одиночку, — выручка «Стройдепо» перестала расти прежними темпами. Спрос на рынке стройматериалов в 2016 году упал на 8%, подсчитали в агентстве «INFOLine-Аналитика».

«Я бы на его месте уже давно сдался, — говорит бывший совладелец «Старика Хоттабыча» Артур Попельнюхов. — А Григорий борется, как лягушка из детской сказки, что тонула, но взбила масло».

В 2017 году Кожемякин намерен переформатировать магазины сети «Стройдепо» в «Школы ремонта» и запустить на их базе интерактивную площадку для делающих ремонт клиентов.

«Стройдепо» в цифрах:

0,7% — доля, которую компания, по ее расчетам, занимает на российском рынке

13–14 тыс. позиций в ассортименте магазина

70% федеральных поставщиков, 30% локальных

60–65% посетителей — мужчины

75–80 тыс. руб. в месяц — выручка с квадратного метра

Около 1 тыс. руб. — средний чек

2 тыс. посетителей в день обычно посещает «Стройдепо»

Волшебник улетел

Трое бывших совладельцев «Старика Хоттабыча» — Григорий Кожемякин, Артур Попельнюхов и Игорь Сосин — вместе окончили Московский институт стали и сплавов. В начале 1990-х партнеры торговали оптом напольными покрытиями в регионах. На заработанные деньги открыли в 1994 году в Москве первый «Старик Хоттабыч» — супермаркет строительных материалов премиум-класса. В 2000-е сеть доросла до 40 магазинов. Средняя площадь составляла около 1,5 тыс. кв. м, а ассортимент товаров для ремонта насчитывал около 5 тыс. наименований, выручка в 2007 году достигала 5,3 млрд руб.

Игорь Сосин предлагал партнерам освоить еще более масштабный формат — гипермаркеты стройматериалов на площадях по 10 тыс. кв. м. На тот момент в России такого формата еще не было, но партнеры идею Игоря не поддержали. Тогда, в 2003 году, Сосин ушел из «Хоттабыча» и стал конкурировать с прежними партнерами. Он создал СП «Сделай своими руками» с немецким ретейлером OBI и занялся развитием гипермаркетов товаров для дома и ремонта в Москве и области. Из этого проекта он вышел только в июне 2016 года — OBI выкупила 49-процентную долю Сосина. Генеральный директор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров оценил сделку в 10 млрд руб.

К 2013 году оборот «Старика Хоттабыча» упал до 2,3 млрд руб., в 2014 году началась процедура банкротства, а в середине 2015 года закрылся последний магазин сети. Основных причин печального финала, считает Кожемякин, было две. Во-первых, компания изначально выбрала неправильную стратегию и стала выкупать недвижимость, в которой располагались магазины. Это не позволило развиваться быстро, а открывались магазины в не самых проходных местах. Во-вторых, в России появились сильные западные сети — Leroy Merlin, Castorama и OBI.

После банкротства сети Артур Попельнюхов тоже вышел из бизнеса и сосредоточился исключительно на недвижимости, сдавая в аренду торговые и офисные площади в Москве и области. «DIY-рынок (Do It Yourself, «сделай сам». — РБК) с грохотом летит вниз, зачем мне все это? — говорит Попельнюхов. — Нам С Григорием по 49 лет, пора думать о спокойной медитативной жизни. Но Григорий ведет себя как молодой и злой бизнесмен, бросается в новую стихию. Поразительно!»

Рынок ремонта

По данным  «INFOLine-Аналитики», по итогам 2015 года объем российского рынка товаров для дома и ремонта сократился на 4,89% и составил 1,46 трлн руб. Падение продаж зафиксировано впервые с 2009 года. По прогнозам в 2016-м падение объемов продаж продолжится и по итогам года составит 8%. Это связано с сокращением ввода массового и малоэтажного жилья.

На 1 января 2016 года в России работало 383 строительных гипермаркета совокупной торговой площадью более 2,7 млн кв. м. Для сравнения: на 1 января 2015 года их было 368 общей площадью около 2,6 млн кв. м. Всего на российском рынке работает около 1 тыс. универсальных и специализированных сетей. На топ‑10 крупнейших ретейлеров приходится более 23% рынка. В числе лидеров — Leroy Merlin, OBI, Castorama, «Хоум-центр», «К-раута», «Петрович», «Максидом», «Добрострой», «Бауцентр».

«Ползти вперед»

На самом деле у Кожемякина был запасной аэродром. Еще в 2006-м он стал развивать в регионах сеть экономкласса «Стройдепо», работающую в формате магазина-склада. Расчет был прост: проект запускался далеко от магазинов главного конкурента, Leroy Merlin, в городах-полумиллионниках. В те годы российский рынок розничной торговли товарами для дома и ремонта активно наращивал обороты: в 2006 году он составлял $14 млрд, в следующем вырос на 10%. Сетевые магазины отбирали долю у строительных рынков — Кожемякин предложил клиентам нечто среднее между этими форматами.

Идею проекта придумал француз Марк Анри, когда-то работавший в крупной европейской сети Real. Прототипом для «Стройдепо» послужила другая французская сеть — Brico Depot. Анри адаптировал ее бизнес-модель для России. Ставку сделали на модель магазина-склада — сравнительно новый для DIY-рынка формат.

Григорий Кожемякин не бросает попытки научить россиян делать ремонт правильно
Григорий Кожемякин не бросает попытки научить россиян делать ремонт правильно

Первый магазин «Стройдепо» открылся в Ижевске, столице Удмуртии. При большом ассортименте, порядка 13 тыс. наименований, он позволял существенно экономить на персонале — чтобы продавать цемент и кирпичи, много продавцов-консультантов не надо. «Если «Хоттабыч» был как бы «Азбукой вкуса», то «Стройдепо» — это как «Магнит», — объясняет Кожемякин. Средняя площадь магазинов сети была не больше 500 кв. м. Основу ассортимента, до 40%, составили строительные материалы. Внутри магазинов была специальная неотапливаемая зона — туда можно было заехать на автомобиле. Около 70% всех товаров обеспечивали федеральные поставщики, 30% — локальные (кирпич, цемент, сухие смеси), знакомые местным покупателям. «Для своего времени это был прорывной проект, он пытался дать рынку то, чего еще не было», — считает Артур Попельнюхов.

Вскоре сеть пережила первый масштабный кризис, когда тогдашний гендиректор Дмитрий Тиманов решил трансформировать формат в более «мягкий», добавив в ассортимент люстры и сантехнику. Маневр был неудачным. «Вместо того чтобы торговать, мы несколько месяцев занимались реконструкцией магазинов, меняя планировку», — вспоминает Кожемякин. Продажи начали драматически падать. «К 2009 году мне казалось: ничто на свете уже не сможет спасти «Стройдепо», — вспоминает Попельнюхов. — Да и не верил никто тогда в его спасение, включая меня самого».

Летом 2009 года Кожемякин попросил у Попельнюхова совет, они поехали в магазины Ногинска и Калуги. «Григорий тогда спрашивал меня: «Что делать?». А я думал лишь о том, что надо бы подешевле закрыть этот проект», — вспоминает Артур.

Кожемякин, у которого пятеро детей, тогда как раз собирался строить новый дом и копил деньги. Не сложилось — чтобы спасти компанию, он вложил в «Стройдепо» все предназначенные для покупки дома средства. «Если бы Григорий этого не сделал, «Стройдепо» уже просто не существовало бы, — говорит Попельнюхов. — В критический момент он способен поставить на карту все».

Кожемякин уволил несколько ключевых менеджеров, включая гендиректора, и год лично управлял сетью — налаживал ценообразование, заново выстраивал отношения с поставщиками, чтобы вернуться к формату дискаунтера. Число поставщиков выросло с 190 до 250. Чтобы заставить партнеров выполнять договоры в срок, применяли штрафные санкции. Изменили маркетинг — поменяли агентство, начали выпускать рекламную газету по примеру OBI.

Один из бывших сотрудников «Стройдепо» вспоминает, что эта стратегия начала быстро приносить плоды: «Мы за час стали продавать столько шуроповертов, сколько обычно за месяц». По словам Михаила Бурмистрова, в 2011 году рынок DIY вырос на 20,3% (по сравнению с 2010-м), а оборот «Стройдепо» увеличился более чем на 45%, до 2,1 млрд руб.

Сейчас в сети 14 магазинов. К 2014 году выручка достигла 4,5 млрд руб. при прибыли 18,6 млн. И с тех пор перестала расти — сказалось падение спроса. Компания приносит небольшую прибыль, но на то, чтобы вернуть инвестиции, у Кожемякина уйдут десятилетия. «Сейчас им не хватает закупочной массы, объема торговли. Они слишком много времени потратили на поиск формата, а когда его нащупали, слишком долго экспериментировали», — полагает Попельнюхов.

Попытка «уйти от Leroy» тоже в итоге не удалась: главный конкурент словно преследует сеть, открывая магазины в небольших городах. Например, сегодня «Стройдепо» пересекается с Leroy Merlin в Туле. В 2017 году Leroy объявила об открытии от 13 до 20 магазинов, в том числе и в городах присутствия сети Кожемякина.

Один из бывших сотрудников «Хоттабыча», пожелавший сохранить анонимность, охарактеризовал Кожемякина как человека «очень упрямого: пусть все вокруг рушится, но он все равно из последних сил будет ползти вперед». У Кожемякина новая идея фикс — в 2017 году он собирается превратить «Стройдепо» в «Школу ремонта «Самоделкин».

Ремонт без стресса

«Когда хочется что-то поменять в жизни, люди платят деньги и получают удовольствие, но только не в случае с ремонтом, — рассуждает Кожемякин. — Начинаешь ремонт — готовься к войне: с родными, с рабочими, с прорабом. Наша задача — помочь людям сделать ремонт без стресса».

Идея такая — люди приходят в строительные магазины не столько за товаром, сколько за помощью специалистов. Поэтому продавцы в «Самоделкиных» должны стать экспертами по ремонту — их задача помочь с дизайном, расчетом сметы, выбором материалов. Офлайн-магазин должен стать частью интерактивной площадки с представительством в социальных сетях — Кожемякин хочет создать клуб для увлеченных ремонтом людей. «У нас даже бухгалтеры должны разбираться в ремонте. В нашей компании все этим увлечены», — говорит Кожемякин. Сейчас такая площадка тестируется в Туле. ​

Беда в том, что и в этом направлении Leroy Merlin наступает на пятки. В магазинах Ростова, Казани и Уфы Leroy уже запустила «Школы ремонта»: в специально оборудованных помещениях желающим показывают, как правильно клеить обои, укладывать плитку и заливать наливной пол. Там же проходят мастер-классы и практические занятия. Параллельно минувшим летом в Leroy проходили семейные квесты «Цена ремонта». Проект пользовался спросом, за пару месяцев квест прошли больше 488 человек, говорят представители Leroy Merlin.

У нас с Leroy — разные концепции, утверждает Кожемякин: «Наш клиент может и не знать, чего конкретно он хочет, — он думает, что пришел в магазин за плиткой, а на самом деле ему нужна не только плитка, но и мусорные мешки, штукатурка, перчатки, веник и совок. А еще мастер по ремонту и дизайнер. Когда покупаешь плитку — подумай и об остальном тоже. Именно в такой манере мы и будем работать».

«Идея неплохая, — признает директор по маркетингу СТД «Петрович» Игорь Колынин. — Но есть риски. Проекты, создающие спрос нового типа, обычно «выстреливают» при наличии очень большой аудитории. Если у тебя относительно небольшой бизнес, такими инструментами пользоваться довольно сложно. Люди приходят в строительный магазин, как ни странно, чтобы купить строительные материалы. А не чтобы участвовать в интригующих экспериментах». Артур Попельнюхов убежден, что его бывший партнер выбрал правильный формат: «Школа ремонта» — это стопроцентное попадание в рынок».

Эксперименты — затратное удовольствие. Кожемякин планирует вложить в развитие формата «Самоделкин» еще порядка 10 млн руб.: деньги нужны на смену вывесок, рекламную кампанию, разработку методик обучения, подготовку персонала, трансформацию магазинов в новый формат.

В общей сложности за десять лет Кожемякин вложил в «Стройдепо» почти $40 млн. Когда удастся их вернуть, он даже не загадывает. На двоих с Попельнюховым в подмосковном Видном у него зарегистрировано ООО «Золотой жасмин», выручка которого, по данным СПАРК, в 2015 году составила 199 млн руб., чистая прибыль 35 млн руб.

При этом гуру ремонта до сих пор не обзавелся личной недвижимостью и снимает дом, а свободные средства вкладывает в свое образование, получает, например, MBA в бизнес-школе «Сколково». В 2015 году он купил доли в двух израильских технологических стартапах, работающих в области Big Data.

«Не все ли свои деньги я поставил на карту? — переспрашивает Кожемякин, быстро достает бумажник и заглядывает в него. — Нет, вроде пока еще есть».

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 16:31
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 16:31
В зоне доступа: как транспортная инфраструктура влияет на бизнес 16:40
Как устроена экономика Ирана РБК и РЭЦ, 16:37
Эксперты зафиксировали максимальный за четыре года ввод ТЦ в России Недвижимость, 16:36
Объем сделок на платформах криптопрогнозов вырос до рекордных $8,3 млрд Крипто, 16:26
Как учитывать ключевую ставку при инвестировании РБК и ПСБ, 16:26
Путин описал рост экономики Индии словами из песни Высоцкого про йогов Политика, 16:25
Кухня — главное место в доме. Как переосмыслили советские традиции РБК и Legenda, 16:19
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Швецов назвал главным фактором роста рубля пухнущую от валюты экономику Инвестиции, 16:14
Как прошел второй день визита Владимира Путина в Индию. Фоторепортаж Политика, 16:13 
Взятки на ₽1,3 млрд и фуражка Гитлера: чем известен Тимур Иванов 16:08
Делобанк отменил комиссию за международные b2b-платежи в декабре Отрасли, 16:08
Медведев предложил США отправить «лучшие в мире подлодки» к Франции Политика, 16:01
Главный актив года: стратегии ведущих управляющих на рынке ОФЗ #всенабиржу!, 16:00
Моди допустил рост товарооборота с Россией до $100 млрд раньше срока Экономика, 15:58