Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Главнокомандующего армией Индонезией не пропустили в США пограничники 02:58, Политика Почти 40 женщин обвинили режиссера Джеймса Тобэка в домогательствах 02:28, Общество «Ведомости» узнали о планах властей повысить минимальный трудовой стаж 01:58, Политика Саакашвили призвал упразднить СБУ и Нацгвардию Украины 01:54, Политика В Швейцарии подросток с топором напал на прохожих 01:26, Общество В Штутгарте прошла акция в поддержку Кирилла Серебренникова 00:59, Общество В итальянских Венето и Ломбардии прошли референдумы об автономии 00:58, Политика На выборах в Грузии правящая партия получила более половины голосов 00:23, Политика Mercedes выиграл Кубок конструкторов в «Формуле-1» 00:14, Спорт СПЧ предложит Путину реформы избирательной системы 00:03, Политика В ВТБ назвали «чушью» слухи о связях своих менеджеров с «ФК Открытие» 00:00, Финансы Юрий Соловьев — РБК: «На рынках все движется жадностью и страхом» 00:00, Интервью Мексиканский Interjet заинтересовался российскими лайнерами МС-21 22 окт, 23:45, Бизнес В аварии в Ярославской области погибли три человека 22 окт, 23:38, Общество В Львовской области избили депутата Рады от «Радикальной партии» 22 окт, 23:20, Политика Как заработать на современном искусстве, даже если вы не миллионер 22 окт, 22:53, РБК и Phillips В ХМАО при столкновении трех автомобилей погибли два человека 22 окт, 22:25, Общество Китайский врач рассказала о массовом допинге в олимпийской сборной 22 окт, 21:57, Спорт Британская полиция арестовала захватившего заложников в боулинг-клубе 22 окт, 21:47, Общество Порошенко пообещал жителям Авдеевки добиться ввода миротворцев в Донбасс 22 окт, 21:39, Политика Прямая и явная угроза: успеет ли Каталония объявить независимость 22 окт, 21:37, Политика В Москве задержали двоих полицейских при получении взятки 22 окт, 21:07, Общество Роберто Манчини назвал причины стычки с игроком ЦСКА 22 окт, 20:54, Спорт Президент Чехии заявил о планах назначить премьером миллиардера Бабиша 22 окт, 20:43, Политика При пожаре на рынке в Ростовской области ликвидировали открытое горение 22 окт, 19:56, Общество Особый подход: как банк помог компании-клиенту со значимой сделкой 22 окт, 19:51, РБК и Промсвязьбанк Дамир Джумхур установил рекорд российских теннисных турниров 22 окт, 19:29, Спорт В школе на севере Москвы произошел пожар 22 окт, 19:25, Общество
Рыбка ждет: кто заполонил российские торговые центры аквариумами
Свое дело, 17 апр, 15:28
0
Рыбка ждет: кто заполонил российские торговые центры аквариумами
Аквариумист, цирковой артист и финансист придумали новый вид вендинга — кормить аквариумных рыбок за деньги. Более ста аквариумов по всей стране принесли проекту «Море желаний» в прошлом году 126 млн руб. выручки
Максим Артюшенков (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Однажды в аквариумный магазин Станислава Ряховского на Рязанском проспекте в Москве зашли мама с дочкой. Как это часто бывает, ребенка заинтересовали рыбки, и она стала просить купить аквариум. Мама, конечно, была против, она стала объяснять, что за аквариумом нужен дорогостоящий и постоянный уход. «Ну давай хотя бы покормим рыбок», — попросила девочка. Конечно, Станислав разрешил сделать это. И понял, что людей, готовых заплатить за то, чтобы просто покормить рыбок или порадовать этим своих детей, может быть гораздо больше, чем готовых купить аквариум.

Это идея превратилась в масштабный бизнес, который развивается сейчас в России, США и Франции.

Инвестор с вечеринки

33-летний Ряховский родом из Узбекистана, где он после окончания местного педагогического университета работал заведующим пресноводным отделом Ташкентского зоопарка. В 2012 году он перебрался в Москву и открыл небольшой магазинчик с аквариумами, редкими рыбками и кормами для них. Бизнес был не слишком доходным, так что Станислав постоянно обдумывал новые идеи.

Платное кормление рыбок показалось ему перспективной затеей, и он поделился этой мыслью с другом детства — 34-летним Михаилом Чеботаревым, по роду деятельности цирковым акробатом, выпускником циркового училища. Тот предложил разработать «вендинговый аквариум» — то есть оснащенный механизмом, который бы принимал монеты или купюры, а затем обеспечивал поступление в воду корма. Друзья сделали дома прототип такого аквариума. Оставалось понять, как превратить идею в бизнес и найти деньги на ее реализацию.

Инвестор нашелся неожиданно. В одном из московских клубов на вечеринке в честь Хеллоуина Чеботарев познакомился с 34-летним Максимом Артюшенковым, владельцем и финансовым директором компании по проектированию и монтажу инженерных систем. Бизнес шел по накатанной, и ему хотелось сделать что-то новое. Увидев прототип аквариума, Максим предложил устанавливать их в крупных торговых центрах.

«Я так загорелся идеей, что постоянно о ней думал, но не мог решить, ввязываться ли мне в это дело. Мне все это казалось слишком рискованным», — вспоминает Артюшенков. Судьба подала ему знак: как-то, гуляя утром с собакой, он свернул с обычного маршрута и увидел граффити с изображением золотых рыбок и словами «Доверься лучшему». Артюшенков и доверился — оставил прежнюю работу и взялся за «рыбный» бизнес. А также вложил в проект 3 млн руб. собственных накоплений.

Вендинговый аквариум

Превратить прототип в вендинговый аппарат оказалось не так-то просто. В специализированных компаниях знали, как встроить купюроприемник в автомат с газировкой или сэндвичами, но за аквариумы не брались. Тем более что заказ разовый и сложный — речь шла о конструкции, которая выдержала бы резервуар полным весом в 1,4 т.

Пришлось искать инженера и программиста и браться за проектирование самим. Под производство сняли небольшой цех площадью 20 кв. м у станции метро «Преображенская площадь» (30 тыс. руб. в месяц). Результат партнеров порадовал. «Наша команда спроектировала вендинговый автомат с дополнительными устройствами — помимо купюроприемника и монетоприемника в него встроены монитор, кормушка, система жизнеобеспечения для рыбок, модем, — говорит Артюшенков. — Вся информация о состоянии аквариума передается в офис и на мобильник через интернет».

С самого начала партнеры решили, что у проекта будет благотворительная составляющая. Не исключено, что тут был и маркетинговый расчет. Одно дело просто покормить рыбок, другое — одновременно сделать доброе дело. Чеботарев договорился о партнерстве со Всемирным фондом дикой природы (WWF), которому идет часть средств с каждой транзакции, о чем написано на каждом аквариуме.

«Все рыбки, обитающие в аквариумах «Моря желаний», изначально выращены в неволе и являются традиционными видами аквариумных рыбок. Животных, выловленных из дикой природы, компания не использует», — говорит Дмитрий Буренко, директор по развитию Всемирного фонда дикой природы в России. По его словам, в «Море желаний» проектируют среду обитания для аквариумных обитателей с учетом их биологических особенностей и соблюдением всех необходимых условий содержания, а деньги, которые собираются благодаря проекту, идут на поддержку и реализацию программ WWF по охране дикой природы России. Обе стороны не раскрывают, какую долю с продаж получает фонд.

Нервный период

В марте 2013-го партнеры поставили самый первый, сделанный еще Чеботаревым и Ряховским вендинговый аквариум в Государственном Дарвиновском музее в Москве. Посетители — преимущественно родители с детьми — охотно откликались на призыв «покорми рыбок», написанный большими буквами на аппарате. Быстро стало понятно, что бизнес-модель работает.

Максим Артюшенков (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Одна порция корма стоит 100 руб., ежемесячная выручка автомата — около 100 тыс. руб. Затраты на обслуживание были минимальны — музей согласился поставить аквариум бесплатно, на корм уходило менее 10 тыс. руб. в месяц. Раз в неделю Ряховский чистил аквариум, добавлял корм в аппарат.

В июне 2013-го партнерам удалось бесплатно разместить второй аквариум в торговом центре «Галерея Москва» на Манежной площади. Там проходила выставка фотографий дикой природы, организованная WWF. Этот аппарат приносил уже 150 тыс. руб. в месяц.

Тем временем инвестиции стремительно сгорали — на зарплаты инженера и программиста, аренду производственного помещения ежемесячно уходило гораздо больше, чем приносили первые аквариумы. Требовались вложения посерьезнее. На помощь пришел отец Максима, предприниматель Виктор Артюшенков — он взял в банке потребительский кредит на сумму 12 млн руб. под залог своей недвижимости; еще 2 млн руб. Арюшенков-младший взял в кредит сам. Все эти деньги ушли на доработку вендингового аквариума и организацию производства, которое переехало в Подмосковье.

«В тот период я очень нервничал, поскольку росли мы очень медленно, а затраты быстро увеличивались. Постоянно приходилось заказывать новых рыбок, инвестировать в разработку, нанимать новых сотрудников», — вспоминает Артюшенков. Он отвечал за развитие сети, обзванивал торговые центры, занимался дизайном и продвижением. Техническую часть взял на себя Чеботарев. С «рыбным ассортиментом» экспериментировал Ряховский — нужно было подобрать совместимые виды, которые могли бы переносить ненормированный режим питания.

Работа первых двух аппаратов помогла понять узкие места технологии. «В будние дни посетителей обычно немного. В понедельник, например, рыбок могут вообще ни разу не покормить, а в выходные покормить 150 раз», — говорит Артюшенков. Предстояло разработать такие алгоритмы кормления и подобрать такие виды, чтобы в «пустые» дни рыбки не умерли от голода, а выходные — от переедания.

Сейчас еда в аквариум поступает, даже если за день к аппарату так никто и не подошел. Если же нажатий слишком много, то порция автоматически уменьшается. Мальков компания выписывает из Таиланда и Сингапура. Рыбки под присмотром Ряховского проходят карантин, во время которого приспосабливаются к порционному кормлению.

К марту 2014 го года партнерам удалось поставить еще два аквариума — в аэропорту Шереметьево и ТЦ «Ритейл Парк». В общей сложности автоматы приносили около 500 тыс. руб., Однако расходы компании составляли более 1,5 млн руб. ежемесячно. Чтобы содержать производство аквариумов, нужно было резко нарастить объем продаж.

Вендинговый аквариум в цифрах

Один раз в пять лет нужно менять всех рыбок в аквариуме

260 кормлений в сутки — такой рекорд установили посетители ТЦ «Золотой Вавилон» в Москве

200 тыс. руб. ежемесячно приносит самый доходный аквариум, установленный в столичном «Центральном детском магазине»

800 л — объем каждого аквариума, за час система фильтрации очищает весь объем

60 аквариумных рыбок в каждом аквариуме суммарно весят 3,5 кг

16 человек работают в компании, из них 5 — на производстве

Источник: компания «Море желаний»

Рыбки по франшизе

К этому времени мода на аквариумы в торговых центрах стала уже повсеместной. Поэтому, когда Артюшенков стал обзванивать потенциальных партнеров со своим предложением, многие охотно согласились. Ведь аквариум — это не только дополнительный доход от аренды, но и способ развлечь посетителей.

К середине 2014 года компания «Море желаний» стала самостоятельно собирать не только аппаратную часть, но и собственно аквариумы. В компании также разработали оригинальную систему фильтрации, чтобы максимально автоматизировать процесс очистки. Усовершенствованные автоматы не только отсыпали корм, но и выдавали сувенирный магнит с символикой WWF и изображением рыбки каждому «кормильцу». «Мы планируем сделать целую коллекцию, чтобы у людей был стимул собирать их, — возможно, даже переключимся на игрушки-прилипалы, чтобы повысить процент повторных покупок», — рассказывает о планах Артюшенков.

Масштабировать бизнес он решил за счет продажи франшизы. Ведь бизнес требует минимальных усилий со стороны франчайзи — информация о продажах и состоянии вендингового аппарата поступает на мобильный телефон, проверять исправность и чистоту аквариумов можно раз в неделю. «Море желаний» привозит и устанавливает аквариум, иногда даже берет на себя переговоры с ТЦ. ​Франчайзи остается только платить аренду, закупать расходные материалы — корм и сувениры (по 10 руб. за штуку), а также следить за состоянием аквариума.

Стоимость франшизы начинается от 900 тыс. руб. — в эту сумму входит поставка оборудования (с доставкой и монтажом) и рыбок. Аренда 3 кв. м под аквариум обходится в 10–40 тыс. руб. — в зависимости от города и местоположения торгового центра. В среднем по сети один аппарат приносит 100 тыс. руб. выручки в месяц при рентабельности порядка 50%.

Такое предложение заинтересовало многих — сейчас у «Моря желаний» более ста аквариумов в 50 городах России, в том числе 13 собственных. Главный риск — неправильный выбор ТЦ. По словам Артюшенкова, с 2015-го договоры расторгли шесть​ франчайзи.

Максим Артюшенков (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Появились и подражатели, которые стали копировать вендинговые аквариумы. Артюшенков написал управляющим нескольких ТЦ, где они стояли, что конкуренты нарушают патенты «Моря желаний», и через несколько месяцев аквариумы исчезли. Максим сам не знает — то ли письма сработали, то ли рыбки подвели конкурентов. Все-таки создать экосистему при случайном кормлении не так просто.

Заграничный заплыв

«Недавно мы подписали франчайзинговый договор на третий аквариум — его поставим в одном из ТЦ в Санкт-Петербурге», — рассказывает Сергей Михайлов, который начал сотрудничество с «Морем желаний» год назад. Первые два аппарата он установил в городе Колпино под Санкт-Петербургом. Поначалу не обошлось без сюрпризов. Например, предприниматель не учел, что бизнес сезонный — во время каникул и праздников выручка значительно возрастает. «Просто не стоит впадать в предынфарктное состояние, когда в какой-то момент фактическое положение дел вдруг сильно расходится с ожидаемым, опирающимся на усредненные годовые показатели. Иногда нужно просто подождать», — говорит франчайзи.

«Я трачу в месяц не больше одного, максимум двух рабочих дней личного времени на аквариум, — говорит франчайзи «Моря желаний» Дмитрий Холодов. — Можно спокойно заниматься параллельным бизнесом, имея стабильный пассивный доход». Первый аквариум он установил в Москве осенью 2014 года в ТЦ на МКАДе. И первые два месяца был колоссальный вау-эффект, который позволил отбить треть инвестиций. Хотя после этого наступил спад, аппарат вышел на стабильный уровень и приносит прибыль. Со вторым аквариумом вышло хуже. «Я сильно прогадал с местом, поэтому решил поменять локацию. Аквариум совместными силами был перевезен в Смоленск, где и стоит до сих пор», — говорит Холодов и добавляет, что в Москве и Петербурге входить в этот бизнес уже поздно — новинка приелась.

Сейчас совокупная выручка двух компаний проекта ООО «Вендинг групп» (франчайзинг) и ООО «Море желаний» (собственные аквариумы) за 2016 год составила 126 млн, прибыль — 10 млн руб. ООО «Море желаний» на 34% принадлежит Виктору Артюшенкову, отцу Максима, у остальных трех партнеров по 22%. Компанией ООО «Вендинг групп» владеют Максим Артюшенков (51%) и его партнер Сергей Дегтярев (49%), руководящий развитием франшизы.

Новая идея фикс Максима Артюшенкова — продавать вендинговые аквариумы за рубеж, аналогов он там не видел. В 2016 году он начал обзванивать крупнейшие торговые центры США — первыми на предложение откликнулся ТЦ в городе Сан-Хосе (Калифорния). «Доставка аквариума самолетом обошлась почти в 300 тыс. руб., но и выручка там гораздо выше, чем в России», — говорит Максим Артюшенков. В США компания работает под брендом Fisheez.

В Европе компания продает мастер-франшизы — первый договор заключили с бизнесменом из Франции. Партнер-франчайзи готов инвестировать более $50 тыс. в покупку оборудования и исключительные права на развитие бизнеса с вендинговыми аквариумами в этой стране.