Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 7:59 МСК
Правительственные эксперты выступили за анонимность мессенджеров Технологии и медиа, 06:07 У детей из томского реабилитационного центра диагностировали дизентирию Общество, 05:59 Канадцы выиграли Кубок мира по хоккею Спорт, 05:49 Турция вернула лидерство среди самых популярных направлений у россиян Общество, 05:21 USA Today призвала читателей не голосовать за Трампа Политика, 04:31 Монако отказало России в экстрадиции совладельца Внешпромбанка Политика, 04:23 СМИ сообщили о просьбе «Роснефти» вдвое снизить тарифы на прокачку нефти Экономика, 03:39 Космический аппарат «Розетта» направили на столкновение с кометой Технологии и медиа, 03:27 В Госдепе отвергли наличие угрозы в словах о возможных терактах в России Политика, 02:42 СМИ узнали о запуске платежной системы Apple Pay в начале октября Технологии и медиа, 02:27 СМИ назвали кандидата на пост нового командующего ВДВ Политика, 02:00 Посольство России в США усилило меры безопасности из-за Дня гнева Политика, 01:20 Обама и Меркель осудили «варварские» авиаудары по Алеппо Политика, 01:15 Google начала исполнять предписание ФАС Технологии и медиа, 01:10 В Минобороны заявили о снижении на треть числа уклонистов от призыва Общество, 00:49 Cartoon Network анонсировал закрытие мультсериала «Время приключений» Технологии и медиа, 00:15 «Зенит» и «Краснодар» забили десять голов на двоих в матчах Лиги Европы Спорт, 00:08 МИД назвал подарком террористам отказ США от сотрудничества с Россией Политика, 00:06 Минус $100 млрд: почему сокращается трансграничное кредитование России Экономика, 00:01 Поспорили из-за водки: как чиновники обсуждают снижение цен на алкоголь Бизнес, Вчера, 23:57 Война слов: к чему приведут споры России и США о Сирии Политика, Вчера, 23:29 Лавров и Керри обсудили «хрупкость» мирных соглашений по Сирии Политика, Вчера, 23:12 Двое пакистанских солдат погибли в столкновениях c индийскими военными Политика, Вчера, 22:22 Полковника Захарченко и его начальника уволили из полиции Общество, Вчера, 21:50 Игрок на выборах: как миллиардер Энди Бил помогает Дональду Трампу Бизнес, Вчера, 21:50 Поезд Москва — Ярославль врезался в легковой автомобиль Общество, Вчера, 21:39 Памфилова выступила за перенос единого дня голосования на октябрь Политика, Вчера, 21:36 Красноярские энергетики пожаловались на компанию миллиардера Мельниченко Бизнес, Вчера, 21:23
1 мар, 11:44
Чат с холодильником: как компьютеры учатся понимать человеческий язык
Давид Ян, Основатель компании ABBYY
Другие мнения автора
Дешевые и умные: почему для IТ-компаний наступают хорошие времена 12 ноя 2015, 10:38 Забудьте про клавиатуру: как компьютер заговорил на человеческом языке 14 окт 2015, 15:56 Еще 2 материала
На наших глазах происходит революция — мы начинаем общаться с компьютером с помощью текстовых сообщений и получать осознанные ответы

Эволюция СМС

Текстовые чат-интерфейсы — мобильные мессенджеры, изначально созданные для удобного общения людей друг с другом, через год-два начнут повсеместно использоваться для взаимодействия человека с разными сервисами и компаниями. Секрет во встроенных в эти интерфейсы технологиях понимания и анализа текстов на естественном языке — том, на котором мы привыкли разговаривать друг с другом.

Instant messaging как способ коммуникации между людьми появились в 1990-х вместе с ICQ, AOL и другими сервисами. Тогда они работали только на стационарных компьютерах. В начале 2000-х в Европе, а затем и в Америке произошел необратимый СМС-бум. Люди настолько полюбили этот способ общения, что в результате выручка мобильных операторов от текстового трафика превысила их заработки на голосовом общении.

Сегодня эту эстафету подхватили мобильные мессенджеры WhatsApp, Telegram, Line, Facebook Messenger, WeChat, Skype, Viber и многие другие. Общая аудитория всех мессенджеров превышает 2 млрд человек, которые пересылают более 100 млрд сообщений ежедневно.

Такой вид коммуникации стал необходимой частью нашей жизни, и этот феномен легко объяснить. Современный человек многозадачен. Он одновременно работает, следит за новостями, общается с друзьями, с семьей, управляет окружающими предметами. Эта многозадачность и способствовала появлению такого «неинвазивного» способа коммуникации. Он позволяет людям обмениваться информацией, не отвлекаясь, например, от участия в конференции или от важной встречи.

Наступление чат-ботов

Но технологии не стоят на месте. Сегодня мировые IТ-компании — Apple, Google, Amazon, Microsoft, наша ABBYY и десятки других — ведут разработки в области искусственного интеллекта, помогающие понимать естественный язык. В результате появляются «разговорные» интерфейсы нового уровня, благодаря которым люди общаются не только друг с другом, но и с компьютером. Эти автоматические электронные собеседники в мессенджерах, называемые чат-боты (chatbot), станут одной из самых горячих тем этого года.

Компания Microsoft представила своего чат-бота — электронную подружку по имени Xiaoice, с которой за полгода подружились более 40 млн пользователей в Китае. 10% из них даже заявили, что влюблены в Xiaoice.

Другой масштабный эксперимент с чат-ботами проводит Facebook со своим секретным проектом M, где одновременно тысячи живых людей и собственно система искусственного интеллекта M анализируют запросы и работают своего рода скатертью-самобранкой: «Скажи мне, что хочешь, и я это сделаю». Facebook инвестирует огромные деньги в то, чтобы с помощью живых людей-операторов научить искусственный интеллект принимать текстовые запросы от людей на естественном языке и отвечать на их реальные бытовые запросы. Кто-то с помощью этой системы заказывает пиццу, кто-то — авиабилеты. Мой сын, каким-то неведомым образом попавший в закрытую группу тестирования сервиса из 10 тыс. человек, попросил Facebook M ежедневно в 16:00 по местному времени присылать ему цитату из Георгия Ивановича Гурджиева. И вот уже на протяжении трех месяцев система присылает ему реальные цитаты философа.

Есть и другие сервисы, такие, например, как мессенджер Kik, который развивает полностью автоматизированных ботов для предоставления пользователям различных услуг и сервисов. С их помощью вы можете, к примеру, заказать столик в ресторане. Вместо того чтобы звонить, ждать ответа оператора, просто открываете мессенджер и пишете: «Закажи мне столик в рыбном ресторане с красивым видом». Точно так же можно получать консультации и заказывать любые услуги — такси, еду, одежду. Вы можете записываться к врачу, проверять свой счет в банке или делать денежный перевод, наконец, управлять «умным домом». Кстати, Samsung уже показала холодильник, который разговаривает и отвечает на запросы на естественном языке, в том числе и текстовые. Так, вы можете послать своему холодильнику вопрос через мессенджер: «Напомни, есть ли у нас еще помидоры».

К разговорным интерфейсам имеют прямое отношение и Siri, Microsoft Cortana, Amazon Alexa и прочие ассистенты. Я уверен, очень скоро к голосовому интерфейсу они добавят и канал мессенджеров для общения с пользователем.

Роботы вместо людей

Специализированные боты-ассистенты с искусственным интеллектом, способные понимать и отвечать на текстовые сообщения, выгодны компаниям. Они применяются в работе техподдержки и позволяют круглосуточно общаться с клиентами, оптимизировать время сотрудников. Здесь решаются сразу две задачи. Клиент пишет запрос, машина анализирует текст и подбирает ответ. Если же вопрос нестандартный, технология классифицирует его, понимая, о чем речь, и отправляет нужному специалисту. Подобный сервис с использованием нашей технологии понимания и анализа текстов ABBYY Compreno уже тестируют несколько крупных компаний.

Британская Shell использует в департаменте клиентского сервиса роботизированного помощника Амелию. Это платформа на основе технологий искусственного интеллекта, которая умеет собирать и анализировать электронные письма, звонки и платежи клиентов. На основе этих данных Амелия отвечает на обращения в техподдержку и знает, когда нужно перевести клиента на коллегу-человека.

При этом совсем не важно, каким мессенджером пользуется клиент. Существуют универсальные кросс-платформенные решения типа manychat.com, которые дают бизнесам (call-центру, техподдержке, центру продаж) единый интерфейс для связи со своими клиентами. Такие сервисы не только упрощают связь с клиентами, но и дают возможность «умной» автоматизированной коммуникации с ними, повышая удержание (retention), удовлетворенность (customer satisfaction), скорость ответа, и даже позволяют что-нибудь продать удаленно. «Умные» кросс-платформенные чат-боты в своих диалогах постепенно собирают индивидуальный профиль покупателя, выясняют его интересы и в нужный момент деликатно предлагают купить что-то действительно ценное и своевременное для конкретного человека.

Разговорные интерфейсы, основанные на искусственном интеллекте, помогают и отдельным профессиональным пользователям. Сегодня, чтобы найти нужную информацию используя поисковик Findo.io, люди получают «умный» поиск по своим личным документам. Для этого совсем необязательно помнить, где именно эта информация находится и в каком формате хранится. Можно просто сделать запрос так, как вы бы попросили своего секретаря: «Найди мне финансовый отчет, который докладывал коллега на последнем совете директоров», — и получить документ. Так сотрудники могут сэкономить время и сосредоточиться на анализе данных, а не на их поиске.

Сегодня все эти способы применения «умных» технологий в чат-интерфейсах показывают бурный рост. Так, например, в Китае уже несколько миллионов компаний принимают платежи через WeChat. Каждый день в этом мессенджере регистрируется больше официальных аккаунтов, чем традиционных интернет-сайтов в мире. Причем многие из них — боты. В том же направлении работает и Facebook Messenger. К партнерской программе сервиса уже подключилось несколько десятков компаний. И в 2016 году мы, скорее всего, услышим большие объявления в этой области. Не зря же аналитики Gartner предсказывают, что совсем скоро 47% устройств будут обладать необходимым интеллектом, чтобы общаться с человеком.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.