Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 15:05 МСК
В московском вузе опровергли санкции для студентов-участников митинга Общество, 14:53 СМИ назвали имя нового главного тренера «Барселоны» Спорт, 14:52 Uber анонсировал уход сервиса из Дании Бизнес, 14:34 В Белоруссии задержали россиянина за попытку ввоза оружия и «Майн кампф» Общество, 14:29 Собянин пообещал перестроить более 10% территории Москвы Общество, 14:29 МИД ответил на решение суда о законности санкций против «Роснефти» Политика, 14:28 Песков переадресовал вопросы о здоровье Медведева в правительство Политика, 14:21 Вслед за Фортовым уволился курировавший финансы вице-президент РАН Общество, 14:17 Избирком одобрил заявку на проведение референдума по Исаакиевскому собору Политика, 14:05 ЕСПЧ присудил компенсацию жившим в транзитной зоне Шереметьево беженцам Политика, 14:02 Лучшие предложения рынка наличной валюты  14:00   USD НАЛ. Покупка 57,10 Продажа 57,26 EUR НАЛ. 62,05 62,10 Правильный маневр: как налог с продаж повысил бы качество государства Владислав Иноземцев директор Центра исследований постиндустриального общества Мнение, 13:55 Костин допустил рейдерский захват украинской «дочки» ВТБ Бизнес, 13:49 Минфин оценил годовые потери государства в банках в 100 млрд руб. Финансы, 13:40 Иран допустил дальнейшее использование своих военных баз Россией Политика, 13:40 В России отозвали 1,1 тыс. автомобилей Jeep Grand Cherokee и Liberty Экономика, 13:36 В Краснодарском крае напали на освещавших «тракторный марш» журналистов Политика, 13:36 Ж-фактор: действительно ли равноправие полов выгодно для бизнеса Свое дело, 13:34 Костин вспомнил о романе Достоевского после слов АРБ о «фаворитизме» ЦБ Экономика, 13:14 Генштаб рассказал об ответных мерах на развертывание системы ПРО США Политика, 13:14 Песков назвал «очередной уткой» сообщения о его поездке в Луганск Политика, 13:14 В Кремле назвали Украину страной с нулевой инвестиционной надежностью Политика, 13:10 Лавров объяснил отказ России вводить войска на Украину Политика, 12:58 Фортов впервые после болезни принял участие в заседании президиума РАН Общество, 12:54 «Яблоко» предложило ЦИКу ввести интернет-голосование Политика, 12:53 Консерватория в Москве назвала список «врагов народа» инициативой лектора Общество, 12:47 Дик Чейни счел вмешательство России в выборы США «актом войны» Политика, 12:47 Широков назвал ущербной тактику сборной России по футболу Спорт, 12:46
Мир своими силами: как страны Ближнего Востока учатся вести переговоры
22 фев, 15:44
Мир своими силами: как страны Ближнего Востока учатся вести переговоры
Василий Кузнецов, Руководитель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН
Другие мнения автора
Сирийская эскалация: как переговоры о мире обернулись ужесточением войны 10 фев 2016, 11:09 Восточный пасьянс: кто воюет в Сирии и когда это закончится 2 окт 2015, 15:01 Еще 1 материал
Женевские переговоры о судьбе Сирии начинаются в условиях, когда ближневосточная политика, возможно впервые за целый век, становится собственно ближневосточной, определяемой прежде всего региональными государствами

В конце 2016 года многие прогнозировали замедление политических процессов на Ближнем Востоке из-за смены администрации США. Предполагалось, что все игроки будут находиться в ожидании новых назначений в Вашингтоне и выработки Белым домом новых подходов к ключевым конфликтам в регионе, прежде всего к сирийскому. Прогнозы не оправдались: 2017 год на Ближнем Востоке начался довольно интенсивно.

Переговоры в Астане

Москва в период временного американского отстранения активизировала свои действия в регионе: Владимир Путин инициировал переговоры в Астане. Итоги переговоров вызывают разные оценки. Пессимисты считают их провальными, потому что по итогам первого раунда оппозиция отказалась подписывать итоговое коммюнике, а проект новой Конституции Сирийской Республики, предложенный Россией, вернее сам факт его предложения, вызвал серьезную критику со всех сторон. Оптимисты полагают, что успехом можно считать то, что новый формат переговоров состоялся, а проект Конституции, предложенный Россией, был предназначен вовсе не для того, чтобы навязывать сирийцам представления о государственном устройстве их страны, а чтобы стимулировать политический диалог.

После второго раунда переговоров в Астане, несмотря на всю скромность его результатов, можно утверждать, что точка зрения пессимистов скорее ошибочная. В нынешних условиях апробация новых форматов важна сама по себе, но более существенно то, что ключевыми игроками ближневосточного политического процесса все чаще становятся региональные акторы. Это не только Турция и Иран, но и Саудовская Аравия, которая, хотя и не участвует в переговорах в Астане, ведет диалог по другим трекам.

Акторы и медиаторы

Растущую роль региональных игроков мы можем наблюдать и на других направлениях, прежде всего на ливийском. В середине февраля была предпринята попытка провести переговоры в Каире между главой ливийского правительства национального единства Файезом ас-Сараджем и командующим ливийской национальной армией Халифой Хафтаром. Попытка закончилась провалом, но характерно, что инициативу по ливийскому урегулированию все больше проявляют именно региональные игроки — прежде всего Египет, но также Алжир и Тунис.

Мы видим очень интересный процесс: изначально возросшая де-факто, сегодня роль региональных игроков институциализируется через разнообразные дипломатические инициативы. Случилось так, что временное снижение активности США позитивно сказалось на увеличении свободы действия региональных акторов.

Любопытно, что Россия в этих условиях также демонстрирует новые подходы к ближневосточным политическим процессам. Они основаны на той идее, что глобальные игроки, такие как Россия и США, должны прежде всего играть роль медиаторов региональных политических процессов. В этом контексте показательна межпалестинская встреча, прошедшая в Москве в январе. Россия не принимала участия в этом диалоге, лишь предоставила площадку, а научный руководитель Института востоковедения РАН Виталий Наумкин выступил модератором переговоров. Итогом встречи стало коммюнике, которое подписали десяток палестинских политических партий и организаций.

Подобные мероприятия говорят о постепенном изменении характера ближневосточной политики, которая, возможно, впервые за сто лет становится собственно ближневосточной, минимально определяемой позициями внерегиональных игроков.

Линии недоверия

Основные региональные акторы, среди которых Турция, Иран, Саудовская Аравия, Израиль и Египет, зачастую не нуждаются во внешней поддержке: они ведут диалог друг с другом во множестве разных форматов и на разных уровнях. Однако общему разговору часто мешает колоссальное недоверие, царящее в регионе, подпитывающее три ключевых раскола: ирано-саудовский (иногда трактуемый как суннито-шиитский), ирано-израильский (также арабо-израильский, но он играет меньшую роль) и турецко-египетский (основанный на разных отношениях элит к политическому исламу, в частности к организации «Братья-мусульмане»).

Эти линии раскола сказываются и на сирийском конфликте, в котором на локальное противостояние налагается региональное, прежде всего между Саудовской Аравией и Ираном, и в котором каждая из сторон поддерживает определенных сирийских игроков. На это противостояние в качестве третьего уровня налагается глобальное противостояние между Россией и Западом, особенно заметное на последнем этапе деятельности администрации Барака Обамы. Линии взаимного недоверия проходят при этом как горизонтально, так и вертикально, скажем между Саудовской Аравией и сирийской оппозицией, Саудовской Аравией и США и так далее. Ситуация усложняется тем, что локальные игроки, понимая мотивацию и логику действий глобальных игроков, пытаются манипулировать своими патронами. Это делает ограниченной возможность урегулирования конфликта.

Чего ждать от Женевы

Тем не менее новые тенденции — растущая роль региональных держав и принятие внешними игроками роли медиаторов вселяют надежду. Появились данные, что к процессу в Астане хотят присоединиться новые, ранее не задействованные сирийские группировки, что сделает диалог более инклюзивным и создает больше возможностей для поддержания режима прекращения огня. Если такой режим будет поддерживаться и если турецко-ирано-российский мониторинг этого режима покажет свою эффективность, то он может лечь в основу политического процесса, который будет запущен в Женеве 23 февраля.

Этот процесс предполагает обсуждение трех основных вещей — проблемы управления Сирией, подготовки новой Конституции и проведения выборов. Прежде всего в Женеве станут ясны основные сложности конституционного проекта, который должен быть разработан и принят участниками переговоров с учетом сложностей, связанных с характером государственности и административно-территориальным устройством Сирии. Больших прорывов от женевских переговоров ожидать нельзя, но сами по себе они указывают на тенденцию к преодолению недоверия и налаживанию политического диалога.

Автор — эксперт международного дискуссионного клуба «Валдай». Клуб был создан в 2004 году, в его работе приняли участие более тысячи представителей мирового научного сообщества из 63 государств.
 


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.