Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 17:07 МСК
В Шотландии задержали планировавших лететь в Нью-Йорк пьяных пилотов Общество, 16:47 Туроператоры предсказали снижение до 30% стоимости путевок в Турцию Общество, 16:13 В Узбекистане госпитализировали президента страны Ислама Каримова Общество, 15:46 В Нижегородской области восемь детей отравились в оздоровительном центре Общество, 15:10 Медведев снял запрет на чартеры в Турцию Политика, 15:03 В ходе внезапной проверки в Крым перебросили подразделения ВДВ Общество, 14:00 Полиция взяла под контроль место цыганских погромов в Одесской области Политика, 13:38 Коллеги рассказали о трудностях погибшего в Киеве российского журналиста Политика, 13:22 При крушении легкомоторного самолета в Белоруссии погиб один человек Общество, 13:08 Экстремисты освободили восемь боевиков из филиппинской тюрьмы Общество, 12:33 Правозащитники рассказали о мирных жертвах турецких авиаударов в Сирии Общество, 11:45 В Киеве найден мертвым российский журналист Александр Щетинин Общество, 10:06 Среди погибших в пожаре в Москве оказались трое россиян Общество, 09:53 Почти половина россиян признала состояние экономики удовлетворительным Финансы, 09:50 Неисправный двигатель задержал вылет рейса из Сочи на девять часов Общество, 08:50 В Испании раскрыли китайскую сеть по легализации мигрантов Общество, 08:46 Тайские власти заявили о скорой выдаче Москве российского бизнесмена Политика, 07:30 ВМС США получили новую подводную лодку почти за $3 млрд Политика, 06:08 Ураган повредил более 70 домов в Грозном Общество, 05:22 Пассажирский паром столкнулся с рыболовецким судном около Гонконга Общество, 05:14 Исследовательский зонд Juno максимально приблизился к Юпитеру Общество, 04:26 На химзаводе на востоке США произошла утечка хлора Общество, 04:23 Венесуэла заявила о работе с Ираном над стабилизацией рынка нефти Экономика, 03:59 Киев рассказал о подготовке нового иска к России из-за Крыма Политика, 03:51 Власти Германии заявили о планах принять 300 тыс. беженцев к концу года Политика, 02:51 В ДТП в Московской области столкнулись пять автомобилей Общество, 02:08 Кадыров учредил штаб по ликвидации последствий урагана в Чечне Политика, 01:43 СМИ узнали о сокрытии дирекцией сгоревшего склада числа рабочих в нем Общество, 01:15
29 янв, 12:43
Цена Шенгена: почему ЕС нельзя закрывать границы
Ольга Гулина, эксперт Института миграционной политики (Берлин)
Другие мнения автора
Страх и ненависть в Германии: как террор повлияет на политику страны 26 июл, 11:00 Разделенная Европа: станет ли террор идеологией новой революции? 15 июл, 16:04 Еще 7 материалов
Миграционный кризис в Европе привел к дискуссиям о судьбе Шенгенского соглашения и первым ограничениям на границах. Но именно Шенген обеспечивает высокую конкурентность ЕС на мировой арене

Около тридцати лет тому назад пять государств — Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция и Германия — подписали Шенгенское соглашение, судьба которого сейчас вызывает бурные дискуссии на Европейском континенте. Несколько стран ЕС, а также Норвегия уже объявили об усилении пограничного контроля. Главы МВД стран Евросоюза рекомендовали подготовить законодательную базу для ограничения действия Шенгенского соглашения на два года. Ключевой сейчас вопрос — какова цена его отмены?

Четыре свободы — свобода передвижения людей, капиталов, товаров, работ и услуг — это краеугольный камень Европейского союза, фундамент Шенгенского соглашения. В настоящий момент участниками Шенгенского соглашения являются 22 государства Европейского союза, Лихтенштейн, Швейцария, Норвегия и Ирландия. Четыре страны ЕС — Болгария, Хорватия, Кипр и Румыния — ждут своего часа для вступления в зону его действия.

Точно оценить финансовую подоплеку действия всех четырех свобод внутри шенгенской зоны весьма проблематично, однако сопоставление отдельных слагаемых — свободы передвижения товаров и индивидов — дает представление об общей картине.

Свобода передвижения товаров

Свобода передвижения товаров предопределяет отсутствие таможенных процедур, двойного налогообложения, свободу перемещения импорта и экспорта между странами внутри зоны Шенгенского соглашения. Это одно из самых больших преимуществ внутреннего рынка общей Европы. Межстрановая торговля (оборот товаров) внутри Евросоюза растет динамично: с €800 млрд в 1992 году до €2,8 трлн в 2013. Стабильно сохраняется тенденция, когда государства ЕС имеют более высокие показатели торговли со странами — членами Евросоюза, чем за его пределами. По расчетам исследователей из Университета Дюка, увеличение оборота торговли на 0,1% между двумя государствами внутри Шенгенской зоны увеличивает их доходы на сумму не менее $50 млн.

Не последнюю роль в этом играет и свобода транспортировки грузов. «Архитекторы» Шенгенского соглашения еще в момент его создания ставили себе цель обеспечить свободу передвижения грузов, преимущественно автотранспортом по дорогам и магистралям Европы. До сих пор внутри Европейского союза 75,4% грузов перевозятся автомобильным, 17,4% — железнодорожным, 6,7% — водным транспортом и 0,1% — авиасообщением.

Введение погранично-паспортного контроля негативно отразится на логистике автотранспортных перевозок. Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер в своем выступлении от 15 января 2016 года предостерег государства — члены ЕС от введения подобных мер, ведь совокупные расходы для организации контроля одного грузовика могут составить порядка €55 тыс. Представители ассоциации автоперевозчиков Дании (Denmark's DSV) уже заявили, что каждый дополнительный час ожидания на контролируемых границах потребует €625 млн ежегодно.

Имеющиеся примеры уже введенного погранично-паспортного контроля внутри Шенгенской зоны подтверждают данные расчеты. В ноябре 2015 года Швеция и Дания ввели пограничный и, позже, паспортный контроль на Эресуннском мосту, представляющим собой двухполосную железную дорогу и четырехполосную автомагистраль через пролив Эресунн. По расчетам Еврокомиссии, расходы обоих государств на организацию и обеспечение контроля, персональные затраты уже составили порядка €300 млн. Введение паспортно-пограничного контроля на участке немецко-датской границы может стоить дополнительные €90 млн.

Свобода передвижения людей

6,9 млн жителей Европейского союза работают и живут в другой стране ЕС. Ежедневно порядка 1,1 млн человек свободно перемещаются между границами государств, подписавших Шенгенское соглашение, для работы, учебы или просто развлечения. Это обеспечивает мобильность общеевропейского рынка труда, знаний и технологий. В одном только Люксембурге 40% трудоспособных жителей (порядка 150 тыс. чел.) ежедневно пересекают границы Бельгии, Франции или Германии.

Закрепленная в Шенгенском соглашении свобода перемещения лиц имеет и другие преимущества, в том числе для граждан других стран, гарантируя высокую конкурентоспособность европейского туристического рынка. В одной только Франции, по оценке всемирной организации туризма (WTO), 7% ВВП и 2 млн рабочих мест обеспечены доходами от туризма. Внутри всех 28 государств Европейского союза цифры гораздо выше: 5% ВВП, 9,7 млн рабочих мест и более 1,8 млн вовлеченных в бизнес компаний малого и среднего звена.

Шенгенское соглашение, претворяющее в жизнь четыре основополагающие свободы, является той самой «дойной коровой», которая и обеспечивает высокую конкурентность ЕС на мировой арене и гарантирует материальные блага его жителям. Любое изменение режима свободы передвижения товаров, работ и услуг внутри Шенгенской зоны серьезно затронет страны-тяжеловесы европейской экономики (Германию, Голландию и Францию), однако самые большие потери понесут экономики стран центральной и восточной Европы (Словения, Польша), экспорт которых на внутренние рынки Евросоюза составляет весомую часть их доходов. Посягательство на свободу передвижения индивидов станет серьезным ударом для стран — основательниц Европейского союза (Бенилюкса, Германии и Франции) как основных бенефициаров свободного передвижения людей и капиталов. А потому такая «игра» в краткосрочной перспективе не стоит свеч.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.