Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Цена Шенгена: почему ЕС нельзя закрывать границы
Лента новостей 2:02 МСК
Ремонт для «ЦентрОбуви»: спасет ли бизнес сети ее новый владелец Бизнес, 01:04 Лучшие предложения рынка наличной валюты  01:00   USD НАЛ. Покупка 66,05 Продажа 65,93 EUR НАЛ. 73,75 73,71 Порошенко сообщил о переговорах по освобождению 25 пленных в Донбассе Политика, 00:30 Американский Consumer Reports назвал лучшие машины 2016 года Бизнес, 00:15 При столкновении двух гидроциклов в Азовском море погибла девушка Общество, Вчера, 23:24 Счетная палата нашла у «Роснано» сделки с заинтересованностью Технологии и медиа, Вчера, 23:20 Режиссер бондианы отказался работать над новым фильмом об агенте 007 Общество, Вчера, 23:03 В эфир вышел первый выпуск Top Gear с новыми ведущими Технологии и медиа, Вчера, 22:47 Не беднее министров: сколько тратится на содержание губернаторов Политика, Вчера, 22:12 В Москве чиновника Росреестра арестовали за взятку в $350 тыс. Общество, Вчера, 22:01 МВД Германии отчиталось о 449 нападениях на приюты для беженцев Политика, Вчера, 21:55 Порошенко сообщил о договоренностях по выдаче двух украинцев из России Политика, Вчера, 21:21 В Киеве заявили о желании забрать всех украинцев из тюрем Крыма Политика, Вчера, 21:15 Латвийские военные засекли четыре российских самолетах у своих границ Политика, Вчера, 20:52 Европа под прицелом: с каким посланием Путин выступил в Греции Политика, Вчера, 20:47 В Одессе повторно отправили в СИЗО проходящего по «делу 2 мая» россиянина Политика, Вчера, 20:24 В Мексике похитили нападающего «Олимпиакоса» Общество, Вчера, 20:24 Полицейский автомобиль сбил ребенка в Новой Москве Общество, Вчера, 19:46 Глава штаба Трампа допустил выдвижение женщины на пост вице-президента Политика, Вчера, 19:23 Лавров напомнил Керри о необходимости перекрытия границы Турции с Сирией Политика, Вчера, 19:21 Астахов не подтвердил версию об изнасиловании школьницы в Волжском Общество, Вчера, 18:43 СМИ узнали об участии ОМОНа в задержании сына вице-президента ЛУКОЙЛа Общество, Вчера, 18:12 «Запорожец» против «Кадиллака»: ретро-гонка в Москве. Фоторепортаж Фотогалерея, Вчера, 18:11 Нетаньяху поблагодарил Путина за возврат захваченного в 1982 году танка Политика, Вчера, 17:29 Навальный извинился после утечки персональных данных сторонников ПАРНАС Политика, Вчера, 16:56 Данные проголосовавших на праймериз ПАРНАС оказались в открытом доступе Политика, Вчера, 16:39 Навигационный спутник «Глонасс-М» вывели на расчетную орбиту Технологии и медиа, Вчера, 15:58
29 янв, 12:43 Экономика
Цена Шенгена: почему ЕС нельзя закрывать границы
Ольга Гулина, Эксперт Института миграционной политики (Берлин)
Другие мнения автора
Санкции против России: оставить нельзя отменить 13 мая, 12:20 Уроки Парижа: почему ЕС не был готов к новым терактам 23 мар, 10:50 Еще 5 материалов
Миграционный кризис в Европе привел к дискуссиям о судьбе Шенгенского соглашения и первым ограничениям на границах. Но именно Шенген обеспечивает высокую конкурентность ЕС на мировой арене

Около тридцати лет тому назад пять государств — Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция и Германия — подписали Шенгенское соглашение, судьба которого сейчас вызывает бурные дискуссии на Европейском континенте. Несколько стран ЕС, а также Норвегия уже объявили об усилении пограничного контроля. Главы МВД стран Евросоюза рекомендовали подготовить законодательную базу для ограничения действия Шенгенского соглашения на два года. Ключевой сейчас вопрос — какова цена его отмены?

Четыре свободы — свобода передвижения людей, капиталов, товаров, работ и услуг — это краеугольный камень Европейского союза, фундамент Шенгенского соглашения. В настоящий момент участниками Шенгенского соглашения являются 22 государства Европейского союза, Лихтенштейн, Швейцария, Норвегия и Ирландия. Четыре страны ЕС — Болгария, Хорватия, Кипр и Румыния — ждут своего часа для вступления в зону его действия.

Точно оценить финансовую подоплеку действия всех четырех свобод внутри шенгенской зоны весьма проблематично, однако сопоставление отдельных слагаемых — свободы передвижения товаров и индивидов — дает представление об общей картине.

Свобода передвижения товаров

Свобода передвижения товаров предопределяет отсутствие таможенных процедур, двойного налогообложения, свободу перемещения импорта и экспорта между странами внутри зоны Шенгенского соглашения. Это одно из самых больших преимуществ внутреннего рынка общей Европы. Межстрановая торговля (оборот товаров) внутри Евросоюза растет динамично: с €800 млрд в 1992 году до €2,8 трлн в 2013. Стабильно сохраняется тенденция, когда государства ЕС имеют более высокие показатели торговли со странами — членами Евросоюза, чем за его пределами. По расчетам исследователей из Университета Дюка, увеличение оборота торговли на 0,1% между двумя государствами внутри Шенгенской зоны увеличивает их доходы на сумму не менее $50 млн.

Не последнюю роль в этом играет и свобода транспортировки грузов. «Архитекторы» Шенгенского соглашения еще в момент его создания ставили себе цель обеспечить свободу передвижения грузов, преимущественно автотранспортом по дорогам и магистралям Европы. До сих пор внутри Европейского союза 75,4% грузов перевозятся автомобильным, 17,4% — железнодорожным, 6,7% — водным транспортом и 0,1% — авиасообщением.

Введение погранично-паспортного контроля негативно отразится на логистике автотранспортных перевозок. Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер в своем выступлении от 15 января 2016 года предостерег государства — члены ЕС от введения подобных мер, ведь совокупные расходы для организации контроля одного грузовика могут составить порядка €55 тыс. Представители ассоциации автоперевозчиков Дании (Denmark's DSV) уже заявили, что каждый дополнительный час ожидания на контролируемых границах потребует €625 млн ежегодно.

Имеющиеся примеры уже введенного погранично-паспортного контроля внутри Шенгенской зоны подтверждают данные расчеты. В ноябре 2015 года Швеция и Дания ввели пограничный и, позже, паспортный контроль на Эресуннском мосту, представляющим собой двухполосную железную дорогу и четырехполосную автомагистраль через пролив Эресунн. По расчетам Еврокомиссии, расходы обоих государств на организацию и обеспечение контроля, персональные затраты уже составили порядка €300 млн. Введение паспортно-пограничного контроля на участке немецко-датской границы может стоить дополнительные €90 млн.

Свобода передвижения людей

6,9 млн жителей Европейского союза работают и живут в другой стране ЕС. Ежедневно порядка 1,1 млн человек свободно перемещаются между границами государств, подписавших Шенгенское соглашение, для работы, учебы или просто развлечения. Это обеспечивает мобильность общеевропейского рынка труда, знаний и технологий. В одном только Люксембурге 40% трудоспособных жителей (порядка 150 тыс. чел.) ежедневно пересекают границы Бельгии, Франции или Германии.

Закрепленная в Шенгенском соглашении свобода перемещения лиц имеет и другие преимущества, в том числе для граждан других стран, гарантируя высокую конкурентоспособность европейского туристического рынка. В одной только Франции, по оценке всемирной организации туризма (WTO), 7% ВВП и 2 млн рабочих мест обеспечены доходами от туризма. Внутри всех 28 государств Европейского союза цифры гораздо выше: 5% ВВП, 9,7 млн рабочих мест и более 1,8 млн вовлеченных в бизнес компаний малого и среднего звена.

Шенгенское соглашение, претворяющее в жизнь четыре основополагающие свободы, является той самой «дойной коровой», которая и обеспечивает высокую конкурентность ЕС на мировой арене и гарантирует материальные блага его жителям. Любое изменение режима свободы передвижения товаров, работ и услуг внутри Шенгенской зоны серьезно затронет страны-тяжеловесы европейской экономики (Германию, Голландию и Францию), однако самые большие потери понесут экономики стран центральной и восточной Европы (Словения, Польша), экспорт которых на внутренние рынки Евросоюза составляет весомую часть их доходов. Посягательство на свободу передвижения индивидов станет серьезным ударом для стран — основательниц Европейского союза (Бенилюкса, Германии и Франции) как основных бенефициаров свободного передвижения людей и капиталов. А потому такая «игра» в краткосрочной перспективе не стоит свеч.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции. 

Другие материалы по теме
Открытые и уязвимые: как Европа может бороться с терроризмом джихада
Экзистенциальная угроза: что будет с Европой под напором беженцев