Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Nissan Qashqai — 10 лет: как японцы придумали кроссовер 16:11, Партнерский материал РБК 500: главные факты из рейтинга крупнейших компаний России 16:10, Бизнес СК рассказал о причинах смерти туриста на перевале Дятлова 16:06, Общество Кремль прокомментировал результаты на выборах в ФРГ партии противников ЕС 15:47, Политика Кремль рассказал о подготовке встречи Путина и Мадуро 15:27, Политика Глава Uber извинился перед жителями Лондона за ошибки компании 15:21, Общество ЦБ предложил запретить банкирам-банкротам выезд за границу 15:12, Финансы Иран и Турция объявили о закрытии границ с Иракским Курдистаном 15:11, Политика В ОАЭ умерла самая тяжелая женщина в мире 15:00, Общество Ярмоленко стал лучшим футболистом чемпионата Германии на старте сезона 14:57, Спорт «Лайк» «Владимирскому централу» помешает получить кредит в Сбербанке 14:55, Финансы На Украине убили председателя правления «Киевоблэнерго» 14:50, Политика Экс-главу «РусГидро» отпустили из-под домашнего ареста 14:47, Общество Сотовым операторам дали отсрочку на отмену внутрисетевого роуминга 14:45, Технологии и медиа Правозащитники обратились к Путину за помощью для сайентологов 14:31, Общество Федун прокомментировал списание денег менеджеров «Открытия» из-за санации 14:31, Финансы В Кремле отказались комментировать гибель российского генерала в Сирии 14:29, Политика ООН обвинила Россию в нарушении прав человека и пытках в Крыму 14:06, Политика Минфин предложил учитывать «семейный» конфликт интересов в госзакупках 14:03, Бизнес Путин назначил бывшего мэра Самары врио губернатора области 13:54, Политика Евро достиг двухмесячного минимума к рублю 13:44, Деньги Турция пригрозила перекрыть транзит нефти из Курдистана из-за референдума 13:43, Общество Названы легче всего выдающие долгосрочные шенгенские визы страны 13:41, Общество НМГ учредила «Витрину» для создания «русского Hulu» 13:29, Технологии и медиа Армения заявила о признании русского языка в стране иностранным 13:25, Общество В Англии задержали еще одного подозреваемого в теракте в метро 13:23, Общество Росавиация начала внеплановую проверку «ВИМ-Авиа» 13:21, Общество Сирийская оппозиция обвинила ВКС России в ударах по позициям ее войск 13:16, Политика
Цена Шенгена: почему ЕС нельзя закрывать границы
Экономика, 29 янв, 2016 12:43
0
Ольга Гулина Цена Шенгена: почему ЕС нельзя закрывать границы
Миграционный кризис в Европе привел к дискуссиям о судьбе Шенгенского соглашения и первым ограничениям на границах. Но именно Шенген обеспечивает высокую конкурентность ЕС на мировой арене

Около тридцати лет тому назад пять государств — Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция и Германия — подписали Шенгенское соглашение, судьба которого сейчас вызывает бурные дискуссии на Европейском континенте. Несколько стран ЕС, а также Норвегия уже объявили об усилении пограничного контроля. Главы МВД стран Евросоюза рекомендовали подготовить законодательную базу для ограничения действия Шенгенского соглашения на два года. Ключевой сейчас вопрос — какова цена его отмены?

Четыре свободы — свобода передвижения людей, капиталов, товаров, работ и услуг — это краеугольный камень Европейского союза, фундамент Шенгенского соглашения. В настоящий момент участниками Шенгенского соглашения являются 22 государства Европейского союза, Лихтенштейн, Швейцария, Норвегия и Ирландия. Четыре страны ЕС — Болгария, Хорватия, Кипр и Румыния — ждут своего часа для вступления в зону его действия.

Точно оценить финансовую подоплеку действия всех четырех свобод внутри шенгенской зоны весьма проблематично, однако сопоставление отдельных слагаемых — свободы передвижения товаров и индивидов — дает представление об общей картине.

Свобода передвижения товаров

Свобода передвижения товаров предопределяет отсутствие таможенных процедур, двойного налогообложения, свободу перемещения импорта и экспорта между странами внутри зоны Шенгенского соглашения. Это одно из самых больших преимуществ внутреннего рынка общей Европы. Межстрановая торговля (оборот товаров) внутри Евросоюза растет динамично: с €800 млрд в 1992 году до €2,8 трлн в 2013. Стабильно сохраняется тенденция, когда государства ЕС имеют более высокие показатели торговли со странами — членами Евросоюза, чем за его пределами. По расчетам исследователей из Университета Дюка, увеличение оборота торговли на 0,1% между двумя государствами внутри Шенгенской зоны увеличивает их доходы на сумму не менее $50 млн.

Не последнюю роль в этом играет и свобода транспортировки грузов. «Архитекторы» Шенгенского соглашения еще в момент его создания ставили себе цель обеспечить свободу передвижения грузов, преимущественно автотранспортом по дорогам и магистралям Европы. До сих пор внутри Европейского союза 75,4% грузов перевозятся автомобильным, 17,4% — железнодорожным, 6,7% — водным транспортом и 0,1% — авиасообщением.

Введение погранично-паспортного контроля негативно отразится на логистике автотранспортных перевозок. Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер в своем выступлении от 15 января 2016 года предостерег государства — члены ЕС от введения подобных мер, ведь совокупные расходы для организации контроля одного грузовика могут составить порядка €55 тыс. Представители ассоциации автоперевозчиков Дании (Denmark's DSV) уже заявили, что каждый дополнительный час ожидания на контролируемых границах потребует €625 млн ежегодно.

Имеющиеся примеры уже введенного погранично-паспортного контроля внутри Шенгенской зоны подтверждают данные расчеты. В ноябре 2015 года Швеция и Дания ввели пограничный и, позже, паспортный контроль на Эресуннском мосту, представляющим собой двухполосную железную дорогу и четырехполосную автомагистраль через пролив Эресунн. По расчетам Еврокомиссии, расходы обоих государств на организацию и обеспечение контроля, персональные затраты уже составили порядка €300 млн. Введение паспортно-пограничного контроля на участке немецко-датской границы может стоить дополнительные €90 млн.

Свобода передвижения людей

6,9 млн жителей Европейского союза работают и живут в другой стране ЕС. Ежедневно порядка 1,1 млн человек свободно перемещаются между границами государств, подписавших Шенгенское соглашение, для работы, учебы или просто развлечения. Это обеспечивает мобильность общеевропейского рынка труда, знаний и технологий. В одном только Люксембурге 40% трудоспособных жителей (порядка 150 тыс. чел.) ежедневно пересекают границы Бельгии, Франции или Германии.

Закрепленная в Шенгенском соглашении свобода перемещения лиц имеет и другие преимущества, в том числе для граждан других стран, гарантируя высокую конкурентоспособность европейского туристического рынка. В одной только Франции, по оценке всемирной организации туризма (WTO), 7% ВВП и 2 млн рабочих мест обеспечены доходами от туризма. Внутри всех 28 государств Европейского союза цифры гораздо выше: 5% ВВП, 9,7 млн рабочих мест и более 1,8 млн вовлеченных в бизнес компаний малого и среднего звена.

Шенгенское соглашение, претворяющее в жизнь четыре основополагающие свободы, является той самой «дойной коровой», которая и обеспечивает высокую конкурентность ЕС на мировой арене и гарантирует материальные блага его жителям. Любое изменение режима свободы передвижения товаров, работ и услуг внутри Шенгенской зоны серьезно затронет страны-тяжеловесы европейской экономики (Германию, Голландию и Францию), однако самые большие потери понесут экономики стран центральной и восточной Европы (Словения, Польша), экспорт которых на внутренние рынки Евросоюза составляет весомую часть их доходов. Посягательство на свободу передвижения индивидов станет серьезным ударом для стран — основательниц Европейского союза (Бенилюкса, Германии и Франции) как основных бенефициаров свободного передвижения людей и капиталов. А потому такая «игра» в краткосрочной перспективе не стоит свеч.

Об авторах
Ольга Гулина эксперт Института миграционной политики (Берлин)
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.