Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 23:59 МСК
«Яндекс» опроверг обвинения СБУ в передаче данных украинцев спецслужбам Технологии и медиа, 23:23 Банки начали отказываться от СМС-уведомлений из-за их высокой стоимости Финансы, 23:11 В Великобритании сотрудница зоопарка погибла в результате нападения тигра Общество, 23:06 Лучшие предложения рынка наличной валюты  23:00   USD НАЛ. Покупка 56,59 Продажа 56,56 EUR НАЛ. 63,25 63,16 Рандеву в Версале: что Путин обсудил на первой встрече с Макроном Политика, 22:57 Власти пообещали жителям сносимых пятиэтажек скидки на расширение жилья Общество, 22:24 BuzzFeed назвал иск акционеров Альфа-банка попыткой надавить на издание Технологии и медиа, 22:09 В Краснодарском крае противоградовая ракета упала на дом Общество, 22:03 «МегаФон» запустил линейку более высоких тарифов Технологии и медиа, 21:42 BMW приостановила часть производств из-за перебоев в поставках деталей Бизнес, 21:30 СМИ сообщили о пожаре на ТЭЦ на севере Москвы Общество, 21:29 Жертвами урагана в Подмосковье стали ребенок и пожилой мужчина Общество, 21:24 Собянин пообещал по миллиону рублей семьям погибших от урагана Политика, 21:07 Националиста Белова этапировали в Нижний Новгород Общество, 21:06 Ураган обесточил более 20 населенных пунктов в Центральной России Общество, 21:05 По делу экс-губернатора Челябинской области задержали помощника депутата Общество, 20:50 Буря на миллиард: к каким последствиям приводили ураганы в Москве Фотогалерея, 20:49 В Красноярске при падении с 17-го этажа погиб и.о. вице-мэра города Общество, 20:48 Макрон назвал Sputnik и RT «органами лживой пропаганды» Политика, 20:42 Как изменятся роли Китая и России при реализации проектов Шелкового пути Политика, 20:41 Окрыленный надеждой: чем удивит конкурентов новый лайнер МС-21 Бизнес, 20:32 В МИДе назвали высылку дипломатов из Молдавии «парадоксальной ситуацией» Политика, 20:21 «Барселона» объявила имя нового главного тренера Спорт, 20:20 Избивших заместителя Емельяненко бойцов пожизненно дисквалифицировали Спорт, 20:09 Президент Молдавии прокомментировал высылку российских дипломатов Политика, 20:04 В Госдуме прокомментировали высылку российских дипломатов из Молдавии Политика, 19:55 Тайгера Вудса задержали за вождение в нетрезвом виде Общество, 19:47 Кремль сообщил о предстоящих переговорах «нормандской четверки» Политика, 19:44
29 янв 2016, 12:43
Цена Шенгена: почему ЕС нельзя закрывать границы
Ольга Гулина, эксперт Института миграционной политики (Берлин)
Другие мнения автора
Закрыть Америку: сколько стоит миграционная политика Трампа 2 фев, 19:22 Удар по Берлину: какими будут политические последствия нового теракта 21 дек 2016, 15:51 Еще 9 материалов
Миграционный кризис в Европе привел к дискуссиям о судьбе Шенгенского соглашения и первым ограничениям на границах. Но именно Шенген обеспечивает высокую конкурентность ЕС на мировой арене

Около тридцати лет тому назад пять государств — Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция и Германия — подписали Шенгенское соглашение, судьба которого сейчас вызывает бурные дискуссии на Европейском континенте. Несколько стран ЕС, а также Норвегия уже объявили об усилении пограничного контроля. Главы МВД стран Евросоюза рекомендовали подготовить законодательную базу для ограничения действия Шенгенского соглашения на два года. Ключевой сейчас вопрос — какова цена его отмены?

Четыре свободы — свобода передвижения людей, капиталов, товаров, работ и услуг — это краеугольный камень Европейского союза, фундамент Шенгенского соглашения. В настоящий момент участниками Шенгенского соглашения являются 22 государства Европейского союза, Лихтенштейн, Швейцария, Норвегия и Ирландия. Четыре страны ЕС — Болгария, Хорватия, Кипр и Румыния — ждут своего часа для вступления в зону его действия.

Точно оценить финансовую подоплеку действия всех четырех свобод внутри шенгенской зоны весьма проблематично, однако сопоставление отдельных слагаемых — свободы передвижения товаров и индивидов — дает представление об общей картине.

Свобода передвижения товаров

Свобода передвижения товаров предопределяет отсутствие таможенных процедур, двойного налогообложения, свободу перемещения импорта и экспорта между странами внутри зоны Шенгенского соглашения. Это одно из самых больших преимуществ внутреннего рынка общей Европы. Межстрановая торговля (оборот товаров) внутри Евросоюза растет динамично: с €800 млрд в 1992 году до €2,8 трлн в 2013. Стабильно сохраняется тенденция, когда государства ЕС имеют более высокие показатели торговли со странами — членами Евросоюза, чем за его пределами. По расчетам исследователей из Университета Дюка, увеличение оборота торговли на 0,1% между двумя государствами внутри Шенгенской зоны увеличивает их доходы на сумму не менее $50 млн.

Не последнюю роль в этом играет и свобода транспортировки грузов. «Архитекторы» Шенгенского соглашения еще в момент его создания ставили себе цель обеспечить свободу передвижения грузов, преимущественно автотранспортом по дорогам и магистралям Европы. До сих пор внутри Европейского союза 75,4% грузов перевозятся автомобильным, 17,4% — железнодорожным, 6,7% — водным транспортом и 0,1% — авиасообщением.

Введение погранично-паспортного контроля негативно отразится на логистике автотранспортных перевозок. Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер в своем выступлении от 15 января 2016 года предостерег государства — члены ЕС от введения подобных мер, ведь совокупные расходы для организации контроля одного грузовика могут составить порядка €55 тыс. Представители ассоциации автоперевозчиков Дании (Denmark's DSV) уже заявили, что каждый дополнительный час ожидания на контролируемых границах потребует €625 млн ежегодно.

Имеющиеся примеры уже введенного погранично-паспортного контроля внутри Шенгенской зоны подтверждают данные расчеты. В ноябре 2015 года Швеция и Дания ввели пограничный и, позже, паспортный контроль на Эресуннском мосту, представляющим собой двухполосную железную дорогу и четырехполосную автомагистраль через пролив Эресунн. По расчетам Еврокомиссии, расходы обоих государств на организацию и обеспечение контроля, персональные затраты уже составили порядка €300 млн. Введение паспортно-пограничного контроля на участке немецко-датской границы может стоить дополнительные €90 млн.

Свобода передвижения людей

6,9 млн жителей Европейского союза работают и живут в другой стране ЕС. Ежедневно порядка 1,1 млн человек свободно перемещаются между границами государств, подписавших Шенгенское соглашение, для работы, учебы или просто развлечения. Это обеспечивает мобильность общеевропейского рынка труда, знаний и технологий. В одном только Люксембурге 40% трудоспособных жителей (порядка 150 тыс. чел.) ежедневно пересекают границы Бельгии, Франции или Германии.

Закрепленная в Шенгенском соглашении свобода перемещения лиц имеет и другие преимущества, в том числе для граждан других стран, гарантируя высокую конкурентоспособность европейского туристического рынка. В одной только Франции, по оценке всемирной организации туризма (WTO), 7% ВВП и 2 млн рабочих мест обеспечены доходами от туризма. Внутри всех 28 государств Европейского союза цифры гораздо выше: 5% ВВП, 9,7 млн рабочих мест и более 1,8 млн вовлеченных в бизнес компаний малого и среднего звена.

Шенгенское соглашение, претворяющее в жизнь четыре основополагающие свободы, является той самой «дойной коровой», которая и обеспечивает высокую конкурентность ЕС на мировой арене и гарантирует материальные блага его жителям. Любое изменение режима свободы передвижения товаров, работ и услуг внутри Шенгенской зоны серьезно затронет страны-тяжеловесы европейской экономики (Германию, Голландию и Францию), однако самые большие потери понесут экономики стран центральной и восточной Европы (Словения, Польша), экспорт которых на внутренние рынки Евросоюза составляет весомую часть их доходов. Посягательство на свободу передвижения индивидов станет серьезным ударом для стран — основательниц Европейского союза (Бенилюкса, Германии и Франции) как основных бенефициаров свободного передвижения людей и капиталов. А потому такая «игра» в краткосрочной перспективе не стоит свеч.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.