Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 23:21 МСК
Сенаторы пригрозили заблокировать Трампу отмену санкций против России Политика, 22:58 Большая часть Абхазии осталась без электричества из-за аварии Общество, 22:17 «Тройка» по переговорам: смогут ли Россия, Иран и Турция дать мир Сирии? Леонид Исаев арабист, старший преподаватель Высшей школы экономики Мнение, 21:52 Миллионы с перцем: как заработать на производстве специй Свое дело, 21:51 СМИ сообщили об убийстве девушки из автомата Калашникова на Кубани Общество, 21:33 Белый дом рассказал о переговорах по переносу посольства США в Израиле Общество, 21:21 Мэй отказалась комментировать информацию о провальном запуске ракеты Политика, 20:37 На пост куратора Госдумы и Совфеда в Кремле выдвинули Сергея Железняка Политика, 20:32 Военные эксперты предсказали победу России над армией Британии за полдня Политика, 20:05 Трамп сравнил число зрителей своей инаугурации и церемонии Обамы Политика, 19:43 Белый дом обвинил американские СМИ в попытке лишить Трампа легитимности Политика, 19:25 Минсельхоз Германии заявил о неизменности позиции по санкциям для России Политика, 18:55 Партийная пятилетка: чем закончился съезд «Единой России» Политика, 18:24 Трамп после протестов заявил о праве на выражение мнения Политика, 18:14 Повстанцы заявили о стремлении России к «нейтралитету» в отношении Асада Политика, 17:47 В аэропорту Пулково провели проверку из-за шутки о бомбе Общество, 17:45 Глава Минтруда поддержал предложение ограничить расчеты наличными Финансы, 17:16 Вертолет экстренно сел на МКАД Общество, 17:12 Новак назвал диапазон цен на нефть в 2017 году Экономика, 16:56 СК начал проверку после гибели туристов при сходе лавины в Мурманске Общество, 16:49 СМИ узнали о просьбе ФИФА к Мутко не руководить российским футболом Спорт, 16:34 Трамп ответил протестовавшим после его вступления в должность президента Политика, 16:23 Саакашвили пожаловался на СМИ Украины за свои фото с инаугурации Трампа Политика, 16:05 Новак заявил о соблюдении странами плана по сокращению добычи нефти Политика, 15:34 В генсовет «Единой России» впервые вошел министр Политика, 14:57 Румен Радев вступил в должность президента Болгарии Политика, 14:45 В Высший совет «Единой России» вошли Кадыров и Володин Политика, 14:35 Медведев призвал «расстаться с иллюзиями» по поводу отмены санкций Политика, 13:56
29 янв 2016, 12:43
Цена Шенгена: почему ЕС нельзя закрывать границы
Ольга Гулина, эксперт Института миграционной политики (Берлин)
Другие мнения автора
Удар по Берлину: какими будут политические последствия нового теракта 21 дек 2016, 15:51 Страх и ненависть в Германии: как террор повлияет на политику страны 26 июл 2016, 11:00 Еще 8 материалов
Миграционный кризис в Европе привел к дискуссиям о судьбе Шенгенского соглашения и первым ограничениям на границах. Но именно Шенген обеспечивает высокую конкурентность ЕС на мировой арене

Около тридцати лет тому назад пять государств — Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция и Германия — подписали Шенгенское соглашение, судьба которого сейчас вызывает бурные дискуссии на Европейском континенте. Несколько стран ЕС, а также Норвегия уже объявили об усилении пограничного контроля. Главы МВД стран Евросоюза рекомендовали подготовить законодательную базу для ограничения действия Шенгенского соглашения на два года. Ключевой сейчас вопрос — какова цена его отмены?

Четыре свободы — свобода передвижения людей, капиталов, товаров, работ и услуг — это краеугольный камень Европейского союза, фундамент Шенгенского соглашения. В настоящий момент участниками Шенгенского соглашения являются 22 государства Европейского союза, Лихтенштейн, Швейцария, Норвегия и Ирландия. Четыре страны ЕС — Болгария, Хорватия, Кипр и Румыния — ждут своего часа для вступления в зону его действия.

Точно оценить финансовую подоплеку действия всех четырех свобод внутри шенгенской зоны весьма проблематично, однако сопоставление отдельных слагаемых — свободы передвижения товаров и индивидов — дает представление об общей картине.

Свобода передвижения товаров

Свобода передвижения товаров предопределяет отсутствие таможенных процедур, двойного налогообложения, свободу перемещения импорта и экспорта между странами внутри зоны Шенгенского соглашения. Это одно из самых больших преимуществ внутреннего рынка общей Европы. Межстрановая торговля (оборот товаров) внутри Евросоюза растет динамично: с €800 млрд в 1992 году до €2,8 трлн в 2013. Стабильно сохраняется тенденция, когда государства ЕС имеют более высокие показатели торговли со странами — членами Евросоюза, чем за его пределами. По расчетам исследователей из Университета Дюка, увеличение оборота торговли на 0,1% между двумя государствами внутри Шенгенской зоны увеличивает их доходы на сумму не менее $50 млн.

Не последнюю роль в этом играет и свобода транспортировки грузов. «Архитекторы» Шенгенского соглашения еще в момент его создания ставили себе цель обеспечить свободу передвижения грузов, преимущественно автотранспортом по дорогам и магистралям Европы. До сих пор внутри Европейского союза 75,4% грузов перевозятся автомобильным, 17,4% — железнодорожным, 6,7% — водным транспортом и 0,1% — авиасообщением.

Введение погранично-паспортного контроля негативно отразится на логистике автотранспортных перевозок. Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер в своем выступлении от 15 января 2016 года предостерег государства — члены ЕС от введения подобных мер, ведь совокупные расходы для организации контроля одного грузовика могут составить порядка €55 тыс. Представители ассоциации автоперевозчиков Дании (Denmark's DSV) уже заявили, что каждый дополнительный час ожидания на контролируемых границах потребует €625 млн ежегодно.

Имеющиеся примеры уже введенного погранично-паспортного контроля внутри Шенгенской зоны подтверждают данные расчеты. В ноябре 2015 года Швеция и Дания ввели пограничный и, позже, паспортный контроль на Эресуннском мосту, представляющим собой двухполосную железную дорогу и четырехполосную автомагистраль через пролив Эресунн. По расчетам Еврокомиссии, расходы обоих государств на организацию и обеспечение контроля, персональные затраты уже составили порядка €300 млн. Введение паспортно-пограничного контроля на участке немецко-датской границы может стоить дополнительные €90 млн.

Свобода передвижения людей

6,9 млн жителей Европейского союза работают и живут в другой стране ЕС. Ежедневно порядка 1,1 млн человек свободно перемещаются между границами государств, подписавших Шенгенское соглашение, для работы, учебы или просто развлечения. Это обеспечивает мобильность общеевропейского рынка труда, знаний и технологий. В одном только Люксембурге 40% трудоспособных жителей (порядка 150 тыс. чел.) ежедневно пересекают границы Бельгии, Франции или Германии.

Закрепленная в Шенгенском соглашении свобода перемещения лиц имеет и другие преимущества, в том числе для граждан других стран, гарантируя высокую конкурентоспособность европейского туристического рынка. В одной только Франции, по оценке всемирной организации туризма (WTO), 7% ВВП и 2 млн рабочих мест обеспечены доходами от туризма. Внутри всех 28 государств Европейского союза цифры гораздо выше: 5% ВВП, 9,7 млн рабочих мест и более 1,8 млн вовлеченных в бизнес компаний малого и среднего звена.

Шенгенское соглашение, претворяющее в жизнь четыре основополагающие свободы, является той самой «дойной коровой», которая и обеспечивает высокую конкурентность ЕС на мировой арене и гарантирует материальные блага его жителям. Любое изменение режима свободы передвижения товаров, работ и услуг внутри Шенгенской зоны серьезно затронет страны-тяжеловесы европейской экономики (Германию, Голландию и Францию), однако самые большие потери понесут экономики стран центральной и восточной Европы (Словения, Польша), экспорт которых на внутренние рынки Евросоюза составляет весомую часть их доходов. Посягательство на свободу передвижения индивидов станет серьезным ударом для стран — основательниц Европейского союза (Бенилюкса, Германии и Франции) как основных бенефициаров свободного передвижения людей и капиталов. А потому такая «игра» в краткосрочной перспективе не стоит свеч.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.