Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 16:40 МСК
ЛДПР получила в Госдуме руководящие посты сверх квоты Политика, 16:21 Шувалов назвал устойчивый рост экономики условием выхода из кризиса Экономика, 16:18 В Госдуме назвали «чистой диверсией» расследование крушения MH17 Политика, 16:16 Саудовский биржевой индекс упал до минимума с января 2016 года Финансы, 16:03 ЦБ пообещал избегать «неоправданно частых» изменений ключевой ставки Финансы, 16:01 Матвиенко представит Россию на похоронах Шимона Переса Политика, 16:01 Лучшие предложения рынка наличной валюты  16:00   USD НАЛ. Покупка 64,10 Продажа 64,16 EUR НАЛ. 71,85 71,90 СМИ назвали владельца атаковавших США серверов Политика, 15:55 Следователи по крушению MH17 проверят данные с российских радаров Политика, 15:49 Кремль прокомментировал заявление о возможных санкциях из-за Сирии Политика, 15:44 Путин назвал неустойчивыми позитивные тенденции в российской экономике Политика, 15:21 Безвредные санкции: почему их отмена не принесет пользы России Владислав Иноземцев директор Центра исследований постиндустриального общества Мнение, 15:17 Голодец раскритиковала проект пенсионной реформы ЦБ и Минфина Финансы, 15:13 Интернет-компании пожаловались на монополизацию бренда «черная пятница» Бизнес, 15:11 Мосгордума утвердила закон о снижении налога на недвижимость для физлиц Экономика, 15:05 В ДНР не согласились с итогами расследования катастрофы МН17 Политика, 14:57 Работу следственной группы по крушению MH17 продлили до 2018 года Политика, 14:55 Кто сбил Boeing: основные версии крушения рейса MH17 в Донбассе Политика, 14:47 Telegraph обвинила в получении откатов восемь тренеров чемпионата Англии Спорт, 14:43 Следcтвие по MH17 заявило о российском происхождении ЗРК «Бук» Политика, 14:40 Кремль прокомментировал сообщения о просьбе Ливии о поставках оружия Политика, 14:10 Гаагский арбитраж закрыл одно из многомиллиардных дел ЮКОСа против России Экономика, 14:09 Каменщик отказался назвать сумму выплат жертвам теракта в Домодедово Общество, 14:06 Жириновский высказался против запрета абортов Политика, 14:02 Глава Минздрава увидела в ограничении абортов угрозу для здоровья женщин Политика, 14:00 Итоги расследования катастрофы MH17 в Донбассе. Онлайн-трансляция Онлайн, 13:57 Минэкономразвития предложило увольнять глав убыточных госкомпаний Бизнес, 13:56 В Москве на офис Сбербанка совершено вооруженное нападение Общество, 13:50
29 янв, 12:43
Цена Шенгена: почему ЕС нельзя закрывать границы
Ольга Гулина, эксперт Института миграционной политики (Берлин)
Другие мнения автора
Страх и ненависть в Германии: как террор повлияет на политику страны 26 июл, 11:00 Разделенная Европа: станет ли террор идеологией новой революции? 15 июл, 16:04 Еще 7 материалов
Миграционный кризис в Европе привел к дискуссиям о судьбе Шенгенского соглашения и первым ограничениям на границах. Но именно Шенген обеспечивает высокую конкурентность ЕС на мировой арене

Около тридцати лет тому назад пять государств — Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция и Германия — подписали Шенгенское соглашение, судьба которого сейчас вызывает бурные дискуссии на Европейском континенте. Несколько стран ЕС, а также Норвегия уже объявили об усилении пограничного контроля. Главы МВД стран Евросоюза рекомендовали подготовить законодательную базу для ограничения действия Шенгенского соглашения на два года. Ключевой сейчас вопрос — какова цена его отмены?

Четыре свободы — свобода передвижения людей, капиталов, товаров, работ и услуг — это краеугольный камень Европейского союза, фундамент Шенгенского соглашения. В настоящий момент участниками Шенгенского соглашения являются 22 государства Европейского союза, Лихтенштейн, Швейцария, Норвегия и Ирландия. Четыре страны ЕС — Болгария, Хорватия, Кипр и Румыния — ждут своего часа для вступления в зону его действия.

Точно оценить финансовую подоплеку действия всех четырех свобод внутри шенгенской зоны весьма проблематично, однако сопоставление отдельных слагаемых — свободы передвижения товаров и индивидов — дает представление об общей картине.

Свобода передвижения товаров

Свобода передвижения товаров предопределяет отсутствие таможенных процедур, двойного налогообложения, свободу перемещения импорта и экспорта между странами внутри зоны Шенгенского соглашения. Это одно из самых больших преимуществ внутреннего рынка общей Европы. Межстрановая торговля (оборот товаров) внутри Евросоюза растет динамично: с €800 млрд в 1992 году до €2,8 трлн в 2013. Стабильно сохраняется тенденция, когда государства ЕС имеют более высокие показатели торговли со странами — членами Евросоюза, чем за его пределами. По расчетам исследователей из Университета Дюка, увеличение оборота торговли на 0,1% между двумя государствами внутри Шенгенской зоны увеличивает их доходы на сумму не менее $50 млн.

Не последнюю роль в этом играет и свобода транспортировки грузов. «Архитекторы» Шенгенского соглашения еще в момент его создания ставили себе цель обеспечить свободу передвижения грузов, преимущественно автотранспортом по дорогам и магистралям Европы. До сих пор внутри Европейского союза 75,4% грузов перевозятся автомобильным, 17,4% — железнодорожным, 6,7% — водным транспортом и 0,1% — авиасообщением.

Введение погранично-паспортного контроля негативно отразится на логистике автотранспортных перевозок. Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер в своем выступлении от 15 января 2016 года предостерег государства — члены ЕС от введения подобных мер, ведь совокупные расходы для организации контроля одного грузовика могут составить порядка €55 тыс. Представители ассоциации автоперевозчиков Дании (Denmark's DSV) уже заявили, что каждый дополнительный час ожидания на контролируемых границах потребует €625 млн ежегодно.

Имеющиеся примеры уже введенного погранично-паспортного контроля внутри Шенгенской зоны подтверждают данные расчеты. В ноябре 2015 года Швеция и Дания ввели пограничный и, позже, паспортный контроль на Эресуннском мосту, представляющим собой двухполосную железную дорогу и четырехполосную автомагистраль через пролив Эресунн. По расчетам Еврокомиссии, расходы обоих государств на организацию и обеспечение контроля, персональные затраты уже составили порядка €300 млн. Введение паспортно-пограничного контроля на участке немецко-датской границы может стоить дополнительные €90 млн.

Свобода передвижения людей

6,9 млн жителей Европейского союза работают и живут в другой стране ЕС. Ежедневно порядка 1,1 млн человек свободно перемещаются между границами государств, подписавших Шенгенское соглашение, для работы, учебы или просто развлечения. Это обеспечивает мобильность общеевропейского рынка труда, знаний и технологий. В одном только Люксембурге 40% трудоспособных жителей (порядка 150 тыс. чел.) ежедневно пересекают границы Бельгии, Франции или Германии.

Закрепленная в Шенгенском соглашении свобода перемещения лиц имеет и другие преимущества, в том числе для граждан других стран, гарантируя высокую конкурентоспособность европейского туристического рынка. В одной только Франции, по оценке всемирной организации туризма (WTO), 7% ВВП и 2 млн рабочих мест обеспечены доходами от туризма. Внутри всех 28 государств Европейского союза цифры гораздо выше: 5% ВВП, 9,7 млн рабочих мест и более 1,8 млн вовлеченных в бизнес компаний малого и среднего звена.

Шенгенское соглашение, претворяющее в жизнь четыре основополагающие свободы, является той самой «дойной коровой», которая и обеспечивает высокую конкурентность ЕС на мировой арене и гарантирует материальные блага его жителям. Любое изменение режима свободы передвижения товаров, работ и услуг внутри Шенгенской зоны серьезно затронет страны-тяжеловесы европейской экономики (Германию, Голландию и Францию), однако самые большие потери понесут экономики стран центральной и восточной Европы (Словения, Польша), экспорт которых на внутренние рынки Евросоюза составляет весомую часть их доходов. Посягательство на свободу передвижения индивидов станет серьезным ударом для стран — основательниц Европейского союза (Бенилюкса, Германии и Франции) как основных бенефициаров свободного передвижения людей и капиталов. А потому такая «игра» в краткосрочной перспективе не стоит свеч.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.