Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Ошибки «Платона»: почему с запуском системы нельзя было спешить
Лента новостей 22:57 МСК
Глава телеканала ТНТ покинет свой пост Технологии и медиа, 21:46 Нефтяной съезд: чего ждать от новой встречи ОПЕК Экономика, 21:31 Глава Минтруда предложил альтернативу «налогу на тунеядцев» Экономика, 21:30 Обрушение дома в Междуреченске. Фоторепортаж Фотогалерея, 21:19 Под завалами обрушившегося дома в Кемеровской области нашли тело женщины Общество, 21:02 Российский бизнес вернулся к настроениям времен нефти по $100 Экономика, 21:00 Улюкаев оценил последствия повышения ставки ФРС для рубля Экономика, 20:54 Улюкаев подсказал Европе способ добиться смягчения российских санкций Экономика, 20:32 Трамп назвал дураком проигравшего в 2012 году Обаме республиканца Политика, 20:16 Бывший сотрудник UBS потребовал $1 млн компенсации за свое увольнение Финансы, 20:04 В СК опровергли наличие погибших при обрушении дома в Междуреченске Общество, 19:56 «Добрый медведь» попал в список главных водочных брендов мира Бизнес, 19:50 Ресторатор Пригожин подал 15 исков к «Яндексу» из-за закона «о забвении» Технологии и медиа, 19:44 Белый дом отказался удовлетворять петицию об отмене «акта Магнитского» Политика, 19:35 Госдеп предупредил американцев об угрозе терактов в Европе этим летом Политика, 19:24 Медведев призвал бизнес рассказать о выдающих «лжелицензии» организациях Бизнес, 19:18 СМИ сообщили о пропаже четырех жильцов обрушившегося дома в Междуреченске Общество, 18:58 Крупнейший книжный онлайн-магазин в России впервые стал прибыльным Технологии и медиа, 18:45 Volkswagen вернулся к прибыли после убытков на фоне «дизельного скандала» Бизнес, 18:38 Медведев призвал увидеть в бизнесменах пример для подражания Бизнес, 18:27 Суд дал Мисс Турции — 2006 условный срок за оскорбление Эрдогана Политика, 18:19 Аленичев остался главным тренером «Спартака» по итогам совета директоров Бизнес, 18:14 Эрдоган заявил о непонимании требований Москвы для улучшения отношений Политика, 17:58 Под Иркутском построили квартал имени Рамзана Кадырова Общество, 17:50 Кремль и ЦБ начали готовить единороссов ко встречам с избирателями Политика, 17:39 Airbus ускорит создание альтернативы «черным ящикам» после крушения A320 Технологии и медиа, 17:37 СМИ сообщили о переходе в МВД только каждого седьмого сотрудника ФСКН Общество, 17:33
20 фев, 17:19 Экономика
Ошибки «Платона»: почему с запуском системы нельзя было спешить
Роман Чураков, старший юрист Herbert Smith Freehills
Дальнобойщики из 45 регионов объявили о новой масштабной акции против системы «Платон». Аналогичные системы в других странах тоже столкнулись с сопротивлением водителей. Все операторы наступают на одни и те же грабли

Согласно свежему исследованию ВЦИОМа, 60% владельцев транспортных компаний и 65% дальнобойщиков считают систему «Платон» несправедливой. Возможно, негативного фона удалось бы избежать, если бы работа по реализации системы проходила с большим заимствованием международного опыта.

Активная работа с инвесторами по системе взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т, была начата еще в 2012 году. Тогда при участии ФКУ «Дороги России» было инициировано обсуждение проекта конкурсной документации, был сформирован пул потенциальных участников конкурса. Интересантами при этом были как крупнейшие российские компании (например, ВТБ, НИС «ГЛОНАСС» и пр.), так и западные компании (например, Kapsch TrafficCom AG). В апреле 2013-го конкурс по проекту был официально объявлен правительством РФ.

В течение всего периода обсуждения проекта одной из ключевых проблем являлись сжатые сроки на его запуск. Так, первоначально предполагалось, что обязанностью инвестора будет общая готовность всей системы взимания платы уже к 1 января 2013 года. Хотя потом срок был перенесен до 1 ноября 2014 года, необходимость изготовления бортовых устройств и обеспечения ими пользователей грузового транспорта, создания всей IT-системы и капитальных сооружений (таких как системы стационарного контроля, ЦОД и др.) примерно за 1,5 года отпугивала даже иностранцев, имеющих большой опыт создания аналогичных систем.

В итоге правительство приняло радикальное решение отказаться от конкурса вовсе и назначить конкретную компанию — ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» — концессионером. При этом, как у нас часто бывает, никаких официальных объяснений такому решению (включая причины выбора именно данной компании на роль концессионера) дано не было, что, разумеется, не улучшило репутацию России в глазах иностранного бизнеса.

И, хотя отмена конкурса сэкономила время на его проведение, а срок запуска системы был в очередной раз перенесен до ноября 2015-го, при начале эксплуатации системы все равно возникли проблемы. Информационная кампания проводилась слабо, что привело к большому числу неплатежей в первые недели работы системы и массовым протестам.

Фотогалерея Дальнобойщики встали: введение платы за проезд привело к протестам Водители большегрузных автомобилей устроили акции протеста на федеральных трассах во многих регионах России. Дальнобойщики требуют отменить сбор, который вводится с 15 ноября 2015 года. Плата... Показать 10 фотографий

Также имелись проблемы с выдачей бортовых устройств — они раздавались бесплатно всем обратившимся владельцам транспортных средств, которые подчас их не использовали. Поэтому возникли перебои со снабжением устройствами владельцев грузовиков, обратившихся позднее. Все это выглядит несколько странно с учетом того, что до запуска системы оператор должен был обеспечить наличие 1 млн бортовых устройств.

Вопросы вызывает также и само концессионное соглашение, заключенное с оператором, — оно ограничивает возможности государства на «расставание» с концессионером, если он работает откровенно плохо. Проблемы концессионного соглашения можно частично объяснить отсутствием конкуренции при выборе оператора. Как это часто бывает в проектах ГЧП, при проведении конкурса из нескольких равносильных участников ни один из них не может навязать государству такие условия, которые инвестор смог бы включить в соглашение при отсутствии конкуренции.

Надо признать, что проблемы «Платона» совсем не уникальны — государства, где системы взимания платы с большегрузного транспорта были реализованы ранее, наступили примерно на те же грабли. Например, в Словакии система eMyto была запущена в 2010 году всего за год и постоянно давала сбои, запуск совпал с экономическим кризисом, множество транспортных компаний были вынуждены прекратить свою деятельность. В итоге штрафы были снижены примерно на 60%.

В Польше запущенная в 2011 году система ViaTOLL регулярно неверно рассчитывала пройденное расстояние, а также выписывала штрафы даже при полном соблюдении водителями правил. Главная контрольная палата Польши обнаружила ошибки в работе ViaTOLL и ввела дифференциацию тарифов (для экологичных транспортных средств они стали вдвое меньше, чем для автомобилей, которые больше загрязняют окружающую среду).

Оператор аналогичной системы в Чехии Kapsch TrafficCom AG столкнулся с обвинениями в нечестном конкурсе. Десятилетний контракт с Kapsch заканчивается в 2016 году, сейчас обсуждается возможность замены оператора.

Логично было бы изучить международный опыт, а не изобретать велосипед, тогда многих проблем «Платона» удалось бы избежать. Сейчас на российский опыт системы взимания платы внимательно смотрят, например, в Казахстане и Киргизии, где также прорабатываются аналогичные проекты. И если в Казахстане проект пока прорабатывается внутри администрации, то в Киргизии уже идет обсуждение проекта с австрийской компанией, имеющей большой опыт создания и эксплуатации аналогичных систем в Западной Европе.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции. 

Другие материалы по теме
Дальнобойщики объявили забастовку в 45 регионах
Война грузовиков: как Россия попала в логистический тупик