Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 3:27 МСК
Актриса Мэрил Стрип поддержала осужденного режиссера Олега Сенцова Общество, 02:50 Белоруссия заявила о желании проверить российские молочные предприятия Экономика, 02:17 Мексика призвала Трампа использовать сделки ТТП для партнерства в NAFTA Экономика, 01:31 СК завел уголовное дело после убийства молодого человека в Зеленограде Общество, 01:30 Белый дом сообщил о планах ужесточить наказание за клевету Политика, 00:57 В Москве отопление начнут отключать 1 мая Общество, 00:01 Новеллы-2017: что изменится в российских законах в мае Общество, 00:00 «Яблоко» обвинило полицию в фальсификации версии нападения на активистку Общество, Вчера, 23:43 Мужчина ранил трех человек из карабина в Новосибирской области Общество, Вчера, 23:14 Столтенберг рассказал об обсуждении усиления миссии НАТО в Афганистане Политика, Вчера, 22:40 Российские хоккеисты победили в последнем матче перед чемпионатом мира Спорт, Вчера, 22:31 Полиция в Москве задержала автомобиль с подозреваемыми в похищении Общество, Вчера, 22:21 Навальный выложил видео нападения с зеленкой в Москве Политика, Вчера, 21:59 Коалиция США признала гибель 352 гражданских в авиаударах в Сирии и Ираке Политика, Вчера, 21:34 Активистку «Открытой России» в Казани арестовали на 10 суток Общество, Вчера, 21:26 Голкипер «Ростова» установил новый рекорд чемпионатов России Спорт, Вчера, 21:24 Власти Польши задержали обвиняемого в военных преступлениях в Донбассе Политика, Вчера, 21:02 СКР проверит информацию о захвате парковочных мест в Москве Общество, Вчера, 20:29 Трамп рассказал о своем отношении к Ким Чен Ыну Политика, Вчера, 20:03 Дональд Трамп обвинил Хиллари Клинтон в связях с Россией Политика, Вчера, 20:03 МИД Польши отстранил консула в США из-за публикации фото Туска в форме СС Политика, Вчера, 19:29 «Спартак» победил ЦСКА в московском дерби Спорт, Вчера, 19:16 КНДР пригрозила потопить американскую атомную подводную лодку Политика, Вчера, 18:56 Автор плана аренды Крыма назвал «утечкой» слова о лишении его гражданства Политика, Вчера, 18:46 В сети появилось видео испытаний крупнейшего самолета-амфибии в мире Технологии и медиа, Вчера, 18:31 Минобороны направило два Ил-76 на тушение пожаров в Иркутской области Общество, Вчера, 18:10 В Стамбуле застрелили владельца иранского телеканала Общество, Вчера, 17:43 В ДТП под Оренбургом погибли двое детей Общество, Вчера, 17:17
1 мар 2016, 14:19
Автомобиль как роскошь: почему нужно еще поднимать акцизы на бензин
Кирилл Лятс, генеральный директор Группы компаний «Метапроцесс»
Другие мнения автора
Запоздалая льгота: почему налоговые вычеты уже не помогут бизнесу 20 мая 2016, 15:38 Апокалипсис сегодня: что произойдет, когда нефть упадет ниже $10 28 дек 2015, 10:32 Еще 9 материалов
Рост цен на бензин позволит решить сразу несколько проблем — пополнит бюджет, снизит автомобилизацию мегаполисов, вынудит транспортные компании переходить на газ и электричество

Бензин по 80 рублей

Решение поднять акцизы на бензин было правильным и экономически обоснованным.

Во-первых, легковой автомобиль — это все же роскошь, особенно для городских жителей. А рост цен на бензин способен остановить тотальную автомобилизацию городов эффективнее платных парковок и дорог. Во-вторых, государству сегодня неоткуда взять дополнительные финансовые ресурсы, кроме как через повышение налогов, таможенных платежей и акцизов. В-третьих, цена на бензин у нас пока еще ниже, чем в Европе, хотя там она и снижается. В целом сегодня российские власти обеспечивают меньшие пропорции на акцизы в цене топлива. Если в Швеции акцизы составляют 36,5%, то в России с новой вводной — 27,6%.

Я бы предложил не останавливать и повысить акцизы на столько, чтобы совокупная цена на бензин была бы примерно равна €1, или 80 руб. В этом случае, если мы предполагаем, что благодаря прошедшей модернизации всех НПЗ, связанных с переходом на Евро-4, в бензин перерабатывается примерно 60% нефти, приведенная цена на исходную нефть для населения составит €82 за баррель. Ну чем не мечта для правительства? Фактически компенсация внешнего рынка внутренним.

Газ вместо бензина

Понятно, что увеличение стоимости бензина повлечет за собой повышение транспортной составляющей в цене на любой товар, в том числе продовольствие. Но вклад этот не так велик — по подсчетам Минфина, рост акцизов приведет к увеличению розничных цен на бензин на 6,5–7%. Из-за этого общая инфляция может оказаться больше на 0,3–0,4 процентного пункта. Однако при этом повышение акцизов и вообще отпускной цены на бензин должно способствовать переводу транспорта на газ, сжиженный или компримированный. Это дает порядка 20% экономии. Мы проводили расчеты для Нижнего Новгорода — получилось, что затраты на модернизацию автобусного парка окупятся примерно за три года. Сегодня в связи с падением цен на нефть процесс перехода на газ затормозился, и это плохо.

Таким образом, повышение цен на бензин является благотворным процессом, который выгоден нефтепереработчикам, нефтедобытчикам и газовикам, которые во многом формируют бюджет страны. Казалось бы, он не выгоден потребителю. Но удорожание топлива заставит транспортные компании экономить, улучшит экологическую обстановку. В конце концов, увеличатся потоки городского транспорта, что сделает его более эффективным, а кое-где просто окупаемым. Соответственно, в муниципальный транспорт, который повсеместно перейдет на газ, пойдут дополнительные инвестиции, особенно если здесь дадут волю частной инициативе.

Незначительное же повышение акцизов на 6,5–7% я считаю несерьезной мерой, которая ничего особенного не даст бюджету государства и никаких изменения в распределение топливного баланса не привнесет. Правительство, скорее всего, через полгода еще раз вернется к повышению акцизов, но только это опять не даст структурного эффекта, т.к. произойдет привыкание и адаптация.

Чтобы что-то изменить в сознании людей и компаний: подтолкнуть их к энергоэффективности, к оптимизации логистики, к смене топлива, нужен шок. Таким шоком сегодня мог бы стать акциз в 50–55 руб. за литр топлива. Уверен, что как только цена на топливо скакнет в два раза, сразу воскреснет любовь к электроэнергии и газу.

«Бодяжные» риски

Существуют и определенные риски у кардинального повышения цен на бензин за счет акцизов. Во-первых, «бодяжить» бензин у нас любили всегда, и повышение цены будет только стимулировать этот процесс, который можно будет остановить только карательными методами. Но и они у нас зачастую не работают. Особенно где-нибудь в сибирской тайге. Конечно, будут использовать метанол, который может приводить к летальному исходу, если его пары попадут каким-то образом в дыхательные пути водителей или заправщиков.

Да и «самовары» еще долго будут жить, ибо именно они являются источником неподакцизного бензина опять-таки на плохо контролируемых территориях. Понятно, что государство знает обо всех минусах и сложностях администрирования АЗС, но основную доходную массу формируют не они, а легальные сети, входящие в ВИНКИ. Поэтому 75–80% заправочного бизнеса — это тот сегмент индустрии, который будет выплачивать акцизы.

Я уверен, что именно кризис может и должен стимулировать новые решения и подходы. Его плавность и спокойствие населения меня немного пугают. Именно поэтому, я считаю, государство должно своими руками, по крайней мере в топливном секторе, усугубить кризис, заставить людей и бизнес пересмотреть приоритеты.

Тогда мы сможем одновременно решить две задачи: пополнить бюджет и модернизировать экономику.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.