Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 22:41 МСК
Эрдоган допустил проведение референдума о членстве Турции в ЕС Политика, 22:03 Лучшие предложения рынка наличной валюты  22:00   USD НАЛ. Покупка 57,25 Продажа 57,25 EUR НАЛ. 61,80 61,77 СМИ сообщили о новых санкциях США против российских компаний Политика, 21:57 Фонд развития Дальнего Востока заявил о постройке моста через Амур на 50% Бизнес, 21:41 Starbucks и PepsiCo ушли с рекламных площадок Youtube в знак протеста Бизнес, 21:19 Коалиция США подтвердила удар по территории Мосула Политика, 21:04 СКА удвоил преимущество над «Локомотивом» в полуфинальной серии Спорт, 21:00 «Он предал коррупцию»: в Киеве похоронили экс-депутата Вороненкова Политика, 20:43 Саакашвили анонсировал объединение политических сил на Украине Политика, 20:28 В европейских странах прошли марши сторонников единства ЕС. Фоторепортаж Фотогалерея, 20:04 В Крым прибыла немецкая делегация бизнесменов и политиков Политика, 19:59 В Псковской области поезд сбил трехлетнего мальчика Общество, 19:27 Президент Литвы назвала Россию «угрозой» для Европы Политика, 19:18 Новак заявил о снижении Россией добычи нефти Экономика, 19:16 Футболист сборной Кот-д’Ивуара договорился о переходе в российский клуб Спорт, 19:15 В Минобороны усомнились в возможности скорого освобождения Ракки Политика, 18:40 СМИ сообщили об участии лондонского террориста в войне в Боснии Политика, 18:06 Женская сборная России по керлингу впервые вышла в финал чемпионата мира Спорт, 18:04 В Минске прошел митинг оппозиции. Фоторепортаж Фотогалерея, 17:28 Эксперты НАТО прибыли на украинскую военную базу после пожара на складе Политика, 17:21 В Москву придут девятиградусные морозы Общество, 16:46 После гибели троих детей в ДТП в Подмосковье возбудили уголовное дело Общество, 16:19 В центре Минска прошли массовые задержания на митинге оппозиции Общество, 16:13 Зюганов рассказал об «истоках ненависти» Европы к России Политика, 15:54 Экс-депутат Илья Пономарев пообещал «отомстить» за смерть Вороненкова Общество, 15:48 СМИ назвали место захоронения Вороненкова Политика, 15:06 Европейскую теннисную ассоциацию возглавил российский банкир Спорт, 15:03 Медведев поручил представить предложения по возможным скидкам в «Платоне» Политика, 14:35
1 мар 2016, 14:19
Автомобиль как роскошь: почему нужно еще поднимать акцизы на бензин
Кирилл Лятс, генеральный директор Группы компаний «Метапроцесс»
Другие мнения автора
Запоздалая льгота: почему налоговые вычеты уже не помогут бизнесу 20 мая 2016, 15:38 Апокалипсис сегодня: что произойдет, когда нефть упадет ниже $10 28 дек 2015, 10:32 Еще 9 материалов
Рост цен на бензин позволит решить сразу несколько проблем — пополнит бюджет, снизит автомобилизацию мегаполисов, вынудит транспортные компании переходить на газ и электричество

Бензин по 80 рублей

Решение поднять акцизы на бензин было правильным и экономически обоснованным.

Во-первых, легковой автомобиль — это все же роскошь, особенно для городских жителей. А рост цен на бензин способен остановить тотальную автомобилизацию городов эффективнее платных парковок и дорог. Во-вторых, государству сегодня неоткуда взять дополнительные финансовые ресурсы, кроме как через повышение налогов, таможенных платежей и акцизов. В-третьих, цена на бензин у нас пока еще ниже, чем в Европе, хотя там она и снижается. В целом сегодня российские власти обеспечивают меньшие пропорции на акцизы в цене топлива. Если в Швеции акцизы составляют 36,5%, то в России с новой вводной — 27,6%.

Я бы предложил не останавливать и повысить акцизы на столько, чтобы совокупная цена на бензин была бы примерно равна €1, или 80 руб. В этом случае, если мы предполагаем, что благодаря прошедшей модернизации всех НПЗ, связанных с переходом на Евро-4, в бензин перерабатывается примерно 60% нефти, приведенная цена на исходную нефть для населения составит €82 за баррель. Ну чем не мечта для правительства? Фактически компенсация внешнего рынка внутренним.

Газ вместо бензина

Понятно, что увеличение стоимости бензина повлечет за собой повышение транспортной составляющей в цене на любой товар, в том числе продовольствие. Но вклад этот не так велик — по подсчетам Минфина, рост акцизов приведет к увеличению розничных цен на бензин на 6,5–7%. Из-за этого общая инфляция может оказаться больше на 0,3–0,4 процентного пункта. Однако при этом повышение акцизов и вообще отпускной цены на бензин должно способствовать переводу транспорта на газ, сжиженный или компримированный. Это дает порядка 20% экономии. Мы проводили расчеты для Нижнего Новгорода — получилось, что затраты на модернизацию автобусного парка окупятся примерно за три года. Сегодня в связи с падением цен на нефть процесс перехода на газ затормозился, и это плохо.

Таким образом, повышение цен на бензин является благотворным процессом, который выгоден нефтепереработчикам, нефтедобытчикам и газовикам, которые во многом формируют бюджет страны. Казалось бы, он не выгоден потребителю. Но удорожание топлива заставит транспортные компании экономить, улучшит экологическую обстановку. В конце концов, увеличатся потоки городского транспорта, что сделает его более эффективным, а кое-где просто окупаемым. Соответственно, в муниципальный транспорт, который повсеместно перейдет на газ, пойдут дополнительные инвестиции, особенно если здесь дадут волю частной инициативе.

Незначительное же повышение акцизов на 6,5–7% я считаю несерьезной мерой, которая ничего особенного не даст бюджету государства и никаких изменения в распределение топливного баланса не привнесет. Правительство, скорее всего, через полгода еще раз вернется к повышению акцизов, но только это опять не даст структурного эффекта, т.к. произойдет привыкание и адаптация.

Чтобы что-то изменить в сознании людей и компаний: подтолкнуть их к энергоэффективности, к оптимизации логистики, к смене топлива, нужен шок. Таким шоком сегодня мог бы стать акциз в 50–55 руб. за литр топлива. Уверен, что как только цена на топливо скакнет в два раза, сразу воскреснет любовь к электроэнергии и газу.

«Бодяжные» риски

Существуют и определенные риски у кардинального повышения цен на бензин за счет акцизов. Во-первых, «бодяжить» бензин у нас любили всегда, и повышение цены будет только стимулировать этот процесс, который можно будет остановить только карательными методами. Но и они у нас зачастую не работают. Особенно где-нибудь в сибирской тайге. Конечно, будут использовать метанол, который может приводить к летальному исходу, если его пары попадут каким-то образом в дыхательные пути водителей или заправщиков.

Да и «самовары» еще долго будут жить, ибо именно они являются источником неподакцизного бензина опять-таки на плохо контролируемых территориях. Понятно, что государство знает обо всех минусах и сложностях администрирования АЗС, но основную доходную массу формируют не они, а легальные сети, входящие в ВИНКИ. Поэтому 75–80% заправочного бизнеса — это тот сегмент индустрии, который будет выплачивать акцизы.

Я уверен, что именно кризис может и должен стимулировать новые решения и подходы. Его плавность и спокойствие населения меня немного пугают. Именно поэтому, я считаю, государство должно своими руками, по крайней мере в топливном секторе, усугубить кризис, заставить людей и бизнес пересмотреть приоритеты.

Тогда мы сможем одновременно решить две задачи: пополнить бюджет и модернизировать экономику.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.