Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 19:14 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  19:00   USD НАЛ. Покупка 64,00 Продажа 64,03 EUR НАЛ. 68,20 68,30 СМИ сообщили о ликвидации в Афганистане лидера ИГ Политика, 18:48 Банк правительства Крыма отключит банкоматы из-за данных о кибератаке Финансы, 18:23 СМИ узнали об увеличении числа отравившихся работников фирмы в Краснодаре Общество, 18:11 СКР возбудил дело после дорожной аварии в ХМАО Общество, 17:34 При стрельбе в финском городе погибли мэр и две журналистки Общество, 17:33 Прощание с Фиделем Кастро. Фоторепортаж Фотогалерея, 17:14 На Кубе захоронили прах Фиделя Кастро Политика, 17:01 Порошенко призвал наказать виновных в гибели силовиков под Киевом Политика, 16:45 Россия заявила об амнистировании более 2,5 тыс. боевиков в Сирии Политика, 16:20 Российские биатлонисты прервали антирекордную серию Спорт, 16:03 В результате дорожной аварии в ХМАО погибли шестеро детей Общество, 15:54 Борис Гребенщиков написал письмо в поддержку Ильдару Дадину Общество, 15:39 СМИ опубликовали видео с места стрельбы в финском городе Общество, 14:53 Российский легионер стал главной звездой игрового дня в НХЛ Спорт, 14:42 Судья признал ошибку в матче чемпионата России с участием «Зенита» Спорт, 13:49 СКР начал проверку после отравления 99 сотрудников краснодарской фирмы Общество, 13:28 Путин предрек эволюцию Трампа из коммерсанта в государственного деятеля Политика, 12:58 Денис Лебедев назвал причину поражения в чемпионском бою Спорт, 12:50 В Абхазии заявили о задержании в Сочи экс-главы спецслужб республики Политика, 12:48 Путин рассказал о провале попыток создать однополярный мир Политика, 12:30 В перестрелке между силовиками под Киевом погибли пять человек Общество, 12:21 Погибшую бразильскую команду объявили победителем Южноамериканского Кубка Спорт, 12:01 Бондарчук рассказал об отказе «Ленфильму» в правах на советские фильмы Общество, 11:19 ЦИК Узбекистана признал президентские выборы состоявшимися Политика, 10:18 Три человека погибли при стрельбе в приграничном с Россией финском городе Общество, 09:07 Рауль Кастро пообещал запретить называть улицы и площади именем брата Политика, 08:19 Глава Пентагона заявил о готовности к длительному соперничеству с Россией Политика, 08:04
1 мар, 14:19
Автомобиль как роскошь: почему нужно еще поднимать акцизы на бензин
Кирилл Лятс, генеральный директор Группы компаний «Метапроцесс»
Другие мнения автора
Запоздалая льгота: почему налоговые вычеты уже не помогут бизнесу 20 мая, 15:38 Апокалипсис сегодня: что произойдет, когда нефть упадет ниже $10 28 дек 2015, 10:32 Еще 9 материалов
Рост цен на бензин позволит решить сразу несколько проблем — пополнит бюджет, снизит автомобилизацию мегаполисов, вынудит транспортные компании переходить на газ и электричество

Бензин по 80 рублей

Решение поднять акцизы на бензин было правильным и экономически обоснованным.

Во-первых, легковой автомобиль — это все же роскошь, особенно для городских жителей. А рост цен на бензин способен остановить тотальную автомобилизацию городов эффективнее платных парковок и дорог. Во-вторых, государству сегодня неоткуда взять дополнительные финансовые ресурсы, кроме как через повышение налогов, таможенных платежей и акцизов. В-третьих, цена на бензин у нас пока еще ниже, чем в Европе, хотя там она и снижается. В целом сегодня российские власти обеспечивают меньшие пропорции на акцизы в цене топлива. Если в Швеции акцизы составляют 36,5%, то в России с новой вводной — 27,6%.

Я бы предложил не останавливать и повысить акцизы на столько, чтобы совокупная цена на бензин была бы примерно равна €1, или 80 руб. В этом случае, если мы предполагаем, что благодаря прошедшей модернизации всех НПЗ, связанных с переходом на Евро-4, в бензин перерабатывается примерно 60% нефти, приведенная цена на исходную нефть для населения составит €82 за баррель. Ну чем не мечта для правительства? Фактически компенсация внешнего рынка внутренним.

Газ вместо бензина

Понятно, что увеличение стоимости бензина повлечет за собой повышение транспортной составляющей в цене на любой товар, в том числе продовольствие. Но вклад этот не так велик — по подсчетам Минфина, рост акцизов приведет к увеличению розничных цен на бензин на 6,5–7%. Из-за этого общая инфляция может оказаться больше на 0,3–0,4 процентного пункта. Однако при этом повышение акцизов и вообще отпускной цены на бензин должно способствовать переводу транспорта на газ, сжиженный или компримированный. Это дает порядка 20% экономии. Мы проводили расчеты для Нижнего Новгорода — получилось, что затраты на модернизацию автобусного парка окупятся примерно за три года. Сегодня в связи с падением цен на нефть процесс перехода на газ затормозился, и это плохо.

Таким образом, повышение цен на бензин является благотворным процессом, который выгоден нефтепереработчикам, нефтедобытчикам и газовикам, которые во многом формируют бюджет страны. Казалось бы, он не выгоден потребителю. Но удорожание топлива заставит транспортные компании экономить, улучшит экологическую обстановку. В конце концов, увеличатся потоки городского транспорта, что сделает его более эффективным, а кое-где просто окупаемым. Соответственно, в муниципальный транспорт, который повсеместно перейдет на газ, пойдут дополнительные инвестиции, особенно если здесь дадут волю частной инициативе.

Незначительное же повышение акцизов на 6,5–7% я считаю несерьезной мерой, которая ничего особенного не даст бюджету государства и никаких изменения в распределение топливного баланса не привнесет. Правительство, скорее всего, через полгода еще раз вернется к повышению акцизов, но только это опять не даст структурного эффекта, т.к. произойдет привыкание и адаптация.

Чтобы что-то изменить в сознании людей и компаний: подтолкнуть их к энергоэффективности, к оптимизации логистики, к смене топлива, нужен шок. Таким шоком сегодня мог бы стать акциз в 50–55 руб. за литр топлива. Уверен, что как только цена на топливо скакнет в два раза, сразу воскреснет любовь к электроэнергии и газу.

«Бодяжные» риски

Существуют и определенные риски у кардинального повышения цен на бензин за счет акцизов. Во-первых, «бодяжить» бензин у нас любили всегда, и повышение цены будет только стимулировать этот процесс, который можно будет остановить только карательными методами. Но и они у нас зачастую не работают. Особенно где-нибудь в сибирской тайге. Конечно, будут использовать метанол, который может приводить к летальному исходу, если его пары попадут каким-то образом в дыхательные пути водителей или заправщиков.

Да и «самовары» еще долго будут жить, ибо именно они являются источником неподакцизного бензина опять-таки на плохо контролируемых территориях. Понятно, что государство знает обо всех минусах и сложностях администрирования АЗС, но основную доходную массу формируют не они, а легальные сети, входящие в ВИНКИ. Поэтому 75–80% заправочного бизнеса — это тот сегмент индустрии, который будет выплачивать акцизы.

Я уверен, что именно кризис может и должен стимулировать новые решения и подходы. Его плавность и спокойствие населения меня немного пугают. Именно поэтому, я считаю, государство должно своими руками, по крайней мере в топливном секторе, усугубить кризис, заставить людей и бизнес пересмотреть приоритеты.

Тогда мы сможем одновременно решить две задачи: пополнить бюджет и модернизировать экономику.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.