Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Митио Каку — РБК: «Бесполезные посреднические профессии отомрут» 08:01, Свое дело Депутаты Госдумы отправились во Францию изучать сокращение чиновников 08:00, Политика Суд Новосибирска признал экс-губернатора виновным в превышении полномочий 07:28, Политика В Думе предложат сажать телефонных террористов на десять лет 07:01, Политика На острове Пхукет утонул второй за неделю российский турист 06:55, Общество КНДР пообещала США «неслыханный удар» в «неожиданный момент» 06:13, Политика Верховный суд разрешил засекречивать данные о владельцах недвижимости 05:58, Общество Зюганов прокомментировал решение Собчак участвовать в выборах президента 04:59, Политика ВЦИОМ выяснил отношение россиян к идее Земана о выплатах Украине за Крым 04:57, Политика Милонов попросил Минобрнауки запретить праздновать Хеллоуин в школах 04:16, Общество Полиция задержала подозреваемого в стрельбе в бизнес-парке в Мэриленде 03:24, Общество В парламенте Бразилии выступили против предъявления обвинений президенту 02:27, Политика Московский кредитный банк объявил о проведении SPO 02:26, Финансы МВД опровергло данные о распространении наркотиков в виде конфет в школах 01:39, Общество В Канаде вступил в силу аналог «закона Магнитского» 01:16, Политика Российские разработчики «антифотошопа» привлекли $700 тыс. инвестиций 01:13, Свое дело Интернет без анонимов: как заработать на проверке цифровой личности 01:11, Свое дело В Ростове-на-Дону проверят жалобу на установку памятника героям Донбасса 00:55, Общество «Челси» и «Рома» забили шесть голов на двоих в матче Лиги чемпионов 00:22, Спорт Полиция завела дело из-за угроз журналистке Znak.com из-за «Матильды» 00:17, Общество Устроившему поджог Банка Франции Павленскому предъявили обвинение 00:12, Общество Юристы усмотрели нарушение в приобретении «Трастом» акций «ФК Открытие» 00:12, Финансы Эксперты АКРА выявили у «Росгосстраха» аномальные выплаты по ОСАГО 00:02, Финансы Предпринимателей запретят проверять по советским нормам 00:01, Экономика Россияне впервые за три года увеличили долю наличных в обращении осенью 00:01, Финансы Минздрав предложил правительству запретить курить вейпы в кафе 18 окт, 23:45, Общество ЦСКА потерпел второе домашнее поражение подряд в Лиге чемпионов 18 окт, 23:38, Спорт «Роснефть» договорилась с Иракским Курдистаном об участии в добыче нефти 18 окт, 23:32, Бизнес
Автомобиль как роскошь: почему нужно еще поднимать акцизы на бензин
Экономика, 01 мар, 2016 14:19
0
Кирилл Лятс Автомобиль как роскошь: почему нужно еще поднимать акцизы на бензин
Рост цен на бензин позволит решить сразу несколько проблем — пополнит бюджет, снизит автомобилизацию мегаполисов, вынудит транспортные компании переходить на газ и электричество

Бензин по 80 рублей

Решение поднять акцизы на бензин было правильным и экономически обоснованным.

Во-первых, легковой автомобиль — это все же роскошь, особенно для городских жителей. А рост цен на бензин способен остановить тотальную автомобилизацию городов эффективнее платных парковок и дорог. Во-вторых, государству сегодня неоткуда взять дополнительные финансовые ресурсы, кроме как через повышение налогов, таможенных платежей и акцизов. В-третьих, цена на бензин у нас пока еще ниже, чем в Европе, хотя там она и снижается. В целом сегодня российские власти обеспечивают меньшие пропорции на акцизы в цене топлива. Если в Швеции акцизы составляют 36,5%, то в России с новой вводной — 27,6%.

Я бы предложил не останавливать и повысить акцизы на столько, чтобы совокупная цена на бензин была бы примерно равна €1, или 80 руб. В этом случае, если мы предполагаем, что благодаря прошедшей модернизации всех НПЗ, связанных с переходом на Евро-4, в бензин перерабатывается примерно 60% нефти, приведенная цена на исходную нефть для населения составит €82 за баррель. Ну чем не мечта для правительства? Фактически компенсация внешнего рынка внутренним.

Газ вместо бензина

Понятно, что увеличение стоимости бензина повлечет за собой повышение транспортной составляющей в цене на любой товар, в том числе продовольствие. Но вклад этот не так велик — по подсчетам Минфина, рост акцизов приведет к увеличению розничных цен на бензин на 6,5–7%. Из-за этого общая инфляция может оказаться больше на 0,3–0,4 процентного пункта. Однако при этом повышение акцизов и вообще отпускной цены на бензин должно способствовать переводу транспорта на газ, сжиженный или компримированный. Это дает порядка 20% экономии. Мы проводили расчеты для Нижнего Новгорода — получилось, что затраты на модернизацию автобусного парка окупятся примерно за три года. Сегодня в связи с падением цен на нефть процесс перехода на газ затормозился, и это плохо.

Таким образом, повышение цен на бензин является благотворным процессом, который выгоден нефтепереработчикам, нефтедобытчикам и газовикам, которые во многом формируют бюджет страны. Казалось бы, он не выгоден потребителю. Но удорожание топлива заставит транспортные компании экономить, улучшит экологическую обстановку. В конце концов, увеличатся потоки городского транспорта, что сделает его более эффективным, а кое-где просто окупаемым. Соответственно, в муниципальный транспорт, который повсеместно перейдет на газ, пойдут дополнительные инвестиции, особенно если здесь дадут волю частной инициативе.

Незначительное же повышение акцизов на 6,5–7% я считаю несерьезной мерой, которая ничего особенного не даст бюджету государства и никаких изменения в распределение топливного баланса не привнесет. Правительство, скорее всего, через полгода еще раз вернется к повышению акцизов, но только это опять не даст структурного эффекта, т.к. произойдет привыкание и адаптация.

Чтобы что-то изменить в сознании людей и компаний: подтолкнуть их к энергоэффективности, к оптимизации логистики, к смене топлива, нужен шок. Таким шоком сегодня мог бы стать акциз в 50–55 руб. за литр топлива. Уверен, что как только цена на топливо скакнет в два раза, сразу воскреснет любовь к электроэнергии и газу.

«Бодяжные» риски

Существуют и определенные риски у кардинального повышения цен на бензин за счет акцизов. Во-первых, «бодяжить» бензин у нас любили всегда, и повышение цены будет только стимулировать этот процесс, который можно будет остановить только карательными методами. Но и они у нас зачастую не работают. Особенно где-нибудь в сибирской тайге. Конечно, будут использовать метанол, который может приводить к летальному исходу, если его пары попадут каким-то образом в дыхательные пути водителей или заправщиков.

Да и «самовары» еще долго будут жить, ибо именно они являются источником неподакцизного бензина опять-таки на плохо контролируемых территориях. Понятно, что государство знает обо всех минусах и сложностях администрирования АЗС, но основную доходную массу формируют не они, а легальные сети, входящие в ВИНКИ. Поэтому 75–80% заправочного бизнеса — это тот сегмент индустрии, который будет выплачивать акцизы.

Я уверен, что именно кризис может и должен стимулировать новые решения и подходы. Его плавность и спокойствие населения меня немного пугают. Именно поэтому, я считаю, государство должно своими руками, по крайней мере в топливном секторе, усугубить кризис, заставить людей и бизнес пересмотреть приоритеты.

Тогда мы сможем одновременно решить две задачи: пополнить бюджет и модернизировать экономику.

Об авторах
Кирилл Лятс генеральный директор Группы компаний «Метапроцесс»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.