Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 11:57 МСК
Премьер Молдавии выступил против меморандума о сотрудничестве с ЕАЭС Политика, 11:43 У водителя сбившей людей пожарной машины случился гипертонический криз Общество, 11:30 Месси объяснил инцидент в матче с Чили Спорт, 11:28 Toyota отзовет почти 3 млн машин из-за дефекта подушек безопасности Бизнес, 11:14 Троих россиян в Южной Корее арестовали за контрабанду лекарств Общество, 11:11 Ректор Европейского университета оценил шансы на восстановление лицензии Общество, 11:01 Ректор Европейского университета — РБК: «Мы будем отутюженным вузом» Интервью, 11:00 Лучшие предложения рынка наличной валюты  11:00   USD НАЛ. Покупка 56,50 Продажа 56,80 EUR НАЛ. 60,70 61,00 Биржевой курс доллара упал до минимума с лета 2015 года Финансы, 10:51 Банк на Красных Воротах попросил признать своего экс-главу банкротом Экономика, 10:51 Тимати вложит деньги в создание в Москве нового футбольного клуба Спорт, 10:37 «Бенефициара» кассовой реформы объявили в международный розыск Политика, 10:29 «Роснефть» помогла полицейским поймать похитителей нефтепродуктов Общество, 10:25 У аэропорта Домодедово пожарная машина сбила группу пешеходов Общество, 10:10 Ту-95МС уничтожили условный лагерь боевиков на учениях в Таджикистане Политика, 10:01 Путин подписал указ о весеннем призыве в армию Политика, 09:31 В магазинах Приморья обнаружили жвачку с призывами к опасным действиям Общество, 09:30 Новак сообщил о снижении Россией нефтедобычи на 200 тыс. барр./сутки Экономика, 09:20 Самолет Scoot задел крылом аэробус Emirates в аэропорту Сингапура Общество, 09:00 СМИ назвали дату заседания совета директоров МВФ по Украине Политика, 08:53 Киев направил Берлину ноту протеста за визит немецкого политика в Крым Политика, 08:20 ЦБ разрешил финансировать микрозаймы за счет физлиц узкому кругу компаний Финансы, 08:02 В Германии начали поиск статистов на роль «русских» для учений НАТО Политика, 08:02 Российская студия пообещала запустить «аналог HBO» Технологии и медиа, 08:00 Генпрокуратура предложила проверять расходы бывших чиновников Общество, 07:41 Суд штата Гавайи бессрочно продлил блокировку миграционного указа Трампа Политика, 07:18 Заместители Чайки отменили смягчение приговора фигуранту «дела Сугробова» Общество, 07:16 СМИ сообщили о попытке ФБР рассказать о «влиянии России» до выборов в США Политика, 06:50
27 янв 2016, 11:14
Звездная болезнь: как распознать руководителя-пустышку
Сергей Белоусов, генеральный директор и основатель компании Acronis
Другие мнения автора
Точный удар: почему бизнесменам нужно изучать искусство войны 14 мар, 20:24 Прогресс в действии: почему ошибаются «техноскептики» 17 ноя 2016, 15:39 Еще 5 материалов
Как отличить амбициозного профессионала от человека, который умеет себя дорого продать, но при этом не принесет никакой пользы?

Продавцы резюме

Обычно при найме людей на ключевые позиции помимо впечатления на собеседовании есть два основных фактора, влияющих на оценку, — это личные рекомендации и послужной список. Я нанимаю много и часто и могу точно сказать, что оба фактора, даже вместе взятые, не очень надежны. По крайней мере, они не помогают выявить тех людей, кто сфокусирован исключительно на своей карьере и просто умеет себя красиво продать, но на самом деле совсем не соответствует заявленному уровню.

В международных компаниях на топовых позициях часто встречаются люди, мотивированные исключительно собственными карьерными амбициями, а не степенью эффективности работы в команде и общим развитием бизнеса. Проблема в том, что, нанимая руководителя высокого уровня, вы ждете, что он будет звездой, а не просто нормальным, обычным работником. А ошибиться при выборе очень легко.

Дополнительно усложняет ситуацию амбициозность — это неплохое качество, и большой процент профессионалов, которые ориентированы на личный успех, как раз являются хорошими сотрудниками. Главное, чтобы их собственные цели не преобладали над задачами компании. Вот несколько отличительных черт тех, кто умеет замаскироваться под «звезду».

Подобный человек относится к процессу трудоустройства очень тщательно: он составляет красивое и подробное резюме, где описывает свои достижения с деталями, узнает про людей, которые его будут собеседовать, а потом с ним работать, о компании, о продукте. Обычные люди, как правило, этого не делают, но для него это один из профессиональных навыков, который может быть никак не связан с его реальным желанием и умением управлять, продавать, разрабатывать и прочее.

Так как карьера для него главное, он в первую очередь тщательно выбирает проекты, у которых больше шансов взлететь. При этом то, как он сам будет влиять на их успех или неудачу, неважно. Важно, как это скажется на карьере, а не как он поможет компании. В частности, из-за этого у него непропорционально хорошее резюме, где только сверхудачные проекты и может не быть вообще ни одного неудачного. Это повод дополнительно присмотреться к такому кандидату на собеседовании: человек, у которого не было неудач, очень редко способен стать настоящим лидером.

Оценка по предыдущему опыту ничего не гарантирует. Опытные люди знают, что в любом успешном проекте максимум три человека все решали и несли ответственность (а чаще всего вообще один), а остальные были просто исполнителями. И поэтому тот факт, что человек рос от менеджера до вице-президента от одного удачного проекта к другому, еще ничего не означает. Для этого есть множество техник. Например, поддерживать хорошие личные отношения с начальником и другими ключевыми людьми, общаться с ними, приглашать на дни рождения, дарить подарки. К работе это не имеет большого отношения, но расти по службе однозначно помогает. Опять же, можно просто «отталкивать» от себя рискованные проекты, которые испортят резюме, и идти в гарантированно успешные.

Мастер презентаций

Личные отзывы с предыдущих мест работы, как правило, не помогают. Люди вообще не склонны о ком-то говорить плохо. А тут еще человек, который постоянно рос по службе, работал на хороших проектах, — говорить о нем нехорошо как-то странно. Но при наведении справок иногда могут всплывать какие-то странные небольшие несостыковки: «человек хороший, но нанимает идиотов», «вроде бы сильный менеджер, но не вдается в детали», «есть вещи, которые он делает хорошо, а есть слабости, так что смотря для какой работы вы его берете». Это должно насторожить, особенно на фоне превосходного резюме и остальных очень хороших отзывов.

Для того чтобы, уже устроившись, долго «прятаться» внутри компании, существует множество техник. Скажем, человек себя всегда положительно позиционирует. Презентуя свою работу, он показывает успешные результаты и эффективно «замазывает» неуспешные.

Даже в случае с совсем неудачными проектами снимать с себя ответственность можно множеством способов. Можно свалить на другого или привести на отчетном слайде презентации не только десять важных фактов, которые показывают, что это провал, а раскидать их между сотней бессмысленных пунктов. Создается ощущение, что хотя и ничего не ясно, но человек явно много работает и быть недовольным его работой еще рано. Добраться до истины можно, только если погружаться в детали, но для этого не всегда есть время и возможности, особенно если деталей приведено слишком много. Кто-то из наших сотрудников в свое время мне сказал, что в отчетах одного из мировых лидеров IT-индустрии некоторые менеджеры используют стратегию: «If you could not impress — confuse (если не можешь впечатлить — запутай)».

Умные карьеристы стараются не высовываться и не занимать должностей, где вся ответственность по определению лежит на них. Работу руководителя в бизнесе можно проиллюстрировать как ловлю множества падающих шаров, где каждый шар это задача. В большой компании тех, кто их ловит, много, поэтому если ты ловишь мало шаров или даже совсем не ловишь, то этого могут и не заметить, а ты продолжишь продвигаться наверх. Но вот если именно ты самый главный, то это заметят. Такое и происходит, когда такой человек случайно становится СЕО (генеральным директором)  или, например, региональным директором. После этого у него «удивительном образом» начинает все буквально валиться из рук.

Как распознать карьериста?

У меня нет точной техники выявления таких людей, но есть некоторые соображения. Во-первых, необходимо понимать, что вероятность ошибки при найме на сверхответственную позицию в целом высокая, а вскрывается ошибка обычно только в течение первого года работы. Именно из-за большого риска на очень важные позиции я стараюсь по возможности нанимать тех, кого уже знаю долго,​ — например, кто работает на менее важных позициях у нас же или в компаниях партнеров, — чей уровень я понимаю и знаю, чего от них можно ожидать.

Что касается новых людей, например найденных рекрутерами, главное — это не лениться и потратить очень много времени на проверку качества кандидата, насколько он вам подойдет. Одна из главных опасностей для компании — это не конкуренты, рынок, технологии, политика, экономики, а именно неправильные C-level люди (топ-менеджеры). В моем опыте именно они принесли наибольшее количество вреда, а правильные — пользы.

В нашeм случае C-level кандидаты проходят как минимум десять, часто больше 20 собеседований, в частности с членами будущей команды и с советом директоров. Это как раз тот случай, когда директора и крупные акционеры — люди с большим опытом — могут быть полезны. Собеседования должны быть лицом к лицу, не по телефону или скайпу, даже если нужны трансконтинентальные перелеты и получение виз. В процессе интервью важно расспросить про всех членов команд предыдущих проектов — кто играл какую роль, кто что делает сейчас, и выяснить в очень подробных деталях, что делал сам кандидат. Надо обязательно встретиться с кандидатом в неформальной обстановке, постараться пересечься с ним вместе с его семьей или друзьями и вообще не спешить с процессом отбора.

Очень важно понять, были ли у кандидата какие-то серьезные достижения, необязательно напрямую связанные с профессиональной деятельностью — в спорте, в хобби, в чем угодно: серьезные достижения демонстрируют амбиции, целеустремленность, готовность к сложностям и ошибкам и чаще всего трудолюбие. Вообще трудолюбие — это одно из ключевых требований к C-level человеку.

Проверить стоит не только те рекомендации, которые дал сам кандидат, но и blind-references (неофициальные советы), причем поговорить с несколькими рекомендателями самому и лицом к лицу, не по телефону и уж точно не по электронной почте: только так вы сможете понять, что вам говорят про кандидата, и вам, может быть, скажут какой-то негатив. Мы также делаем полный private detective background check (проверка кандидата через службу безопасности при приеме на работу) человека и вдобавок используем организационного психолога, который за 3–5-часовое интервью кандидата делает нам его полный психологический портрет.

Каждый кандидат пишет и защищает план на 30/90/365 дней — очень плохой знак, если у кандидата нет времени на подробный план и надо уговаривать его писать — разумный, ответственный и трудолюбивый кандидат понимает, что его нанимают не на должность, а на выполнение подобного плана и надо договориться «на берегу», что мы собираемся делать и какие ресурсы и поддержку он получит. Очень важно иметь on-boarding план кандидата — план его перевода из стадии привлечения в стадию отношений.

Есть очень важный инсайт — обращать внимание на любые неровности и странности, даже самые маленькие могут означать, что кажущийся суперзвездой кандидат на самом деле таковой не является. На болиде «Формулы-1» не может быть лишних неровностей: если они есть, значит это не болид «Формулы-1». А также надо доверять своей интуиции — как раз именно в понимании других людей подсознание играет очень большую роль.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.