Перейти к основному контенту
Мнение⁠,
0
Александр Сизинцев

Как обвал туроператоров вызвал бум на рынке онлайн-трэвел

70% опытных интернет-пользователей в России еще ни разу не пользовались услугами онлайновых туристических сервисов. Это осознали инвесторы, которые вливают многие миллионы в такие проекты

Новая эра

Даже во время кризисной паники, когда инвестиционные капиталы хлынули вон из российской экономики, в заголовках российских СМИ начали появляться радужные новости для российского рынка онлайн-трэвел. В начале марта проект OneTwoTrip привлек $8 млн от Goldman Sachs. Не прошло и недели, как о привлечении инвестиционного транша объемом $5 млн от MCI Management объявил Oktogo. В апреле группа Qiwi заявила о планах инвестировать в несколько travel-стартапов в рамках нового направления Qiwi-travel.

С учетом апокалиптических настроений эти новости стали лучом надежды для всех участников рынка. И хотя уже с начала 2013 года главы крупнейших российских онлайн-трэвел агентств (ОТА) в один голос заявляли, что на рынке больше места нет и началась фаза жесткой конкуренции, новые инвестиционные раунды, даже в условиях «экономической турбулентности», говорят о другом. Что ждет нас в 2015 году?

Кризисные конвульсии начались в российском туризме еще летом 2014 года. После крупных банкротств туроператоров рынок столкнулся со значительным кризисом доверия, и туристы воспользовались единственной альтернативой — начали бронировать путешествия самостоятельно в обход туроператоров. Впрочем, сыграли роль и более фундаментальные процессы: упрощение и распространение цифровых технологий и услуг онлайн-платежей, что ведет к изменению традиционных форматов бизнеса во всех отраслях.

До лета 2014 года доля онлайн-трэвел не превышала 20% российского рынка. Но рост турпакетного сегмента составлял лишь 12%, а вот онлайн-трэвел увеличивался почти в 3 раза быстрее, на 33% в год. Самую острую пока что фазу кризиса — зиму 2015 года — онлайн-трэвел пережил с небольшим ростом, в то время как сегмент туроператоров потерял 30–40%.

Но главное — перспективы. Доля сегмента самостоятельных путешествий в США составляет 60%, в Европе, от страны к стране, — 30–50% (а в Великобритании и на Скандинавском полуострове — 70–80%), даже в Индии — 30%. Так что поле для развития в России еще очень велико. В опубликованном еще в начале 2010-х исследовании GDS Amadeus предвещал, что полюса на туристическом мировом рынке перевернутся: туроперейтинг из мейнстрима станет нишевым продуктом, а OTA-сегмент займет его место. Все больше и больше данных подтверждают начало этой новой эры и в России.

Ставка на старичков

Где же точки дальнейшего роста российского онлайн-трэвел? Рост за счет количества новых интернет-пользователей практически исчерпан; по расчетам DataInsight, при рублевом росте рынка OTA на 40% в 2014 году скорость проникновения интернета не превысила 7% (данные GFK Rus). Ключевая аудитория для индустрии онлайн-трэвел — уже достаточно опытные интернет-пользователи, которые ни разу не пользовались такими услугами, а их, подсчитали в DataInsight, 70%.

«Вероятность покупки билетов (или бронирования гостиницы) в онлайне зависит от стажа пользователей, и в этом главный потенциал роста рынка онлайн-трэвел. «Интернет-новички» составляют только четверть онлайн-покупок туристических услуг. У опытных интернет-пользователей более половины покупок — онлайновые, основной рост рынка онлайн-продаж идет за счет вовлечения тех, кто подключился к интернету от 3 до 5 лет назад», — говорится в исследовании. А таковых — большинство.

Интерес к онлайн-трэвел рынку иностранные и отечественные инвесторы, судя по всему, не потеряли, щупая локальное «дно». Несмотря на кризис, особенно явственно проявляющийся в российской индустрии туризма, онлайн-сегмент продолжает привлекать инвесторов. Особенность туризма заключается в его низкой инертности: если недвижимость или автомобильная отрасль медленно входят и так же медленно выходят из экономических трендов, то туризм намного динамичнее. Он первым почувствовал наступление стагнации, но и первым, скорее всего, выйдет из нее. Так, уже в майские праздники 2015 года объем продаж нашего агентства Biletix увеличился на 137% по сравнению с прошлым годом.

Ветер с Запада

Но грамотного инвестора чаще всего интересуют не столько обещания и прогнозы, сколько реальные риски. Их несколько, и прежде всего — рост конкуренции. Поставщики делают все возможное, чтобы продавать напрямую и вытеснить промежуточные звенья в цепи продаж. Так, в начале прошлого года большинство авиакомпаний отказались от комиссионной модели партнерства в пользу бонусной (выплаты за определенный объем продаж). А это означает, что пространство для работы остается только для самых крупных игроков. Еще хуже обстоит дело с новичками: в традиционных сегментах онлайнового туристического рынка, включая авиаперелеты и отели, места заняты, и надо обладать сверхинновационной идеей, чтобы выстрелить. Но для инвесторов такие проекты — кот в мешке.

Вторая категория рисков происходит с Запада, где обосновалось большинство крупнейших мировых игроков. С приходом в Россию они — как в случае с Booking.com или Airbnb, — могут нахрапом отхватить значимую долю рынка.

Кризис для индустрии онлайн-трэвел стал и «кнутом», и «пряником». Конечно, при падении потребительских настроений вряд ли кто-то в B2C-сегменте, к которому относится и OTA-индустрия, чувствовал себя спокойно. С другой стороны, кризис подарил игрокам рынка онлайн-трэвел 20–25% вчерашних клиентов туроператоров. Благодаря своей технологичности эти игроки смогли быстрее адаптироваться к новым реалиям, быстро корректируя свои маркетинговые стратегии под ориентацию рынка на внутренний туризм. Поэтому сегодня онлайн-трэвел в России — довольно перспективный рынок. Локальное «дно» — благоприятная точка для инвестиционного входа.

Об авторе
Александр Сизинцев Александр Сизинцев Руководитель онлайн-тревел агентства Biletix
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 20 декабря
EUR ЦБ: 94,51 (+0,26)
Инвестиции, 19 дек, 17:50
Курс доллара на 20 декабря
USD ЦБ: 80,72 (+0,69)
Инвестиции, 19 дек, 17:50
AP узнало об отзыве администрацией Трампа 29 глав зарубежных дипмиссий Политика, 06:58
Держать лицо: как (не) изменилась деловая культура Китая РБК и ВТБ, 06:46
В США ответили на вопрос о новой встрече с Россией по раздражителям Общество, 06:40
Аэропорт Геленджика возобновил полеты спустя более чем восемь часов Политика, 06:29
«Елки 12» возглавил топ самых кассовых фильмов в России Общество, 05:58
МВД сообщило о схеме, при которой жертвы сами звонят мошенникам Общество, 05:25
«Золотая лихорадка»: как компании превратить данные о клиентах в деньги РБК и PostgresPro, 05:20
Определите свой тип лидерства
Это займет всего 5 минут
Пройти тест
Эксперты назвали самые атакуемые хакерами сферы в России Технологии и медиа, 05:00
Выражение «схема Долиной» войдет в словарь неологизмов 2025 года Общество, 04:52
Дмитриев намекнул, где пройдут следующие переговоры по Украине Политика, 04:42
Аналитик назвала размер пособий после индексации в 2026 году Общество, 04:32
В Румынии в 2026 году откроется центр НАТО для транзита оружия на Украину Политика, 04:20
Песков заявил о ежедневных встречах Путина с участниками спецоперации Политика, 04:12
При атаке дронов в Краснодарском крае загорелись причалы Политика, 03:55