7 политических и юридических триллеров, от которых трудно оторваться

. С Дастином Хоффманом про «Уотергейт» или с Марго Робби про FoxNews
Обновлено 19 апреля 2024, 14:35
<p>Кадр из фильма&nbsp;&laquo;Сенсация&raquo;</p>
Фото: The Lighthouse

Кадр из фильма «Сенсация»

Кинематографический и зрительский интерес к фильмам, основанным на сенсационных расследованиях и судебных разбирательствах, не утихает. Секрет успеха политических и юридических триллеров, созданных на реальных событиях, прост: подобные сюжеты дают возможность стать свидетелями громкой истории, а интригующее повествование удерживает внимание вплоть до финальных титров.

Так, 5 апреля на Netflix вышел политический триллер «Сенсация» с Джиллиан Андерсон в главной роли — о подготовке и проведении скандального интервью принца Эндрю, которое тот дал ведущей программы Newsnight на BBC Эмили Мейтлис.

В ходе провокационной беседы герцог Йоркский рассказал о дружбе с американским бизнесменом Джеффри Эпштейном, обвиненном в сексуализированных преступлениях. За компрометирующим интервью в прямом эфире последовали серьезный скандал и решение Елизаветы II лишить сына титула, воинских званий и королевского патронажа.

Рассказываем о семи остросюжетных драмах по известным событиям – от журналистских разоблачений до политических скандалов.

«Вся президентская рать»

Режиссер Алан Дж. Пакула, 1976 год

Июнь 1972 года, разгар избирательной кампании. Охранник вашингтонского комплекса «Уотергейт», в котором располагается штаб-квартира Демократической партии, замечает, что входную дверь взломали, и звонит в полицию. Оперативники задерживают пятерых подозрительных мужчин, которые проникли в здание и установили внутри аппаратуру для прослушки. Репортеры газеты The Washington Post Боб Вудворд (Роберт Редфорд) и Карл Бернстайн (Дастин Хоффман) берутся за расследование вопиющего инцидента и приходят к выводу, что в незаконной попытке перехвата разговоров демократов может быть замешана Республиканская партия.

Алан Дж. Пакула мастерски перенес на экран важнейшее расследование репортеров The Washington Post Боба Вудворда и Карла Бернстайна, из-за которого американское общество утратило доверие к Белому дому. Благодаря рискованной и обличительной работе журналистов прогремел самый серьезный политическим кризис мирного времени в истории США – Уотергейтский скандал, Уотергейт, а обвиненный в грязной политической игре президент Ричард Никсон ушел в отставку.

Доверившись тайному информатору, журналисты Вудворд и Бернстайн смогли доказать, что взломщики, установившие прослушку в штабе демократов, были связаны с Республиканской партией.

Остросюжетный триллер «Вся президентская рать» четко следует событиям, описанным в одноименной документальной книге репортеров The Washington Post. Экранные Боб Вудворд и Карл Бернстайн шаг за шагом восстанавливают цепочку политического произвола республиканцев и вскрывают факт причастности около 40 человек из окружения Ричарда Никсона к незаконному вторжению в «Уотергейт». Зритель становится свидетелем истинного журналистского бесстрашия и вместе с героями проходит через ряд тяжелейших испытаний, чтобы докопаться до правды.

«Секретное досье»

Режиссер Стивен Спилберг, 2017 год

1971 год. Военный аналитик Даниэль Эллсберг во всех подробностях узнает, что американское правительство морочит гражданам голову в разгар Вьетнамской войны и нагло врет с экранов телевизоров. Ошеломленный безответственностью властей мужчина делает копию документов Пентагона и сливает секретные данные газете The New York Times. Журналисты из The Washington Post страшно завидуют коллегам, которые совсем скоро должны опубликовать компрометирующие сведения.

Но «скандал века» может и не произойти — по решению суда ньюйоркцы не имеют права обнародовать секретные материалы. И тогда в игру вступают газетчики из The Washington Post. Редактор Бен Брэдли (Том Хэнкс) и издатель Кэтрин Грэм (Мэрил Стрип) получают досье Эллсберга в свое распоряжение и встают перед моральным выбором. Если они откроют населению США глаза на обман руководства страны, то честь и хвала The Washington Post обеспечена, а тысячи американских солдат, погибающих на бессмысленной войне, возможно, вернутся домой. Однако если правительство президента Никсона обвинит The Washington Post в нарушении закона о шпионаже и решит засудить газету, то издание ликвидируют, а его сотрудники лишатся карьеры или, что еще хуже, попадут в тюрьму. Издатель Кэтрин Грэм и главный редактор Бен Брэдли собираются принять решение, которое войдет в историю.

На создание остросюжетной политической драмы Стивена Спилберга вдохновил скандал 1971 года. Тогда главный редактор The Washington Post Бен Брэдли и издатель Кэтрин Грэм на свой страх и риск приняли решение о публикации секретных документов Министерства обороны США.

Сотрудник госдепартамента и по совместительству ярый противник войны во Вьетнаме Даниэль Эллсберг передал журналистам (сначала только The New York Times) секретный сборник «Американо-вьетнамские отношения, 1945–1967: Исследование», более известный как «Документы Пентагона». Во внушительном отчете в подробностях описывались решения, которые правительство США принимало по индокитайскому вопросу, в том числе во время военных действий. Обличение преступлений и бесконечной лжи руководства страны пошатнуло доверие американского народа к Ричарду Никсону, а следом случился Уотергейт, отсылку к которому Стивен Спилберг дает в конце фильма.

Режиссер намеренно доводит конфликт прессы и сильных мира сего до точки кипения. Благодаря сильнейшему эффекту присутствия зритель как будто оказывается меж двух огней: политическое руководство давит на журналистов и угрожает разгромом изданий, а представители четвертой власти самоотверженно борются за свободу слова.

Сердце «Секретного досье» — Кэтрин Грэм в исполнении Мэрил Стрип. Издательница, которая вращалась в вашингтонских кругах, после получения информации о реальном положении дел во Вьетнаме задумывается о главном: предать истеблишмент и сослужить службу нации или оставить все, как есть, а голосом совести пусть выступают другие? Именно на внутреннем конфликте Грэм строится добрая часть саспенса.

Разговорное «Секретное досье» держит аудиторию в ежовых рукавицах за счет постепенного обострения противостояния СМИ и власти. Но не стоит забывать, что кино Спилберга — это не просто увлекательный политический триллер, а важная история о фундаментальном значении истины и свободы слова для демократии.

«В центре внимания»

Режиссер Том Маккарти, 2015 год

Начало 2000-х. Журналисты расследовательского отдела Spotlight газеты The Boston Globe пребывают в кризисе: серьезных кейсов нет, смена главного редактора наводит на тревожные мысли. Талантливые репортеры практически смиряются с отсутствием перспектив, но новый босс Марти Бэрон (Лив Шрайбер) неожиданно подкидывает им резонансную информацию. Юрист Митчелл Гарабедян (Стэнли Туччи) утверждает, что архиепархия Бостона знала о том, что в конце 1970-х священник Джон Геоган совершал сексуализированное насилие над детьми, но предпочла скрыть этот факт.

Во главе с редактором Уолтером Робби Робинсоном (Майкл Китон) команда журналистов-расследователей с головой погружается в это чудовищное дело и обнаруживает, что местная епархия католической церкви годами покрывала педофилов. Репортеры пытаются связаться с жертвами, но те не хотят вспоминать о травматическом прошлом, а бостонские священники отказываются отвечать на вопросы. Однако репортеры из Spotlight не собираются сдаваться и добывают шокирующую информацию о системном насилии, происходившем за церковными стенами.

Оскароносный триллер «В центре внимания» поставлен по реальному расследованию репортеров The Boston Globe, которые раскрыли случаи сексуализированного насилия со стороны католических священников. Материал спровоцировал крупнейший скандал в истории Северной Америки. Одним из важных последствий стала отставка кардинала Бернарда Фрэнсиса Лоу, которого обвинили в сокрытии педофилии.

Фильм Тома Маккарти охватывает все этапы сложнейшей и ответственной работы группы журналистов и скорее напоминает шпионский триллер с элементами хоррора, чем стандартное репортерское кино о поиске и обнародовании правды. Тот факт, что упомянутые в фильме преступления католической церкви происходили в действительности, нагоняет жути, а чудовищные подробности некоторых кейсов даже могут травмировать сверхчувствительных зрителей. Журналистское расследование стартует медленно, но стремительно превращается в захватывающий процедурал, который смотрится на одном дыхании.

«Скандал»

Режиссер Джей Роуч, 2019 год

Действие разворачивается во время президентской кампании 2016 года. Популярная ведущая канала Fox News Мегин Келли (Шарлиз Терон) освещает дебаты республиканских кандидатов и задает Дональду Трампу провокационные вопросы о его непристойном поведении в отношении женщин.

В то же время другая тележурналистка Гретхен Карлсон (Николь Кидман) общается с адвокатами и собирается подать иск о харассменте против своего босса — Роджера Айлза (Джон Литгоу). Ведущая намерена добиться отставки основателя и директора Fox News, и для этого ей, вероятно, потребуется поддержка Мегин Келли, которая тоже стала жертвой домогательств начальника. Женщины готовы рискнуть своей репутацией, лишь бы привлечь Роджера Айлза к ответственности.

За год до скандала вокруг Харви Вайнштейна и начала масштабной кампании против сексуализированного насилия под хештегом #MeToo об институциональном харассменте заговорили две телеведущие — Гретхен Карлсон и Мегин Келли. Обе журналистки публично заявили о домогательствах со стороны «отца» республиканского канала Fox News Роджера Айлза. Гретхен Карлсон рассказала, что ее карьера пошла под откос после того, как она отказала боссу в близости, а отношение к ней в отделе новостей всегда было «сексистским и пренебрежительным». Позже к показаниям журналисток присоединились еще несколько сотрудниц Fox News. В результате громкого скандала Роджер Айлз ушел в отставку.

В картине Джея Роуча история о системных домогательствах и гендерной дискриминации на Fox News преподносится от лица трех женщин — заслуженных телеведущих Мегин Келли, Гретхен Карлсон и молодой сотрудницы канала по имени Кайла (Марго Робби). «Скандал» относится к разряду клаустрофобных триллеров: главные героини часто находятся в замкнутом пространстве в окружении мужчин, и параноидальное чувство тревоги, которое накрывает журналисток, передается зрителю. Возможно, фильм недостаточно углубляется в личные истории Келли и Карлсон, но очень точно отражает динамику патриархальной власти в крупных корпорациях и обозначает глобальную проблему харассмента.

«Ее правда»

Режиссер Мария Шрадер, 2022 год

Журналистка The New York Times Меган Туи (Кэри Маллиган) верила в силу слова и пыталась использовать ее во благо. В 2016 году она рассказала истории женщин, которые обвиняли кандидата в президенты Дональда Трампа в домогательствах. Публичное обличение предпринимателя-миллиардера, увы, никак не повлияло на итоги выборов. К горькому разочарованию репортера, Трамп стал президентом и назвал заявления своих жертв ложью.

Не добившись справедливости, Меган Туи погрузилась в депрессию и потеряла интерес к расследованиям. Вернуться к работе ее побудила информация о харассменте в Голливуде. Другая репортер из The New York Times, амбициозная Джоди Кантор (Зои Казан), выяснила, что несколько известных актрис, включая Роуз Макгоуэн, подверглись сексуализированному насилию со стороны Харви Вайнштейна. Две журналистки объединяются, чтобы собрать показания других жертв основателя Miramax и предать их огласке.

В основу драматического триллера «Ее правда» легла книга She Said реальных репортеров The New York Times Меган Туи и Джоди Кантор. Они рисковали собственными карьерами, чтобы пролить свет на системный харассмент в киноиндустрии.

Журналистское расследование вскрыло многолетние преступления Вайнштейна и тот факт, что продюсер платил пострадавшим актрисам и сотрудницам Miramax за молчание. Резонансная работа послужила катализатором движения #MeToo и глобального разговора о проблеме насилия.

Фильм Марии Шрадер – напряженный и дискомфортный отчет о колоссальном труде двух профессиональных репортеров, которые не жалеют себя и ради любой информации о жертвах продюсера даже готовы сорваться в другую страну. Зритель проваливается в бессонные, тревожные ночи журналистов, собирающих кейсы о домогательствах в единый пазл. Базальная тревога постоянно витает в воздухе, а противостояние сотрудниц The New York Times и Вайнштейна едва не принимает опасный оборот.

«Темные воды»

Режиссер Тодд Хейнс, 2019 год

Роберт Билотт (Марк Руффало) — первоклассный корпоративный юрист фирмы Taft Stettinius & Hollister в Цинциннати. Однажды к нему обращается фермер Уилбур Теннант (Билл Кэмп) и просит заняться расследованием ряда необъяснимых смертей домашнего скота в Западной Виргинии. Теннант считает, что мор может быть связан с деятельностью расположенного неподалеку химического завода DuPont. Билотт берется за главное дело своей жизни.

Юридический триллер «Темные воды» во многом перекликается с историей Эрин Брокович, которая выяснила, что заводы корпорации Pacific Gas and Electric Company отравляют окружающую среду и защищала интересы жителей города Хинкли (штат Калифорния), которые серьезно заболели из-за утечки шестивалентного хрома.

Прототип главного героя фильма Тодда Хейнса, как и Брокович, ожесточенно боролся за привлечение компании, ответственной за экологическую катастрофу, к ответственности.

В «Темных водах» Марк Руффало пронзительно играет юриста Роберта Билотта, который вел судебное дело против американской корпорация DuPont. Узнав, что одна из крупнейших химических компаний в мире годами нелегально сливала токсичные отходы, загрязняя питьевую воду, он сражался за справедливость на протяжении почти 20 лет.

Билотт стал ярким примером того, что даже один человек способен изменить мир. Корпоративный юрист и борец за правду добился того, чтобы DuPont признала свои ошибки и согласилась выплатить $670,7 млн пострадавшим. Ужасно тревожный фильм Тодда Хейнса, охватывающий важнейшие вехи дела Роберта Билотта, балансирует между суровым процедуралом и филиппикой о равнодушных к судьбам простых смертных промышленников-миллиардеров. Несмотря на мрачный тон, ближе к финалу «Темные воды» превращаются в воодушевляющее кино.

«Реальная история Уиннер»

Режиссер Тина Саттер, 2023 год

Июнь 2017 года. 25-летняя Реалити Уиннер (Сидни Суини) отправляется утром за покупками, а по возвращении встречает дома двух подозрительных мужчин. Незнакомцы оказываются сотрудниками ФБР и собираются задать девушке пару вопросов. Агенты Гаррик (Джош Хэмилтон) и Тейлор (Маршант Дэвис) непринужденно беседуют с Реалити на отвлеченные темы, но плавно переходят к допросу с пристрастием. Спецслужбы предполагают, что переводчица из Агентства национальной безопасности предоставила журналистам секретные данные. Реалити все отрицает и уверяет, что не особо интересуется политикой. Но что если она действительно виновна в разглашении гостайны?

Дебютная картина американской постановщицы Тины Саттер основана на реальных событиях, произошедших в 2017 году. Тогда ветерана ВВС США и переводчицу АНБ Реалити Ли Уиннер обвинили в нарушении закона о шпионаже и разглашении гостайны. Во время допроса сотрудниками ФБР девушка рассказала, как передала СМИ The Intercept секретный отчет, посвященный возможной интервенции российских хакеров в президентские выборы в США в 2016 году.

Реалити часто изучала закрытую информацию по работе и однажды наткнулась на тот самый документ, посвященный фальсификации американских выборов, которая привела к победе Дональда Трампа. Решив открыть правду согражданам, Уиннер обрекла себя на пять лет и три месяца тюремного заключения. История Реалити гремела в мировых СМИ еще несколько лет, а в июне 2021 года девушка досрочно вышла на свободу.

Дословную расшифровку допроса Уиннер сотрудниками ФБР режиссер Тина Саттер сначала использовала для своей пьесы «Это комната?», а затем и для дебютного фильма.

«Реальная история Уиннер» практически полностью разворачивается в пределах одного пространства — пустой комнаты с белыми стенами в доме бывшей военнослужащей. Несмотря на ограниченность места действия и диалоги, полностью основанные на стенограмме допроса, фильм стремительно превращается в напряженнейший политический триллер с элементами детектива.

Находясь в замкнутом пространстве и под постоянным психологическим давлением агентов ФБР, героине с каждой секундой становится все труднее уходить от прямого ответа. На протяжении часа и двадцати минут сотрудники спецслужб пытаются восстановить хронологию того рокового дня, когда к журналистам The Intercept попал резонансный доклад АНБ, и добиться от переводчицы признания в обнародовании секретной информации.

«Реальная история Уиннер» с обезоруживающей Сидни Суини — «Секретное досье» наоборот. Главное действующее лицо здесь — не репортер в погоне за сенсацией, а информатор. Исследование личных мотивов человека, слившего СМИ корпоративные данные, увлекает не хуже скандального журналистского расследования.

Поделиться
Авторы
Теги