Diablo IV заработала $666 млн за 5 дней. Почему в нее все играют
. Чем она порадовала новичков и фанатов франшизыРазработчики новой игры Diablo IV заработали $666 млн за 5 дней после старта продаж
Американская студия Blizzard Entertainment проделала удивительный путь от одного из главных «законодателей мод» в игровой индустрии до компании, которая ассоциируется лишь с секс-скандалами, обманутыми ожиданиями и проблемными релизами. Из-за подпорченной репутации фанаты с замиранием сердца ждали выхода Diablo IV и молились всем богам Санктуария, чтобы команда «Метелицы» не пустила под откос свою же культовую франшизу. С релиза прошлой (третьей) части минуло целых 11 лет, истинные поклонники уже изголодались по новым приключениям в знакомой вселенной, но при этом все еще не простили Blizzard прошлых экспериментов: от нехарактерного для серии «мультяшного» визуального стиля до мобильного спин-оффа, достичь успеха в котором можно только за реальные деньги.
Перед командой разработчиков стояла практически непосильная задача — выпустить игру, которая будет одновременно развивать любимую миллионами франшизу, привлекать новых игроков и делать глубокие реверансы в сторону олдскульных фанатов, которые гоняют Владыку Ужаса по мрачным подземельям еще с 1996 года. И, каким-то совершенно мистическим образом, Blizzard успешно справилась с этой миссией.
Diablo IV активно обсуждают всем интернетом, у игры высочайшие оценки (выше 90 баллов на сайте Metacritic, недоступном в России), а еще она уже побила рекорд компании по скорости продаж — заработав символичные $666 млн всего за пять дней после выхода.
Обозреватель РБК Life Артем Дубровский рассказывает, чем новая Diablo так удивляет и получилось ли у Blizzard совершить еще одну революцию в жанре.
Проклятие Blizzard рассеялось?
Первое, что бросается в глаза при запуске Diablo IV — практически полное отсутствие «классических» элементов прошлых релизов компании: многочасовых виртуальных очередей на вход в игру, падающих серверов и критических багов, ломающих прохождение. На PlayStation 5 все выглядит и играется просто великолепно, а за примерно 30 часов, проведенных в Санктуарии, мне довелось поймать примерно пять ошибок и подвисаний — причем вызванных не состоянием самой игры, а скоростью моего интернет-соединения (об этом чуть позже).
Таким образом, Diablo IV оказалась самым гладким релизом Blizzard за долгие годы. За что стоит благодарить несколько крупных бета-тестирований, проходивших в последние месяцы, и разработчиков, в кои-то веки подготовившихся к наплыву огромного количества игроков.
Мать всех людей, ты ее поскорее убей
А дальше начинается самое интересное. Спустя буквально десять минут прохождения выясняется, что в Diablo — игре про методичное закликивание орд компьютерных болванчиков — появился крепкий сюжет! Подается он теперь не просто ленивым полотнищем текста где-то внизу экрана, а отменно срежиссированными катсценами с обилием киношных ракурсов, стильных пролетов камеры и достойной «актерской игрой» местных персонажей. Каждая такая сцена приятно впечатляет, позволяет со всех сторон рассмотреть вашего персонажа (внешность которого теперь можно самостоятельно слепить в детальном редакторе) и погрузиться в гнетущую атмосферу разрухи и отчаяния, которой в Diablo IV пропитан буквально каждый пиксель.
Игра рассказывает, как из своего многовекового заточения выбирается обаятельная демоница Лилит — мать всех людей и создательница Санктуария, местного мира. Заручившись поддержкой нескольких верных соратников, рогатая обольстительница начинает свой кровавый поход по человеческим владениям, подчиняя своей стальной воле всех, кто встретится на пути. Противостоять ей, конечно же, предстоит персонажу игрока — обычному страннику, который волей случая оказывается связан с демоницей и теперь пытается помешать ее коварным планам.
С одной стороны, идея сделать антагонистом игры с названием Diablo не самого Диабло может показаться странной, неправильной. С другой стороны, такого обаятельного, опасного и внушающего ужас злодея в этой франшизе еще не было. Что вполне понимали и сами разработчики — каждый кадр с Лилит на экране натурально смакуют, позволяя игроку вдоволь насладиться компанией матери всех людей и как можно больше узнать о ее характере, мотивации и планах. Что, повторюсь, крайне несвойственно для серии игр, где история никогда не уходила дальше банального «Диабло хочет поработить мир, иди и убей его».
Постапокалипсис «по-диабловски»
Помимо основного сюжета, разворачивающегося по привычной для франшизы системе актов, в Diablo IV появилось свыше сотни второстепенных заданий, которые выдают простые жители Санктуария. Чаще всего это стандартные квесты формата «подай-принеси», но интересно упакованные в небольшие истории мира и его населения. Выполняя их, мы не только получаем редкие предметы экипировки, но и узнаем о местных верованиях, проникаемся отношением обычного люда к Лилит, слушаем довольно интересные байки о былых временах и периодически находим отсылочки к прошлым частям Diablo.
Среди всего этого вороха активностей встречаются как совсем проходные миссии, так и отлично поставленные мини-сюжеты — например, в одной из первых локаций жительница деревни просит главного героя отыскать ее мужа, который сбежал в лес с какой-то малознакомой женщиной. Мы отправляемся на поиски, думая что оказались в центре обычной истории об измене, но в итоге узнаем, что та другая женщина — демоница в облике человека, а с беглеца уже сняли кожу и подвесили на цепях в попытке провести безжалостный кровавый ритуал. Заканчивается задание трагично, но вполне в духе IV части.
Слово «трагично» идеально подходит для описание всего, что происходит в игре. Разработчики полностью отказались от красочного визуала третьей части и вернулись к облику Санктуария из Diablo 2, но сделали его еще более тусклым, гнетущим и неприспособленным для хоть сколько-нибудь счастливой жизни. Это больше не история мира, где проходит эпичная и очень зрелищная битва добра со злом. Скорее история умирающего мира, где каждый человек ежесекундно борется за свою жизнь, пытаясь сбежать от голода, насилия и лавкрафтианского безумия.
Виды внушительных готических соборов здесь перемежаются с грустными пейзажами полуразрушенных восточноевропейских деревушек, а унылую серость большинства локаций разбавляют элементы кровавого боди-хоррора прямиком из произведений Клайва Баркера. И, стоит признать, этот микс не только моментально въедается в подсознание, но и отменно погружает в мрачную историю об ангелах, демонах и простых людях.
Кто не рискует, тот… хорошо зарабатывает
На этом основные сюрпризы заканчиваются. Под впечатляющей ширмой из крутой графики, запоминающегося визуала и увлекательного сюжета оказывается очень кондовый игровой процесс — до боли знакомый и настолько «безопасный», насколько это вообще возможно. Разработчики взяли почти всю основу геймплея из любимой фанатами Diablo 2 (включая классы персонажей и разветвленное древо умений), добавили к ней динамики перемещения из Diablo 3 и снабдили все это парой новых небольших фишек.
Например, у каждого класса персонажа теперь есть своя уникальная механика, позволяющая разнообразить прохождение и слегка подстроить игровой процесс под свой стиль. Так, полагающийся на оживление мертвецов Некромант теперь может осознанно принести в жертву всех своих прислужников, а взамен получить приятные бонусы для себя любимого. Сносящий все на своем пути Варвар обзавелся целым арсеналом из разнообразного оружия, которое можно менять прямо в разгар битвы, создавая уникальную тактику боя под каждого противника.
Помимо этого, в игре появилась система «автолевелинга» — автоматического подстраивания уровня мира под уровень самого игрока, которой геймеры остались преимущественно недовольны. С одной стороны, она позволяет вам сразу исследовать почти любые интересующие уголки окружающего мира, не боясь что монстры окажутся намного сильнее. С другой — практически полностью стирает ощущение развития героя, ведь в любой точке Санктуария враги оказываются такими же опасными, как и персонаж игрока.
В остальном же, игровой процесс Diablo IV рождает дежа-вю. Почти все способности героев взяты из второй части, процесс закликивания толп неприятелей особо не изменился (разве что стал куда более зрелищным), а приятные нововведения вроде верховой езды или возможности за копейки перераспределить все свои навыки не меняют геймплей настолько, чтобы на этом хотелось заострять внимание. Но делают его куда более дружелюбным для новичков в серии.
Все это, впрочем, ни в коем случае не идет игре в упрек. Просто от визионеров уровня Blizzard всегда хочется видеть каких-то более глобальных инноваций.
Один в поле не воин. Принудительно
Единственное в чем разработчиков хочется и стоит упрекнуть, так это в попытке превратить свое детище в очередной онлайн-сервис с зачатками MMORPG. В прошлых частях Diablo приключения игроков всегда изначально были сольными, но при этом в свой мир можно было пригласить друзей и, по желанию, превратить одиночное прохождение в кооперативное. Diablo IV же изначально позиционируется как многопользовательский проект. Она требует постоянного и стабильного подключения к интернету (из-за которого здесь и возникает большинство ошибок) и сразу создает общий мир, в котором вы будете видеть десятки других игроков. Что, с одной стороны, добавляет происходящему некой «живости», а с другой напрочь убивает погружение в историю и создает лудонарративный диссонанс (конфликт между сюжетом видеоигры и игровым процессом — прим. РБК Life). Потому что крайне непросто ассоциировать себя с пафосным героем-спасителем мира, когда рядом с тобой в кадре стоит по-клоунски разодетый игрок с ником «ИлонМаскПридурок93».
Помимо этого, в игре появился магазин, где можно покупать предметы за реальные деньги. Такие покупки напрямую не влияют на игру— об этом разработчики не соврали — но почему-то именно в донатный магазин попали все самые стильные и эффектные предметы экипировки. То есть проект, за который нужно заплатить около 6 тыс. руб (в моем случае, версия для PS5 стоила 7 тыс. руб), постоянно заставляет тебя задуматься о дополнительных покупках. И это при том, что в нем пока еще не появились «боевые пропуски» с преимум-косметикой — первый добавят в Diablo IV в середине июля, и он обойдется всем желающим еще в 850 руб по текущему курсу.
Как относится к таким элементам в изначально платной игре каждый решит сам. Но, судя по заработанным Blizzard $666 млн, игроки совсем не против потратиться на виртуальную броню.
Diablo IV — это игра-событие
Это не просто продолжение легендарной серии, а удачное и качественное продолжение, которое угождает всем категориям геймеров. Новичков оно порадует захватывающим и понятным сюжетом, не требующим близкого знакомства с прошлыми частями франшизы. Ветеранам позволит снова ощутить себя «в своей тарелке», но с приятными, хоть и скромными нововведениями. Это редкий релиз Blizzard, который почти не хочется ругать, просто потому что он именно такой, каким и должен быть: сделанный «на все деньги», не обманывающий ничьих ожиданий и задающий новую планку, до которой теперь будут пытаться допрыгнуть все конкуренты. А еще, что куда важнее, до невозможности аддиктивный — затягивающий с головой и заставляющий возвращаться в умирающий мир Санктуария снова и снова.