Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 2:46 МСК
СМИ назвали кандидата на пост нового командующего ВДВ Политика, 02:00 Лучшие предложения рынка наличной валюты  02:00   USD НАЛ. Покупка 63,54 Продажа 63,41 EUR НАЛ. 71,20 71,01 Посольство России в США усилило меры безопасности из-за Дня гнева Политика, 01:20 Обама и Меркель осудили «варварские» авиаудары по Алеппо Политика, 01:15 Google начала исполнять предписание ФАС Технологии и медиа, 01:10 В Минобороны заявили о снижении на треть числа уклонистов от призыва Общество, 00:49 Cartoon Network анонсировал закрытие мультсериала «Время приключений» Технологии и медиа, 00:15 «Зенит» и «Краснодар» забили десять голов на двоих в матчах Лиги Европы Спорт, 00:08 МИД назвал подарком террористам отказ США от сотрудничества с Россией Политика, 00:06 Минус $100 млрд: почему сокращается трансграничное кредитование России Экономика, 00:01 Поспорили из-за водки: как чиновники обсуждают снижение цен на алкоголь Бизнес, Вчера, 23:57 Война слов: к чему приведут споры России и США о Сирии Политика, Вчера, 23:29 Лавров и Керри обсудили «хрупкость» мирных соглашений по Сирии Политика, Вчера, 23:12 Двое пакистанских солдат погибли в столкновениях c индийскими военными Политика, Вчера, 22:22 Полковника Захарченко и его начальника уволили из полиции Общество, Вчера, 21:50 Игрок на выборах: как миллиардер Энди Бил помогает Дональду Трампу Бизнес, Вчера, 21:50 Поезд Москва — Ярославль врезался в легковой автомобиль Общество, Вчера, 21:39 Памфилова выступила за перенос единого дня голосования на октябрь Политика, Вчера, 21:36 Красноярские энергетики пожаловались на компанию миллиардера Мельниченко Бизнес, Вчера, 21:23 В Вене кричавший «Аллах акбар» водитель пытался задавить пешеходов Общество, Вчера, 21:14 Таксисты договорились с властями Москвы обсуждать тарифы на перевозки Бизнес, Вчера, 20:41 Постпред США в ООН назвала действия России в Сирии подарком террористам Политика, Вчера, 20:37 На зеленой ветке московского метро произошел сбой Общество, Вчера, 20:30 СКР отказался проверять деятельность заместителя Мединского Политика, Вчера, 20:26 В Москве впервые за год повысили размер минимальной зарплаты Финансы, Вчера, 20:15 Путин подписал указ об осеннем призыве в армию Политика, Вчера, 19:54 Инвестиции в кризис: куда советует вкладываться Sberbank CIB Деньги, Вчера, 19:53 Путин и Меркель согласовали график контактов в «нормандском формате» Политика, Вчера, 19:38
6 ноя 2014, 01:44
Дарья Луганская
Рекламный рынок в России показал худший рост за два года
Фото: REUTERS 2014
Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) сообщила, что за девять месяцев 2014 года российский рекламный рынок вырос на 5%, примерно до 242 млрд руб. Это худший показатель за последние годы: за аналогичный период 2013-го рынок вырос на 11%, 2012 года – на 14%

«Все ошибаются»

Президент АКАР Алексей Ковылов в начале октября на Всемирном рекламном саммите в Москве объявил о «реальном кризисе и рецессии»: в 2014 году рынок рекламы в России вырастет лишь на 1,2%, до 331,7 млрд руб., сказал он. Между тем, по итогам девяти месяцев 2014-го рост составил 5%, до 241,5–242,5 млрд руб., сообщила АКАР в среду, 5 ноября.

Пресс-служба АКАР переадресовала вопросы директору по маркетинговым исследованиям аналитического центра Vi Сергею Веселову, принимающему участие в исследовании АКАР. Собственный прогноз на весь 2014 год у ассоциации есть, но она его не раскрывает, пояснил Веселов РБК.

По его словам, озвученные прогнозы принадлежат рекламным агентствам, и они их достаточно часто меняют. В сентябре аналитики рекламного агентства ZenithOptemedia предсказали рынку, по сути, катастрофу: по итогам года, считают они, рынок вырастет всего на 1,2%. «Это агентство, а также Karat и Universal McCann год назад давали совсем другой прогноз на 2014 год – 10–12% роста. Но с началом кризисных явлений в экономике они начали скоропалительно снижать оценки», – объясняет Веселов. Еще в апреле ZenithOptemedia полагало, что затраты на рекламу в России увеличатся в 2014 году на 8,6%, а в июне речь шла уже о 6,6%. «Все ошибаются», – сказал Веселов.

В некоторых сегментах рынка, по отчету АКАР, очевидно замедление, другие показывают отрицательную динамику. Объем рынка рекламы на телевидении за девять месяцев увеличился на 4%, до 112,1–112,6 млрд руб. Из них 109,3–109,6 млрд руб. ушли на рекламу на эфирных каналах, а 2,82 млрд руб. достались кабельным и спутниковым вещателям. Телевизионные сейлз-хаусы пессимистичны: еще весной они говорили своим клиентам, что по итогам года расходы на телерекламу не вырастут, а, возможно, уменьшатся до 5%, рассказывали РБК руководители нескольких телеканалов и рекламных холдингов.

Рекламная выручка публичной компании CTC Media (телеканалы СТС, «Домашний» и «Перец») за январь–сентябрь увеличилась на 4%, примерно до 5,7 млрд руб., а в долларовом упала на 7%, до $156 млн. В октябре гендиректор CTC Media Юлиана Слащева заявляла, что рынок телерекламы может показать минус в последнем квартале года – впервые с кризисного 2009-го.

Падение заметно на рынке прессы – по итогам трех кварталов он уменьшился на 10%. Относительно медленно падает реклама в газетах – на 6%, до 5,5–5,7 млрд руб., с начала года. Хуже ситуация на журнальном рынке: рекламные доходы в этом сегменте снизились на 11%, до 11,6–11,8 млрд руб. Печатные СМИ «проседали» и в январе–сентябре 2013-го – на 7%. Отрицательная динамика появилась в 2012-м – тогда рынок впервые упал на 3%, хотя в 2011 году наблюдался рост на 7%.

«Макроэкономические причины»

Продолжает уменьшаться и объем медийной интернет-рекламы (баннеры, всплывающие окна и другие подобные форматы, в том числе видео): за девять месяцев этот сегмент потерял 2%, хотя за аналогичный период 2013-го он, напротив, вырос – сразу на 13%. Впервые резкое падание медийной рекламы было зафиксировано в апреле–июне 2014 года – на 4%, при этом в январе–марте сегмент вырос на 12%. До конца года медийная реклама продолжит падать, уверен Веселов.

Впрочем, реклламные доходы интернета в целом продолжают расти, хотя темпы и замедлились: за три квартала они увеличились на 20%, до 58–59,5 млрд руб. При этом в январе–сентябре 2013-го рост составлял 29%.

Рост продолжается за счет контекстной рекламы (коммерческие ссылки в результатах поиска и на профильных ресурсах): за отчетный период расходы рекламодателей на эту рекламу увеличились на 28%, до 45,1–46,6 млрд руб. Впрочем, и в этом сегменте заметно снижение темпов роста: за первые девять месяцев 2013-го прирост составил рекордные 35,7%. 

Основной игрок на рынке контекстной рекламы – «Яндекс»: по итогам последнего, третьего квартала он заявил о росте выручки от коммерческих ссылок на 29%, до 12,082 млрд руб. С медийной рекламой дела обстоят чуть хуже: в июле–сентябре она выросла у «Яндекса» на 6%, до 830 млн руб., а во втором квартале вообще снижалась –на 6%, до 775 млн руб., такой квартальный спад компания зафиксировала впервые с 2009 года. «Дисплейная реклама по сравнению с контекстной гораздо более волатильна к спаду или ожиданиям спада в экономике. Крупные рекламодатели в этом сегменте могут позволить себе сокращать рекламные расходы без краткосрочного влияния на свои продажи», – уверяют в пресс-службе «Яндекса». Строить прогнозы на конец 2014 года в компании отказываются.

О падении рынка медийной рекламы свидетельствовала и отчетность Mail.Ru Group: ее выручка от этой рекламы в июле–сентябре сократилась примерно на 10%, а общая рекламная выручка увеличилась всего на 5,6%, до 2,338 млрд руб. Прогнозировать дальнейшее движение рекламного рынка в Mail.Ru Group не стали. 

Ранее и Mail.Ru Group, и «Яндекс» ссылались на «макроэкономические причины».