Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 18:38 МСК
Губернатор Петербурга заметил в отчетах чиновников о ЖКХ фото 50-х годов Общество, 18:21 Сирийские войска начали крупную наземную операцию в Алеппо Политика, 18:14 Лучшие предложения рынка наличной валюты  18:00   USD НАЛ. Покупка 64,10 Продажа 64,23 EUR НАЛ. 71,84 71,91 Резиденты поневоле: как Минфин «помог» проживающим за рубежом россиянам Александр Захаров партнер Paragon Advice Group Мнение, 17:59 ЦБ выявил вывод из «ЕвроАксис Банка» около 1 млрд руб. Финансы, 17:53 Богатейший китаец задумался о покупке учредителя премии «Золотой глобус» Бизнес, 17:29 Машина в Москве сбила пешехода на автобусной остановке Общество, 17:19 Galaxy Note 7 взорвался в руках владельца через сутки после покупки Технологии и медиа, 16:56 «Роснефть» ответила на сообщение о конфликте Сечина с главой «Транснефти» Бизнес, 16:53 Рубль укрепился к доллару вопреки падению цен на нефть Финансы, 16:45 Раскрывшего «карусель» на выборах в Петербурге журналиста будут судить Общество, 16:45 Неформальная встреча участников ОПЕК пройдет без России Политика, 16:25 Московское метро заключило контракт на размещение рекламы на десять лет Бизнес, 16:18 Врачи допустили выписку президента Киргизии из ЦКБ к концу недели Политика, 16:17 Компанию Илона Маска обвинили в краже интеллектуальной собственности Бизнес, 16:12 В Старом Осколе водители выстроили автобусы в надпись «Путин, помоги» Общество, 15:52 В Грузии завели дело о заговоре из-за аудиозаписи «разговора Саакашвили» Политика, 15:44 Погибших при пожаре на складе пожарных представили к орденам Мужества Общество, 15:35 Следствие отказалось амнистировать владельца SPI Group Юрия Шефлера Общество, 15:23 Путин призвал не спешить наращивать объемы экспорта зерна Экономика, 15:22 Альфа-банк заключил мировую по долгу с производителем танка «Армата» Бизнес, 15:19 Avito стала владельцем портала Domofond.ru Технологии и медиа, 15:05 «Роснефть» и Сбербанк создали совместное предприятие для газовых проектов Бизнес, 15:01 Медведев обсудил с премьером Турции совместные энергетические проекты Политика, 14:56 КНДР объявила о завершении разработки ядерного оружия Политика, 14:54 Куда идет Америка: о чем Клинтон и Трамп спорили на первых дебатах Политика, 14:47 После отравления 14 детей в реабилитационном центре Томска возбудили дело Общество, 14:43 УЕФА прокомментировал арест средств московского «Спартака» Спорт, 14:36
23 мар, 20:30
Татьяна Одинцова
Как это работает: сколько приносит лавка комиксов

Совладельцы магазина комиксов «Чук и Гик» Василий Шевченко (слева) и Иван Чернявский

Фото: Влад Шатило для РБК
Как это работает
Как это работает: сколько приносит производство пастилы 5 мая, 09:26 Доходный дом: сколько приносит хостел в провинции 20 апр, 19:22 Еще 22 материала
Москвичи Василий Шевченко и Иван Чернявский на заемные 30 тыс. руб. в 2011 году открыли лавку комиксов. Сейчас две точки приносят им около 0,5 млн руб. прибыли ежемесячно

​Выпускники РГГУ Васи​лий Шевченко и Иван Чернявский никогда не были фанатами комиксов, но читать любили. В 2010 году Шевченко, четыре года проработавший редактором в издательском доме «Комикс», решил сменить вид деятельности. «Мне просто надоело, так же, как Ваня, устал от работы в record label (музыкальной студии) «Снегири», — вспоминает в интервью РБК Шевченко. Во время совместного путешествия по Индии у ребят оформилась идея открыть свою книжную лавку. «Некоторые в 18 лет мечтают открыть бар, а вот мы мечтали о собственной книжной лавке», — поясняет Шевченко.

Два стеллажа на старте​

Подготовка к открытию заняла два месяца. У бывшего работодателя Шевченко удалось получить существенную скидку на партию комиксов, которые были приобретены на занятые у друзей 30 тыс. руб. Саму лавку решили открыть на территории галереи «Новодел» в Большом Палашевском переулке. «Это очень старая галерея подарков, которая давно чувствовала, что занимает чуть больше места, чем хочет, — объясняет выбор Шевченко. — До нас здесь торговал иностранными книгами магазин «Панглосс». Так что в этом месте всегда с симпатией относились к живым книжным проектам». Для начала галерея предложила начинающим предпринимателям два стеллажа и три бесплатные недели аренды: с момента открытия 8 декабря 2010 года и до нового года.

Бессмысленное название лавки «Чук и Гик», признается Шевченко, родилось в общении с друзьями: «Оно вызвало больше всего эмоций и споров». На открытие лавки пришли друзья друзей, которые узнали о магазине из соцсетей. Крошечная заметка о новом книжном появилась в Time Out и на некоторых профильных сайтах. Шевченко признает, что на старте проекта партнеры вовсю использовали свои знакомства.

Цифры «Чук и Гик»

30 тыс. руб. — стартовые инвестиции в первую лавку

1,5 тыс. комиксов представлено в магазинах сети

От 100 страниц — объем современного комикса

3,5 млн руб. в месяц — выручка двух лавок «Чук и Гик»

800–900 руб. — средний чек

Около 5 тыс. покупок в месяц совершается в двух лавках

Источник: данные компании

Уже в декабре продажи составили 60 тыс. руб., что позволило вернуть долг, взятый на старт. В январе у «Чук и Гик» было уже три стеллажа, в марте — четыре, а к лету она заняла отдельное помещение в 20 кв. м, к которому сейчас добавился склад на 50 кв. м. «Комиксами тогда торговали в основном книжные магазины, делавшие фантастические наценки, и нам при нормальной скидке и отсутствии безумной жадности удавалось выставлять цены сильно ниже книжных», — объясняет быстрый рост продаж Шевченко. Первые три месяца ребята сами стояли за прилавком, но потом наняли продавца. «Я до сих пор помню, как весной 2011 года получил символическую зарплату в 5 тыс. руб. в своей лавке, — вспоминает Шевченко. — Все заработанное мы вкладывали в расширение ассортимента, живя на то, что зарабатывали фрилансом как журналисты. Меня спасало то, что я люблю три вещи: кефир, гречку и морскую капусту».

Экономика лавки комиксов

Возросший интерес столичной публики к комиксам подвигнул Шевченко и Чернявского к открытию второй точки. «Открытие первой лавки по соседству с галереей позволило нам избежать многих ошибок, которые мы совершили, создавая новый «Чук и Гик», — рассказывает Шевченко. Поиском помещения для новой лавки занимался новый партнер «Чук и Гик» Максим Андрианов. «Требования были простые: расположение в центре, площадь побольше, адекватная аренда», — вспоминает Шевченко. Помещение площадью 80 кв. м нашлось в Климентовском переулке в районе метро «Новокузнецкая».

Инвестиции в запуск второй точки составили около 1,2 млн руб., из которых 300 тыс. руб. ушли на ремонт, 350 тыс. — на закупку мебели и торгового оборудования, а 550 тыс. — на арендные платежи до открытия. «Нам предлагали книжные шкафы от 350 тыс. до 2 млн руб., — рассказывает Шевченко. — Разницу я так и не понял, зато мы узнали, что деньги в проект можно вкладывать бесконечно». Около 1,1 млн руб. потребовались на закупку первой партии товара. Уже на третий месяц работы новая точка вышла на безубыточность. Во многом это связано с тем, что на большой площади второго «Чук и Гик» продаются не только комиксы, но и обычные книги в жанре фантастики, фэнтези, детские книжки, сопутствующие товары, например конструкторы и брелоки.

Сейчас обе лавки приносят около 3,5 млн руб. выручки в месяц. Средний чек в магазине в галерее «Новодел» — 900 руб., на Новокузнецкой — 800 руб. Общее количество чеков составляет около 5 тыс. в месяц, из которых 15% дает интернет-магазин, открытый в 2012 году. Костяк аудитории «Чук и Гик» — молодые люди в возрасте от 14 до 25 лет (60%). «Мальчиков чуть больше, чем девочек, — говорит Шевченко. — Бывают суперстранные персонажи, но классные — однажды пришли два здоровых бородатых мужика в костюмах кенгуру».

Совладельцы магазина комиксов «Чук и Гик» Василий Шевченко (сверху) и Иван Чернявский. Фото: Влад Шатило для РБК

У «Чук и Гик» много постоянных посетителей, которых Шевченко знает в лицо и по имени. «Я всегда восхищался семейным бизнесом в Европе, где покупатель знаком с продавцом. Да, мы мелкие лавочники, но я этого не стесняюсь», — улыбается Шевченко. Хорошие личные отношения с покупателем и внутри коллектива, по его словам, больше помогают бизнесу, чем реклама и различные мотивационные программы.

«Чук и Гик» — старейший магазин комиксов в Москве и самый гостеприимный, — говорит РБК Артем Габрелянов, совладелец и главный редактор издательства Bubble — крупнейшего производителя оригинальных российских комиксов. — У них очень часто можно увидеть ситуацию, когда владельцы пекут пирог для своих постоянных покупателей или же угощают горячим кофе в зимнюю стужу. «Чук и Гик» больше, чем просто магазин. Для многих любителей комиксов он стал вторым домом».

Средняя наценка в «Чук и Гик» составляет 50% против 100% в обычных книжных, рассказывает Шевченко: «Теперь мы закупаем комиксы напрямую у издательств, которые просят нас не демпинговать. Мы можем поставить цену 880 руб., но издатель просит 920 руб.». Бизнес работает как ИП Ивана Чернявского и платит налог по упрощенной системе налогообложения (15% с разницы доходов и расходов).

На закупки товаров уходит в среднем 2,2 млн руб. в месяц. Комиксы в магазин покупаются каждую неделю, минимум раз в месяц производится крупная поставка. В отличие от книжного рынка, где оплата идет по факту продаж, издательства комиксов просят предоплату в 100%. «Мы обычно стараемся иметь про запас 500 тыс. руб., чтобы иметь возможность купить что-то внезапно», — рассказывает Шевченко. На аренду уходит около 320 тыс. руб. в месяц, на оплату труда четырех продавцов, бухгалтера — 200 тыс. руб. На рекламу тратится около 30 тыс. руб. Налоги и торговый сбор — до 90 тыс. руб. в месяц. Из средней прибыли 500 тыс. руб. в месяц Шевченко и Чернявский половину оставляют себе, а вторую вкладывают в развитие бизнеса.

Интерьер ​магазина комиксов «Чук и Гик».

Фото: Влад Шатило для РБК

Не только продажи

Еще в 2014 году до 35% ассортимента «Чук и Гик» составляли комиксы на иностранных языках. Но в связи с девальвацией цена на них выросла более чем вдвое, поэтому сейчас ассортимент почти на 100% состоит из отечественной продукции (в том числе переводной). В конце 2015 года совладельцы «Чук и Гик» стали партнерами и инвесторами нового издательства комиксов Jellyfish Jam, которое организовала бывшая сотрудница «Чук и Гик» Беата Коташевская. «Пока в нем работают всего три человека: я и Беата в качестве редакторов и переводчиков и технический директор», — рассказывает Шевченко. Главным преимуществом нового издательства является партнерство с Marvel. «Мы успели отхватить несколько хороших лицензий», — хвастается Шевченко, не раскрывая того, как ему это удалось. По его словам, в 2015 году Jellyfish Jam выпустило несколько комиксов — «Человек-муравей», «Стражи галактики» — общим тиражом в 50 тыс. экземпляров, из которых 30 тыс. уже продано. Инвестиции в запуск проекта Шевченко оценивает в 1,5 млн руб.

«Тандем магазина и издательства дает большую независимость и стабильность: иногда издательство кормит магазин, иногда магазин кормит издательство, — рассказывает РБК Михаил Богданов, директор питерского издательства комиксов «Комильфо» и магазина «Двадцать восьмой». — Некоторые проекты издания комиксов требуют столько вложений, что приходится брать кредиты, пока проект не будет реализован — магазин становится единственным источником прибыли, который помогает компании продержаться на плаву».