Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Пенсионные фонды группы БИН получили почти 2 млн новых клиентов
Лента новостей 19:10 МСК
Volkswagen вернулся к прибыли после убытков на фоне «дизельного скандала» Бизнес, 18:38 Медведев призвал увидеть в бизнесменах пример для подражания Бизнес, 18:27 Суд дал Мисс Турции — 2006 условный срок за оскорбление Эрдогана Политика, 18:19 Аленичев остался главным тренером «Спартака» по итогам совета директоров Бизнес, 18:14 Эрдоган заявил о непонимании требований Москвы для улучшения отношений Политика, 17:58 Под Иркутском построили квартал имени Рамзана Кадырова Общество, 17:50 Кремль и ЦБ начали готовить единороссов ко встречам с избирателями Политика, 17:39 Airbus ускорит создание альтернативы «черным ящикам» после крушения A320 Технологии и медиа, 17:37 СМИ сообщили о переходе в МВД только каждого седьмого сотрудника ФСКН Общество, 17:33 Миллиардер Карл Айкан вложился в производителя ботокса Бизнес, 17:27 Три желтые карточки: как ужесточается ответственность для водителей Общество, 17:25 Акцию Павленского «Угроза» на Лубянке выдвинули на премию ФСБ Общество, 17:09 Против участников «гонок» на Gelandewagen возбудили дело по двум статьям Общество, 17:04 Медведев назвал «убитыми» дороги в Волгоградской области Политика, 16:37 «Роснефть» закрыла сделку по продаже 15% «Ванкорнефти» индийской ONGC Бизнес, 16:35 В Государственный центр современного искусства пришли с обысками Общество, 16:31 Квартиры депутатов Госдумы предложили оснастить «всем необходимым» Политика, 16:22 Лавров прокомментировал свое высказывание о «дебилах» Политика, 16:08 После потасовки на чемпионате России по вольной борьбе отстранили судей Общество, 16:06 Гендиректор Gunvor снизит свою долю в компании Бизнес, 15:59 После обрушения подъезда дома в Кемеровской области задержали строителей Общество, 15:48 Google и Facebook приняли правила ЕС о борьбе с разжиганием ненависти Технологии и медиа, 15:45 Доктор у монитора: в России могут разрешить телемедицину Алексей Ремез основатель сервиса дистанционной онкодиагностики UNIM Мнение, 15:44 Cуд ЕС назвал оправданным запрет на ношение хиджабов на работе Политика, 15:34 СМИ опубликовали фото с места обрушения подъезда дома в Междуреченске Общество, 15:14 Футбольные болельщики в России стали реже материться на матчах Общество, 15:05 Правозащитники насчитали более 1 млн рабов в России Общество, 15:00
11 мар, 05:29
Екатерина Метелица, Альберт Кошкаров
Пенсионные фонды группы БИН получили почти 2 млн новых клиентов

Реестр клиентов в одном из отделений ПФР

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Пенсионные фонды Микаила Шишханова привлекли в прошлом году больше всего клиентов, обогнав предыдущего лидера — НПФ Сбербанка

Лидеры по притоку

РБК опросил 15 крупнейших пенсионных фондов (по объему пенсионных накоплений), сколько им удалось привлечь новых клиентов в рамках переходной кампании 2015 года. Половина опрошенных фондов предоставили предварительные данные, которые они получили от ПФР. Официальный представитель ПФР Марита Нагога подтвердила, что ПФР передал в частные фонды предварительные реестры новых клиентов.

Полученные данные показали, что больше всего клиентов в прошлом году привлекли пенсионные фонды группы БИН. Пять фондов Микаила Шишханова и братьев Гуцериевых — Европейский пенсионный фонд, «Доверие», САФМАР (ранее «Райффайзен»), «Образование и наука» и Регионфонд — привлекли 1,8 млн новых клиентов, сообщила представитель пенсионной группы БИН Екатерина Моисеева. Ранее она говорила РБК, что всего граждане подали 2,2 млн заявлений о переходе в их фонды, то есть ПФР одобрил более 80% заявлений. Пенсионные фонды группы привлекали клиентов не только через офисы и представителей НПФ, но и через партнерские сети — банковские (более десяти банков) и ретейловые, добавила Моисеева. Если окончательные итоги переходной кампании совпадут с предварительными, то число клиентов группы вырастет до 3,7 млн человек.

Группа БИН обогнала по числу привлеченных клиентов прошлогоднего лидера — НПФ Сбербанка, к которому перейдут 1,4 млн клиентов, сказала РБК глава НПФ Сбербанка Галина Морозова. Ранее она говорила, что граждане подали 4,2 млн заявлений о переходе в фонд. То есть ПФР одобрил менее 40% заявлений.

По мнению Морозовой, высокий процент отказов со стороны ПФР связан с тем, что многие граждане, написав заявление в фонд, не отнесли его в ПФР. Те 1,4 млн новых клиентов, чьи накопления ПФР переведет в НПФ Сбербанка, в основном подавали заявления о переходе, используя электронно-цифровую подпись (ЭЦП), говорит Морозова. Использование ЭЦП освобождает заявителя от похода в ПФР.

Несмотря на меньший, чем у группы БИН, приток, НПФ Сбербанка останется крупнейшим фондом по числу клиентов: при одобрении 1,4 млн новых заявлений в фонде окажется более 4,5 млн застрахованных.

У НПФ электроэнергетики, принадлежащего «ФК Открытие», число клиентов, которые уйдут из фонда по итогам переходной кампании 2015 года, превышает число клиентов, пожелавших прийти в этот фонд. По словам вице-президента НПФ электроэнергетики Чуйковой, отток составляет около 200 тыс. человек, а придут в фонд около 10 тыс. человек. В 2015 году стратегия фонда была в большей степени ориентирована на усиление присутствия на рынке корпоративных пенсионных программ и развитии негосударственного пенсионного обеспечения, сообщила пресс-служба НПФ электроэнергетики. Фонд не занимался активным привлечением клиентов по обязательному пенсионному страхованию, добавили в фонде. Другой фонд, принадлежащий «ФК Открытие», «ЛУКОЙЛ-Гарант», привлек около 600 тыс. новых клиентов и потерял около 300 тыс. прежних.

Также в пятерке крупнейших по объему пенсионных накоплений НПФ «РГС», который сумел привлечь около 800 тыс. клиентов. Отток из этого фонда составил примерно 12% от клиентской базы на начало 2015 года (около 200 тыс. человек), рассказал РБК член попечительского совета фонда Александр Бондаренко.

В НПФ «Будущее» (третий фонд по объему пенсионных накоплений; 154,9 млрд руб. по итогам девяти месяцев 2015 года) сообщили, что пока не могут раскрыть данные о привлечении новых клиентов.

Отбракованные

Из данных, которые РБК предоставили крупнейшие НПФ, следует, что ПФР не одобрил около 20–30% заявлений. Отказы зачастую связаны с опечатками, которые клиенты допускают при заполнении заявлений в ПФР, говорит Чуйкова. Она отмечает, что свыше 30% клиентов не помнят, где у них до этого формировалась пенсия, поэтому неверно указывают в заявлении предыдущего страховщика.

ПФР ежегодно не одобряет определенную часть заявлений. Так, по итогам 2013–2014 годов ПФР одобрил только половину заявлений граждан о переходе из одного фонда в другой. Всего в ПФР за два года поступило 24,8 млн заявлений: 18,1 млн заявлений в 2013 году и 6,7 млн — в 2014-м. Одобрил ПФР 12,3 млн заявлений.

При получении отказа гражданин может заново подать заявление уже в следующем году. Однако в этому году застрахованные столкнутся с трудностями: по закону с этого года граждане, не сделавшие выбор в пользу накопительной системы, потеряли право в будущем формировать пенсионные накопления. Они по-прежнему могут перевести уже накопленные средства в управление НПФ, но новые взносы отчисляться в накопительную систему не будут.

Согласно действующему законодательству граждане моложе 1967 года рождения должны были до конца 2015 года определиться с тем, как они будут формировать свою пенсию. Если гражданин хочет формировать накопительную часть пенсии, то он должен написать заявление о переходе в НПФ или остаться в ПФР, но указать, что 6% от своих взносов он собирается накапливать. Если же гражданин не написал заявление, то есть останется «молчуном», то все 22% его отчислений будут идти в страховую часть пенсии.

«Мы полагаем, что если гражданин написал заявление (даже если оно не было одобрено), то он сделал осознанный выбор в пользу накопительной пенсионной системы. Ему необходимо дать возможность повторно написать заявление и продолжить формировать накопления», — говорит советник президента Национальной ассоциации пенсионных фондов Валерий Виноградов, добавляя, что эту проблему необходимо обсудить на уровне правительства.

Предоставление возможности повторной подачи заявлений в этом году по сути означает продление срока выбора, что действующим законодательством не предусмотрено, сообщила РБК пресс-служба Минтруда. «Было предоставлено достаточно времени для того, чтобы все граждане могли выбрать вариант своего пенсионного обеспечения. Риск отказа по формальным основаниям в удовлетворении заявлений граждан, которые осознанно подошли к своему пенсионному обеспечению, ответственно оформив соответствующие заявления, а также успев до конца 2015 года направить их в ПФР, представляется минимальным», — подчеркнули в Минтруде.

Минфин не ответил на вопрос РБК. 

Другие материалы по теме
Пенсионные фонды зафиксировали ажиотажный спрос на перевод накоплений
Пенсионный фонд подсчитал забравших свои деньги «молчунов»
Более 10 млн россиян перевели накопления в частные фонды
Пенсионный фонд Сбербанка стал лидером среди НПФ по числу новых клиентов