Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 
Эксклюзив

Иностранные компании обошли российские по полученным налоговым льготам

Больше всех налоговыми льготами в России пользуются предприятия химической отрасли, меньше всех — автопром. Иностранные компании получают налоговых льгот больше, чем российские, показало исследование Deloitte и ЦСР
Фото: Петр Ковалев / ТАСС
Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Две трети (67%) предприятий несырьевых секторов промышленности в России получают налоговые льготы. Наибольшей господдержкой пользуются компании-экспортеры, а в отраслевом разрезе — химические предприятия, следует из поступившего в РБК совместного исследования Deloitte и ЦСР.

  • Наиболее распространены налоговые льготы в химической промышленности — на 9 п.п. выше среднего показателя по всем отраслям.
  • Меньше остальных применяют налоговые льготы производители автомобилей. Почти половина (44%) предприятий автопрома ответили, что сейчас не пользуются ими.

В опросе участвовало 108 компаний ключевых отраслей промышленности — металлургии, автопрома, химпрома и производства промышленного оборудования (85% респондентов — российские предприятия). Более 40% компаний имеют объем выручки до 10 млрд руб. Каждая седьмая (15%) — выручку от 50 млрд до 100 млрд руб., пятая часть (21%) — более 100 млрд руб.

Химпром обладает большей экспортной активностью и налоговой базой и поэтому получает больше выгод от налоговых льгот, пояснила партнер консалтинговой компании «НЭО Центр» Инна Гольфанд. Автопром же характеризуется низкой налоговой базой по многим предприятиям, а из-за существенных субсидий от государства не имел стимулы для получения налоговых льгот.

Какие льготы популярнее остальных

  • Чаще всего предприятия пользуются льготами в рамках региональных инвестиционных проектов (РИП) — их получают 18%.
  • На втором месте по популярности льготы в связи с капитальными вложениями — их применяют 17% промышленников.
  • Льготы в рамках специальных инвестконтрактов (СПИК) или территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) применяют 11 и 10% компаний соответственно.

Получить «входной билет» в РИП легче благодаря сравнительно прозрачным и удобным для бизнеса условиям, поэтому их широко используют предприятия различных отраслей, пояснила партнер Deloitte Юлия Орлова.

Иностранные компании пользуются налоговыми льготами чаще российских (75% против 65%) и в основном выбирают региональные инвестпроекты — на 16 п.п. чаще, чем российские. Иностранные инвесторы, прежде чем начать работу в России, проводят site selection — подробно изучают регионы и ранжируют их по преимуществам для ведения бизнеса; российские же предприятия чаще привязаны к определенному региону, поэтому у них гораздо меньше свободы в применении потенциала льгот, объяснила Орлова.

Доволен ли бизнес СПИК

Каждый десятый производитель применяет действующий с 2015 года механизм поддержки промышленности — специальные инвестконтракты, показало исследование Deloitte. Больше всего участников СПИК среди автопроизводителей. Подобные контракты подписали крупные концерны — Volkswagen, Toyota, PSA (Peugeot-Citroen), GM-АвтоВАЗ, Volvo Trucks и калининградский «Автотор».

Однако, как показал опрос Deloitte, некоторые компании переоценили свои возможности:

  • больше половины участников СПИК (58%) указали на существенные сложности при выполнении экспортных обязательств;
  • еще 45% сообщили о трудностях в разработке и локализации технологий;
  • треть компаний (33%) рассказали о сложностях при выполнении требований к уровню локализации производства, ведению раздельного учета и обязательств по созданию новых рабочих мест.

СПИК создает преференции, которые помогают безболезненно локализоваться, то есть сложности с локализацией вызваны требованиями законодательства и неготовностью компаний достичь результатов, которые ожидает государство, пояснила директор Института проблем правового регулирования ВШЭ Анна Дупан.

Большинство СПИК с 2015 по 2018 годы было заключено с фокусом на импортозамещение и внутренний рынок — создание изначально не было сфокусировано на конкуренции с мировыми лидерами и экспорт, указала Гольфанд. «Наращивать экспорт, особенно несырьевой, является сложной задачей из-за отсутствия зачастую конкурентных преимуществ по сравнении с зарубежными игроками», — отметила Гольфанд.

Подробности — в материале «РБК Pro».

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 апреля
EUR ЦБ: 98,72 (+0,01)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Курс доллара на 27 апреля
USD ЦБ: 92,01 (-0,12)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Поселок в Курской области остался без света после атаки беспилотника Политика, 00:06
«Боруссия» сенсационно обыграла ПСЖ в матче полуфинала Лиги чемпионов Спорт, 00:04
«Цензор.нет» узнал о возможной смене главы Минобороны Украины Политика, 01 мая, 23:58
В Брянской области уничтожили украинский беспилотник Политика, 01 мая, 23:43
Мглою небо кроет: как в России выросло число опасных погодных явлений Общество, 01 мая, 23:40
Протестующие в Тбилиси порвали и сожгли флаг России у здания парламента Политика, 01 мая, 23:28
Госдеп объяснил санкции против кораблей подрывом проекта «Арктик СПГ-2» Политика, 01 мая, 23:20
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
На юге Курской области сбили украинский беспилотник Политика, 01 мая, 22:51
В Одессе прогремели взрывы Политика, 01 мая, 22:41
Спецназ в Тбилиси применил против протестующих водометы и газ Политика, 01 мая, 22:39
Президент Колумбии заявил о разрыве дипломатических отношений с Израилем Политика, 01 мая, 22:34
На Украине рассказали, в скольких школах преподают русский язык Политика, 01 мая, 22:26
Мирра Андреева проиграла Соболенко в четвертьфинале турнира в Мадриде Спорт, 01 мая, 22:24
В трех областях объявили опасность атаки дронов Политика, 01 мая, 21:58