Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

Средний класс отказался возвращаться к докризисным стандартам потребления

Представители среднего класса не собираются увеличивать потребление до докризисного уровня даже с учетом роста их доходов, следует из данных Sberbank CIB
Фото: Светлана Холявчук / Интерпресс / ТАСС
Фото: Светлана Холявчук / Интерпресс / ТАСС

Средний класс в России не планирует увеличивать потребление до уровня докризисного 2013 года даже при росте зарплат. Такие данные приводятся в ежеквартальном обзоре «Индекс Иванова» (есть у РБК), подготовленном аналитиками Sberbank CIB. Под условными Ивановыми, которых опрашивали эксперты, подразумеваются типичные представители среднего класса.

За первые девять месяцев этого года зарплату повысили или проиндексировали 27% респондентов (годом ранее за тот же период прибавку получили 25%), и средний рост зарплаты по выборке составил 1,8% (1,6% год назад).

«Мы также спросили Ивановых, как бы они потратили свой дополнительный доход. Похоже, что даже после массовой переориентации на более дешевую продукцию, которая наблюдалась в 2015–2016 годах (из-за которой реальное потребление пищи снизилось до уровня 2010 года), они не планировали возвращаться к уровню высоких расходов 2013 года, даже если бы их доходы росли», — говорится в обзоре.

При условном увеличении зарплаты на 1 тыс. руб. в месяц только 20% из этой суммы респонденты тратили бы на еду (сейчас на нее тратится 38% дохода), 13% купили бы на них одежду и товары для дома (сейчас 17% от дохода), а 12% направили бы эти деньги на сбережения (сейчас 7% дохода).

Опрос разработан исследовательским агентством Cint и проводится каждый квартал по методике, соответствующей опросам Росстата и оценкам потребительской уверенности в Евросоюзе, однако по более широкому спектру вопросов. Респондентами выступили 2,3 тыс. граждан в возрасте от 18 до 65 лет, живущих в 164 городах России с населением свыше 100 тыс. человек. Погрешность оценок — ниже 2%, отмечает Sberbank CIB.

Впрочем, заявления опрошенных не подтверждаются фактической статистикой, указывается в обзоре. Аналитики сравнили респондентов с доходами 25 тыс. и 35 тыс. руб. в месяц и обнаружили, что первые тратят на продукты 35% дохода, а вторые — 37%. «Это означает, что рост потребления продуктов питания немного отстает от восстановления доходов, но незначительно (мы полагаем, что рост доходов на 10% увеличивает расходы на питание на 9%)», — объясняют авторы. Они ожидают, что доля расходов на питание с нынешних 38% в целом должна будет снизиться до 36%, но только когда возобновится рост реальных доходов (они падают 12 кварталов подряд, по данным Росстата).

При этом в третьем квартале доля условных Ивановых, стремившихся сэкономить на основных товарах, снизилась по сравнению прошлым кварталом на 3 п.п. и составила 68%, что стало самым низким показателем этого года. Аналитики делают вывод, что население использует замедление роста цен для того, чтобы постепенно начать покупать более качественные товары, и это хороший знак для сектора торговли. Сократилось и число тех, кто экономит на развлечениях и отпусках (до 59 и 48% соответственно).

В целом индекс потребительской уверенности Ивановых в третьем квартале улучшился, составив минус 12%. Позитивную динамику показали четыре его ключевых индикатора (уверенность в персональном благополучии в прошедший и следующий годы, уверенность в благополучии страны в прошлый и последующий годы), а также показатель условий для совершения крупных покупок. В прошлом квартале значение индекса составляло минус 15%. В частности, вниз его потянула неуверенность среднего класса в экономической ситуации в России в ближайший год: как объясняли аналитики, популяризация такого мнения была связана с ослаблением рубля, «поскольку люди склонны связывать динамику обменного курса с богатством страны».

В этот раз более позитивные настроения, по мнению авторов, связаны с ростом реальных доходов респондентов благодаря замедлению инфляции. При этом список главных поводов для беспокойства в экономике остается прежним: на первом месте — коррупция (ею озабочены 59% Ивановых), на втором — безработица (53%), на третьем — инфляция (49%). Курс рубля сочли проблемой только 18% респондентов.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 26 апреля
EUR ЦБ: 98,71 (-0,2)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 26 апреля
USD ЦБ: 92,13 (-0,37)
Инвестиции, 16:51
МЧС назвало причину пожара на востоке Москвы Общество, 17:44
Россия призовет заключить договор о запрете гонки вооружений в космосе Политика, 17:43
В Белоруссии пресекли более 40 каналов переброски оружия с Украины Политика, 17:37
Следствие попросило арестовать экс-зампреда правительства Подмосковья Политика, 17:31
Министр труда ответил на заявления о конце дешевого труда в России Экономика, 17:29
Аналитики «Сбера»: дивиденды российских компаний весной-летом могут стать рекордными Инвестиции, 17:28
Путин призвал не допускать беспредела с изъятием опекой детей из семьи Общество, 17:27
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Военных задержали за убийство четырех человек в зоне военной операции Политика, 17:25
Россиянка выбила экс-первую ракетку мира на старте турнира в Мадриде Спорт, 17:18
Издательство объяснило черные полосы вместо текста в книге Карнеро Политика, 17:15
Подполковника ФСИН осудили на три года за уклонение от мобилизации Политика, 17:13
Анчелотти назвал сроки возвращения порвавшего «кресты» вратаря «Реала» Спорт, 17:07
«Тинькофф Инвестиции» назвали 8 самых перспективных акций на 2024 год Инвестиции, 17:06
Сайт, приложение, маркетплейс и офлайн: на чем построен успех e-commerce РБК и Яндекс Реклама, 17:06