Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 11:42 МСК
Группа ПИК выкупит большинство ценных бумаг с Лондонской биржи Бизнес, 11:24 В Кремле заявили о «коррупциогенном потенциале» проекта о платном въезде Политика, 11:20 В России под отзыв попали свыше 6,5 тыс. автомобилей Jeep Grand Cherokee Общество, 11:20 Суд обязал «Роснефть» арендовать офис в Москве по ставке выше рынка Бизнес, 11:14 «Ангарскому маньяку» предъявили обвинения еще в 59 убийствах женщин Общество, 11:08 Лучшие предложения рынка наличной валюты  11:00   USD НАЛ. Покупка 57,20 Продажа 61,50 EUR НАЛ. 62,06 62,05 «РЕН ТВ» ответил на требования футболиста Тарасова принести ему извинения Спорт, 10:49 Прибыль X5 Retail Group в 2016 году выросла более чем в полтора раза Бизнес, 10:46 ФСБ раскрыла группу по нелегальному сбыту авиапушек и взрывчатки Общество, 10:36 Биржевой курс доллара снова поднялся выше 57 руб. Финансы, 10:33 Восемь человек погибли в результате схода лавины в Японии Общество, 10:07 СМИ узнали об ударах молнии по двум пассажирским лайнерам в Петербурге Общество, 09:59 Количество задержанных на митинге Москвы превысило тысячу человек Политика, 09:49 Банки объявили о разработке онлайн-альтернативы «семейной кубышке» Финансы, 09:41 Самолет со сборной Казахстана по футболу экстренно сел в Ереване Общество, 09:32 В Москве за ночь выпало более четверти месячной нормы осадков Общество, 09:11 Побег в мечту: как инвестор Николай Давыдов покоряет Калифорнию Бизнес, 09:00 Оргкомитет «Евровидения» попытается защитить право участия в шоу России Общество, 08:53 Для начинающих водителей ввели ограничения Политика, 08:36 СМИ узнали о создании нового управления в Белом доме для зятя Трампа Политика, 08:10 Ле Пен предрекла гибель Евросоюза Политика, 08:00 Меркель пригласила Иванку Трамп на экономический саммит W20 Политика, 07:27 Правительство изменило порядок замены и выдачи водительских прав Общество, 07:06 Рыбный король: подлинная история нового российского миллиардера Бизнес, 07:00 «Коммерсантъ» узнал о крупной сделке «Нефтисы» на российском рынке Бизнес, 06:22 Прокуратура Южной Кореи подала в суд запрос на арест экс-президента Политика, 06:10 СМИ узнали о переброске 200 десантников США на Ближний Восток Политика, 05:42 Силовики начали изъятие документов из офиса банка «Приморье» Экономика, 05:03
29 фев 2016, 08:54
Наталия Телегина
Аудиторы нашли 40-процентное превышение сметы на главной стройке РЖД

Байкало-Амурская магистраль

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Последняя стройка Якунина
Шелковый путь 2.0: зачем России новые железные дороги 29 фев 2016, 15:06 Расследование РБК: кто, как и зачем строит БАМ 29 фев 2016, 08:52 Еще 1 материал
Проведя аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, Deloitte обнаружила, что их можно было построить на 45% дешевле. В РЖД не видят такого резерва для экономии

Компания Deloitte провела аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба (подробнее о подрядчиках и бенефициарах «стройки века» суммарной стоимостью более 1 трлн руб. читайте в расследовании РБК). Изучив смету вторых путей, разъездов и вставок — восемь объектов стоимостью 19,2 млрд руб., — аудиторы пришли к выводу, что их можно построить за 10,7 млрд руб., то есть на 8,5 млрд, или 45%, дешевле.

Пять других объектов на БАМе и Транссибе проанализировали эксперты ЗАО «Ким и партнеры». По их данным, при стоимости 20,6 млрд руб. можно сэкономить 1,15 млрд, или 6%.

Масштабная железнодорожная стройка на востоке страны уже не в первый раз подпадает под аудит. Еще осенью 2013 года весь проект был разбит на три части и отдан для оценки ведущим компаниям — PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, Deloitte. Результаты никогда не публиковались, но, как выяснил РБК, российское правительство, ознакомившись с итогами аудита, решило не выпускать проект из-под контроля. Стройку разбили на множество типовых объектов — разъезды, станции, мосты и пр., смету каждого решили проверить отдельно.

Куратором гигантского проекта является вице-премьер Аркадий Дворкович, а результаты аудита отдельных объектов обсуждаются на заседаниях с участием оценщиков, представителей РЖД, членов «открытого правительства», отраслевых экспертов и грузоотправителей. Очередная встреча прошла 17 февраля 2016 года. Сотрудники РЖД лишь частично признали замечания Deloitte. Так, замначальника департамента капитального строительства РЖД Андрей Паненков заявил о сокращении сметы на 15–16% при прокладке 45 км вторых путей на двух перегонах БАМа: Кунерма — Дельбичинда и Улькан — Умбелла. В то же время Deloitte указывала на возможность экономии на этих объектах до 35 и 55% соответственно.

В своих отчетах Deloitte отмечала, что стоимость работ и услуг (особенно материалов и оборудования) на 3–25% превышает рыночные аналоги, щебень планируется завозить из карьеров более чем за 3–4 тыс. км, хотя ближайшие находятся в 150–600 км. Кроме того, аудиторы недоумевали, зачем тратить деньги на утилизацию срезанного грунта и одновременно закупать новый для строительства насыпи, использовать новые рельсы при промежуточной укладке и привозить рабочих самолетом из Белгорода, а не поездом из Иркутска.

В Deloitte поставили под сомнение целесообразность всего проекта по модернизации Западного БАМа (от станции Тайшет до Тынды). Источников дополнительных грузов, которые поедут по магистрали после реконструкции, всего два — Кузбасский угольный бассейн и Элегестское угольное месторождение (принадлежит ТЭПК Руслана Байсарова). Однако Элегестское месторождение, полагают аудиторы, вряд ли будет введено в эксплуатацию к 2020 году, поскольку у проекта возникли сложности с выделением денег из ФНБ.

Таким образом, дополнительный объем сможет дать только Кузбасс. Однако перевозка угля из этого региона, подчеркивает Deloitte, является убыточной для РЖД. Тариф на транспортировку 1 т угля составляет 20 коп. за тонно-километр (например, для зерна вдвое больше), перевозка 1 т генерирует убыток для РЖД в размере 121 руб.

Видео: Телеканал РБК

Министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов в разговоре с РБК подтвердил, что проект действительно может недобрать ранее запланированную грузовую базу. Причины как в проблемах Элегестского месторождения, так и в низких мировых ценах на уголь и проблемах с заемным финансированием — потенциальные грузоотправители откладывают ранее запланированные проекты.

«Мы считаем, что БАМ и Транссиб — при всех вызовах конъюнктуры и напряженности бюджета — тот проект, который необходимо делать, потому что он закладывает новые стратегические возможности для экспорта российских товаров и использования российской инфраструктуры как большого транспортного коридора Европа — Азия», — добавил чиновник.

Проект по модернизации БАМа и Транссиба стоимостью 562 млрд руб. будет реализован до 2019 года, сообщили в пресс-службе РЖД. Благодаря мероприятиям по оптимизации удалось добиться снижения сметы на 8,3 млрд руб.

Впрочем, 562 млрд не является итоговой суммой, так как она не включает усиление электроснабжения БАМа и Транссиба, строительство дополнительных веток и другие мероприятия. Полная смета проекта, по расчетам РБК, превышает 1 трлн руб. Это самая дорогая стройка в истории РЖД, старт ей был дан еще при прежнем президенте Владимире Якунине. И, как показало расследование РБК, главные подрядчики БАМа могут быть связаны с экс-главой госмонополии