Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Аудиторы нашли 40-процентное превышение сметы на главной стройке РЖД
Лента новостей 9:04 МСК
СМИ сообщили об угрозе пересыхания Байкала из-за ГЭС в Монголии Общество, 08:24 SWIFT представит новый план по безопасности после кражи из ЦБ Бангладеш Финансы, 08:04 Домодедово ответило на новые претензии СКР Бизнес, 08:01 Лучшие предложения рынка наличной валюты  08:00   USD НАЛ. Покупка 66,94 Продажа 66,83 EUR НАЛ. 75,14 75,00 Дилеры рассказали о нехватке Lada Largus Бизнес, 07:21 МВД отказало Полонскому в смягчении обвинения Бизнес, 07:12 Цукерберг подал заявку о сносе окружающих его особняк домов Общество, 06:42 СМИ оценили риски Thomas Cook из-за вложений в гостиницы Крыма Бизнес, 06:35 Клинтон отказалась от дебатов с Сандерсом ради борьбы с Трампом Политика, 05:45 В России впервые с введения эмбарго зафиксировали рост импорта сыров Бизнес, 05:36 В США и Британии тысячи школьников эвакуировали из-за звонков с угрозами Политика, 05:18 СМИ узнали об аресте российского имущества экс-банкира Мотылева Финансы, 04:50 ФИФА объявила об увольнении заместителя генсека организации Политика, 04:34 В Хабаровском крае при пожаре в автомобиле погиб ребенок Общество, 04:15 Порошенко призвал Россию освободить Савченко Политика, 04:11 Toyota объявила об отзыве 1,6 млн автомобилей в США Бизнес, 04:00 Facebook отверг обвинения в политической предвзятости Технологии и медиа, 03:30 В Египте опровергли резкий маневр рухнувшего A320 перед исчезновением Общество, 03:09 Путин обсудил Донбасс и Сирию с Порошенко, Олландом и Меркель Политика, 02:32 Правительство предложило лишать должников доступа к госуслугам Общество, 02:03 Исинбаева подаст в суд в случае отстранения атлетов России от Олимпиады Общество, 01:43 Верховный суд одобрил введение уголовного наказания за оскорбление гимна Политика, 01:34 «Манчестер Юнайтед» объявил об отставке Луи Ван Гала Общество, 00:58 Анджелина Джоли начнет преподавать в Лондонской школе экономики Общество, 00:43 Борьба мозгов: какие концепции роста экономики представят Путину Экономика, 00:29 Кудрин назвал главную задачу экономического совета при Путине Экономика, 00:12 МИД обвинил англоязычную редакцию Euronews в дискредитации всего канала Политика, 00:10
29 фев, 08:54
Наталия Телегина
Аудиторы нашли 40-процентное превышение сметы на главной стройке РЖД

Байкало-Амурская магистраль

Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Последняя стройка Якунина
Шелковый путь 2.0: зачем России новые железные дороги 29 фев, 15:06 Расследование РБК: кто, как и зачем строит БАМ 29 фев, 08:52 Еще 1 материал
Проведя аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, Deloitte обнаружила, что их можно было построить на 45% дешевле. В РЖД не видят такого резерва для экономии

Компания Deloitte провела аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба (подробнее о подрядчиках и бенефициарах «стройки века» суммарной стоимостью более 1 трлн руб. читайте в расследовании РБК). Изучив смету вторых путей, разъездов и вставок — восемь объектов стоимостью 19,2 млрд руб., — аудиторы пришли к выводу, что их можно построить за 10,7 млрд руб., то есть на 8,5 млрд, или 45%, дешевле.

Пять других объектов на БАМе и Транссибе проанализировали эксперты ЗАО «Ким и партнеры». По их данным, при стоимости 20,6 млрд руб. можно сэкономить 1,15 млрд, или 6%.

Масштабная железнодорожная стройка на востоке страны уже не в первый раз подпадает под аудит. Еще осенью 2013 года весь проект был разбит на три части и отдан для оценки ведущим компаниям — PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, Deloitte. Результаты никогда не публиковались, но, как выяснил РБК, российское правительство, ознакомившись с итогами аудита, решило не выпускать проект из-под контроля. Стройку разбили на множество типовых объектов — разъезды, станции, мосты и пр., смету каждого решили проверить отдельно.

Куратором гигантского проекта является вице-премьер Аркадий Дворкович, а результаты аудита отдельных объектов обсуждаются на заседаниях с участием оценщиков, представителей РЖД, членов «открытого правительства», отраслевых экспертов и грузоотправителей. Очередная встреча прошла 17 февраля 2016 года. Сотрудники РЖД лишь частично признали замечания Deloitte. Так, замначальника департамента капитального строительства РЖД Андрей Паненков заявил о сокращении сметы на 15–16% при прокладке 45 км вторых путей на двух перегонах БАМа: Кунерма — Дельбичинда и Улькан — Умбелла. В то же время Deloitte указывала на возможность экономии на этих объектах до 35 и 55% соответственно.

В своих отчетах Deloitte отмечала, что стоимость работ и услуг (особенно материалов и оборудования) на 3–25% превышает рыночные аналоги, щебень планируется завозить из карьеров более чем за 3–4 тыс. км, хотя ближайшие находятся в 150–600 км. Кроме того, аудиторы недоумевали, зачем тратить деньги на утилизацию срезанного грунта и одновременно закупать новый для строительства насыпи, использовать новые рельсы при промежуточной укладке и привозить рабочих самолетом из Белгорода, а не поездом из Иркутска.

В Deloitte поставили под сомнение целесообразность всего проекта по модернизации Западного БАМа (от станции Тайшет до Тынды). Источников дополнительных грузов, которые поедут по магистрали после реконструкции, всего два — Кузбасский угольный бассейн и Элегестское угольное месторождение (принадлежит ТЭПК Руслана Байсарова). Однако Элегестское месторождение, полагают аудиторы, вряд ли будет введено в эксплуатацию к 2020 году, поскольку у проекта возникли сложности с выделением денег из ФНБ.

Таким образом, дополнительный объем сможет дать только Кузбасс. Однако перевозка угля из этого региона, подчеркивает Deloitte, является убыточной для РЖД. Тариф на транспортировку 1 т угля составляет 20 коп. за тонно-километр (например, для зерна вдвое больше), перевозка 1 т генерирует убыток для РЖД в размере 121 руб.

Видео: Телеканал РБК

Министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов в разговоре с РБК подтвердил, что проект действительно может недобрать ранее запланированную грузовую базу. Причины как в проблемах Элегестского месторождения, так и в низких мировых ценах на уголь и проблемах с заемным финансированием — потенциальные грузоотправители откладывают ранее запланированные проекты.

«Мы считаем, что БАМ и Транссиб — при всех вызовах конъюнктуры и напряженности бюджета — тот проект, который необходимо делать, потому что он закладывает новые стратегические возможности для экспорта российских товаров и использования российской инфраструктуры как большого транспортного коридора Европа — Азия», — добавил чиновник.

Проект по модернизации БАМа и Транссиба стоимостью 562 млрд руб. будет реализован до 2019 года, сообщили в пресс-службе РЖД. Благодаря мероприятиям по оптимизации удалось добиться снижения сметы на 8,3 млрд руб.

Впрочем, 562 млрд не является итоговой суммой, так как она не включает усиление электроснабжения БАМа и Транссиба, строительство дополнительных веток и другие мероприятия. Полная смета проекта, по расчетам РБК, превышает 1 трлн руб. Это самая дорогая стройка в истории РЖД, старт ей был дан еще при прежнем президенте Владимире Якунине. И, как показало расследование РБК, главные подрядчики БАМа могут быть связаны с экс-главой госмонополии

Другие материалы по теме
Навальный заподозрил семью Якунина в обогащении за счет журналов для РЖД
Владимир Якунин предложил раздать средства ФНБ коммерческим банкам
Крах тысячелетия: как банк «Миллениум» связан с Владимиром Якуниным
Якунин предсказал ротацию в ближайшем окружении Путина