Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 8:10 МСК
Момент подбрасывания российских флагов на митинге Трампа попал на видео Политика, 06:45 В США прошли многотысячные акции против политики Трампа по климату Политика, 05:29 Трамп назвал первые 100 дней у власти «самыми успешными в истории страны» Политика, 05:19 Эдварду Сноудену вручили премию за вклад в защиту свободы слова Общество, 04:20 Трамп-младший назвал главные успехи своего отца на международной арене Политика, 03:56 Минкультуры ответило на сообщения об изъятии картин из центра Рерихов Общество, 03:17 Трамп ответил на вопрос о возможном военном вмешательстве в КНДР Политика, 02:24 В Киргизии объявили день траура в связи с гибелью людей при сходе оползня Общество, 02:04 В Турции прошла новая волна массовых увольнений госслужащих Политика, 01:39 Бастрыкин поручил проверить застройку Молодинского поля в Подмосковье Общество, 01:13 Владимир Кличко проиграл титульный бой техническим нокаутом Спорт, 00:50 Порошенко лишил автора плана по аренде Крыма украинского гражданства Политика, 00:35 Минобороны привлекло 26 тыс. военнослужащих к тушению пожаров в Сибири Общество, 00:27 СМИ сообщили о найденных обломках разбившегося на Кубе самолета Общество, Вчера, 23:36 На борту разбившегося на Кубе самолета Ан-26 были военные Политика, Вчера, 23:33 Бой Энтони Джошуа — Владимир Кличко. Как это было Спорт, Вчера, 23:06 Военнослужащий США погиб в районе Мосула Политика, Вчера, 23:03 СМИ узнали о введении плана «Перехват» после стрельбы на юге Москвы Общество, Вчера, 22:15 На Кубе разбился пассажирский самолет Ан-26 Общество, Вчера, 21:45 Министр по Brexit назвал грядущие переговоры с ЕС «сложнейшими в жизни» Политика, Вчера, 21:32 Боевики ИГ ликвидировали лидера «Талибана» в Пакистане Общество, Вчера, 21:28 Мюнхенская «Бавария» стала чемпионом Германии по футболу Спорт, Вчера, 21:24 Власти Турции назвали причину блокировки «Википедии» в стране Общество, Вчера, 20:54 Путин выразил соболезнования главе Киргизии в связи с жертвами оползня Общество, Вчера, 20:21 Мария Шарапова потерпела первое поражение после дисквалификации Спорт, Вчера, 20:02 Полиция задержала пятерых подозреваемых в нападении на Варламова Политика, Вчера, 20:00 Путин назначил главу «Росатома» Лихачева членом набсовета «Роскосмоса» Бизнес, Вчера, 19:51 Москва прокомментировала размещение ПРО США в Польше и Румынии Политика, Вчера, 19:26
29 фев 2016, 08:54
Наталия Телегина
Аудиторы нашли 40-процентное превышение сметы на главной стройке РЖД

Байкало-Амурская магистраль

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Последняя стройка Якунина
Шелковый путь 2.0: зачем России новые железные дороги 29 фев 2016, 15:06 Расследование РБК: кто, как и зачем строит БАМ 29 фев 2016, 08:52 Еще 1 материал
Проведя аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, Deloitte обнаружила, что их можно было построить на 45% дешевле. В РЖД не видят такого резерва для экономии

Компания Deloitte провела аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба (подробнее о подрядчиках и бенефициарах «стройки века» суммарной стоимостью более 1 трлн руб. читайте в расследовании РБК). Изучив смету вторых путей, разъездов и вставок — восемь объектов стоимостью 19,2 млрд руб., — аудиторы пришли к выводу, что их можно построить за 10,7 млрд руб., то есть на 8,5 млрд, или 45%, дешевле.

Пять других объектов на БАМе и Транссибе проанализировали эксперты ЗАО «Ким и партнеры». По их данным, при стоимости 20,6 млрд руб. можно сэкономить 1,15 млрд, или 6%.

Масштабная железнодорожная стройка на востоке страны уже не в первый раз подпадает под аудит. Еще осенью 2013 года весь проект был разбит на три части и отдан для оценки ведущим компаниям — PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, Deloitte. Результаты никогда не публиковались, но, как выяснил РБК, российское правительство, ознакомившись с итогами аудита, решило не выпускать проект из-под контроля. Стройку разбили на множество типовых объектов — разъезды, станции, мосты и пр., смету каждого решили проверить отдельно.

Куратором гигантского проекта является вице-премьер Аркадий Дворкович, а результаты аудита отдельных объектов обсуждаются на заседаниях с участием оценщиков, представителей РЖД, членов «открытого правительства», отраслевых экспертов и грузоотправителей. Очередная встреча прошла 17 февраля 2016 года. Сотрудники РЖД лишь частично признали замечания Deloitte. Так, замначальника департамента капитального строительства РЖД Андрей Паненков заявил о сокращении сметы на 15–16% при прокладке 45 км вторых путей на двух перегонах БАМа: Кунерма — Дельбичинда и Улькан — Умбелла. В то же время Deloitte указывала на возможность экономии на этих объектах до 35 и 55% соответственно.

В своих отчетах Deloitte отмечала, что стоимость работ и услуг (особенно материалов и оборудования) на 3–25% превышает рыночные аналоги, щебень планируется завозить из карьеров более чем за 3–4 тыс. км, хотя ближайшие находятся в 150–600 км. Кроме того, аудиторы недоумевали, зачем тратить деньги на утилизацию срезанного грунта и одновременно закупать новый для строительства насыпи, использовать новые рельсы при промежуточной укладке и привозить рабочих самолетом из Белгорода, а не поездом из Иркутска.

В Deloitte поставили под сомнение целесообразность всего проекта по модернизации Западного БАМа (от станции Тайшет до Тынды). Источников дополнительных грузов, которые поедут по магистрали после реконструкции, всего два — Кузбасский угольный бассейн и Элегестское угольное месторождение (принадлежит ТЭПК Руслана Байсарова). Однако Элегестское месторождение, полагают аудиторы, вряд ли будет введено в эксплуатацию к 2020 году, поскольку у проекта возникли сложности с выделением денег из ФНБ.

Таким образом, дополнительный объем сможет дать только Кузбасс. Однако перевозка угля из этого региона, подчеркивает Deloitte, является убыточной для РЖД. Тариф на транспортировку 1 т угля составляет 20 коп. за тонно-километр (например, для зерна вдвое больше), перевозка 1 т генерирует убыток для РЖД в размере 121 руб.

Видео: Телеканал РБК

Министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов в разговоре с РБК подтвердил, что проект действительно может недобрать ранее запланированную грузовую базу. Причины как в проблемах Элегестского месторождения, так и в низких мировых ценах на уголь и проблемах с заемным финансированием — потенциальные грузоотправители откладывают ранее запланированные проекты.

«Мы считаем, что БАМ и Транссиб — при всех вызовах конъюнктуры и напряженности бюджета — тот проект, который необходимо делать, потому что он закладывает новые стратегические возможности для экспорта российских товаров и использования российской инфраструктуры как большого транспортного коридора Европа — Азия», — добавил чиновник.

Проект по модернизации БАМа и Транссиба стоимостью 562 млрд руб. будет реализован до 2019 года, сообщили в пресс-службе РЖД. Благодаря мероприятиям по оптимизации удалось добиться снижения сметы на 8,3 млрд руб.

Впрочем, 562 млрд не является итоговой суммой, так как она не включает усиление электроснабжения БАМа и Транссиба, строительство дополнительных веток и другие мероприятия. Полная смета проекта, по расчетам РБК, превышает 1 трлн руб. Это самая дорогая стройка в истории РЖД, старт ей был дан еще при прежнем президенте Владимире Якунине. И, как показало расследование РБК, главные подрядчики БАМа могут быть связаны с экс-главой госмонополии