Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 17:45 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  17:00   USD НАЛ. Покупка 58,25 Продажа 58,30 EUR НАЛ. 61,49 61,60 LG представила новый смартфон G6 Технологии и медиа, 16:46 Лайнер «Аэрофлота» экстренно сел в Казахстане из-за отказа вентиляции Общество, 16:29 В результате обрушения жилого дома на Сицилии погиб один человек Общество, 16:15 В Чечне пропал боец Росгвардии Политика, 16:03 Российский лыжник выиграл второе золото на чемпионате мира за два дня Спорт, 15:29 Сергей Мозякин первым в истории российского хоккея набрал 1000 очков Спорт, 15:07 В Казахстане нашли обломки пропавшего частного вертолета Общество, 15:04 Касьянова во время марша памяти Немцова облили зеленкой Политика, 14:30 Начало марша памяти Бориса Немцова задержали из-за транспаранта о Путине Политика, 14:20 В Лондоне автомобиль въехал в толпу прохожих Общество, 14:19 Малайзийский министр рассказал о деталях отравления брата Ким Чен Ына Политика, 14:03 В МИД России осудили «варварские акции экстремистов» в сирийском Хомсе Политика, 13:56 В США предложили назначить на дело о связи Трампа с Россией спецпрокурора Политика, 13:38 ФСИН заявила об отсутствии задержек при передаче решения суда по Дадину Политика, 13:16 Порошенко пообещал «не оставить без поддержки» жителей Крыма Политика, 12:48 СК завел дело по факту убийства женщины на востоке Москвы Общество, 12:16 Информатор WADA Степанова не прошла квалификацию на чемпионат Европы Спорт, 12:13 ВКС и ВМФ России получат порядка 160 самолетов и вертолетов в 2017 году Технологии и медиа, 11:51 Ильдар Дадин вышел на свободу Политика, 11:45 «Челси» отказался продать лучшего бомбардира за рекордную сумму Спорт, 11:27 СМИ опубликовали видео с места наезда автомобиля на толпу в Новом Орлеане Общество, 11:23 В Нанте во время акции противников Ле Пен пострадали 13 полицейских Общество, 10:56 В Барнауле под тяжестью снега обрушилась крыша жилого дома Общество, 10:31 В Новосибирске из-за проблем с закрылками отложили вылет Boeing 737 Общество, 10:06 СМИ узнали о начале процедуры освобождения Дадина из колонии Общество, 09:18 В Киргизии задержали лидера оппозиционной фракции парламента Политика, 08:48 В Казахстане пропал частный вертолет с тремя людьми на борту Общество, 08:00
29 фев 2016, 08:54
Наталия Телегина
Аудиторы нашли 40-процентное превышение сметы на главной стройке РЖД

Байкало-Амурская магистраль

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Последняя стройка Якунина
Шелковый путь 2.0: зачем России новые железные дороги 29 фев 2016, 15:06 Расследование РБК: кто, как и зачем строит БАМ 29 фев 2016, 08:52 Еще 1 материал
Проведя аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, Deloitte обнаружила, что их можно было построить на 45% дешевле. В РЖД не видят такого резерва для экономии

Компания Deloitte провела аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба (подробнее о подрядчиках и бенефициарах «стройки века» суммарной стоимостью более 1 трлн руб. читайте в расследовании РБК). Изучив смету вторых путей, разъездов и вставок — восемь объектов стоимостью 19,2 млрд руб., — аудиторы пришли к выводу, что их можно построить за 10,7 млрд руб., то есть на 8,5 млрд, или 45%, дешевле.

Пять других объектов на БАМе и Транссибе проанализировали эксперты ЗАО «Ким и партнеры». По их данным, при стоимости 20,6 млрд руб. можно сэкономить 1,15 млрд, или 6%.

Масштабная железнодорожная стройка на востоке страны уже не в первый раз подпадает под аудит. Еще осенью 2013 года весь проект был разбит на три части и отдан для оценки ведущим компаниям — PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, Deloitte. Результаты никогда не публиковались, но, как выяснил РБК, российское правительство, ознакомившись с итогами аудита, решило не выпускать проект из-под контроля. Стройку разбили на множество типовых объектов — разъезды, станции, мосты и пр., смету каждого решили проверить отдельно.

Куратором гигантского проекта является вице-премьер Аркадий Дворкович, а результаты аудита отдельных объектов обсуждаются на заседаниях с участием оценщиков, представителей РЖД, членов «открытого правительства», отраслевых экспертов и грузоотправителей. Очередная встреча прошла 17 февраля 2016 года. Сотрудники РЖД лишь частично признали замечания Deloitte. Так, замначальника департамента капитального строительства РЖД Андрей Паненков заявил о сокращении сметы на 15–16% при прокладке 45 км вторых путей на двух перегонах БАМа: Кунерма — Дельбичинда и Улькан — Умбелла. В то же время Deloitte указывала на возможность экономии на этих объектах до 35 и 55% соответственно.

В своих отчетах Deloitte отмечала, что стоимость работ и услуг (особенно материалов и оборудования) на 3–25% превышает рыночные аналоги, щебень планируется завозить из карьеров более чем за 3–4 тыс. км, хотя ближайшие находятся в 150–600 км. Кроме того, аудиторы недоумевали, зачем тратить деньги на утилизацию срезанного грунта и одновременно закупать новый для строительства насыпи, использовать новые рельсы при промежуточной укладке и привозить рабочих самолетом из Белгорода, а не поездом из Иркутска.

В Deloitte поставили под сомнение целесообразность всего проекта по модернизации Западного БАМа (от станции Тайшет до Тынды). Источников дополнительных грузов, которые поедут по магистрали после реконструкции, всего два — Кузбасский угольный бассейн и Элегестское угольное месторождение (принадлежит ТЭПК Руслана Байсарова). Однако Элегестское месторождение, полагают аудиторы, вряд ли будет введено в эксплуатацию к 2020 году, поскольку у проекта возникли сложности с выделением денег из ФНБ.

Таким образом, дополнительный объем сможет дать только Кузбасс. Однако перевозка угля из этого региона, подчеркивает Deloitte, является убыточной для РЖД. Тариф на транспортировку 1 т угля составляет 20 коп. за тонно-километр (например, для зерна вдвое больше), перевозка 1 т генерирует убыток для РЖД в размере 121 руб.

Видео: Телеканал РБК

Министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов в разговоре с РБК подтвердил, что проект действительно может недобрать ранее запланированную грузовую базу. Причины как в проблемах Элегестского месторождения, так и в низких мировых ценах на уголь и проблемах с заемным финансированием — потенциальные грузоотправители откладывают ранее запланированные проекты.

«Мы считаем, что БАМ и Транссиб — при всех вызовах конъюнктуры и напряженности бюджета — тот проект, который необходимо делать, потому что он закладывает новые стратегические возможности для экспорта российских товаров и использования российской инфраструктуры как большого транспортного коридора Европа — Азия», — добавил чиновник.

Проект по модернизации БАМа и Транссиба стоимостью 562 млрд руб. будет реализован до 2019 года, сообщили в пресс-службе РЖД. Благодаря мероприятиям по оптимизации удалось добиться снижения сметы на 8,3 млрд руб.

Впрочем, 562 млрд не является итоговой суммой, так как она не включает усиление электроснабжения БАМа и Транссиба, строительство дополнительных веток и другие мероприятия. Полная смета проекта, по расчетам РБК, превышает 1 трлн руб. Это самая дорогая стройка в истории РЖД, старт ей был дан еще при прежнем президенте Владимире Якунине. И, как показало расследование РБК, главные подрядчики БАМа могут быть связаны с экс-главой госмонополии