Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 3:23 МСК
Премьер Италии Ренци заявил о своей отставке Политика, 02:31 Число жертв при пожаре на вечеринке в США достигло 33 человек Политика, 02:29 Минобороны рассказало о переоборудовании базы Хмеймим в Сирии Политика, 02:09 В ХМАО задержали водителя попавшего в ДТП с детьми автобуса Общество, 01:41 В Госдуме попросили проверить FIFA 17 на пропаганду ЛГБТ-отношений Политика, 01:16 Итальянцы отвергли конституционную реформу премьера Ренци Политика, 01:04 Трампу предложили советоваться с Госдепом перед телефонными разговорами Политика, 00:56 Явка на выборах в Узбекистане составила 88% Политика, 00:14 Интернет-банкинг в России подвергнут тотальной проверке Финансы, 00:06 Налогоплательщиков избавили от проблемы отзыва лицензий Финансы, 00:01 Число жертв при пожаре на вечеринке в США достигло 30 человек Общество, Вчера, 23:59 Бастрыкин лично примет участие в расследовании ДТП в Югре Общество, Вчера, 23:57 СМИ опубликовали видео с места ДТП в Югре Общество, Вчера, 23:25 Крупнейшие ДТП с участием детей Фотогалерея, Вчера, 23:14 Семьи погибших в ДТП в ХМАО получат по 1 млн руб. Общество, Вчера, 22:56 Водителя разбившегося автобуса с детьми забрали из больницы на допрос Общество, Вчера, 22:15 Трагедия в Югре: что известно о гибели ехавших с соревнований детей Общество, Вчера, 21:48 СМИ раскрыли условия контракта «Спартака» с полузащитником «Локомотива» Спорт, Вчера, 21:36 Кандидат от правой партии Хофер признал поражение на выборах в Австрии Политика, Вчера, 21:06 СМИ сообщили о гибели шестого полицейского после перестрелки под Киевом Общество, Вчера, 20:48 Путин выразил соболезнования семьям погибших в ДТП в ХМАО Политика, Вчера, 20:43 Число жертв пожара на вечеринке в Калифорнии увеличилось до 24 человек Общество, Вчера, 20:21 Неизвестные в Харькове обстреляли из гранатомета квартиру депутата Рады Политика, Вчера, 19:54 Бюджет на борьбу с допингом в России возрастет вдвое Общество, Вчера, 19:32 Футболист ЦСКА получил сотрясение мозга перед матчем Лиги чемпионов Спорт, Вчера, 19:31 В ХМАО объявлен день траура после гибели детей в дорожной аварии Общество, Вчера, 19:27 Молодо-зелено: как Джон Коллисон стал самым молодым миллиардером в мире Бизнес, Вчера, 19:06 СМИ узнали о разработке правительством Британии плана «серого» Brexit Политика, Вчера, 19:05
29 фев, 08:54
Наталия Телегина
Аудиторы нашли 40-процентное превышение сметы на главной стройке РЖД

Байкало-Амурская магистраль

Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Последняя стройка Якунина
Шелковый путь 2.0: зачем России новые железные дороги 29 фев, 15:06 Расследование РБК: кто, как и зачем строит БАМ 29 фев, 08:52 Еще 1 материал
Проведя аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, Deloitte обнаружила, что их можно было построить на 45% дешевле. В РЖД не видят такого резерва для экономии

Компания Deloitte провела аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба (подробнее о подрядчиках и бенефициарах «стройки века» суммарной стоимостью более 1 трлн руб. читайте в расследовании РБК). Изучив смету вторых путей, разъездов и вставок — восемь объектов стоимостью 19,2 млрд руб., — аудиторы пришли к выводу, что их можно построить за 10,7 млрд руб., то есть на 8,5 млрд, или 45%, дешевле.

Пять других объектов на БАМе и Транссибе проанализировали эксперты ЗАО «Ким и партнеры». По их данным, при стоимости 20,6 млрд руб. можно сэкономить 1,15 млрд, или 6%.

Масштабная железнодорожная стройка на востоке страны уже не в первый раз подпадает под аудит. Еще осенью 2013 года весь проект был разбит на три части и отдан для оценки ведущим компаниям — PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, Deloitte. Результаты никогда не публиковались, но, как выяснил РБК, российское правительство, ознакомившись с итогами аудита, решило не выпускать проект из-под контроля. Стройку разбили на множество типовых объектов — разъезды, станции, мосты и пр., смету каждого решили проверить отдельно.

Куратором гигантского проекта является вице-премьер Аркадий Дворкович, а результаты аудита отдельных объектов обсуждаются на заседаниях с участием оценщиков, представителей РЖД, членов «открытого правительства», отраслевых экспертов и грузоотправителей. Очередная встреча прошла 17 февраля 2016 года. Сотрудники РЖД лишь частично признали замечания Deloitte. Так, замначальника департамента капитального строительства РЖД Андрей Паненков заявил о сокращении сметы на 15–16% при прокладке 45 км вторых путей на двух перегонах БАМа: Кунерма — Дельбичинда и Улькан — Умбелла. В то же время Deloitte указывала на возможность экономии на этих объектах до 35 и 55% соответственно.

В своих отчетах Deloitte отмечала, что стоимость работ и услуг (особенно материалов и оборудования) на 3–25% превышает рыночные аналоги, щебень планируется завозить из карьеров более чем за 3–4 тыс. км, хотя ближайшие находятся в 150–600 км. Кроме того, аудиторы недоумевали, зачем тратить деньги на утилизацию срезанного грунта и одновременно закупать новый для строительства насыпи, использовать новые рельсы при промежуточной укладке и привозить рабочих самолетом из Белгорода, а не поездом из Иркутска.

В Deloitte поставили под сомнение целесообразность всего проекта по модернизации Западного БАМа (от станции Тайшет до Тынды). Источников дополнительных грузов, которые поедут по магистрали после реконструкции, всего два — Кузбасский угольный бассейн и Элегестское угольное месторождение (принадлежит ТЭПК Руслана Байсарова). Однако Элегестское месторождение, полагают аудиторы, вряд ли будет введено в эксплуатацию к 2020 году, поскольку у проекта возникли сложности с выделением денег из ФНБ.

Таким образом, дополнительный объем сможет дать только Кузбасс. Однако перевозка угля из этого региона, подчеркивает Deloitte, является убыточной для РЖД. Тариф на транспортировку 1 т угля составляет 20 коп. за тонно-километр (например, для зерна вдвое больше), перевозка 1 т генерирует убыток для РЖД в размере 121 руб.

Видео: Телеканал РБК

Министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов в разговоре с РБК подтвердил, что проект действительно может недобрать ранее запланированную грузовую базу. Причины как в проблемах Элегестского месторождения, так и в низких мировых ценах на уголь и проблемах с заемным финансированием — потенциальные грузоотправители откладывают ранее запланированные проекты.

«Мы считаем, что БАМ и Транссиб — при всех вызовах конъюнктуры и напряженности бюджета — тот проект, который необходимо делать, потому что он закладывает новые стратегические возможности для экспорта российских товаров и использования российской инфраструктуры как большого транспортного коридора Европа — Азия», — добавил чиновник.

Проект по модернизации БАМа и Транссиба стоимостью 562 млрд руб. будет реализован до 2019 года, сообщили в пресс-службе РЖД. Благодаря мероприятиям по оптимизации удалось добиться снижения сметы на 8,3 млрд руб.

Впрочем, 562 млрд не является итоговой суммой, так как она не включает усиление электроснабжения БАМа и Транссиба, строительство дополнительных веток и другие мероприятия. Полная смета проекта, по расчетам РБК, превышает 1 трлн руб. Это самая дорогая стройка в истории РЖД, старт ей был дан еще при прежнем президенте Владимире Якунине. И, как показало расследование РБК, главные подрядчики БАМа могут быть связаны с экс-главой госмонополии