Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Новая бедность и бизнесмены, которые на ней зарабатывают
Лента новостей 1:19 МСК
Глава МИД Германии предложил подумать о поэтапном снятии санкций с России Политика, 00:50 К интернет-ретейлеру Wikimart подали исков почти на 70 млн руб. Технологии и медиа, 00:39 Четвертые ворота: зачем Москве еще один международный аэропорт Бизнес, 00:33 ПАРНАС сформирует список в Госдуму на основе частичных данных праймериз Политика, 00:27 Ответ на $3 млрд: как Украина обосновывает отказ возвращать России долг Экономика, 00:21 Минпромторг может сократить список облагаемых налогом на роскошь авто Экономика, Вчера, 23:51 Польша решила не продлевать контракт с «Газпромом» на поставку газа Экономика, Вчера, 23:50 МИД будет платить родственникам погибших при терактах послов Политика, Вчера, 23:36 С Белого дома сняли оцепление после инцидента с подозрительным предметом Общество, Вчера, 23:15 Помощника главы Росрыболовства задержали в Москве за взятку в $3 млн Общество, Вчера, 22:39 Киев начал антидемпинговое расследование в отношении российского шоколада Политика, Вчера, 22:14 Кадыров пообещал помочь извинившемуся перед ним жителю Чечни Политика, Вчера, 22:12 Лица оппозиции: кто собирается бороться за места в Госдуме Фотогалерея, Вчера, 22:10 «Пятые колонны»: как оппозиция пойдет на выборы после провала праймериз Политика, Вчера, 22:02 Москва пообещала не допустить превращения Черного моря в «озеро» НАТО Политика, Вчера, 21:57 Правительство предложило лишать прав за троекратное нарушение ПДД Политика, Вчера, 21:13 Путин совершит визит в Китай в конце июня Политика, Вчера, 21:08 США перестали быть самой конкурентоспособной экономикой мира Экономика, Вчера, 21:01 При взрыве на юго-востоке Турции погибли четыре человека Политика, Вчера, 20:56 Белый дом в Вашингтоне оцепили из-за подозрительного пакета Политика, Вчера, 20:55 На северо-западе Москвы дерево упало на коляску с ребенком Общество, Вчера, 20:35 Франшиза на бегу: как совместить хобби и бизнес Свое дело, Вчера, 20:31 Пожаловавшийся Путину житель Чечни извинился перед Кадыровым Политика, Вчера, 20:18 Запуск Wi-Fi в метро Петербурга оценили в 1,8 млрд руб. Технологии и медиа, Вчера, 20:08 Миноритарии «Мечела» со второй попытки одобрили реструктуризацию долга Бизнес, Вчера, 20:06 Мутко прокомментировал анонс нового фильма о допинге в российском спорте Политика, Вчера, 19:47 ЛДПР вышла на второе место по популярности среди партий Политика, Вчера, 19:24
28 янв, 09:34
Новая бедность и бизнесмены, которые на ней зарабатывают

Фото: Олег Яковлев/РБК

Число бедных людей в России стремительно растет. По данным Росстата, доходы ниже прожиточного минимума получают сейчас 20,3 млн человек, около 14,1% всего населения страны. Это 13 городов размером с Новосибирск, или 24 с половиной Краснодара. Больше бедных — и в количественном, и в процентном выражении — в России в последний раз было в 2006 году.

Россия в целом никогда не была богатой страной, но «сытые» годы высоких цен на нефть сформировали очень узкую прослойку среднего класса — людей, доход которых был сопоставим по крайней мере с нижним уровнем доходов среднего класса в развитых странах. На фоне большей части России отечественный средний класс и сейчас чувствует себя сравнительно неплохо, но и он продолжает беднеть.

РБК составил потребительскую корзину среднего класса, чтобы оценить настоящую инфляцию для жителей городов-миллионников: она оказалась выше официальных цифр. Для московской семьи среднего класса прежняя жизнь в 2015-м обошлась бы почти на 30% дороже, чем в 2013-м, показали расчеты РБК. На деле этого, конечно, не произошло. Насколько снизился годовой бюджет среднего класса, на чем его представители экономят, как меняют свои привычки и от чего не готовы отказаться даже сейчас — читайте в исследовании «Настоящая инфляция для среднего класса» в свежем номере журнала РБК.

Кому на руку изменение поведения среднего класса? Производителям и продавцам более дешевых товаров и услуг, для многих из которых это новые и желанные клиенты. Новая привычка экономить делает недорогие отечественные товары все более привлекательными, на что до последнего времени не рассчитывали даже их производители. К примеру, компания «Первое решение» начинала с демократичной марки «Рецепты бабушки Агафьи», но потом потратила много сил и средств на продвижение тоже доступных, но более дорогих брендов Natura Siberica и Organic Shop. Но в кризис их стали покупать гораздо хуже, и компанию выручил ее первый и самый дешевый бренд, продажи которого два года подряд росли на 20%. Подробнее об этом читайте в материале «Сила Siberica».

Компания «Обувь России» успешно пережила предыдущий кризис, первой на рынке начав продавать свой товар в рассрочку, еще в 2007 году. Когда после 2008 года банки ужесточили требования к заемщикам и снизили объем выдачи кредитов, основной владелец «Обуви России» Антон Титов принял решение кредитовать своих покупателей самостоятельно. И не прогадал: в 2009 году рынок провалился на 25–30%, а выручка «Обуви России» только на 18%. Как работает эта стратегия в очередной кризис, читайте в материале «Занять у обувщика».

До недавнего времени попытки крупных игроков на рынке ретейла создать в России классические жесткие дискаунтеры — небольшие магазины, торгующие главным образом товарами под собственной маркой, не имели большого успеха. Все изменилось в последние два года, когда цена стала решающим фактором для покупателя. Семеро из десяти покупателей заявили, что перешли на более дешевые товары, свидетельствуют данные «Потребительского индекса Иванова», опрос для которого ежеквартально проводится по заказу Sberbank CIB. Розничные компании начали экспериментировать с новыми форматами магазинов для экономных — в России начинается настоящий взлет жестких дискаунтеров, о котором читайте в материале «Культ экономии».

Швед Бу Андерссон возглавил АвтоВАЗ в январе 2014 года. На предыдущем месте работы, в группе ГАЗ Олега Дерипаски, ему удалось справиться с последствиями кризиса. Он возглавил Горьковский завод в 2009 году и за четыре года сумел вдвое нарастить выручку предприятия и вывести его в прибыль. На АвтоВАЗе ему поставили сложные и амбициозные задачи: вернуть заводу прибыльность, следить за операционной рентабельностью и вернуть бренду Lada 20% российского рынка. Удастся ли шведу достигнуть цели благодаря кризису, который взвинтил цены на импортные автомобили, но с учетом того факта, что главная отечественная марка больше не самый дешевый автомобиль? Читайте большое исследование «Почему не едет АвтоВАЗ».

Об этом и многом другом читайте в свежем номере журнала РБК, который поступил в продажу 28 января.

Автор — главный редактор журнала РБК