Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 6:56 МСК
Трамп решил стать продюсером реалити-телешоу на телевидении Политика, 06:12 В госдепе опровергли информацию о получении гумпомощи жителями Алеппо Политика, 06:09 Лучшие предложения рынка наличной валюты  06:00   USD НАЛ. Покупка 63,50 Продажа 63,45 EUR НАЛ. 67,70 67,35 Обама ослабил ограничения на поставки оружия в Сирию Политика, 05:33 Россия и Куба подписали программу сотрудничества в оборонной сфере Политика, 05:13 Ученые обнаружили останки динозавра возрастом в 100 млн лет Общество, 05:11 Сенат США одобрил предоставление $350 млн финансовой помощи Украине Политика, 04:41 Конгресс США одобрил придание глобального статуса «закону Магнитского» Политика, 03:57 Столичный метрополитен пригрозил массовым отключением сотовой связи Бизнес, 03:54 В Белом доме прокомментировали сделку «Роснефти» с Glencore и Катаром Экономика, 03:19 Роспотребнадзор назвал причину массового отравления в Краснодаре Общество, 02:51 В администрации президента ответили отказом на проект реформы ОСАГО Бизнес, 02:50 В Петербурге возбудили уголовное дело в отношении подполковника полиции Общество, 02:10 Рогозин сообщил о договоре России и Кубы о комитете по новым технологиям Политика, 01:22 Турция дополнительно отправила на север Сирии 300 спецназовцев Политика, 00:52 Умер совершивший первый орбитальный полет американский астронавт Общество, 00:13 Цикл сокращения бюджетных расходов продлится не менее пяти лет Экономика, 00:01 Бывшего следователя приговорили к 6,5 годам за участие в ОПГ Политика, 00:01 Период распада: последний декабрь Союза. 9 декабря 1991 года Политика, 00:00 Исследование РБК: потерянное десятилетие российского бюджета Экономика, 00:00 На Гавайских островах отменили угрозу цунами Общество, Вчера, 23:40 Адвокат назвал причину задержания сотрудников антикоррупционного главка Общество, Вчера, 23:15 Владимир Лисин выставил на продажу 1,5% акций НЛМК Бизнес, Вчера, 22:59 «Волосы дыбом»: как Путин провел встречу с правозащитниками Политика, Вчера, 22:43 Суд арестовал депутата Новгородской облдумы за махинации на $2 млн Политика, Вчера, 22:30 Какие вопросы остались к приватизации «Роснефти» Экономика, Вчера, 22:26 Сборную России лишили медали Олимпиады в Рио-де-Жанейро Спорт, Вчера, 22:13 Сенаторы США призвали Трампа занять «жесткую позицию» в отношении России Политика, Вчера, 22:11
27 ноя 2015, 10:40
Георгий Перемитин, Алексей Пастушин
Stockmann объявил о продаже всех своих магазинов в России
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС
Финский ретейлер Stockmann продаст сеть своих российских универмагов компании Reviva Holdings Ltd., владеющей в России франшизой сети Debenhams. Через два года магазины финской сети заменят универмаги британской.

Уходят по‑фински

О сделке по продаже универмагов компании Reviva Holdings сообщается на сайте Stockmann. В пресс-релизе говорится, что в России Stockmann продолжит владеть только «Невским центром» в Петербурге. Reviva Holdings выплатит €5 млн наличными за 100% акций АО «Стокманн». Сделку планируется закрыть к 31 января 2016 года, но прежде нужно получить согласие Федеральной антимонопольной службы.

Сегодня в России работают семь универмагов под брендом Stockmann — пять в Москве и по одному в Петербурге и Екатеринбурге. Но только одно помещение находится в собственности, остальные компания арендует — будут проданы права аренды.

По словам гендиректора Stockmann Пера Телина, бизнес в России «был убыточен на протяжении последних нескольких лет, а значительная девальвация рубля усугубила убытки».

Reviva Holdings уже принадлежит компания «Дебрусс», являющаяся эксклюзивным франчайзи сети британских универмагов Debenhams в России. Компания управляет двумя универмагами в Москве — в торговых центрах «Авиапарк» и «Мега Белая Дача».

В течение двух лет после закрытия сделки покупатель сохранит право использовать бренд Stockmann, но впоследствии покупатель планирует перевести магазины под вывеску Debenhams. «Мы ясно понимаем возможности и потенциальные сложности, с которыми мы столкнемся в условиях динамично изменяющегося российского рынка», — приводятся в сообщении слова предправления Reviva Якова Панченко.

Представитель «Дебрусс» не ответил на дополнительные вопросы РБК. Письмо, отправленное на электронную почту Stockmann, осталось без ответа.

Сумма сделки выглядит скорее символической, считают гендиректор консалтинговой компании «Магазин магазинов» Дмитрий Бурлов и глава Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс: она поможет провести работы в рамках переходного периода.

Площадь универмагов Stockmann немного превышает стандартный запрос Debenhams на поиск новых площадок — около 5 тыс. кв. м, обращает внимание руководитель направления услуг ретейлерам компании JLL Елена Задорожная. «Дебрусс» в рамках этой сделки получает отличную возможность для роста бизнеса Debenhams в России, занимая сразу несколько площадок в ключевых торговых объектах, считает она: «Правда, если торговым комплексам «Мега» бренд Debenhams отлично подойдет с точки зрения позиционирования, большим вопросом, на наш взгляд, станет соответствие этого универмага премиальным объектам, имеющимся в портфеле Stockmann».

Магазины из 80‑х

Финский концерн Stockmann был основан в 1862 году. В 1989 году первый российский магазин ретейлера открылся в московском ГУМе как совместное советско-финское предприятие «Калинка-Стокманн», став первым магазином иностранного ретейлера в Советском Союзе. В 1998‑м уже обычный магазин Stockmann открылся в торгцентре «Смоленский пассаж», где он проработал до 2009 года.

По данным исследования компании Synovate Comcon, проведенного в третьем квартале 2015 года, «Стокманн» знают 42% россиян в возрасте от 10 лет, проживающие в городах, где открыты универмаги ретейлера — в Москве, Петербурге и Екатеринбурге.

В отчетности Stockmann российский рынок назывался одним из основных: в структуре выручки группы на Россию приходится 15,6%, больше доля только у Финляндии — 47,9%, а также совокупно у Швеции и Норвегии — 27,9%. Всего компания работает в 16 странах мира. Согласно данным, которые публикует компания, в 2014 году выручка универмагов Stockmann в России составила €240 млн, операционный убыток — €26 млн (в 2013‑м убыток равнялся €6,4 млн).

Также в международную группу входят 189 магазинов под брендом Seppälä и 491 — Lindex. В России продолжает работать только один магазин под брендом Seppälä и 11 Lindex.

В феврале 2014‑го Stockmann объявлял о планах по закрытию магазинов Seppälä в России, на 1 июня того года их было еще 27 — в Петербурге, Москве, Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Омске и др. Кроме того, в феврале 2015‑го компания объявляла о закрытии российских Lindex и половины московских Stockmann.

Продажи Stockmann в России уже некоторое время падают, утверждает гендиректор Clever Fashion Мария Герасименко. «Из-за девальвации рубля Stockmann формально переместился в более высокий сегмент — «средний плюс» — «премиум», при этом Debenhams работает скорее в сегменте «средний» — «средний плюс», — рассказывает она. — Сейчас, в кризис, все одежные ретейлеры сталкиваются с падением спроса, когда покупатели принимают решение не просто предпочесть один бренд другому, а в принципе отказаться от покупки». Но сегмент, в котором работает Stockmann, больше других пострадал в кризис, отмечает Герасименко: если в люксовом сегменте спрос упал примерно на треть в натуральном выражении, то в сегменте, в котором работает Stockmann — в два раза.

«Stockmann — это магазины, нацеленные на хороший средний класс, по которому больше всего ударил кризис: покупатели начинают уходить в дискаунтеры», — отмечает аналитик RMG Артем Кислюк. Ориентация на средний и премиальный ценовой сегмент — не лучшая стратегия в кризис, согласна гендиректор Y Consulting Дарья Ядерная. «Если в целом по России реальные располагаемые доходы сократились на 7,4%, то в группе населения с доходом 80–200 тыс. руб. в месяц падение уже превышает 40%», — объясняет она.

«Некоторые сети ушли, так как не могли себе позволить терпеть убытки из‑за России, решив уйти из страны, чтобы сохранить финансовую устойчивость», — объясняет Герасименко. При этом некоторые компании работающие, например, в экономсегменте или в сегменте детских товаров, наоборот, продолжают расти в кризис.

Традиционно причин, по которым иностранные ретейлеры уходят из России, всего две, рассуждает Бурлов: либо компания принимает решение уйти по политическим причинам, решив изменить приоритеты развития, либо история с ценами — падение выручки, произошедшее из‑за девальвации рубля и снижения покупательной способности населения.

Если в 2014 году объем рынка одежды и обуви в России, по оценке Fashion Consulting Group, снизился на 8%, до 2,2 трлн руб., то по итогам этого прогнозируется еще большее падение — примерно на 20%, при этом в среднеценовом сегменте — сразу на 35–40%.

Больше всего сегодня страдают ретейлеры, работающие в сегменте «средний плюс». Их клиенты — это высокооплачиваемые профессионалы и мелкие предприниматели, по которым кризис ударил сильнее всего, рассказывает Лебсак-Клейманс. «Большая часть этих покупателей сокращает траты — уменьшает количество покупок, ждет распродаж или вообще отказывается от привычных брендов, «перетекает» в более дешевый сегмент», — добавляет она.

Stockmann — не первый ретейлер, уходящий с российского рынка на фоне экономического кризиса. Свои магазины уже закрыли сети Desigual, New Look, River Island, Esprit. Один из лидеров одежного ретейла — сеть Adidas — объявляла о намерении провести ротацию российских магазинов, закрыв в течение 2015 года 200 точек.