Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
«Черная пятница» недвижимости принесла участникам 3 млрд руб. 15:20, Бизнес В Танзании потребовали $190 млрд от золотодобытчика за неуплату налогов 15:09, Бизнес Кремль опроверг переговоры с США об отмене «закона Димы Яковлева» 15:05, Политика МВД начало проверку после паркура на крыше храма в Челябинске 15:02, Общество Олимпийского чемпиона из России не допустили на первенство мира в Лондоне 14:59, Спорт И.о. главы РАН заявил о предрешенности исхода выборов президента академии 14:58, Общество Имущество новгородского экс-губернатора реализуют по требованию банка 14:54, Общество Совфед поддержал отмену бесплатного провоза багажа 14:51, Общество Суд признал банкротом компанию из группы Тельмана Исмаилова 14:48, Бизнес Брюссель против разочарованных: как Восточная Европа ищет свой путь в ЕС 14:45, Мнение Арабские страны назвали террористическими девять организаций из-за Катара 14:35, Политика На Волоколамском шоссе в Москве восстановили движение после аварии 14:28, Общество Власти Москвы ввели платные парковки еще на двух улицах города 14:19, Общество Савченко за 20 секунд матом описала ситуацию на Украине 14:11, Политика Мосгорнаследие накажет владельцев «Дома с писателями» за падение Гоголя 14:04, Общество Совфед одобрил упрощение получения украинцами гражданства России 14:01, Политика Иордания обнародовала кадры расстрела трех военных из США на своей базе 13:56, Политика Реновация территории ЗИЛа принесет столичному бюджету $2 млрд 13:55, Экономика От Бэкстрема до Зарипова: самые громкие допинговые скандалы в хоккее 13:55, Спорт Тур не для туристов: как оживить интерес к городским экскурсиям 13:49, Свое дело После свадьбы в Киргизии произошла драка со стрельбой из дробовика 13:45, Общество Совфед одобрил ужесточение наказания за пропаганду суицида среди детей 13:42, Политика WSJ узнала о планах SoftBank купить долю в Uber «за несколько миллиардов» 13:39, Бизнес ФАС обвинила крупнейшие фармкомпании в создании проблем при проверках 13:39, Бизнес В поселке под Тулой начали снос незаконных цыганских построек 13:35, Общество Контракты на 400 млрд руб.: чем запомнится МАКС-2017 13:28, Партнерский материал Toyota создаст заряжающийся за несколько минут электромобиль к 2022 году 13:19, Бизнес Билл Гейтс инвестировал в грузового конкурента Uber 13:15, Бизнес
Stockmann объявил о продаже всех своих магазинов в России
Бизнес, 27 ноя, 2015 10:40
0
Stockmann объявил о продаже всех своих магазинов в России
Финский ретейлер Stockmann продаст сеть своих российских универмагов компании Reviva Holdings Ltd., владеющей в России франшизой сети Debenhams. Через два года магазины финской сети заменят универмаги британской.
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

Уходят по‑фински

О сделке по продаже универмагов компании Reviva Holdings сообщается на сайте Stockmann. В пресс-релизе говорится, что в России Stockmann продолжит владеть только «Невским центром» в Петербурге. Reviva Holdings выплатит €5 млн наличными за 100% акций АО «Стокманн». Сделку планируется закрыть к 31 января 2016 года, но прежде нужно получить согласие Федеральной антимонопольной службы.

Сегодня в России работают семь универмагов под брендом Stockmann — пять в Москве и по одному в Петербурге и Екатеринбурге. Но только одно помещение находится в собственности, остальные компания арендует — будут проданы права аренды.

По словам гендиректора Stockmann Пера Телина, бизнес в России «был убыточен на протяжении последних нескольких лет, а значительная девальвация рубля усугубила убытки».

Reviva Holdings уже принадлежит компания «Дебрусс», являющаяся эксклюзивным франчайзи сети британских универмагов Debenhams в России. Компания управляет двумя универмагами в Москве — в торговых центрах «Авиапарк» и «Мега Белая Дача».

В течение двух лет после закрытия сделки покупатель сохранит право использовать бренд Stockmann, но впоследствии покупатель планирует перевести магазины под вывеску Debenhams. «Мы ясно понимаем возможности и потенциальные сложности, с которыми мы столкнемся в условиях динамично изменяющегося российского рынка», — приводятся в сообщении слова предправления Reviva Якова Панченко.

Представитель «Дебрусс» не ответил на дополнительные вопросы РБК. Письмо, отправленное на электронную почту Stockmann, осталось без ответа.

Сумма сделки выглядит скорее символической, считают гендиректор консалтинговой компании «Магазин магазинов» Дмитрий Бурлов и глава Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс: она поможет провести работы в рамках переходного периода.

Площадь универмагов Stockmann немного превышает стандартный запрос Debenhams на поиск новых площадок — около 5 тыс. кв. м, обращает внимание руководитель направления услуг ретейлерам компании JLL Елена Задорожная. «Дебрусс» в рамках этой сделки получает отличную возможность для роста бизнеса Debenhams в России, занимая сразу несколько площадок в ключевых торговых объектах, считает она: «Правда, если торговым комплексам «Мега» бренд Debenhams отлично подойдет с точки зрения позиционирования, большим вопросом, на наш взгляд, станет соответствие этого универмага премиальным объектам, имеющимся в портфеле Stockmann».

Магазины из 80‑х

Финский концерн Stockmann был основан в 1862 году. В 1989 году первый российский магазин ретейлера открылся в московском ГУМе как совместное советско-финское предприятие «Калинка-Стокманн», став первым магазином иностранного ретейлера в Советском Союзе. В 1998‑м уже обычный магазин Stockmann открылся в торгцентре «Смоленский пассаж», где он проработал до 2009 года.

По данным исследования компании Synovate Comcon, проведенного в третьем квартале 2015 года, «Стокманн» знают 42% россиян в возрасте от 10 лет, проживающие в городах, где открыты универмаги ретейлера — в Москве, Петербурге и Екатеринбурге.

В отчетности Stockmann российский рынок назывался одним из основных: в структуре выручки группы на Россию приходится 15,6%, больше доля только у Финляндии — 47,9%, а также совокупно у Швеции и Норвегии — 27,9%. Всего компания работает в 16 странах мира. Согласно данным, которые публикует компания, в 2014 году выручка универмагов Stockmann в России составила €240 млн, операционный убыток — €26 млн (в 2013‑м убыток равнялся €6,4 млн).

Также в международную группу входят 189 магазинов под брендом Seppälä и 491 — Lindex. В России продолжает работать только один магазин под брендом Seppälä и 11 Lindex.

В феврале 2014‑го Stockmann объявлял о планах по закрытию магазинов Seppälä в России, на 1 июня того года их было еще 27 — в Петербурге, Москве, Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Омске и др. Кроме того, в феврале 2015‑го компания объявляла о закрытии российских Lindex и половины московских Stockmann.

Продажи Stockmann в России уже некоторое время падают, утверждает гендиректор Clever Fashion Мария Герасименко. «Из-за девальвации рубля Stockmann формально переместился в более высокий сегмент — «средний плюс» — «премиум», при этом Debenhams работает скорее в сегменте «средний» — «средний плюс», — рассказывает она. — Сейчас, в кризис, все одежные ретейлеры сталкиваются с падением спроса, когда покупатели принимают решение не просто предпочесть один бренд другому, а в принципе отказаться от покупки». Но сегмент, в котором работает Stockmann, больше других пострадал в кризис, отмечает Герасименко: если в люксовом сегменте спрос упал примерно на треть в натуральном выражении, то в сегменте, в котором работает Stockmann — в два раза.

«Stockmann — это магазины, нацеленные на хороший средний класс, по которому больше всего ударил кризис: покупатели начинают уходить в дискаунтеры», — отмечает аналитик RMG Артем Кислюк. Ориентация на средний и премиальный ценовой сегмент — не лучшая стратегия в кризис, согласна гендиректор Y Consulting Дарья Ядерная. «Если в целом по России реальные располагаемые доходы сократились на 7,4%, то в группе населения с доходом 80–200 тыс. руб. в месяц падение уже превышает 40%», — объясняет она.

«Некоторые сети ушли, так как не могли себе позволить терпеть убытки из‑за России, решив уйти из страны, чтобы сохранить финансовую устойчивость», — объясняет Герасименко. При этом некоторые компании работающие, например, в экономсегменте или в сегменте детских товаров, наоборот, продолжают расти в кризис.

Традиционно причин, по которым иностранные ретейлеры уходят из России, всего две, рассуждает Бурлов: либо компания принимает решение уйти по политическим причинам, решив изменить приоритеты развития, либо история с ценами — падение выручки, произошедшее из‑за девальвации рубля и снижения покупательной способности населения.

Если в 2014 году объем рынка одежды и обуви в России, по оценке Fashion Consulting Group, снизился на 8%, до 2,2 трлн руб., то по итогам этого прогнозируется еще большее падение — примерно на 20%, при этом в среднеценовом сегменте — сразу на 35–40%.

Больше всего сегодня страдают ретейлеры, работающие в сегменте «средний плюс». Их клиенты — это высокооплачиваемые профессионалы и мелкие предприниматели, по которым кризис ударил сильнее всего, рассказывает Лебсак-Клейманс. «Большая часть этих покупателей сокращает траты — уменьшает количество покупок, ждет распродаж или вообще отказывается от привычных брендов, «перетекает» в более дешевый сегмент», — добавляет она.

Stockmann — не первый ретейлер, уходящий с российского рынка на фоне экономического кризиса. Свои магазины уже закрыли сети Desigual, New Look, River Island, Esprit. Один из лидеров одежного ретейла — сеть Adidas — объявляла о намерении провести ротацию российских магазинов, закрыв в течение 2015 года 200 точек.