Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 9:06 МСК
«Роснефть» увеличила требования к АФК «Система» до 170,6 млрд руб. Бизнес, 09:00 Лучшие предложения рынка наличной валюты  09:00   USD НАЛ. Покупка 56,60 Продажа 56,52 EUR НАЛ. 63,35 63,30 На Эвересте обнаружили тела четырех альпинистов Общество, 08:58 Умер внук Иосифа Сталина Александр Бурдонский Общество, 08:54 WSJ узнал о планах Glencore купить агропромышленную компанию Bunge Бизнес, 08:35 Moody’s понизило кредитный рейтинг Китая впервые с 1989 года Экономика, 08:22 Пытавшийся отсудить у Грефа $750 млн бизнесмен арестован Бизнес, 08:06 В лондонском аэропорту задержали подозреваемого в подготовке терактов Общество, 08:05 В Мексике после инцидента с россиянином отстранили 20 полицейских Общество, 07:30 Трамп назвал Ким Чен Ына «сумасшедшим с ядерным оружием» Политика, 06:22 СМИ рассказали о поездке исполнителя теракта в Манчестере в Ливию Политика, 06:15 В Нью-Джерси из-за возгорания двигателя экстренно сел самолет Общество, 05:46 Группа Aerosmith исполнила в Москве песню в поддержку жителей Манчестера Общество, 05:22 «Ведомости» узнали о новом ограничении Турцией импорта российской пшеницы Политика, 05:04 Apple предсказали 1 млрд пользователей к концу 2019 года из-за iPhone 8 Бизнес, 04:46 Жаловавшийся на мат в «Гоголь-центре» фонд отверг причастность к обыскам Общество, 04:12 Reuters узнал об отказе РЖД перевозить грузы в Латвию Политика, 04:01 СМИ узнали о назначении Трампом адвоката по делу о «связях с Россией» Политика, 03:11 ФСБ сообщила о проведении масштабных антитеррористических учений в Крыму Политика, 03:08 В Белом доме рассказали о готовности Аббаса начать переговоры с Израилем Политика, 02:36 В Венесуэле начала действовать новая система обмена валюты Экономика, 02:17 Маккейн посоветовал Трампу извиниться при наличии связей с Россией Политика, 01:22 Экс-директора «Седьмой студии» задержали по делу о хищении Общество, 01:16 Кадыров выступил за запрет выпускных вечеров в школах Чечни Общество, 00:31 Экономисты обнаружили в бюджетном плане Трампа «ошибку» на $2 трлн Экономика, 00:19 Борис Титов подготовил жалобы бизнеса Путину Экономика, 00:16 Пояс Богородицы, бургеры и кеды: куда в Москве стоят в очередях Фотогалерея, 00:13 Пенсионные накопления предложили переводить на новую систему с 2017 года Финансы, 00:11
27 янв 2016, 22:27
Ольга Лукина
Российские авиакомпании снизили цены из-за низкого спроса
Фото: DPA/TASS
Падение экономики
Индекс ММВБ впервые в истории превысил 2100 пунктов 24 ноя 2016, 15:32 Глава ПФР рассказал об экономии бюджета от повышения пенсионного возраста 23 ноя 2016, 23:17 Еще 1719 материалов
В отличие от цен в магазинах, цены на авиаперелеты по России падают — в январе они подешевели на 25% к прошлому году. Авиакомпании снижают цены из-за низкого спроса, и некоторым из них это может стоить места на рынке

В Челябинск за копейки

После окончания новогодних каникул билетные агентства зафиксировали снижение цен на внутренних перелетах. По данным агентства Biletix, во второй половине января средний чек на внутренних направлениях по сравнению с январем прошлого года снизился почти на четверть — на 24% — с 9,05 тыc. до 6,8 тыс. руб., по внешним — всего на 1,5%, с 21,4 тыс. до 21,1 тыс. руб. Это подтверждает сервис Onetwotrip: по его данным, средняя стоимость перелетов по России в январе 2016 года с учетом раннего бронирования снизилась на 25–30%, говорит директор по развитию Onetwotrip Аркадий Гинес. По данным сервиса Tutu.ru, падение не такое серьезное: по выборке самых популярных внутрироссийских направлений январское падение цен составило 8–10% к прошлому году (всего по России сервис фиксирует незначительное снижение — на 2%).

Представитель Biletix отмечает, что на некоторых направлениях цены на билеты сократились почти втрое: например, средняя стоимость билета в Екатеринбург снизилась до 5,6 тыс. с 15,2 тыс. руб. годом ранее, в Астрахань — с 11,8 тыс. до 3,6 тыс. руб. По данным аналитиков Tutu.ru, продажи на февраль показывают, что и в следующем месяце падение цен продолжится.

Одним из главных драйверов снижения средних цен стали появившиеся в декабре 2015 года у российских авиакомпаний тарифы без багажа, ставшие популярными среди пассажиров, считает Гинес из Onetwotrip. Также на цены на внутренние перевозки повлияло расширение географии дочернего дискаунтера «Аэрофлота» — компании «Победа», добавляет он. Одним из факторов снижения цен стал запуск «гибкой тарифной системы», подтверждает представитель авиакомпании S7, которая одной из первых ввела безбагажные тарифы. Кроме того, в условиях низкого спроса перевозчики вводят больше спецпредложений и продлевают срок действующих. «Авиапутешествия по ряду направлений стали доступнее, поскольку многие авиакомпании идут на увеличение или продление действия акций», — отмечает генеральный директор Biletix Александр Сизинцев.

Сколько продержатся авиакомпании

В 2015 году, по данным Росавиации, объем перевозок российских авиакомпаний снизился на 1,2% год к году, до 92,1 млн, а в декабре — уже на 11,9%, до 5,5 млн (по данным Росавиации). В основном сокращались полеты за рубеж. Среди факторов, негативно сказавшихся на пассажиропотоке, можно назвать ослабление рубля, уход с рынка «Трансаэро», запрет на полеты на Украину и в Египет, а также напряженные отношения с Турцией, отмечает аналитик ИК «Уралсиб» Денис Ворчик. По его словам, коэффициент загрузки пассажирских кресел упал в декабре 2015 года на 0,7 п.п. год к году, до 72%.

В прошлом году спрос на внутренних направлениях рос: в январе 2015 года пассажиропоток увеличился на 18% к аналогичному показателю 2014 года. В этом январе, по предварительным данным, наблюдается незначительный рост, считает аналитик ВТБ Елена Сахнова. «Поэтому по ряду направлений, где загрузка особенно низка, компании выставляют более низкие тарифы. Это совокупность снижения покупательной способности населения и сезонности», — говорит аналитик. По ее словам, авиакомпании работают в убыток в январе практически всегда и низкие цены на внутренние перелеты продержатся до мая.

Гендиректор Utair Андрей Мартиросов признает, что сейчас при избытке предложения на рынке цены падают и компании работают в убыток. Как долго это продолжится — зависит от резервов и ресурсов конкретного перевозчика, добавляет гендиректор Utair. На авиаперевозчиков с одной стороны давят растущие затраты на лизинг, номинированные в валюте, а с другой — падающая покупательная способность пассажиров, платящих в рублях, поясняет Мартиросов. По его словам, в случае Utair уменьшить валютные риски компании удается за счет дохода от международной вертолетной деятельности и сокращения парка самолетов с высокой стоимостью владения.

Коммерческий директор «Уральских авиалиний» Кирилл Скуратов говорит, что у его компании динамика загрузки бортов лучше, чем в прошлом январе, и проблем с пассажирами нет. «Мы перестраиваем расписание — проблемные направления убираем, усиливаем или открываем другие. Где-то цены понизили, где-то остался уровень прошлого года», — говорит Скуратов.

Февраль и март — самые сложные для авиакомпаний месяцы, и если низкий спрос продолжится, а авиакомпаниям придется держать низкие цены при росте себестоимости, то часть их рано или поздно уйдет с рынка, предсказывает гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак. «Такой сценарий неизбежен и в первую очередь коснется среднего размера авиакомпаний — такой категории как, например, «Якутия», «Татарстан»,  — говорит Рыбак. У таких авиакомпаний относительно небольшой объем деятельности и нет финансовых резервов, поясняет он.