Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Российские авиакомпании снизили цены из-за низкого спроса
Лента новостей 15:23 МСК
Москва заподозрила США в применении запрещенных ракет при испытаниях ПРО Политика, 14:56 Сердце в смартфоне: как создать бизнес на кардиограммах, снятых на iPhone Бизнес, 14:53 Головокружение от успехов: чем обернулось импортозамещение Сергей Алексашенко старший научный сотрудник Института Брукингса (Вашингтон, США) Мнение, 14:52 Минэнерго предупредило о рисках появления дешевого сорта российской нефти Бизнес, 14:38 За год в России заметно сократилось число сторонников политического курса Политика, 14:23 МИД Германии предложил постепенную отмену санкций против России Политика, 14:21 Сбербанк предупредил об активности мошенников при скупке его ценных бумаг Бизнес, 14:13 АвтоВАЗ возобновил продажи автомобилей Lada в Ливане Бизнес, 14:00 В Кремле прокомментировали запрет на въезд Горбачева на Украину Политика, 13:57 Рогозин заявил о неспособности России догнать США в космической отрасли Общество, 13:54 Медведев поручил готовиться к продлению антисанкций до конца 2017 года Экономика, 13:43 Только Трамп: как партийные съезды в США перестали приносить сюрпризы Сергей Костяев доцент Финансового университета при правительстве РФ Мнение, 13:41 В Башкирии неизвестный открыл стрельбу на горно-обогатительном комбинате Общество, 13:38 Савченко объяснила прилет на Украину без ботинок Общество, 13:27 The Guardian удалила с сайта 13 статей с выдуманными фактами Технологии и медиа, 13:22 Допинг-проба «Б» Поветкина показала положительный результат на мельдоний Общество, 13:09 ОМОН вмешался в драку на чемпионате России по вольной борьбе Общество, 13:04 Обама возложил цветы к месту взрыва атомной бомбы в Хиросиме Политика, 13:00 В интернете появился калькулятор для подсчета последствий новых законов Экономика, 12:44 Кремль прокомментировал идею создания в России своей криптовалюты Политика, 12:38 Курс евро на завтра  12:36 EUR ЦБ 73.8474 +1.0056 Курс доллара на завтра  12:36 USD ЦБ 66.0413 +0.8351 В Златоусте загорелся дом задававшей сложные задания учительницы Общество, 12:25 Греф рассказал акционерам Сбербанка о «новой реальности» Финансы, 12:23 Жозе Моуринью стал главным тренером «Манчестер Юнайтед» Бизнес, 12:16 В Иркутской области возродят колхозы Бизнес, 12:07 Москвичей будут за неделю предупреждать о пробках в центре города Общество, 12:03
27 янв, 22:27
Ольга Лукина
Российские авиакомпании снизили цены из-за низкого спроса
Фото: DPA/TASS
Падение экономики
Путин предложил смягчить уголовную ответственность для бизнеса Вчера, 15:32 Минтруд предложил увеличить срок «дожития» для накопительных пенсий Вчера, 04:13 Еще 1548 материалов
В отличие от цен в магазинах, цены на авиаперелеты по России падают — в январе они подешевели на 25% к прошлому году. Авиакомпании снижают цены из-за низкого спроса, и некоторым из них это может стоить места на рынке

В Челябинск за копейки

После окончания новогодних каникул билетные агентства зафиксировали снижение цен на внутренних перелетах. По данным агентства Biletix, во второй половине января средний чек на внутренних направлениях по сравнению с январем прошлого года снизился почти на четверть — на 24% — с 9,05 тыc. до 6,8 тыс. руб., по внешним — всего на 1,5%, с 21,4 тыс. до 21,1 тыс. руб. Это подтверждает сервис Onetwotrip: по его данным, средняя стоимость перелетов по России в январе 2016 года с учетом раннего бронирования снизилась на 25–30%, говорит директор по развитию Onetwotrip Аркадий Гинес. По данным сервиса Tutu.ru, падение не такое серьезное: по выборке самых популярных внутрироссийских направлений январское падение цен составило 8–10% к прошлому году (всего по России сервис фиксирует незначительное снижение — на 2%).

Представитель Biletix отмечает, что на некоторых направлениях цены на билеты сократились почти втрое: например, средняя стоимость билета в Екатеринбург снизилась до 5,6 тыс. с 15,2 тыс. руб. годом ранее, в Астрахань — с 11,8 тыс. до 3,6 тыс. руб. По данным аналитиков Tutu.ru, продажи на февраль показывают, что и в следующем месяце падение цен продолжится.

Одним из главных драйверов снижения средних цен стали появившиеся в декабре 2015 года у российских авиакомпаний тарифы без багажа, ставшие популярными среди пассажиров, считает Гинес из Onetwotrip. Также на цены на внутренние перевозки повлияло расширение географии дочернего дискаунтера «Аэрофлота» — компании «Победа», добавляет он. Одним из факторов снижения цен стал запуск «гибкой тарифной системы», подтверждает представитель авиакомпании S7, которая одной из первых ввела безбагажные тарифы. Кроме того, в условиях низкого спроса перевозчики вводят больше спецпредложений и продлевают срок действующих. «Авиапутешествия по ряду направлений стали доступнее, поскольку многие авиакомпании идут на увеличение или продление действия акций», — отмечает генеральный директор Biletix Александр Сизинцев.

Сколько продержатся авиакомпании

В 2015 году, по данным Росавиации, объем перевозок российских авиакомпаний снизился на 1,2% год к году, до 92,1 млн, а в декабре — уже на 11,9%, до 5,5 млн (по данным Росавиации). В основном сокращались полеты за рубеж. Среди факторов, негативно сказавшихся на пассажиропотоке, можно назвать ослабление рубля, уход с рынка «Трансаэро», запрет на полеты на Украину и в Египет, а также напряженные отношения с Турцией, отмечает аналитик ИК «Уралсиб» Денис Ворчик. По его словам, коэффициент загрузки пассажирских кресел упал в декабре 2015 года на 0,7 п.п. год к году, до 72%.

В прошлом году спрос на внутренних направлениях рос: в январе 2015 года пассажиропоток увеличился на 18% к аналогичному показателю 2014 года. В этом январе, по предварительным данным, наблюдается незначительный рост, считает аналитик ВТБ Елена Сахнова. «Поэтому по ряду направлений, где загрузка особенно низка, компании выставляют более низкие тарифы. Это совокупность снижения покупательной способности населения и сезонности», — говорит аналитик. По ее словам, авиакомпании работают в убыток в январе практически всегда и низкие цены на внутренние перелеты продержатся до мая.

Гендиректор Utair Андрей Мартиросов признает, что сейчас при избытке предложения на рынке цены падают и компании работают в убыток. Как долго это продолжится — зависит от резервов и ресурсов конкретного перевозчика, добавляет гендиректор Utair. На авиаперевозчиков с одной стороны давят растущие затраты на лизинг, номинированные в валюте, а с другой — падающая покупательная способность пассажиров, платящих в рублях, поясняет Мартиросов. По его словам, в случае Utair уменьшить валютные риски компании удается за счет дохода от международной вертолетной деятельности и сокращения парка самолетов с высокой стоимостью владения.

Коммерческий директор «Уральских авиалиний» Кирилл Скуратов говорит, что у его компании динамика загрузки бортов лучше, чем в прошлом январе, и проблем с пассажирами нет. «Мы перестраиваем расписание — проблемные направления убираем, усиливаем или открываем другие. Где-то цены понизили, где-то остался уровень прошлого года», — говорит Скуратов.

Февраль и март — самые сложные для авиакомпаний месяцы, и если низкий спрос продолжится, а авиакомпаниям придется держать низкие цены при росте себестоимости, то часть их рано или поздно уйдет с рынка, предсказывает гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак. «Такой сценарий неизбежен и в первую очередь коснется среднего размера авиакомпаний — такой категории как, например, «Якутия», «Татарстан»,  — говорит Рыбак. У таких авиакомпаний относительно небольшой объем деятельности и нет финансовых резервов, поясняет он. 

Другие материалы по теме
На сайте РЖД выложили на несколько часов билеты на «Сапсан» по 310 руб.
«Аэрофлоту» пригрозили возбуждением дела из-за цен на билеты
Онлайн-агентства прекратят возвращать деньги за билеты «Трансаэро»
Минтранс предсказал рост цен на авиабилеты