Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 22:18 МСК
«Роснефть» продаст долю в итальянском НПЗ Бизнес, 21:17 Постпред США при ООН обвинила Россию в подрыве мирового порядка Политика, 21:14 Жертвами ошибочного удара ВВС Нигерии стали 100 мирных жителей Политика, 20:15 В Оренбурге возбудили дело после похищения 12-летней девочки Общество, 20:11 «Победа» отказалась от рейсов из Кирова из-за высоких тарифов в аэропорту Бизнес, 20:03 «Челси» опроверг информацию о предоставлении должности Слуцкому Спорт, 19:54 Луи ван Гал завершил карьеру по семейным обстоятельствам Спорт, 19:43 Роскомнадзор начал блокировку попавшего в интернет эпизода «Шерлока» Общество, 19:31 Польских дипломатов не пустили в Россию на белорусской границе Политика, 19:25 Дадин обжаловал в суде перевод в алтайскую колонию Общество, 19:24 Додон заявил о нежелании политиков в Молдавии признать Крым российским Политика, 19:12 Deutsche Bank предсказал ослабление санкций США к весне 2017 года Экономика, 19:08 В МЭР прокомментировали потерю Россией 14 позиций в рейтинге Bloomberg Экономика, 18:50 От выживания к развитию: почему России нужно бороться с неравенством Александра Московская директор Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ Мнение, 18:46 Минобороны объявило о выводе звена Су-24 из Сирии Политика, 18:44 Посольство США ответило на слова Лаврова об участии дипломатов в митингах Политика, 18:41 ЦБ ввел в администрацию «Пересвета» представителей банка «Роснефти» Финансы, 18:39 Федор Овчинников — РБК: «В Штатах мы открылись со страху» Интервью, 18:37 Компания Фридмана получила от Норвегии лицензии еще на 2 месторождения Бизнес, 18:32 «Сургутнефтегаз» стал единственной не сократившей добычу нефти компанией Бизнес, 18:15 Bosсh отозвал 4,7 тыс. проданных в России плит из-за угрозы утечки газа Общество, 18:00 Названа дата выхода в прокат документального фильма о Немцове Общество, 17:55 Олимпийское спокойствие: заброшенные спортивные объекты Фотогалерея, 17:52 Родители десяти изъятых детей подали иск к московским властям Общество, 17:47 Детский омбудсмен назвала неправомочным иск американцев в ЕСПЧ Общество, 17:43 Верховный суд отменил взыскание 507 млн руб. с IKEA Бизнес, 17:43 Киев получил в ООН просьбу Януковича ввести войска России в 2014 году Политика, 17:37 МГУ рассмотрит диссертацию Мединского до 1 марта Общество, 17:31
27 янв 2016, 22:27
Ольга Лукина
Российские авиакомпании снизили цены из-за низкого спроса
Фото: DPA/TASS
Падение экономики
Индекс ММВБ впервые в истории превысил 2100 пунктов 24 ноя 2016, 15:32 Глава ПФР рассказал об экономии бюджета от повышения пенсионного возраста 23 ноя 2016, 23:17 Еще 1719 материалов
В отличие от цен в магазинах, цены на авиаперелеты по России падают — в январе они подешевели на 25% к прошлому году. Авиакомпании снижают цены из-за низкого спроса, и некоторым из них это может стоить места на рынке

В Челябинск за копейки

После окончания новогодних каникул билетные агентства зафиксировали снижение цен на внутренних перелетах. По данным агентства Biletix, во второй половине января средний чек на внутренних направлениях по сравнению с январем прошлого года снизился почти на четверть — на 24% — с 9,05 тыc. до 6,8 тыс. руб., по внешним — всего на 1,5%, с 21,4 тыс. до 21,1 тыс. руб. Это подтверждает сервис Onetwotrip: по его данным, средняя стоимость перелетов по России в январе 2016 года с учетом раннего бронирования снизилась на 25–30%, говорит директор по развитию Onetwotrip Аркадий Гинес. По данным сервиса Tutu.ru, падение не такое серьезное: по выборке самых популярных внутрироссийских направлений январское падение цен составило 8–10% к прошлому году (всего по России сервис фиксирует незначительное снижение — на 2%).

Представитель Biletix отмечает, что на некоторых направлениях цены на билеты сократились почти втрое: например, средняя стоимость билета в Екатеринбург снизилась до 5,6 тыс. с 15,2 тыс. руб. годом ранее, в Астрахань — с 11,8 тыс. до 3,6 тыс. руб. По данным аналитиков Tutu.ru, продажи на февраль показывают, что и в следующем месяце падение цен продолжится.

Одним из главных драйверов снижения средних цен стали появившиеся в декабре 2015 года у российских авиакомпаний тарифы без багажа, ставшие популярными среди пассажиров, считает Гинес из Onetwotrip. Также на цены на внутренние перевозки повлияло расширение географии дочернего дискаунтера «Аэрофлота» — компании «Победа», добавляет он. Одним из факторов снижения цен стал запуск «гибкой тарифной системы», подтверждает представитель авиакомпании S7, которая одной из первых ввела безбагажные тарифы. Кроме того, в условиях низкого спроса перевозчики вводят больше спецпредложений и продлевают срок действующих. «Авиапутешествия по ряду направлений стали доступнее, поскольку многие авиакомпании идут на увеличение или продление действия акций», — отмечает генеральный директор Biletix Александр Сизинцев.

Сколько продержатся авиакомпании

В 2015 году, по данным Росавиации, объем перевозок российских авиакомпаний снизился на 1,2% год к году, до 92,1 млн, а в декабре — уже на 11,9%, до 5,5 млн (по данным Росавиации). В основном сокращались полеты за рубеж. Среди факторов, негативно сказавшихся на пассажиропотоке, можно назвать ослабление рубля, уход с рынка «Трансаэро», запрет на полеты на Украину и в Египет, а также напряженные отношения с Турцией, отмечает аналитик ИК «Уралсиб» Денис Ворчик. По его словам, коэффициент загрузки пассажирских кресел упал в декабре 2015 года на 0,7 п.п. год к году, до 72%.

В прошлом году спрос на внутренних направлениях рос: в январе 2015 года пассажиропоток увеличился на 18% к аналогичному показателю 2014 года. В этом январе, по предварительным данным, наблюдается незначительный рост, считает аналитик ВТБ Елена Сахнова. «Поэтому по ряду направлений, где загрузка особенно низка, компании выставляют более низкие тарифы. Это совокупность снижения покупательной способности населения и сезонности», — говорит аналитик. По ее словам, авиакомпании работают в убыток в январе практически всегда и низкие цены на внутренние перелеты продержатся до мая.

Гендиректор Utair Андрей Мартиросов признает, что сейчас при избытке предложения на рынке цены падают и компании работают в убыток. Как долго это продолжится — зависит от резервов и ресурсов конкретного перевозчика, добавляет гендиректор Utair. На авиаперевозчиков с одной стороны давят растущие затраты на лизинг, номинированные в валюте, а с другой — падающая покупательная способность пассажиров, платящих в рублях, поясняет Мартиросов. По его словам, в случае Utair уменьшить валютные риски компании удается за счет дохода от международной вертолетной деятельности и сокращения парка самолетов с высокой стоимостью владения.

Коммерческий директор «Уральских авиалиний» Кирилл Скуратов говорит, что у его компании динамика загрузки бортов лучше, чем в прошлом январе, и проблем с пассажирами нет. «Мы перестраиваем расписание — проблемные направления убираем, усиливаем или открываем другие. Где-то цены понизили, где-то остался уровень прошлого года», — говорит Скуратов.

Февраль и март — самые сложные для авиакомпаний месяцы, и если низкий спрос продолжится, а авиакомпаниям придется держать низкие цены при росте себестоимости, то часть их рано или поздно уйдет с рынка, предсказывает гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак. «Такой сценарий неизбежен и в первую очередь коснется среднего размера авиакомпаний — такой категории как, например, «Якутия», «Татарстан»,  — говорит Рыбак. У таких авиакомпаний относительно небольшой объем деятельности и нет финансовых резервов, поясняет он.