Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Около греческого острова Кос произошли два подземных толчка 00:40, Общество Конгресс США смягчил предложенные новые санкции против России 00:39, Политика Кисляк завершил свою миссию посла России в США 00:01, Политика В ЕС выразили обеспокоенность из-за проекта США о санкциях против России 22 июл, 23:49, Политика Трамп принял участие в спуске на воду новейшего авианосца США 22 июл, 23:38, Политика Бывший мэр Тбилиси попал в ДТП в Грузии 22 июл, 22:50, Общество Кремль оценил новый вариант законопроекта о санкциях против России 22 июл, 22:46, Политика СМИ сообщили о разгерметизации на борту летевшего в Москву самолета 22 июл, 21:47, Общество Россия завоевала восьмое золото на чемпионате мира по водным видам спорта 22 июл, 21:32, Спорт На «Зенит Арене» во время матча протекла крыша 22 июл, 21:26, Общество Футболист «Зенита» перешел в тульский «Арсенал» 22 июл, 21:00, Спорт Выпавший в Петербурге град образовал сугробы на улицах 22 июл, 20:52, Общество Палаты конгресса США достигли соглашения по новым антироссийским санкциям 22 июл, 20:17, Политика Суд отказался арестовывать обнажившуюся при Лукашенко и Порошенко девушку 22 июл, 20:03, Политика Дубль Дриусси принес «Зениту» победу в первом домашнем матче сезона 22 июл, 19:28, Спорт В Красноярском крае пьяный водитель насмерть сбил ребенка 22 июл, 19:14, Общество Конгресс обнародовал новый вариант законопроекта о санкциях против России 22 июл, 19:14, Политика На авиасалоне МАКС предложили заменить Ан-124 «Руслан» на самолет «Слон» 22 июл, 18:40, Технологии и медиа В ЛНР рассказали о «продаже» украинскими военными позиций в зоне АТО 22 июл, 18:11, Политика В Москве электричка насмерть сбила подростка 22 июл, 18:00, Общество Умер исполнитель роли отца семейства в фильме «Один дома» 22 июл, 17:40, Общество Чемпионат России по футболу. «Зенит» — «Рубин». Онлайн 22 июл, 17:30, Спорт В Битцевском лесу в Москве обнаружили редких сирийских дятлов 22 июл, 17:09, Общество Мать задержанного на Украине россиянина Агеева встретилась с сыном 22 июл, 17:01, Политика В Екатеринбурге из-за пожара эвакуировали 90 человек из торгового центра 22 июл, 16:54, Общество «Бавария» потерпела крупное поражение на предсезонном турнире 22 июл, 16:40, Спорт Гидрометцентр пообещал жару в Москве на следующей неделе 22 июл, 16:36, Общество Киев заявил о передаче в Гаагу доказательств «агрессии России» в Донбассе 22 июл, 16:13, Политика
В московских торговых центрах опустел каждый десятый квадратный метр
Бизнес, 26 июн, 2015 10:59
0
В московских торговых центрах опустел каждый десятый квадратный метр
К середине года объем пустующих площадей в торговых центрах Москвы вырос до рекордного с 2009 года уровня. По данным Knight Frank, в ТЦ пустует каждый десятый квадратный метр торговой площади
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

​Вакантность растет

Арендаторы не торопятся заполнять новые торговые центры столицы. С начала года уровень вакантности в московских ТЦ вырос с 6% до 9,1%, говорится в июньском исследовании Knight Frank. Это максимальный объем пустующих площадей с 2009 года, утверждают аналитики компании.

Ситуацию осложняет открытие новых торговых центров. По данным Knight Frank, в этом году в Москве в эксплуатацию были введены шесть крупных объектов общей площадью 778 тыс. кв. м: «Кунцево Плаза» у станции метро Молодежная (девелопер — ГК «Энка»), Columbus на Пражской (застройщик — «МИРС»), ЦДМ на Лубянке («Галс-Девелопмент»), Mari в Марьино (ФСК «Лидер»), «Клен» на Бабушкинской («МНЦЭС-Капстрой») и «Тиара» в Раменках (ГК Global). Больше всего пустующих площадей именно в новых открывшихся торговых центрах, говорит аналитик «Магазина магазинов» Юлия Ситникова. Например, в ТЦ Mari на момент технического открытия пустовали 56% площадей, утверждают в ФСК "Лидер". Доля пустующих площадей в открывшемся в прошлом году ТЦ «Мозаика» составляет 74%, в ТЦ «Алфавит» — 43%, в ТЦ «Авиапарк» — 42%.

В среднем доля пустующих площадей в открывшихся с 2014 года торговых центрах составляет 35%, говорит Ситникова. «Большинство магазинов открываются полупустыми, потому что ретейлеры в связи с кризисом сворачивают свои планы развития, — отмечает эксперт. — Сети стремятся только в новые торговые центры с хорошим месторасположением, как, например, в Центральный детский магазин на Лубянке». Не добавляет оптимизма продавцам и снижение покупательского трафика. По данным Watcom (измеряет посещаемость торговых центров), число посетителей ТЦ в пиковые предпраздничные дни в первой половине года снизилось более чем на 10% по сравнению с 2014 годом.

Последние полгода торговые центры открываются с очень низкой заполняемостью, подтверждает старший директор, заместитель руководителя отдела исследований Cushman&Wakefield Лада Белайчук. «Потребительский спрос падает, и, как следствие, обороты розничной торговли снижаются. В этих условиях ретейлеры не спешат рисковать и участвовать в новых проектах», — говорит она.

Ставки падают

Из-за запуска новых ТЦ ставки аренды в торговых объектах продолжают падать: в среднем с начала года — на 5%, подсчитала Ситникова из «Магазина магазинов». В некоторых сегментах падение было существенно выше, утверждают аналитики Knight Frank: ставки аренды в магазинах аксессуаров упали на 20%, одежды, обуви и бытовой техники — на 10%.

Разница в снижении арендных ставок связана с тем, что операторы различных профилей и ценовых сегментов по-разному переживают сложившуюся ситуацию, объясняет директор по сдаче в аренду торговых центров Knight Frank Юлия Соколова. В сегментах «одежда и обувь», «аксессуары» произошло заметное снижение покупательской активности и сокращение среднего чека. Многие из операторов скорректировали развитие в России и закрыли нерентабельные магазины. Продуктовые сети, DIY-магазины (преимущественно низкого и среднего ценовых сегментов), напротив, демонстрировали рост числа покупателей, поэтому ставки в этих сегментах если и упали, то незначительно, объясняет она.

По данным Knight Frank, сейчас средние ставки аренды для одежных операторов составляют $500–1800 за кв. м в год, для обувных — $500–2000, для аксессуаров и сумок — $1000–3000, для гипермаркетов — $100–250, для супермаркетов — $250–600.

В прошлом году в практику вошел расчет арендного платежа в зависимости от товарооборота арендатора, в этом году активно начала внедряться практика авансовых выплат, отмечают эксперты Knight Frank. В счет предстоящих платежей арендатор ежемесячно отчисляет денежную сумму, которая определяется на основе предварительных показателей продаж и уточняется по итогам расчетного периода. «Данная практика существовала на рынке и раньше, но в нынешних условиях подобных случаев становится все больше», — говорит Соколова.

Ретейлеры уходят

В прошлом году многие сетевые операторы изменили стратегию развития: кто-то сократил количество открываемых магазинов, кто-то открывал объекты, но меньших площадей. Некоторые и вовсе закрывали уже имеющиеся магазины. В 2014 году об уходе с рынка заявило более 10 операторов, еще семь международных сетевых компаний покинули российский рынок в 2015 году, подсчитали эксперты в Knight Frank. Среди ушедших — Herve Leger (французский модный дом), Flormar (турецкая косметика), Lindex (демократичная одежда из Швеции), Arnolds Bakery & Coffee Shop (финские кофетерии), Hauber (женская одежда из Германии) и другие.

В январе этого года о закрытии трех магазинов в Москве сообщил дистрибьютор популярной обуви UGG компания Fashion Galaxy. Компания отказалась от своего присутствия в ТЦ «Калужский», ТРЦ «Щука» и ТРЦ «Атриум». Представители Fashion Galaxy объясняли, что в связи со сложной экономической ситуацией в России и колебаниями курса валют дистрибьютор вынужден закрыть убыточные магазины.

В феврале о закрытии трех из шести магазинов в Москве заявила финская торговая сеть Stockman. Тогда же оператор предупредил, что выведет с рынка магазины под брендом Lindex. Из-за обвала рубля в 2014 году продажи компании сократились на 9,5%, до €1,8 млрд, а убыток составил €63 млн против прибыли в €22 млн в 2013-м.

В марте о закрытии 200 собственных магазинов в России заявил производитель спортивных товаров Adidas. Сколько точек будет закрыто в Москве, не уточнялось.

Продажи оставшихся ретейлеров падают, утверждают участники рынка. В начале этого месяца аналитики прогнозировали падение продаж продавцов техники в денежном выражении на 22% — с начала года. Падение в сети магазинов женского белья «Милабель» по итогам первого квартала составило около 30%, говорил ее гендиректор Алексей Прагер. Продажи российской одежной сети Today падают с осени прошлого года, рассказывал ее гендиректор Александр Трындин.