Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 16:00 МСК
Суд освободил задержанного в Армении по запросу США россиянина Политика, 15:52 Продажа активов помогла «Интер РАО» увеличить полугодовую прибыль втрое Бизнес, 15:51 Турция через Россию уведомила Дамаск о начале военной операции в Сирии Политика, 15:40 Путин отказался от поездки на матч по футболу между Россией и Турцией Общество, 15:39 СМИ узнали имя нового главы управления собственной безопасности ФСБ Политика, 15:36 Папа римский встретился с основателем Facebook Марком Цукербергом Технологии и медиа, 15:34 Один из претендентов на «Башнефть» попросил изменить условия приватизации Бизнес, 15:34 Песков отказался комментировать возможные удары России и США по Алеппо Политика, 15:33 Кремль счел некорректным вопрос о возможной дестабилизации в Узбекистане Политика, 15:19 МИД назвал устаревшим договор об обычных вооружениях в Европе Политика, 15:08 СК нашел надругавшегося над девочкой в самолете мужчину Общество, 15:01 Лучшие предложения рынка наличной валюты  15:00   USD НАЛ. Покупка 65,07 Продажа 65,07 EUR НАЛ. 72,84 72,86 СБУ назвала ложной информацию о «секретной тюрьме» в Харькове Политика, 14:52 Порошенко уволил главу администрации президента Политика, 14:49 Войска ПВО Западного округа вывели С-300 и С-400 на учебные стрельбы Общество, 14:42 Работники поставщика АвтоВАЗа перекрыли трассу из-за долгов по зарплате Бизнес, 14:40 Курс евро на завтра  14:36 EUR ЦБ 72.7996 -0.2896 Курс доллара на завтра  14:36 USD ЦБ 65.081 +0.3430 Расплата за снос: стоит ли судиться с московской мэрией? Александр Зелепухин руководитель направления «Недвижимость и строительство» коллегии адвокатов «Малов и партнеры» Мнение, 14:35 «Укроборонпрому» поручили создать не уступающее российскому оружие Политика, 14:27 СМИ узнали об обсуждении скоординированных ударов России и США по Алеппо Политика, 14:13 Срок следствия по «болотному делу» продлен до марта 2017 года Политика, 14:10 «Эксмо» подало к «Яндексу» иск о блокировке пиратских ссылок Технологии и медиа, 14:09 «Аэрофлот» закончил полугодие прибылью впервые с 2013 года Бизнес, 14:02 «Уралкалий» заключил контракт на поставку калия в Китай Бизнес, 14:00 В партии Порошенко назвали имя нового главы администрации президента Политика, 13:46 Иран заявил о вторжении в воздушное пространство страны дрона США Политика, 13:31 В ресторане Burger King нашли тело мужчины Общество, 13:22
26 июн 2015, 10:59
Анна Дерябина
В московских торговых центрах опустел каждый десятый квадратный метр
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
К середине года объем пустующих площадей в торговых центрах Москвы вырос до рекордного с 2009 года уровня. По данным Knight Frank, в ТЦ пустует каждый десятый квадратный метр торговой площади

​Вакантность растет

Арендаторы не торопятся заполнять новые торговые центры столицы. С начала года уровень вакантности в московских ТЦ вырос с 6% до 9,1%, говорится в июньском исследовании Knight Frank. Это максимальный объем пустующих площадей с 2009 года, утверждают аналитики компании.

Ситуацию осложняет открытие новых торговых центров. По данным Knight Frank, в этом году в Москве в эксплуатацию были введены шесть крупных объектов общей площадью 778 тыс. кв. м: «Кунцево Плаза» у станции метро Молодежная (девелопер — ГК «Энка»), Columbus на Пражской (застройщик — «МИРС»), ЦДМ на Лубянке («Галс-Девелопмент»), Mari в Марьино (ФСК «Лидер»), «Клен» на Бабушкинской («МНЦЭС-Капстрой») и «Тиара» в Раменках (ГК Global). Больше всего пустующих площадей именно в новых открывшихся торговых центрах, говорит аналитик «Магазина магазинов» Юлия Ситникова. Например, в ТЦ Mari на момент технического открытия пустовали 56% площадей, утверждают в ФСК "Лидер". Доля пустующих площадей в открывшемся в прошлом году ТЦ «Мозаика» составляет 74%, в ТЦ «Алфавит» — 43%, в ТЦ «Авиапарк» — 42%.

В среднем доля пустующих площадей в открывшихся с 2014 года торговых центрах составляет 35%, говорит Ситникова. «Большинство магазинов открываются полупустыми, потому что ретейлеры в связи с кризисом сворачивают свои планы развития, — отмечает эксперт. — Сети стремятся только в новые торговые центры с хорошим месторасположением, как, например, в Центральный детский магазин на Лубянке». Не добавляет оптимизма продавцам и снижение покупательского трафика. По данным Watcom (измеряет посещаемость торговых центров), число посетителей ТЦ в пиковые предпраздничные дни в первой половине года снизилось более чем на 10% по сравнению с 2014 годом.

Последние полгода торговые центры открываются с очень низкой заполняемостью, подтверждает старший директор, заместитель руководителя отдела исследований Cushman&Wakefield Лада Белайчук. «Потребительский спрос падает, и, как следствие, обороты розничной торговли снижаются. В этих условиях ретейлеры не спешат рисковать и участвовать в новых проектах», — говорит она.

Ставки падают

Из-за запуска новых ТЦ ставки аренды в торговых объектах продолжают падать: в среднем с начала года — на 5%, подсчитала Ситникова из «Магазина магазинов». В некоторых сегментах падение было существенно выше, утверждают аналитики Knight Frank: ставки аренды в магазинах аксессуаров упали на 20%, одежды, обуви и бытовой техники — на 10%.

Разница в снижении арендных ставок связана с тем, что операторы различных профилей и ценовых сегментов по-разному переживают сложившуюся ситуацию, объясняет директор по сдаче в аренду торговых центров Knight Frank Юлия Соколова. В сегментах «одежда и обувь», «аксессуары» произошло заметное снижение покупательской активности и сокращение среднего чека. Многие из операторов скорректировали развитие в России и закрыли нерентабельные магазины. Продуктовые сети, DIY-магазины (преимущественно низкого и среднего ценовых сегментов), напротив, демонстрировали рост числа покупателей, поэтому ставки в этих сегментах если и упали, то незначительно, объясняет она.

По данным Knight Frank, сейчас средние ставки аренды для одежных операторов составляют $500–1800 за кв. м в год, для обувных — $500–2000, для аксессуаров и сумок — $1000–3000, для гипермаркетов — $100–250, для супермаркетов — $250–600.

В прошлом году в практику вошел расчет арендного платежа в зависимости от товарооборота арендатора, в этом году активно начала внедряться практика авансовых выплат, отмечают эксперты Knight Frank. В счет предстоящих платежей арендатор ежемесячно отчисляет денежную сумму, которая определяется на основе предварительных показателей продаж и уточняется по итогам расчетного периода. «Данная практика существовала на рынке и раньше, но в нынешних условиях подобных случаев становится все больше», — говорит Соколова.

Ретейлеры уходят

В прошлом году многие сетевые операторы изменили стратегию развития: кто-то сократил количество открываемых магазинов, кто-то открывал объекты, но меньших площадей. Некоторые и вовсе закрывали уже имеющиеся магазины. В 2014 году об уходе с рынка заявило более 10 операторов, еще семь международных сетевых компаний покинули российский рынок в 2015 году, подсчитали эксперты в Knight Frank. Среди ушедших — Herve Leger (французский модный дом), Flormar (турецкая косметика), Lindex (демократичная одежда из Швеции), Arnolds Bakery & Coffee Shop (финские кофетерии), Hauber (женская одежда из Германии) и другие.

В январе этого года о закрытии трех магазинов в Москве сообщил дистрибьютор популярной обуви UGG компания Fashion Galaxy. Компания отказалась от своего присутствия в ТЦ «Калужский», ТРЦ «Щука» и ТРЦ «Атриум». Представители Fashion Galaxy объясняли, что в связи со сложной экономической ситуацией в России и колебаниями курса валют дистрибьютор вынужден закрыть убыточные магазины.

В феврале о закрытии трех из шести магазинов в Москве заявила финская торговая сеть Stockman. Тогда же оператор предупредил, что выведет с рынка магазины под брендом Lindex. Из-за обвала рубля в 2014 году продажи компании сократились на 9,5%, до €1,8 млрд, а убыток составил €63 млн против прибыли в €22 млн в 2013-м.

В марте о закрытии 200 собственных магазинов в России заявил производитель спортивных товаров Adidas. Сколько точек будет закрыто в Москве, не уточнялось.

Продажи оставшихся ретейлеров падают, утверждают участники рынка. В начале этого месяца аналитики прогнозировали падение продаж продавцов техники в денежном выражении на 22% — с начала года. Падение в сети магазинов женского белья «Милабель» по итогам первого квартала составило около 30%, говорил ее гендиректор Алексей Прагер. Продажи российской одежной сети Today падают с осени прошлого года, рассказывал ее гендиректор Александр Трындин.