Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 23:55 МСК
Lockheed Martin опубликовала видео первого полета гражданского Hercules Технологии и медиа, 23:09 Лучшие предложения рынка наличной валюты  23:00   USD НАЛ. Покупка 56,67 Продажа 56,75 EUR НАЛ. 63,50 63,40 Алексей Учитель не почувствовал давления на себя со стороны государства Общество, 22:30 Правительство вместо запланированной экономии увеличит расходы бюджета Экономика, 22:04 Группе «Иванушки International» запретили въезд на Украину Общество, 21:57 Компания Абрамовича продаст свою украинскую «дочку» за $110 млн Бизнес, 21:38 Полиция завела дело из-за стрельбы по автомобилю на Киевском шоссе Общество, 21:35 После футбольного матча в Сочи МВД внесло в черный список 54 болельщика Общество, 21:34 Лауреатами Новой Пушкинской премии стали поэт Жданов и художник Мессерер Общество, 21:07 Пытавшийся отсудить у Грефа $750 млн бизнесмен обжаловал арест Бизнес, 20:58 ВАК сохранил докторскую степень помощника секретаря Совбеза России Общество, 20:54 Советник Трампа допустил ужесточение санкций против России Политика, 20:49 В Госдуме сочли действия Милонова на первомайском шествии недопустимыми Политика, 20:42 Сборная Аргентины по футболу назвала имя нового главного тренера Спорт, 20:28 От Украины потребовали $325 млн на обеспечение по спору с Россией Финансы, 20:19 «Евродон» займется производством баранины Бизнес, 20:05 МИД назвал высылку российских дипломатов из Эстонии «враждебной акцией» Политика, 19:53 Сноуден попросил отпустить обвиненного в призывах к терроризму математика Политика, 19:50 Четырех подозреваемых в подготовке теракта в Москве арестовали до июля Общество, 19:48 В Липецке из-за прорыва трубы на улице забил фонтан высотой с пятиэтажку Общество, 19:36 Лишившийся домена ɢoogle.com россиянин подал в суд на Ru-Center Технологии и медиа, 19:25 На юго-западе Москвы сгорел автобус Общество, 19:01 Звягинцев назвал обыски у Серебренникова «политическим жестом устрашения» Общество, 18:59 Грамотные деньги: как образование превращает сбережения в инвестиции Олег Шибанов, Ольга Щербакова Мнение, 18:59 Луческу обвинил «Спартак» в нечестной победе в чемпионате России Спорт, 18:54 Володин раскритиковал правительство за дистанцирование от спорных законов Политика, 18:50 Госдума отклонила запрос о проверке премий в «Роснефти» и «Газпроме» Политика, 18:41 Неизвестный мужчина открыл стрельбу по детской площадке в Москве Общество, 18:37
26 июн 2015, 10:59
Анна Дерябина
В московских торговых центрах опустел каждый десятый квадратный метр
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
К середине года объем пустующих площадей в торговых центрах Москвы вырос до рекордного с 2009 года уровня. По данным Knight Frank, в ТЦ пустует каждый десятый квадратный метр торговой площади

​Вакантность растет

Арендаторы не торопятся заполнять новые торговые центры столицы. С начала года уровень вакантности в московских ТЦ вырос с 6% до 9,1%, говорится в июньском исследовании Knight Frank. Это максимальный объем пустующих площадей с 2009 года, утверждают аналитики компании.

Ситуацию осложняет открытие новых торговых центров. По данным Knight Frank, в этом году в Москве в эксплуатацию были введены шесть крупных объектов общей площадью 778 тыс. кв. м: «Кунцево Плаза» у станции метро Молодежная (девелопер — ГК «Энка»), Columbus на Пражской (застройщик — «МИРС»), ЦДМ на Лубянке («Галс-Девелопмент»), Mari в Марьино (ФСК «Лидер»), «Клен» на Бабушкинской («МНЦЭС-Капстрой») и «Тиара» в Раменках (ГК Global). Больше всего пустующих площадей именно в новых открывшихся торговых центрах, говорит аналитик «Магазина магазинов» Юлия Ситникова. Например, в ТЦ Mari на момент технического открытия пустовали 56% площадей, утверждают в ФСК "Лидер". Доля пустующих площадей в открывшемся в прошлом году ТЦ «Мозаика» составляет 74%, в ТЦ «Алфавит» — 43%, в ТЦ «Авиапарк» — 42%.

В среднем доля пустующих площадей в открывшихся с 2014 года торговых центрах составляет 35%, говорит Ситникова. «Большинство магазинов открываются полупустыми, потому что ретейлеры в связи с кризисом сворачивают свои планы развития, — отмечает эксперт. — Сети стремятся только в новые торговые центры с хорошим месторасположением, как, например, в Центральный детский магазин на Лубянке». Не добавляет оптимизма продавцам и снижение покупательского трафика. По данным Watcom (измеряет посещаемость торговых центров), число посетителей ТЦ в пиковые предпраздничные дни в первой половине года снизилось более чем на 10% по сравнению с 2014 годом.

Последние полгода торговые центры открываются с очень низкой заполняемостью, подтверждает старший директор, заместитель руководителя отдела исследований Cushman&Wakefield Лада Белайчук. «Потребительский спрос падает, и, как следствие, обороты розничной торговли снижаются. В этих условиях ретейлеры не спешат рисковать и участвовать в новых проектах», — говорит она.

Ставки падают

Из-за запуска новых ТЦ ставки аренды в торговых объектах продолжают падать: в среднем с начала года — на 5%, подсчитала Ситникова из «Магазина магазинов». В некоторых сегментах падение было существенно выше, утверждают аналитики Knight Frank: ставки аренды в магазинах аксессуаров упали на 20%, одежды, обуви и бытовой техники — на 10%.

Разница в снижении арендных ставок связана с тем, что операторы различных профилей и ценовых сегментов по-разному переживают сложившуюся ситуацию, объясняет директор по сдаче в аренду торговых центров Knight Frank Юлия Соколова. В сегментах «одежда и обувь», «аксессуары» произошло заметное снижение покупательской активности и сокращение среднего чека. Многие из операторов скорректировали развитие в России и закрыли нерентабельные магазины. Продуктовые сети, DIY-магазины (преимущественно низкого и среднего ценовых сегментов), напротив, демонстрировали рост числа покупателей, поэтому ставки в этих сегментах если и упали, то незначительно, объясняет она.

По данным Knight Frank, сейчас средние ставки аренды для одежных операторов составляют $500–1800 за кв. м в год, для обувных — $500–2000, для аксессуаров и сумок — $1000–3000, для гипермаркетов — $100–250, для супермаркетов — $250–600.

В прошлом году в практику вошел расчет арендного платежа в зависимости от товарооборота арендатора, в этом году активно начала внедряться практика авансовых выплат, отмечают эксперты Knight Frank. В счет предстоящих платежей арендатор ежемесячно отчисляет денежную сумму, которая определяется на основе предварительных показателей продаж и уточняется по итогам расчетного периода. «Данная практика существовала на рынке и раньше, но в нынешних условиях подобных случаев становится все больше», — говорит Соколова.

Ретейлеры уходят

В прошлом году многие сетевые операторы изменили стратегию развития: кто-то сократил количество открываемых магазинов, кто-то открывал объекты, но меньших площадей. Некоторые и вовсе закрывали уже имеющиеся магазины. В 2014 году об уходе с рынка заявило более 10 операторов, еще семь международных сетевых компаний покинули российский рынок в 2015 году, подсчитали эксперты в Knight Frank. Среди ушедших — Herve Leger (французский модный дом), Flormar (турецкая косметика), Lindex (демократичная одежда из Швеции), Arnolds Bakery & Coffee Shop (финские кофетерии), Hauber (женская одежда из Германии) и другие.

В январе этого года о закрытии трех магазинов в Москве сообщил дистрибьютор популярной обуви UGG компания Fashion Galaxy. Компания отказалась от своего присутствия в ТЦ «Калужский», ТРЦ «Щука» и ТРЦ «Атриум». Представители Fashion Galaxy объясняли, что в связи со сложной экономической ситуацией в России и колебаниями курса валют дистрибьютор вынужден закрыть убыточные магазины.

В феврале о закрытии трех из шести магазинов в Москве заявила финская торговая сеть Stockman. Тогда же оператор предупредил, что выведет с рынка магазины под брендом Lindex. Из-за обвала рубля в 2014 году продажи компании сократились на 9,5%, до €1,8 млрд, а убыток составил €63 млн против прибыли в €22 млн в 2013-м.

В марте о закрытии 200 собственных магазинов в России заявил производитель спортивных товаров Adidas. Сколько точек будет закрыто в Москве, не уточнялось.

Продажи оставшихся ретейлеров падают, утверждают участники рынка. В начале этого месяца аналитики прогнозировали падение продаж продавцов техники в денежном выражении на 22% — с начала года. Падение в сети магазинов женского белья «Милабель» по итогам первого квартала составило около 30%, говорил ее гендиректор Алексей Прагер. Продажи российской одежной сети Today падают с осени прошлого года, рассказывал ее гендиректор Александр Трындин.