Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 20:53 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  20:00   USD НАЛ. Покупка 56,60 Продажа 56,70 EUR НАЛ. 60,70 60,75 «Арсенал» обыграл «Манчестер Сити» в полуфинале Кубка Англии Спорт, 19:55 МИД России призвал расследовать подрыв автомобиля ОБСЕ Политика, 19:54 Микропредприятие получило подряды на 8 млрд руб. по «Силе Сибири» Бизнес, 19:49 Глава ЛНР выразил соболезнования семье погибшего сотрудника миссии ОБСЕ Политика, 19:21 Опрос показал лидерство Макрона и Ле Пен в первом туре выборов во Франции Политика, 18:47 Структуры сенатора Канокова продали долгострой у метро «Маяковская» Бизнес, 18:46 Надаль первым в истории стал десятикратным победителем турнира ATP Спорт, 18:32 Курдские военные заявили об окружении Ракки Политика, 18:25 «Урал» подал жалобу на судейство матча с «Зенитом» Спорт, 17:53 В Киеве сообщили о погибшем при подрыве автомобиля ОБСЕ британце Политика, 17:52 Порошенко потребовал наказать виновных в гибели сотрудника ОБСЕ в ЛНР Политика, 17:19 СМИ сообщили об утонувшей паре из России во Французской Полинезии Общество, 17:17 ITF открыла дело после комментариев о цвете кожи ребенка Серены Уильямс Спорт, 17:07 В Москве задержали мешавшего проезду скорой водителя Общество, 16:45 В Московской области прошла реконструкция штурма Берлина Общество, 16:28 МИД Украины заявил о необходимости расследовать подрыв автомобиля ОБСЕ Общество, 15:53 В ОБСЕ заявили о двух пострадавших при подрыве автомобиля под Луганском Общество, 15:43 СМИ сообщили о гибели американца при подрыве машины ОБСЕ под Луганском Политика, 15:02 В ЛНР заявили о троих раненых при подрыве автомобиля миссии ОБСЕ Политика, 14:59 Все 11 кандидатов в президенты Франции проголосовали Политика, 14:41 МИД Австралии ответил КНДР на угрозу ядерного удара Политика, 14:24 СМИ сообщили о возвращении Ковальчука в НХЛ Спорт, 13:44 За четыре часа во Франции проголосовали 28,5% избирателей Политика, 13:37 Сотрудник ОБСЕ погиб при подрыве машины миссии на Украине Политика, 13:26 Южная Осетия на время осталась полностью без света Общество, 13:16 Сирия заявила об освобождении от боевиков Хальфаи в провинции Хама Политика, 13:10 СМИ сообщили о подрыве автомобиля ОБСЕ на фугасе под Луганском Политика, 12:57
22 мая 2015, 17:20
Ирина Жаворонкова
Битва за триллион: почему рынок онлайн-торговли в России ждет передел
Фото: Lori
Крупные офлайн-ретейлеры вытесняют из электронной торговли мелких и средних игроков. Борьба идет за рынок, который, вопреки кризису, растет на 25–30% в год и к 2016 году достигнет 1 трлн руб.

​Российский рынок e-commerce чуть сбавил темпы, но продолжает активно расти, свидетельствуют данные аналитического подразделения компании InSales. По ее данным, совокупный оборот интернет-магазинов в России за 2014 год вырос на 31%, до 612 млрд руб. — это около 2% от общего объема розничной торговли в России. В 2013 году рост в этом сегменте торговли составил чуть более 34%, в 2012-м — 36%. Число интернет-ретейлеров за прошлый год выросло на 10%, до 43 000, количество онлайн-заказов увеличилось на 10%, доля выполненных заказов — на 1–2 п. п., а средний чек — на 8–10%, подсчитали специалисты исследовательского агентства Data Insight.

Продажи физических товаров в интернете составили 440 млрд руб., а каждый покупатель потратил на них около 15 тыс. руб. за год. С учетом виртуальных товаров — музыки, ПО, фильмов и т.д. — средний годовой чек увеличивается до 20 тыс. руб., подсчитало издание Eаst-West Digital News.

Все в дом

Лидерами роста в он​лайн-продажах стали товары для дома — оборот в этой категории товаров достиг 31 млрд руб. (+60% к 2013 году). Но больше всех по-прежнему зарабатывают продавцы электроники и бытовой техники: в 2014 году оборот в этом сегменте вырос на 31%, до 147 млрд руб. На втором месте — обувь (93 млрд. руб., +21%), на третьем — компьютеры и комплектующие (68 млрд. руб., +22%). Медленнее всего росли продажи косметики (всего +11%, 10 млрд руб.) и цветов (+7%, 2,8 млрд руб).

В ближайшие годы рынок интернет-торговли продолжит расти на 25–35% в год, его оборот уже к 2016 году достигнет 1 трлн руб., прогнозируют аналитики InSales. Для сравнения: в 2014 году офлайновая розница выросла всего на 2,7%, а за четыре месяца 2015 года упала на 6% к тому же периоду прошлого года, заявил 20 мая глава Минпромторга Денис Мантуров.

Продолжающийся вопреки кризису рост e-commerce — главное событие 2014 года, считает основатель East-West Digital News Адриан Хенни. Похоже, это мнение разделяются традиционные офлайновые ретейлеры, которые начинают вытеснять с рынка небольшие компании.

Крупные игроки становятся еще больше и начинают выходить на новые рынки — небольшим участникам рынка интернет-торговли приходится противостоять гигантам из офлайн-ретейла и из числа поставщиков, отмечают аналитики InSales.

Гроза домохозяек

Экспансия традиционных ретейлеров в онлайн означает передел рынка электронной торговли в России. В 2014 году он недосчитался многих небольших игроков, специализировавшихся на продаже электроники и бытовой техники, говорится в аналитическом бюллетене InSales.

Среди жертв оказалось и несколько ветеранов российского e-commerce — в 2015 году на продажу были выставлены компании «Сотмаркет» и «Ютинет». Из-за высокой конкуренции их основатели приняли решение уйти в регионы. Проблемы начались у магазина Vasko (в начале года ходили слухи о его закрытии, но владельцы опровергли эти планы, подтвердив, что сокращают штат и ищут партнера-инвестора) и онлайн-проекта группы компании «Связной» Enter (для проекта будут искать новую модель). Конкуренции не выдерживают даже крупные игроки — в прошлом году закрылся онлайн проект X5 Retail Group — Е5.ru. Он просуществовал 2,5 года, но не достиг плановых результатов. В итоге X5 решила сосредоточиться на развитии офлайновой торговли.

Другая тенденция — укрупнение больших интернет-ретейлеров за счет вытеснения с рынка более мелких игроков, пишут аналитики Data Insight. По их данным, с октября 2013 года по октябрь 2014 года трафик небольших интернет-магазинов с посещаемостью от 20 тыс. до 200 тыс. в месяц упал в среднем на 2%, падение трафика сайтов с посещаемостью менее 20 тыс. составило 10%.

«Если раньше в онлайн-ретейл приходили домохозяйки, ветеринары и вчерашние студенты, то сейчас в него идут те, кто уже умеет торговать», — объясняет директор по маркетингу InSales Артем Соколов. Это и крупный офлайн-ретейл, и совсем мелкий бизнес — например торговцы с «Горбушки» или с рынка «Садовод», которые умеют зарабатывать и очень быстро учатся продажам онлайн, рассказывает эксперт.

На рынок активно выходят офлайн-игроки, и это создает сильную конкуренцию, соглашается сооснователь Data Insight Федор Вирин. Тенденцию подтверждает и отчетность традиционных ретейлеров. Например, продажи «Эльдорадо» в интернете по итогам 2014 года выросли на 61,6%, до 17,8 млрд руб. (общие продажи — 131,7 млрд), у «М.Видео» рост составил 90%, до 18 млрд руб. (общие продажи — 207,57 млрд). Гендиректор «Техносилы» Илья Тимченко в интервью РБК говорил, что на онлайн-продажи в его сети приходится уже больше 20% выручки.

Продуктовые ретейлеры также осваивают интернет: первой среди публичных компаний онлайн-магазин запустила в феврале сеть «О`кей».

Другая угроза для участников рынка e-commerce — компании, которые продолжают использовать серые схемы и зарубежные интернет-магазины — и те, и другие могут предлагать товары по более низкой цене, экономя на налогах, отмечает представитель Ассоциации компаний интернет-торговли Антон Большаков.

Выжившим небольшим онлайн-игрокам придется либо расширяться в сторону офлайна, либо попытаться выделиться на фоне конкурентов незаурядным уровнем обслуживания и гибкостью цен, пишут в своем исследовании «Тотальные продажи»​, 2015 год. Ретейлеры и вызовы времени» аналитики PwC. Ближайшие годы будут для онлайн-продавцов непростыми и потребуют значительных инвестиций в развитие используемых ими бизнес-моделей, заключается там же.