Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Актер Морган Фриман записал обращение об «атаках России на демократию» 05:50, Политика Лавров прокомментировал речь Трампа в ООН 05:49, Политика Полиция Австралии признала неизбежность терактов в стране 05:29, Общество СМИ узнали об обстоятельствах удара с вертолета на учениях «Запад-2017» 04:44, Общество Лавров рассказал о подозрениях России в адрес США по ДРСМД 04:41, Политика В Сети появилось снятое в момент землетрясения в Мексике видео 04:20, Общество Президент Венесуэлы сравнил Дональда Трампа с Гитлером 03:49, Политика Число жертв землетрясения в Мексике превысило 130 человек 03:13, Общество Лавров жестко ограничил рамки полномочий миротворцев в Донбассе 03:02, Политика Глава МИДа рассказал о прошедшей «без политизации» встрече с Тиллерсоном 02:52, Политика Лавров рассказал Джонсону о готовности России к «встречным шагам» 02:31, Политика Стали известны имена попавших в ДТП с командующим ВДВ военных 02:26, Общество Крупное землетрясение на юге Мексики 01:56, Фотогалерея  ЦБ подготовился к санации Бинбанка 01:55, Финансы Третьего подозреваемого в теракте в метро Лондона задержали в Уэльсе 01:53, Общество В Подмосковье лишили мандата депутата от «Яблока» 01:34, Политика За выдуманного преемника Путина согласились проголосовать 18% россиян 01:16, Политика Apple выпустила новую операционную систему iOS 11 00:55, Технологии и медиа В Польше насчитали почти 1 млн работающих в стране украинцев 00:30, Политика Число жертв землетрясения в Мексике превысило 40 человек 00:09, Общество Миллиардер Брэнсон пообещал помочь Карибам после урагана «Ирма» 19 сен, 23:46, Общество Нетаньяху предложил Ирану дружбу и сослался на здравый смысл пингвинов 19 сен, 23:43, Политика Бюджет сэкономит на пенсиях 560 млрд руб. за два года 19 сен, 23:07, Экономика Землетрясение магнитудой 7,1 в Мексике привело к жертвам и разрушениям 19 сен, 23:02, Общество Спасительный триллион: зачем ЦБ прокредитовал «Открытие» 19 сен, 22:57, Финансы Делегация России покинула зал Генассамблеи ООН перед речью Грибаускайте 19 сен, 22:45, Политика Случайный пуск: кто ответит за выстрел вертолета на учениях «Запад-2017» 19 сен, 22:42, Общество Подозреваемого в нападении на главу штаба Навального в Москве задержали 19 сен, 22:37, Общество
Магазины сообщили о сбоях в поставках из-за введения сбора с грузовиков
Протесты дальнобойщиков, 20 ноя, 2015 21:33
0
Магазины сообщили о сбоях в поставках из-за введения сбора с грузовиков
Проблемы первых дней работы новой системы оплаты проезда большегрузов обернулись для российского ретейла недопоставками. От 1 до 9% продукции не были привезены вовремя, подсчитали в отраслевой ассоциации АКОРТ
Массовая акция протеста дальнобойщиков в Московской области (Фото: Станислав Красильников/ТАСС)

Еда опоздала в магазины

​Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), представляющая интересы 39 крупнейших ретейлеров России, подсчитала объемы недопоставок в магазины и распределительные центры продовольственных ретейлеров за первые дни работы новой системы платы за проезд грузовиков. В зависимости от категории товара в период с 16 по 19 ноября 2015 года включительно до розничных точек и складов вовремя не доезжало от 1 до 9% продукции (такая доля продукции приехала с опозданием или не приехала вовсе).

Самые высокие объемы недопоставок — 3–9% от всего количества запланированных поставок в категории — были в категориях сахара и его заменителей, косметике, макаронных изделиях и снеках, рассказал РБК представитель ассоциации. Поставщики товаров из хлебобулочной и мучной категории, чая, яиц, рыбы и рыбных товаров, детского питания, а также алкогольных и слабоалкогольных напитков задержали или не поставили 1–3% товаров. Менее одного процента недопоставки пришлось на кондитерские изделия, бытовую химию, молоко и молочные товары, мясо и овощи.

Основные проблемы с недопоставками розница испытывала на крупнейших розничных рынках страны — в Москве и Московской области. На эти регионы пришлось 45% объема недопоставки, рассказали в АКОРТе.

Директор Союза независимых сетей (представляет региональных игроков) Сергей Кузнецов рассказал РБК, что и у участников союза есть проблемы с поставками, но они не так масштабны. «Участники союза используют меньше высокотоннажного транспорта и реже, чем федеральные игроки, используют для логистических путей федеральные трассы, потому что в основном ориентированы на региональных поставщиков. Однако в первые дни начала работы системы многие из игроков испытали проблемы с доступностью транспорта, кроме того, практически в два раза выросла его стоимость», — пояснил Сергей Кузнецов. ​

Система взимания платы за пр​оезд грузовиков разрешенной максимальной массой свыше 12 т по федеральным трассам начала работать в России 15 ноября. Вносить сбор перевозчики должны через систему «Платон», оператором которой год назад без конкурса стала компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (по данным СПАРК, оператор на 50% принадлежит сыну Аркадия Ротенберга, Игорю, еще на 50% — бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха»).

Дальнобойщики встали: введение платы за проезд привело к протестам Еще 6 фото
Фотогалерея

Почему начались проблемы

В идеале система работает так: транспортные компании обязаны зарегистрировать автомобили на сайте «Платона» и перед рейсом пополнить счет в личном кабинете системы. Чтобы деньги списывались со счета, перевозчик либо оформляет маршрутную карту, либо устанавливает бортовое устройство, предназначенное для спутниковой фиксации проезда по федеральным трассам. 1 км пути стоит 1,53 руб., а с 1 марта 2016 года цена вырастет до 3,06 руб.

Однако уже за несколько дней до запуска системы участники рынка — и ретейлеры, и представители логистических компаний предупреждали о возможных проблемах с перевозками: не у всех компаний парк автомобилей обеспечен бортовыми устройствами. В минувшее воскресенье, 15 ноября, сайт «Платона» работал с перебоями, в понедельник, когда пользователи стали массово заходить в систему, перестал загружаться совсем (собеседники РБК предоставляли скриншоты с сайта системы).

Большая часть федеральных ретейлеров, в частности «Магнит», X5 Retail Group и другие, владеют крупными автопарками, в которых есть и высокотоннажный транспорт. Будучи крупными логистическими игроками, они одними из первых получили бортовые устройства для своего транспорта. Однако многие из них пользуются услугами сторонних компаний на разных участках доставки. У второго по обороту розничного игрока — X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») — собственный парк полностью обеспечен бортовыми устройствами, сообщал ранее ее представитель Олег Полетаев. Однако треть поставок из распредцентров до магазинов осуществляют партнеры-логисты X5. По данным Полетаева, на конец прошлой недели их автопарки были укомплектованы необходимыми устройствами только на 10–15%. Тогда продолжали заниматься установкой бортовых устройств и логистические партнеры «Дикси» и «Ленты». Кроме того, о проблемах с доставкой продукции ретейлерам на этой неделе начали сообщать поставщики, которые чаще всего используют логистические мощности сторонних компаний.

Во вторник, 17 ноября, ассоциация поставщиков Руспродсоюз даже обратилась к двум крупнейшим ассоциациям российских ретейлеров — АКОРТ и Союзу независимых сетей (представляет региональных игроков) — с письмом, в котором попросила участников обоих объединений воздержаться от штрафов за ситуации с недопоставкой товаров, связанных с проблемами у автоперевозчиков. Как сообщалось в письме, некоторые перевозчики, опасаясь выставления штрафов за неуплату дорожного сбора, вообще отказывались от перевозок грузов по территории Москвы и Московской области.

По данным Национального союза производителей молока (Союзмолоко), в первые дни работы системы ежедневно от 12 до 20% поставок молочной продукции не доезжали до складов и магазинов ретейлеров. Под требование уплаты транспортного сбора попадает более 90% молоковозов, доставляющих сырое молоко на перерабатывающие заводы, со средним плечом доставки по стране в 600 км, указано в письме союза, адресованном премьер-министру Дмитрию Медведеву (есть в распоряжении РБК). «Переработчики уже сейчас сталкиваются с дефицитом транспорта на рынке для доставки немолочного сырья, ростом тарифов на перевозку сырого молока и готовой продукции на 15%, — указано в письме. — Учитывая короткие сроки хранения цельномолочной продукции, штрафные санкции за нарушение сроков поставки со стороны торговых сетей, ситуация со срывами отгрузок с каждым днем усиливает напряжение на рынке».

Начнут ли ретейлеры массово штрафовать поставщиков, пока не ясно. Представитель АКОРТ в ответ на вопрос пояснила, что у каждой сети свои формы договоров с поставщиками и единого решения для всех быть не может.