Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 12:23 МСК
Дочка «Системы» отдаст производство вакцины от гепатита структуре Ростеха Бизнес, 12:19 Поклониться мощам Николая Чудотворца хотят 72% россиян Общество, 12:08 Поклонская объяснила обращениями граждан проверки фильма и студии Учителя Политика, 12:03 Лучшие предложения рынка наличной валюты  12:00   USD НАЛ. Покупка 56,80 Продажа 56,83 EUR НАЛ. 63,79 63,85 Аваков заявил о «технической ошибке» в деле об убийстве Шеремета Политика, 11:45 МВД назвало причину возгорания 30 машин на автостоянке в Новой Москве Общество, 11:31 Васильева заявила об отсутствии понимания «коррупции» у 70% школьников Политика, 11:27 Правозащитники сообщили о гибели 35 человек от авиаудара в Сирии Политика, 11:10 Евгений Малкин в четвертый раз в карьере сыграет в финале Кубка Стэнли Спорт, 11:08 В российского разработчика виртуальной реальности вложили 120 млн руб. Технологии и медиа, 11:02 Лимузин Трампа не смог проехать в ворота королевской резиденции в Бельгии Политика, 10:55 Усманов ответил на упрек Навального об отсутствии у него доказательств Политика, 10:51 Володин прокомментировал инициативу Поклонской о проверке студии Учителя Политика, 10:33 Сбербанк внедрил роботов для пересчета денег Финансы, 10:21 Нидерланды назвали вероятные сроки ратификации ассоциации Украины с ЕС Политика, 10:10 Глава РЖД опроверг существование ограничений на перевозку грузов в Латвию Экономика, 10:02 В Риме умерла итальянский модельер Лаура Бьяджотти Общество, 09:59 Госдума отказалась от идеи отправлять призывникам электронные повестки Политика, 09:50 СПЧ предложил Путину провести первую в истории административную амнистию Общество, 09:22 На автостоянке на юго-востоке Москвы сгорели шесть машин Общество, 08:57 Экс-президент Бразилии Руссефф потребовала вернуть ей пост главы страны Политика, 08:56 Трудовые мигранты из Киргизии перевели из России на родину $433 млн Экономика, 08:46 Путин назначил нового главу красноярского управления ФСБ Политика, 08:39 От чипсов до мытья окон: на чем зарабатывали первые советские кооператоры Фотогалерея, 08:01 Премьер-министр Черногории прокомментировал инцидент с Трампом Политика, 08:00 Нефть марки Brent упала ниже $51 впервые с 15 мая Финансы, 07:16 Кремль захотел дистанцироваться от программы реновации Москвы Политика, 07:01 The Times сообщило о готовившейся за год атаке на клуб в Манчестере Общество, 06:52
20 ноя 2015, 21:33
Анна Левинская
Магазины сообщили о сбоях в поставках из-за введения сбора с грузовиков
Массовая акция протеста дальнобойщиков в Московской области Фото: Станислав Красильников/ТАСС
Протесты дальнобойщиков
Госдума отменила транспортный налог для владельцев большегрузов 22 июн 2016, 17:40 Совет Федерации счел законным введение системы «Платон» 14 апр 2016, 11:16 Еще 28 материалов
Проблемы первых дней работы новой системы оплаты проезда большегрузов обернулись для российского ретейла недопоставками. От 1 до 9% продукции не были привезены вовремя, подсчитали в отраслевой ассоциации АКОРТ

Еда опоздала в магазины

​Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), представляющая интересы 39 крупнейших ретейлеров России, подсчитала объемы недопоставок в магазины и распределительные центры продовольственных ретейлеров за первые дни работы новой системы платы за проезд грузовиков. В зависимости от категории товара в период с 16 по 19 ноября 2015 года включительно до розничных точек и складов вовремя не доезжало от 1 до 9% продукции (такая доля продукции приехала с опозданием или не приехала вовсе).

Самые высокие объемы недопоставок — 3–9% от всего количества запланированных поставок в категории — были в категориях сахара и его заменителей, косметике, макаронных изделиях и снеках, рассказал РБК представитель ассоциации. Поставщики товаров из хлебобулочной и мучной категории, чая, яиц, рыбы и рыбных товаров, детского питания, а также алкогольных и слабоалкогольных напитков задержали или не поставили 1–3% товаров. Менее одного процента недопоставки пришлось на кондитерские изделия, бытовую химию, молоко и молочные товары, мясо и овощи.

Основные проблемы с недопоставками розница испытывала на крупнейших розничных рынках страны — в Москве и Московской области. На эти регионы пришлось 45% объема недопоставки, рассказали в АКОРТе.

Директор Союза независимых сетей (представляет региональных игроков) Сергей Кузнецов рассказал РБК, что и у участников союза есть проблемы с поставками, но они не так масштабны. «Участники союза используют меньше высокотоннажного транспорта и реже, чем федеральные игроки, используют для логистических путей федеральные трассы, потому что в основном ориентированы на региональных поставщиков. Однако в первые дни начала работы системы многие из игроков испытали проблемы с доступностью транспорта, кроме того, практически в два раза выросла его стоимость», — пояснил Сергей Кузнецов. ​

Система взимания платы за пр​оезд грузовиков разрешенной максимальной массой свыше 12 т по федеральным трассам начала работать в России 15 ноября. Вносить сбор перевозчики должны через систему «Платон», оператором которой год назад без конкурса стала компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (по данным СПАРК, оператор на 50% принадлежит сыну Аркадия Ротенберга, Игорю, еще на 50% — бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха»).

Фотогалерея Дальнобойщики встали: введение платы за проезд привело к протестам Водители большегрузных автомобилей устроили акции протеста на федеральных трассах во многих регионах России. Дальнобойщики требуют отменить сбор, который вводится с 15 ноября 2015 года. Плата... Показать 10 фотографий

Почему начались проблемы

В идеале система работает так: транспортные компании обязаны зарегистрировать автомобили на сайте «Платона» и перед рейсом пополнить счет в личном кабинете системы. Чтобы деньги списывались со счета, перевозчик либо оформляет маршрутную карту, либо устанавливает бортовое устройство, предназначенное для спутниковой фиксации проезда по федеральным трассам. 1 км пути стоит 1,53 руб., а с 1 марта 2016 года цена вырастет до 3,06 руб.

Однако уже за несколько дней до запуска системы участники рынка — и ретейлеры, и представители логистических компаний предупреждали о возможных проблемах с перевозками: не у всех компаний парк автомобилей обеспечен бортовыми устройствами. В минувшее воскресенье, 15 ноября, сайт «Платона» работал с перебоями, в понедельник, когда пользователи стали массово заходить в систему, перестал загружаться совсем (собеседники РБК предоставляли скриншоты с сайта системы).

Большая часть федеральных ретейлеров, в частности «Магнит», X5 Retail Group и другие, владеют крупными автопарками, в которых есть и высокотоннажный транспорт. Будучи крупными логистическими игроками, они одними из первых получили бортовые устройства для своего транспорта. Однако многие из них пользуются услугами сторонних компаний на разных участках доставки. У второго по обороту розничного игрока — X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») — собственный парк полностью обеспечен бортовыми устройствами, сообщал ранее ее представитель Олег Полетаев. Однако треть поставок из распредцентров до магазинов осуществляют партнеры-логисты X5. По данным Полетаева, на конец прошлой недели их автопарки были укомплектованы необходимыми устройствами только на 10–15%. Тогда продолжали заниматься установкой бортовых устройств и логистические партнеры «Дикси» и «Ленты». Кроме того, о проблемах с доставкой продукции ретейлерам на этой неделе начали сообщать поставщики, которые чаще всего используют логистические мощности сторонних компаний.

Во вторник, 17 ноября, ассоциация поставщиков Руспродсоюз даже обратилась к двум крупнейшим ассоциациям российских ретейлеров — АКОРТ и Союзу независимых сетей (представляет региональных игроков) — с письмом, в котором попросила участников обоих объединений воздержаться от штрафов за ситуации с недопоставкой товаров, связанных с проблемами у автоперевозчиков. Как сообщалось в письме, некоторые перевозчики, опасаясь выставления штрафов за неуплату дорожного сбора, вообще отказывались от перевозок грузов по территории Москвы и Московской области.

По данным Национального союза производителей молока (Союзмолоко), в первые дни работы системы ежедневно от 12 до 20% поставок молочной продукции не доезжали до складов и магазинов ретейлеров. Под требование уплаты транспортного сбора попадает более 90% молоковозов, доставляющих сырое молоко на перерабатывающие заводы, со средним плечом доставки по стране в 600 км, указано в письме союза, адресованном премьер-министру Дмитрию Медведеву (есть в распоряжении РБК). «Переработчики уже сейчас сталкиваются с дефицитом транспорта на рынке для доставки немолочного сырья, ростом тарифов на перевозку сырого молока и готовой продукции на 15%, — указано в письме. — Учитывая короткие сроки хранения цельномолочной продукции, штрафные санкции за нарушение сроков поставки со стороны торговых сетей, ситуация со срывами отгрузок с каждым днем усиливает напряжение на рынке».

Начнут ли ретейлеры массово штрафовать поставщиков, пока не ясно. Представитель АКОРТ в ответ на вопрос пояснила, что у каждой сети свои формы договоров с поставщиками и единого решения для всех быть не может.