Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 15:59 МСК
Продажа активов помогла «Интер РАО» увеличить полугодовую прибыль втрое Бизнес, 15:51 Турция через Россию уведомила Дамаск о начале военной операции в Сирии Политика, 15:40 Путин отказался от поездки на матч по футболу между Россией и Турцией Общество, 15:39 СМИ узнали имя нового главы управления собственной безопасности ФСБ Политика, 15:36 Папа римский встретился с основателем Facebook Марком Цукербергом Технологии и медиа, 15:34 Один из претендентов на «Башнефть» попросил изменить условия приватизации Бизнес, 15:34 Песков отказался комментировать возможные удары России и США по Алеппо Политика, 15:33 Кремль счел некорректным вопрос о возможной дестабилизации в Узбекистане Политика, 15:19 МИД назвал устаревшим договор об обычных вооружениях в Европе Политика, 15:08 СК нашел надругавшегося над девочкой в самолете мужчину Общество, 15:01 Лучшие предложения рынка наличной валюты  15:00   USD НАЛ. Покупка 65,07 Продажа 65,07 EUR НАЛ. 72,84 72,86 СБУ назвала ложной информацию о «секретной тюрьме» в Харькове Политика, 14:52 Порошенко уволил главу администрации президента Политика, 14:49 Войска ПВО Западного округа вывели С-300 и С-400 на учебные стрельбы Общество, 14:42 Работники поставщика АвтоВАЗа перекрыли трассу из-за долгов по зарплате Бизнес, 14:40 Курс евро на завтра  14:36 EUR ЦБ 72.7996 -0.2896 Курс доллара на завтра  14:36 USD ЦБ 65.081 +0.3430 Расплата за снос: стоит ли судиться с московской мэрией? Александр Зелепухин руководитель направления «Недвижимость и строительство» коллегии адвокатов «Малов и партнеры» Мнение, 14:35 «Укроборонпрому» поручили создать не уступающее российскому оружие Политика, 14:27 СМИ узнали об обсуждении скоординированных ударов России и США по Алеппо Политика, 14:13 Срок следствия по «болотному делу» продлен до марта 2017 года Политика, 14:10 «Эксмо» подало к «Яндексу» иск о блокировке пиратских ссылок Технологии и медиа, 14:09 «Аэрофлот» закончил полугодие прибылью впервые с 2013 года Бизнес, 14:02 «Уралкалий» заключил контракт на поставку калия в Китай Бизнес, 14:00 В партии Порошенко назвали имя нового главы администрации президента Политика, 13:46 Иран заявил о вторжении в воздушное пространство страны дрона США Политика, 13:31 В ресторане Burger King нашли тело мужчины Общество, 13:22 После взрыва у Института криминологии в Брюсселе задержали пять человек Политика, 13:16
ФНС впервые дотянулась до бенефициаров офшоров в Голландии
19 дек 2014, 00:30
Роман Асанкин, Алиса Штыкина
ФНС впервые дотянулась до бенефициаров офшоров в Голландии
Рабочие в цехе нового производства полного цикла на предприятии АВТОТОР Фото: РИА Новости
Российские владельцы офшоров могут быть оперативно раскрыты по запросу Федеральной налоговой службы. Взыскивая налог на прибыль с компании «Автотор-Менеджемент», она добилась от властей Голландии ответа, кто скрывается за номинальным директором местной компании – основной владелец Владимир Щербаков. Юристы называют этот случай прецедентом в работе с офшорами

Запрос в Голландию

В начале декабря Арбитражный суд Санкт-Петербурга отклонил жалобу ЗАО «Автотор-Менеджмент» на решение Федеральной налоговой службы (ФНС) по крупнейшим налогоплательщикам №8 о доначислении налога на прибыль за 2010–2011 годы в размере 596,1 млн руб. с учетом штрафов и пени. Текст решения опубликован в картотеке арбитражных дел 12 декабря. Особенностью этого дела стала работа ФНС с офшорами.

В ходе выездной проверки в начале этого года инспекция выявила участие компании в схеме уклонения от уплаты налогов. В частности, «Автотор-Менеджмент» по ценам на 20% выше рыночных арендовал имущество у ООО «Балтийские автомобильные заводы» (БАЗ), занижая свою налогооблагаемую базу, полагают в ФНС. Обе компании входят в одну группу лиц, БАЗ на момент проверки значилась резидентом калининградской Особой экономической зоны и не платила налог на прибыль и имущество.

В материалах суда сказано, что в 2006 году ряд холдинговых компаний «Автотора» внесли в уставной капитал БАЗ свое имущество: здания, сооружения, оборудование. Далее БАЗ это имущество сдавала автосборочным структурам, а также «Автотор-Менеджменту». Налоговая установила, что прибыль БАЗ в виде дивидендов направляла голландской Doan B.V.

ФНС удалось получить информацию о конечном бенефициаре этого офшора. Как следует из показаний управляющего Doan B.V. в 2010–2011 годах Люка Роберта (приводятся в материалах суда), бенефициар компании – Владимир Щербаков, председатель совета директоров холдинга «Автотор».

«Мы будем подавать апелляцию, несмотря на то, что частично суд удовлетворил нашу жалобу. Суть наших разногласий с налоговой сводится к вопросу определения размера арендной платы за арендуемые производственные мощности», – заявила РБК Олеся Казарина, пиар-директор «Автотор Холдинга». По ее словам, размер арендной платы был установлен арендодателем на основе заключения компаний, входящих в четверку ведущих мировых оценочных компаний: в ходе судебного разбирательства «Автотор» представил экспертное заключение Ernst&Young, подтверждающее обоснованность установленной арендной платы в существующих рыночных условиях.

Представитель МИФНС №8 отказался от комментариев. 

Соглашения заработали

​Нидерландская сторона предоставила сведения о Doan B.V. на основании соглашения между Россией и королевством от 1996 года «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество». По словам управляющего партнера юридической компании «Алексей Гуров и партнеры» Алексея Гурова, в порядке обмена информации по соглашению двух стран госорганы могут передавать данные, например о получении дивидендов, прибыли, доходов от недвижимости и о самих налогоплательщиках. Но случаев, чтобы это работало на практике, он припомнить не смог.

В юридической практике это первый случай безусловной помощи российской налоговой со стороны иностранного налогового органа, утверждают опрошенные РБК юристы. «Этот прецедент меняет всю практику с момента расформирования ВАС и будет играть решающую роль для тех, кто явно злоупотребляет и пока не боится никаких последствий», – считает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. История с Щербаковым, полагает юрист, исключит возможность использования транзитных компаний в высоконалоговых юрисдикциях.

Дело «Автотора» показывает, что российские налоговые органы уделяют все больше внимания не только документам, но и свидетельским показаниям – и не только во внутрироссийских операциях, но и в международных, добавляет старший юрист Goltsblat BLP Артем Торопов. По словам Захарова, в зону риска теперь попадают все, кто использует голландскую и подобные юрисдикции для агрессивного налогового планирования. Им придется либо полностью перевести свой бизнес в Россию, либо переструктурировать свою деятельность.

Громких налоговых дел, которые основывались бы на раскрытии бенефициара через транзитную юрисдикцию или офшор, не было, подтверждает партнер International Tax Associates BV Рустам Вахитов. Однако в деле торговой сети «Монетка» была раскрыта связь между российской и кипрской компаниями. В деле Александра Сенаторова (МИАН) 2012 года факт контроля бенефициара над российскими активами через ряд фондов и трастов был установлен через предоставление истцом-кредитором в суд конфиденциальных документов с Кипра, суд посчитал возможным обращение взыскания на эти активы.

Дело о льготах​

«Автотор-Менеджмент» входит в калининградский холдинг «Автотор», который собирает автомобили KIA, BMW, Cadillac, Chevrolet, Opel и Hyundai. Основатель и основной владелец холдинга – Владимир Щербаков. «Автотор-Менеджмент» занимается контрактной сборкой Opel и Chevrolet.

После налоговой проверки в начале этого года претензии были предъявлены ЗАО «Автотор-Менеджмент», ЗАО «Автотор» и ООО «Эллада Трейд». Суммарно трем компаниям доначислен налог на прибыль в 3,5 млрд руб. (см. РБК от 27 ноября). Налоговики говорят, что дело «Автотор-Менеджмента» должно стать прецедентным в рамках судебного разбирательства по другим двум компаниям.

В качестве эксперта ФНС был привлечен сотрудник одной из оценочных компаний, не специализирующийся на такой экспертизе, говорит представитель «Автотора». Его заключение было основано на данных из опубликованных в Сети объявлений о предлагаемых к аренде неотапливаемых складах довоенной постройки по цене, не превышающей $20 за кв. м, пояснил собеседник РБК. И эта цифра, по его словам, была взята налоговой за основу расчета арендных платежей за новейшие корпуса, оснащенные современным оборудованием и технологиями, представляющие собой производственные мощности для выпуска автомобилей ведущих мировых брендов, объем инвестиций в которые составил более €500 млн.