Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
В Дубае арестовали российского режиссера за съемку мечети с дрона 02:46, Общество «Коммерсантъ» узнал о закупке Су-30СМ для Минобороны у «Иркута» 02:17, Бизнес Израиль пошел на уступки после протестов мусульман по Храмовой горе 01:57, Политика Белый дом уточнил позицию Трампа по законопроекту о новых санкциях 01:29, Политика «Нормандская четверка» договорилась о реализации Минских договоренностей 01:25, Политика Конгрессмен предложил запретить служащим останавливаться в отелях Трампа 01:02, Политика Рисунок Дональда Трампа выставили на аукцион за $9 тыс. 00:44, Политика В ООН призвали урегулировать кризис вокруг Храмовой горы в Иерусалиме 00:10, Политика Корпоративные облигации стали основным источником фондирования компаний 00:00, Финансы Большинство российских предприятий одобрили укрепление рубля 00:00, Экономика В США обнародовали показания агента КГБ по делу об убийстве Джона Кеннеди 24 июл, 23:55, Общество Генсек ООН осудил взрыв террориста-смертника в Кабуле 24 июл, 23:38, Политика В Москве от «Дома с писателями» отвалился барельеф с Гоголем 24 июл, 23:19, Общество Цукерберг поспорил с Маском о «фундаментальной угрозе» человечеству 24 июл, 23:13, Технологии и медиа «Почта России» назвала похитителя посылок в Ростове-на-Дону 24 июл, 22:56, Общество Почему усиление мер безопасности спровоцировало волнения в Иерусалиме 24 июл, 22:45, Политика Минпромторг ответил на идею запретить продажу «мерзавчиков» на кассах 24 июл, 22:37, Общество Автостраховщики сообщили о проблемах с оформлением ОСАГО в Севастополе 24 июл, 22:25, Финансы Контролирующий акционер «Черкизово» продал часть доли испанской компании 24 июл, 22:12, Общество СМИ сообщили о ликвидации в Ираке «заместителя» главаря ИГ 24 июл, 22:04, Политика Скидка на колеса: как работают новые программы льготного автокредитования 24 июл, 21:57, Деньги Bloomberg узнал о плане Deutsche Bank вывести из Великобритании €300 млрд 24 июл, 21:45, Финансы Автомобиль въехал в толпу пешеходов в Южной Дакоте 24 июл, 21:33, Общество Эск-глава штаба Путина назвал расследования в отношении него заказными 24 июл, 21:23, Общество Linkin Park выпустила заявление в связи со смертью Честера Беннингтона 24 июл, 21:19, Общество «Вертолеты России» не попали в топ-100 оборонных компаний 24 июл, 21:14, Политика СМИ сообщили о взрыве метана на шахте в Кемеровской области 24 июл, 20:44, Общество Встречу Путина с детьми посмотрели в интернете 6 млн человек 24 июл, 20:43, Политика
Россияне переключились на новые бренды из-за санкций и девальвации
Обвал рубля, 16 фев, 2015 12:42
0
Россияне переключились на новые бренды из-за санкций и девальвации
Из-за санкций и девальвации рубля продуктовые корзины россиян стали разнообразнее: в прошлом году количество новых брендов в них выросло почти на 8%, доля российских товаров в сетях выросла на 2–10%
Фото: РИА Новости

Количество брендов продуктов питания в корзине российского покупателя в 2014 году выросло на 7,8%, подсчитало исследовательский холдинг Romir. Лидером по части разнообразия стал сыр: число новых торговых марок, которые посетитель покупает в магазине, выросло на 12,8% (по данным Росстата, производство сыра в России выросло в 2014 году на 14%). Те же данные по молоку свидетельствуют о росте на 5,1%, по йогурту – на 2,4%.

Как считали:

Romir Scan Panel в онлайн-режиме отслеживает покупки более 10 тыс. потребителей в 52 городах России с населением более 100 тыс. человек: покупатели после посещения магазина сканируют штрих-коды всех купленных товаров, которые они принесли домой.​ 

Потребителям пришлось искать альтернативные бренды из-за санкций – многие товары из стран, попавших под эмбарго, исчезли с полок, считают эксперты Romir. В конце октября 8% опрошенных покупателей говорили, что вынуждены покупать новые марки продуктов, объясняя это исчезновением с прилавков привычных товаров. Вторая причина – рост цен на импортные товары: из-за обвала курса рубля некоторые продукты подорожали почти вдвое. «Наименее защищенные слои оптимизируют свою корзину за счет переключения на бренды более низкого ценового сегмента, а остальные – покупают привычные товары и пытаются оптимизировать расходы за счет поиска промо-акций», – говорит руководитель департамента панельных исследований Romir Инна Афанасенко.

Количество брендов рыбной продукции в корзине покупателя, по данным исследования Romir, напротив, уменьшилось на 6,4%, а число брендов мясной продукции – почти не изменилось. Эти цифры говорят, скорее, о падении потребления рыбы в целом, считает исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков. По его мнению, потребители стали покупать больше обезличенной рыбной продукции (например, соленая семга на развес) в несетевых магазинах или на рынках – там, где она продается без торговых марок. Производители мясной продукции говорят о том, что на прилавках и до введения эмбарго и роста курса доллара было много продукции российских производителей – за исключением деликатесов (например, хамона).

Сети меняют матрицу

Изменения в ассортименте признают и ретейлеры. Доля российских товаров на полках сетевых магазинов с момента введения продовольственного эмбарго выросла на 2–10% в зависимости от формата торговой сети, заявил 9 февраля председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли, президент группы «Дикси» Илья Якубсон.

В супермаркетах «Виктория» (входит в ГК «Дикси») существенно вырос ассортимент молока, кефирных и творожных продуктов, сметаны, говорит представитель ГК «Дикси» Екатерина Куманина. «Хотя, конечно, есть позиции, которые пострадали от введения экономических ограничений – например, на треть сократилось количество сыров с благородной плесенью и рыбных деликатесов», – отмечает она. Многие выпавшие позиции заменили недорогие продукты под собственными торговыми марками (СТМ) сети, в том числе за счет российских поставщиков. СТМ теперь представлены в каждой категории по «первой», то есть самой доступной, цене, говорит она.

Число поставщиков выросло за счет того, что сетям приходится искать товары-альтернативы, чтобы найти оптимальный продукт, говорит представитель «Азбуки Вкуса» Андрей Голубков. «Планку качества мы не меняем, но при этом пытаемся повлиять на закупочную цену, чтобы обеспечить оптимальную для покупателя цену на полке», – говорит он.

С начала 2015 года от торговых сетей стали поступать предложения по изменению ассортимента, говорит директор по продажам группы «ПРОДО» Дмитрий Судариков. Акцент делается на средний и низкоценовой сегмент, также ретейлеры стали присылать больше заказов на выпуск продукции под собственными торговыми марками. По словам Сударикова, это можно объяснить стремлением увеличить долю доступных по цене товаров в ассортименте магазинов.

Год без еды: какие продукты россияне не увидят на полках Еще 5 фото
Фотогалерея

Продавцы российского

После того как с рынка ушла финская и французская продукция, у российских компаний появилось больше места на полке: если раньше она стояла в один ряд, то сейчас уже в два-четыре, свидетельствует гендиректор корпорации «Органик» (молочный бренд «Это лето», работает с «Азбукой Вкуса», Metro, «АШАНом») Денис Прасолов. «Магазины сделали это по умолчанию, никаких дополнительных счетов нам не выставляли – им же нужно чем-то заполнять полки, чтобы не держать их пустыми», – говорит он. Когда освободилось место на полке в связи с санкциями, сети постарались быстрее его заполнить, подтверждает Владислав Чебурашкин, гендиректор и совладелец компании «Братья Чебурашкины» (производит молочную продукцию, работает с X5 Retail, «Азбукой Вкуса», «Алыми Парусами», «Бахетле», «Викторией», «Глобус Гурмэ»).

Оценить прямой эффект санкций, менеджеры не берутся. Но продажи «Органик», по собственным данным, выросли в 2014 году в натуральном выражении в два раза. Сейчас компания ведет переговоры с сетями по поставке не только премиальной органической продукции, но и более дешевой неорганической линии молочных продуктов – уже начаты переговоры с «Лентой» и сетью «О'Кей». «Братья Чебурашкины» в сентябре открыли первый завод в Подмосковье, с тех пор продажи, по словам гендиректора, растут на 35–50% в месяц.

Барыбинский молочный завод (контролируется Coalco), продукция которого раньше не была представлена в крупных федеральных сетях, в 2014 году договорился о поставках в магазины сетей «Алые паруса» и «Я любимый», говорит заместитель гендиректора предприятия по развитию Андрей Бондарь. «Сети с удовольствием идут навстречу, был бы поставщик добросовестным», – отмечает он.

Опрошенные РБК поставщики говорят, что теперь им стало проще договариваться с федеральными сетями. Если раньше для того, чтобы ввести новый продукт на полку, требовалось более трех месяцев, то сейчас достаточно недели-двух. «Максимальный срок переговоров составляет месяц, сети стали значительно сговорчивее», – говорит представитель компании – производителя молочной продукции.

Срок в три месяца сейчас не нужен даже для появления на полке совершенно нового бренда. «Сейчас наша продукция есть в матрице «Зеленого Перекрестка», «Карусели», идет акция в обычных «Перекрестках». Чтобы прийти к этому результату, от первой встречи до первых отгрузок нам потребовалось около 2 месяцев», – говорит Владислав Чебурашкин.

А вот финансовые условия взаимодействия с торговыми сетями не изменились никак, говорит Прасолов. В плане условий входа в торговые сети ничего не поменялось, подтверждает владелец небольшой компании по производству соков, газированных и слабоалкогольных напитков: вдобавок к разрешенному бонусу в 10%, который сети получают от поставщиков, ретейлеры по-прежнему подталкивают поставщиков заключать договоры на оказание маркетинговых услуг, и наценка может достигать в итоге 30%, утверждает собеседник РБК. Размер отчислений поставщиков сетям в некоторых случаях доходит до 50% от стоимости товара, говорилось в аналитической записке Союза производителей алкогольной продукции, которая была подготовлена в конце 2014 года в рамках обсуждения поправок в закон «О торговле». «Эти выплаты негласно увязаны с возможностью в принципе поставлять товары в торговую сеть», – писали авторы документа.