Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 23:52 МСК
«Яндекс» опроверг обвинения СБУ в передаче данных украинцев спецслужбам Технологии и медиа, 23:23 Банки начали отказываться от СМС-уведомлений из-за их высокой стоимости Финансы, 23:11 В Великобритании сотрудница зоопарка погибла в результате нападения тигра Общество, 23:06 Лучшие предложения рынка наличной валюты  23:00   USD НАЛ. Покупка 56,59 Продажа 56,56 EUR НАЛ. 63,25 63,16 Рандеву в Версале: что Путин обсудил на первой встрече с Макроном Политика, 22:57 Власти пообещали жителям сносимых пятиэтажек скидки на расширение жилья Общество, 22:24 BuzzFeed назвал иск акционеров Альфа-банка попыткой надавить на издание Технологии и медиа, 22:09 В Краснодарском крае противоградовая ракета упала на дом Общество, 22:03 «МегаФон» запустил линейку более высоких тарифов Технологии и медиа, 21:42 BMW приостановила часть производств из-за перебоев в поставках деталей Бизнес, 21:30 СМИ сообщили о пожаре на ТЭЦ на севере Москвы Общество, 21:29 Жертвами урагана в Подмосковье стали ребенок и пожилой мужчина Общество, 21:24 Собянин пообещал по миллиону рублей семьям погибших от урагана Политика, 21:07 Националиста Белова этапировали в Нижний Новгород Общество, 21:06 Ураган обесточил более 20 населенных пунктов в Центральной России Общество, 21:05 По делу экс-губернатора Челябинской области задержали помощника депутата Общество, 20:50 Буря на миллиард: к каким последствиям приводили ураганы в Москве Фотогалерея, 20:49 В Красноярске при падении с 17-го этажа погиб и.о. вице-мэра города Общество, 20:48 Макрон назвал Sputnik и RT «органами лживой пропаганды» Политика, 20:42 Как изменятся роли Китая и России при реализации проектов Шелкового пути Политика, 20:41 Окрыленный надеждой: чем удивит конкурентов новый лайнер МС-21 Бизнес, 20:32 В МИДе назвали высылку дипломатов из Молдавии «парадоксальной ситуацией» Политика, 20:21 «Барселона» объявила имя нового главного тренера Спорт, 20:20 Избивших заместителя Емельяненко бойцов пожизненно дисквалифицировали Спорт, 20:09 Президент Молдавии прокомментировал высылку российских дипломатов Политика, 20:04 В Госдуме прокомментировали высылку российских дипломатов из Молдавии Политика, 19:55 Тайгера Вудса задержали за вождение в нетрезвом виде Общество, 19:47 Кремль сообщил о предстоящих переговорах «нормандской четверки» Политика, 19:44
16 фев 2015, 12:42
Ирина Жаворонкова
Россияне переключились на новые бренды из-за санкций и девальвации
Фото: РИА Новости
Обвал рубля
Набиуллина заявила о необходимости инфляции в России не ниже 4% 24 ноя 2016, 10:55 Время жуликов: число рискованных схем продаж автомобилей выросло в кризис 18 ноя 2016, 16:16 Еще 2987 материалов
Из-за санкций и девальвации рубля продуктовые корзины россиян стали разнообразнее: в прошлом году количество новых брендов в них выросло почти на 8%, доля российских товаров в сетях выросла на 2–10%

Количество брендов продуктов питания в корзине российского покупателя в 2014 году выросло на 7,8%, подсчитало исследовательский холдинг Romir. Лидером по части разнообразия стал сыр: число новых торговых марок, которые посетитель покупает в магазине, выросло на 12,8% (по данным Росстата, производство сыра в России выросло в 2014 году на 14%). Те же данные по молоку свидетельствуют о росте на 5,1%, по йогурту – на 2,4%.

Как считали:

Romir Scan Panel в онлайн-режиме отслеживает покупки более 10 тыс. потребителей в 52 городах России с населением более 100 тыс. человек: покупатели после посещения магазина сканируют штрих-коды всех купленных товаров, которые они принесли домой.​ 

Потребителям пришлось искать альтернативные бренды из-за санкций – многие товары из стран, попавших под эмбарго, исчезли с полок, считают эксперты Romir. В конце октября 8% опрошенных покупателей говорили, что вынуждены покупать новые марки продуктов, объясняя это исчезновением с прилавков привычных товаров. Вторая причина – рост цен на импортные товары: из-за обвала курса рубля некоторые продукты подорожали почти вдвое. «Наименее защищенные слои оптимизируют свою корзину за счет переключения на бренды более низкого ценового сегмента, а остальные – покупают привычные товары и пытаются оптимизировать расходы за счет поиска промо-акций», – говорит руководитель департамента панельных исследований Romir Инна Афанасенко.

Количество брендов рыбной продукции в корзине покупателя, по данным исследования Romir, напротив, уменьшилось на 6,4%, а число брендов мясной продукции – почти не изменилось. Эти цифры говорят, скорее, о падении потребления рыбы в целом, считает исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков. По его мнению, потребители стали покупать больше обезличенной рыбной продукции (например, соленая семга на развес) в несетевых магазинах или на рынках – там, где она продается без торговых марок. Производители мясной продукции говорят о том, что на прилавках и до введения эмбарго и роста курса доллара было много продукции российских производителей – за исключением деликатесов (например, хамона).

Сети меняют матрицу

Изменения в ассортименте признают и ретейлеры. Доля российских товаров на полках сетевых магазинов с момента введения продовольственного эмбарго выросла на 2–10% в зависимости от формата торговой сети, заявил 9 февраля председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли, президент группы «Дикси» Илья Якубсон.

В супермаркетах «Виктория» (входит в ГК «Дикси») существенно вырос ассортимент молока, кефирных и творожных продуктов, сметаны, говорит представитель ГК «Дикси» Екатерина Куманина. «Хотя, конечно, есть позиции, которые пострадали от введения экономических ограничений – например, на треть сократилось количество сыров с благородной плесенью и рыбных деликатесов», – отмечает она. Многие выпавшие позиции заменили недорогие продукты под собственными торговыми марками (СТМ) сети, в том числе за счет российских поставщиков. СТМ теперь представлены в каждой категории по «первой», то есть самой доступной, цене, говорит она.

Число поставщиков выросло за счет того, что сетям приходится искать товары-альтернативы, чтобы найти оптимальный продукт, говорит представитель «Азбуки Вкуса» Андрей Голубков. «Планку качества мы не меняем, но при этом пытаемся повлиять на закупочную цену, чтобы обеспечить оптимальную для покупателя цену на полке», – говорит он.

С начала 2015 года от торговых сетей стали поступать предложения по изменению ассортимента, говорит директор по продажам группы «ПРОДО» Дмитрий Судариков. Акцент делается на средний и низкоценовой сегмент, также ретейлеры стали присылать больше заказов на выпуск продукции под собственными торговыми марками. По словам Сударикова, это можно объяснить стремлением увеличить долю доступных по цене товаров в ассортименте магазинов.

Фотогалерея Год без еды: какие продукты россияне не увидят на полках Введение запрета на поставки отдельных видов продовольствия и сельскохозяйственной продукции из стран, присоединившихся к санкциям против России, как минимум на год оставит россиян без целого ряда продуктов... Показать 9 фотографий

Продавцы российского

После того как с рынка ушла финская и французская продукция, у российских компаний появилось больше места на полке: если раньше она стояла в один ряд, то сейчас уже в два-четыре, свидетельствует гендиректор корпорации «Органик» (молочный бренд «Это лето», работает с «Азбукой Вкуса», Metro, «АШАНом») Денис Прасолов. «Магазины сделали это по умолчанию, никаких дополнительных счетов нам не выставляли – им же нужно чем-то заполнять полки, чтобы не держать их пустыми», – говорит он. Когда освободилось место на полке в связи с санкциями, сети постарались быстрее его заполнить, подтверждает Владислав Чебурашкин, гендиректор и совладелец компании «Братья Чебурашкины» (производит молочную продукцию, работает с X5 Retail, «Азбукой Вкуса», «Алыми Парусами», «Бахетле», «Викторией», «Глобус Гурмэ»).

Оценить прямой эффект санкций, менеджеры не берутся. Но продажи «Органик», по собственным данным, выросли в 2014 году в натуральном выражении в два раза. Сейчас компания ведет переговоры с сетями по поставке не только премиальной органической продукции, но и более дешевой неорганической линии молочных продуктов – уже начаты переговоры с «Лентой» и сетью «О'Кей». «Братья Чебурашкины» в сентябре открыли первый завод в Подмосковье, с тех пор продажи, по словам гендиректора, растут на 35–50% в месяц.

Барыбинский молочный завод (контролируется Coalco), продукция которого раньше не была представлена в крупных федеральных сетях, в 2014 году договорился о поставках в магазины сетей «Алые паруса» и «Я любимый», говорит заместитель гендиректора предприятия по развитию Андрей Бондарь. «Сети с удовольствием идут навстречу, был бы поставщик добросовестным», – отмечает он.

Опрошенные РБК поставщики говорят, что теперь им стало проще договариваться с федеральными сетями. Если раньше для того, чтобы ввести новый продукт на полку, требовалось более трех месяцев, то сейчас достаточно недели-двух. «Максимальный срок переговоров составляет месяц, сети стали значительно сговорчивее», – говорит представитель компании – производителя молочной продукции.

Срок в три месяца сейчас не нужен даже для появления на полке совершенно нового бренда. «Сейчас наша продукция есть в матрице «Зеленого Перекрестка», «Карусели», идет акция в обычных «Перекрестках». Чтобы прийти к этому результату, от первой встречи до первых отгрузок нам потребовалось около 2 месяцев», – говорит Владислав Чебурашкин.

А вот финансовые условия взаимодействия с торговыми сетями не изменились никак, говорит Прасолов. В плане условий входа в торговые сети ничего не поменялось, подтверждает владелец небольшой компании по производству соков, газированных и слабоалкогольных напитков: вдобавок к разрешенному бонусу в 10%, который сети получают от поставщиков, ретейлеры по-прежнему подталкивают поставщиков заключать договоры на оказание маркетинговых услуг, и наценка может достигать в итоге 30%, утверждает собеседник РБК. Размер отчислений поставщиков сетям в некоторых случаях доходит до 50% от стоимости товара, говорилось в аналитической записке Союза производителей алкогольной продукции, которая была подготовлена в конце 2014 года в рамках обсуждения поправок в закон «О торговле». «Эти выплаты негласно увязаны с возможностью в принципе поставлять товары в торговую сеть», – писали авторы документа.