Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Российскому авторынку предсказали дальнейшее падение в 2016 году
Лента новостей 16:02 МСК
Путин предложил искать новые источники роста экономики Экономика, 15:40 «Это были именно иностранцы»: кто покупал российские евробонды Интервью, 15:38 Российские сети в июне впервые начнут продавать смартфоны Xiaomi Технологии и медиа, 15:33 Глава ВТБ ответил на сообщения о «дутом» спросе на российские евробонды Экономика, 15:32 Кремль подтвердил возвращение «бойцов ГРУ» в Россию Политика, 15:25 СМИ показали кадры встречи «бойцов ГРУ» в аэропорту Внуково Политика, 15:23 Россия обжаловала решение ЕСПЧ в пользу Навального по «делу «Кировлеса» Политика, 15:07 Путин подписал указ о помиловании Савченко Политика, 15:06 Во Флоренции обрушилась набережная со стоявшими на ней машинами Общество, 15:05 Российские диспетчеры развели пассажирский лайнер и неопознанный самолет Политика, 15:01 Лучшие предложения рынка наличной валюты  15:00   USD НАЛ. Покупка 65,98 Продажа 66,01 EUR НАЛ. 73,69 73,72 Самолет с Савченко приземлился в аэропорту Киева Политика, 14:58 Внезапный обмен: как Савченко и «бойцов ГРУ» возвращают на родину Политика, 14:26 Средний размер потребкредита в России превысил докризисный уровень Финансы, 14:24 Путин по видеосвязи дал старт работе терминала «Ворота Арктики» Политика, 14:22 СМИ рассказали о роли «нормандской четверки» в обмене Савченко Политика, 14:13 Ставка на элиты: почему обращения к Путину теперь заканчиваются плохо Кирилл Мартынов публицист, доцент НИУ ВШЭ Мнение, 13:57 Самолет с «бойцами ГРУ» приземлился во Внуково Политика, 13:55 Шведский суд оставил в силе ордер на арест Джулиана Ассанжа Политика, 13:34 Официальный курс евро снизился на 1,5 руб. Финансы, 13:11 В школах Таджикистана запретили последний звонок Политика, 13:05 СМИ узнали о вылетевшем в Москву самолете с «бойцами ГРУ» Политика, 13:03 Курс евро на завтра  13:01 EUR ЦБ 73.4596 -1.5753 Курс доллара на завтра  13:01 USD ЦБ 65.8949 -1.1544 Reuters узнал о возвращении на Украину самолета с Савченко на борту Политика, 12:42 СМИ рассказали о возможной схеме обмена Савченко на «бойцов ГРУ» Политика, 12:37 Немецкий футболист Роман Нойштедтер получил российский паспорт Общество, 12:32
14 янв, 22:08
Роман Асанкин
Российскому авторынку предсказали дальнейшее падение в 2016 году
Фото: Lori
АвтоВАЗ на грани банкротства
Средняя цена автомобилей Lada превысила полмиллиона рублей 20 мая, 16:46 Бывший импортер Lada потребовал от АвтоВАЗа компенсацию в 110 млн руб. 18 мая, 18:05 Еще 16 материалов
Российский авторынок, которому в 2016 году предсказывали возвращение к росту, продолжит падение. По оценке АЕБ, продажи машин сократятся еще на 5%, а участники рынка называют даже такой прогноз оптимистичным

​Назад в 2009-й

В 2016 году российский авторынок продолжит падение, заявил на пресс-конференции в четверг председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер. По оценке АЕБ, в текущем году объем продаж легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта (LCV) составит 1,53 млн штук — это на 4,4% меньше, чем в 2015 году, и вдвое меньше, чем в пиковом 2012 году (2,94 млн). В последний раз так мало автомобилей на российском рынке продавалось в кризисном 2009 году (1,47 млн).

Негативный прогноз АЕБ означает, что российский авторынок будет падать четвертый год подряд начиная с 2013 года. Тогда продажи снизились на 5%, до 2,8 млн штук, после чего отрицательная динамика нарастала: в 2014-м падение составило 10,3% (2,5 млн машин), в 2015 году — 35,7% (1,6 млн).

АЕБ не дает прогноза, когда рынок наконец стабилизируется. Продолжение падения продаж автомобилей Шрайбер связал с ослаблением рубля. Девальвация заставляет автопроизводителей поднимать цены на автомобили, а это оказывает давление на спрос, констатировал он. На сколько вырастут цены в 2016 году, Шрайбер сказать затруднился. В 2015 году, по расчетам «Автостата», стоимость новых машин в рублях выросла в среднем на 25%.

В четверг АЕБ также опубликовала итоговые результаты продаж автомобилей в 2015 году. По оценке ассоциации, в прошлом году рынок сократился на 890 тыс. машин, или 35,7%, до 1,6 млн штук. Худшим месяцем года, как и предполагал ранее РБК, стал декабрь — по его итогам падение составило 45,7%.

Всего в декабре 2015 года в России было продано почти 147 тыс. легковых автомобилей — на 123,6 тыс. меньше, чем в последнем месяце 2014 года. Несмотря на это, по числу проданных машин декабрь оказался самым успешным для автоторговцев месяцем 2015 года.

Пессимистичные прогнозы

Еще в середине прошлого года прогнозы на 2016-й были более оптимистичными. Базовый сценарий июньского прогноза Boston Consulting Group (BCG) предполагал рост продаж автомобилей почти на 12%, PricewaterhouseCoopers еще в декабре предполагал, что в 2016 году объем рынка останется на уровне 2015-го. Российское правительство в конце прошлого года ожидало небольшого роста рынка — на уровне 0,4%. В этот четверг глава Минпромторга Денис Мантуров уже заявил журналистам, что спад авторынка в 2016 году может составить «где-то 5%» (цитата по ТАСС).

АЕБ, впрочем, допускает, что продажи автомобилей могут упасть еще ниже: все будет зависеть от поддержки авторынка правительством. В 2015 году государство стимулировало спрос на автомобили за счет программ утилизации и trade-in, льготного автокредитования и автолизинга. В целом размер господдержки составил 43,3 млрд руб. «Консолидированный прогноз членов АЕБ на 2016 год — 1,53 млн автомобилей при условии, что не будет существенных изменений в государственной поддержке автомобильного сектора», — подчеркнул в четверг Шрайбер.

В начале декабря вице-премьер Аркадий Дворкович говорил, что в 2016 году правительство может увеличить размер господдержки авторынка до 50 млрд руб. Но пока нет окончательного решения даже о том, будет ли она вообще продлена. Ранее собеседники РБК в правительстве не исключали, что из-за дефицита бюджета господдержка может быть не выделена вовсе.

Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов считает, что падение рынка может оказаться глубже текущего прогноза АЕБ. По базовому прогнозу агентства, снижение продаж с учетом LCV в 2016 году может достигнуть 25%, до 1,2 млн машин. Небольшое падение (до 1,5 млн машин) предполагает даже оптимистичный сценарий «Автостата». Не согласен с оценкой АЕБ и президент крупнейшего российского автопроизводителя, АвтоВАЗа, Бу Андерссон. В интервью РБК он оценил рынок на 2016 год без учета LCV в 1,3 млн легковых автомобилей. На долю LCV традиционно приходится 5–7% продаж, то есть прогноз президента АвтоВАЗа предполагает падение до 1,4 млн штук — на 12,5%.

В прошлом году первоначальные прогнозы АЕБ уже оказывались завышенными — в начале 2015 года ассоциация прогнозировала падение авторынка на 24%, но затем изменила цифру на 36%.

Рынку угрожают низкие цены на нефть и девальвация рубля, считают топ-менеджеры двух автозаводов. По словам одного из них, сейчас цены занижены: большинство иностранных автопроизводителей продают машинокомплекты по курсу на 40–50% ниже рыночного, чтобы сдерживать рост рублевых цен. «Если девальвация продолжится, рано или поздно у иностранцев лопнет терпение. Они либо уйдут с рынка, как это уже сделал General Motors и японские автопроизводители, либо поднимут цены, что приведет к еще большему падению продаж автомобилей», — пояснил собеседник.

Четыре года падения продаж автомобилей — неприятная ситуация для правительства и госбюджета: автопром тянет за огромную цепочку другие отрасли: металлургию, нефтяную отрасль, дорожное хозяйство, отмечает основной владелец калининградского «Автотора» Владимир Щербаков. Поддержка автопрома со стороны государства в виде субсидирования различных программ стимулирования спроса — правильная мера, но она носит временный характер, говорит Щербаков. По его мнению, после нескольких лет непрерывного падения продаж автомобилей нужны более серьезные меры поддержки, например изменение налоговой системы.

 

Другие материалы по теме
Автопроизводители задумались о повышении цен после Нового года
Падение российского авторынка в 2015 году оказалось ниже прогнозов
Минюст предложил запретить должникам водить автомобили
Самые популярные служебные автомобили чиновников