Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 8:40 МСК
СМИ узнали о трех возможных причинах падения Су-33 с «Адмирала Кузнецова» Политика, 08:27 Эрдоган ратифицировал соглашение с Россией по «Турецкому потоку» Политика, 08:27 Лучшие предложения рынка наличной валюты  08:00   USD НАЛ. Покупка 63,95 Продажа 63,80 EUR НАЛ. 68,70 68,60 Выборщик из Техаса отказался отдавать свой голос за Трампа Политика, 07:24 Правозащитники рассказали о нежелании России принимать беженцев из Сирии Политика, 07:09 Керри рассказал о встрече с советскими солдатами в детстве Политика, 07:02 Байден заявил о планах баллотироваться в президенты США в 2020 году Политика, 06:56 СМИ узнали о планах снизить беспошлиный порог для онлайн-покупок до €500 Экономика, 06:02 Минобороны осудило Красный Крест за его реакцию на гибель врачей в Алеппо Политика, 05:53 США заявили о попытке успокоить Китай после звонка Трампа лидеру Тайваня Политика, 05:02 Китай призвал Британию «не отравлять атмосферу» в Совбезе ООН Политика, 04:12 Кириенко признал проблемы с законом об иноагентах на встрече с СПЧ Политика, 03:48 YouTube, Facebook и Twitter объединились для борьбы с терроризмом Технологии и медиа, 03:35 Британия отправила фрегат следить за «Вице-адмиралом Кулаковым» Политика, 03:06 Франция раскритиковала блокировку Россией новой резолюции по Алеппо Политика, 02:38 «Нафтогаз» назвал условия для возобновления закупок российского газа Бизнес, 02:01 Amazon откроет в США первый магазин без кассиров Бизнес, 01:43 «Нафтогаз» оценил свои шансы в спорах с «Газпромом» в Стокгольме Бизнес, 00:50 Госдеп прокомментировал удар по российскому госпиталю в Алеппо Политика, 00:50 Власти отказались уменьшить взнос в Совет Европы из-за имиджевых рисков Политика, 00:32 Прокуратура добавила неопределенности в санацию «Траста» Финансы, 00:01 Госдума не поддержала введение акцизов на чипсы и сладкую газировку Политика, Вчера, 23:46 Собиравшегося атаковать Капитолий жителя США приговорили к 30 годам Общество, Вчера, 23:16 Россия и Китай заблокировали в Совбезе ООН новую резолюцию по Алеппо Политика, Вчера, 23:05 Полтора триллиона на войну: мировые расходы на вооружения выросли Политика, Вчера, 22:57 Президент Италии попросил премьера Ренци отложить отставку Политика, Вчера, 22:36 Следующую церемонию вручения «Оскар» проведет Джимми Киммел Общество, Вчера, 22:33 СК начал проверку после вечеринки в школьном бассейне во Владимире Общество, Вчера, 22:08
10 дек 2014, 00:18
Алёна Сухаревская, Анна Левинская
Закат Mexx: почему разорился сделавший ставку на российский рынок бренд
Фото: ТАСС
Обвал рубля
Набиуллина заявила о необходимости инфляции в России не ниже 4% 24 ноя, 10:55 Время жуликов: число рискованных схем продаж автомобилей выросло в кризис 18 ноя, 16:16 Еще 2987 материалов
Голландская Mexx Group на прошлой неделе была признана банкротом, компанию ждет распродажа имущества. Почти 20 лет назад Mexx едва ли не первым из иностранных одежных ретейлеров начала открывать магазины в России, сейчас почти треть ее торговых точек обслуживает россиян. Это, как считают в компании, и подвело ее

Суд Амстердама в прошлый четверг,  4 декабря, признал всемирно известный нидерландский бренд модной одежды Mexx банкротом. Судьба более чем 300 магазинов сети по всему миру и 1,5 тыс. сотрудников пока неизвестна – владельцы рассчитывают, что компанию удастся продать и «перезапустить».

Назначенный внешний управляющий компанией Фриц Кемпс винит в бедах Mexx падение покупательской активности вследствие финансового кризиса, а также старение клиентов бренда – сейчас им около 45–55 лет, а новую молодежь, на которую сеть всегда ориентировалась, привлечь не удалось. Гендиректор Mexx Джулия Хансен и вовсе назвала девальвацию российского рубля одной из главных причин банкротства.

Впрочем, с финансовыми трудностями ретейлер столкнулся задолго до стремительного падения курса российской валюты.

Два поцелуя

Mexx был основан голландским бизнесменом Раттаном Чадха в 1986 году. Сам Чадха родился в индийском Дели и приехал в Нидерланды в 1971 году. Свой бизнес он начинал с импорта одежды из Индии и других азиатских стран, а уже в 1980-м запустил два одежных бренда: мужской Moustache («усы») и женский Emanuelle. В 1986 году он решил их объединить в единый бренд Mexx: M – от Moustache, E – от Emanuelle, а XX обозначали два поцелуя. На пике своего успеха у Mexx было более 800 магазинов в 55 странах мира, где работало более 6 тыс. сотрудников.

В 2001 году Чадха продал бренд американской компании Liz Claiborne Inс, которая специализировалась на фэшн-ретейле и на тот момент старалась расширить свой портфель. Liz Claiborne заплатила за Mexx около $264 млн, а сам Чадха после этого стал одним из богатейших людей Нидерландов. Он занялся отельным бизнесом: в 2007 году основал сеть CitizenM, семь отелей которой сегодня расположены в Амстердаме, Роттердаме, Глазго, Лондоне, Нью-Йорке и Париже. Сейчас состояние бизнесмена оценивается в $600 млн.

А вот у Mexx после перехода к новому владельцу начались трудные времена: с 2006 года ретейлер стал убыточным, признавала компания. В 2011-м Liz Claiborne продала 81,75% Mехх американской инвестиционной фирме The Gores Group за $85 млн. Таким образом, вся компания подешевела за десять лет в 2,5 раза. Оставшиеся 18,25% по-прежнему принадлежат Liz Claiborne.

Покупая ретейлера, The Gores Group рассчитывала вернуть Mexx к прибыльности в течение трех–пяти лет, а затем вывести компанию на IPO или продать ее другому частному владельцу. В феврале 2013-го на должность руководителя Mexx назначили немку Джулию Хансен, она должна была вдохнуть в бренд новую жизнь. Однако уже в мае 2014-го Хансен была вынуждена признать, что с поставленной задачей не справляется: «Мы оказались в невыгодном положении, оставаясь преданными стилю и тренду, который позиционировал наш бренд как уникальный и непохожий на другие».

В начале 2014 года Mexx заявил о закрытии своего онлайн-магазина, что, по мнению аналитиков, еще больше подкосило конкурентоспособность бренда на фоне растущей доли продаж в фэшн-индустрии через интернет. По словам Хансен в интервью порталу Fashion United, интернет-магазин, который компания пыталась перезапустить, «стал большим разочарованием», поэтому было принято решение закрыть его во всех странах присутствия, за исключением Канады и России. «Если интернет-магазин ничего не приносит бренду, значит мы его не будем продолжать развивать»,  – объясняла Хансен.

«Накрыло» рублем

На прошлой неделе Хансен сообщила, что «весь торговый бизнес испытывал трудности в связи со снижением объема заказов и продаж, особенно в Европе, где на ситуацию негативно повлияли обесценивание российской валюты и политическая нестабильность в Восточной Европе».

«Около 30% всей розницы Mexx в мире приходится на Россию, а значит, компания не относится к тем, кто может дожидаться лучших времен, работать без маржи на российском рынке за счет стабильности продаж в ключевых для себя регионах», – считает коммерческий директор Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян.

Первый российский магазин Mexx открылся в 1997 году, одежду под этим брендом сегодня можно купить в 100 торговых точках: 51 находится в собственности франчайзи – BNS Group, еще 49 – у субфранчайзи.

По словам гендиректора BNS Group (развивает также сети Calvin Klein, Armani Jeans, Michael Kors, TopShop и другие) Дениса Богатырева, ситуация с банкротством не повлияет на операционную деятельность марки. «Заявление о банкротстве глобального представительства является следствием внутренних технических процессов компании Mexx и касается только части компаний холдинга», – приводятся слова Богатырева в официальном сообщении компании.

Во вторник, 9 декабря, руководство BNS было недоступно для комментариев – Богатырев находится на переговорах в Нидерландах, которые решат дальнейшую судьбу бренда на российском рынке.

По словам источника в российской компании-дистрибьюторе одежды, BNS сможет работать по меньшей мере до середины лета 2015 года: коллекции будущих сезонов уже закуплены компанией. Сам бренд Mexx важен для BNS – это первая и самая старая франшиза группы, на которую приходится большая часть магазинов. Какую долю в выручке группы занимают продажи Mexx, в BNS не раскрывают. По данным СПАРК, выручка BNS в 2013 году составила 6,3 млрд руб. (около $193,6 млн), чистая прибыль – 466,6 млн руб. ($14,2 млн).

По словам управляющего директора Esper Group Дарьи Ядерной, проблемы марки находятся «исключительно на уровне продукта и позиционирования». Когда Mexx был чуть ли не единственной зарубежной маркой на российском одежном рынке, он был необычайно интересен аудитории, теперь же молодежь не считает его модным, а для более возрастной группы он становится дорогим, считает Ядерная. Оборот Mexx в России она оценивает в $72 млн.

Mexx не единственный западный ретейлер, который в своих проблемах винит девальвацию российской валюты. Финский «Стокманн» заявил о намерении закрыть оставшиеся в России магазины одежды Seppala, а Metro решил не проводить давно запланированное IPO своей российской «дочки». В начале осени компания «Маратекс», управлявшая сетями OVS, Esprit и River Island, сообщала, что ее бизнес пострадал от валютных скачков и будет прекращен. Об уходе с рынка также заявляли американская сеть New Look и немецкая Gerry Weber.