Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Новый акциз на керосин вернут только российским авиакомпаниям
Лента новостей 23:49 МСК
Восьмой лишний: чего ждать от третьего подряд саммита G7 без России Политика, 22:28 Цукерберг стал самым богатым жителем Калифорнии Бизнес, 22:16 На Украине мужчина с ножом напал на жену Турчинова Общество, 22:05 Суд ввел процедуру наблюдения в «Главмосстрое» Олега Дерипаски Бизнес, 21:42 ВЭБ подтвердил планы о продаже украинской «дочки» Бизнес, 21:34 Полиция проведет служебную проверку после гонок на Gelandewagen в Москве Общество, 21:20 «36,6» попросила у дистрибьюторов простить до половины долга Бизнес, 21:18 Путину предложили запустить «печатный станок» Экономика, 21:14 Порошенко предложили назначить Савченко президентом Украины Общество, 20:57 США признали за Россией выполнение «важной части» минских соглашений Политика, 20:50 Заглянуть за горизонт: что предложили Путину на экономическом совете Экономика, 20:29 Сотрудника ВЭБа приговорили в США к 2,5 годам тюрьмы Политика, 20:09 Председатель Верховного суда в 2015 году заработал 11,7 млн руб. Политика, 20:06 Тим Кук разглядел iPhone на картине XVII века Технологии и медиа, 19:51 Экс-глава РФС Фурсенко зарегистрировал бренд Sergio Elefante Бизнес, 19:49 Ирландский лоукостер заявил о второй волне падения турпотока в Европу Общество, 19:49 Парламент Швеции одобрил договор с НАТО по допуску сил альянса в страну Политика, 19:36 В Подмосковной Ивантеевке мужчина открыл стрельбу у шиномонтажа Общество, 19:24 Вице-спикер Рады раскрыла детали передачи Савченко Политика, 19:09 Глава Азербайджана подарил Рамзану Кадырову именной пистолет Политика, 18:55 Четыре российские компании выбыли из списка крупнейших по версии Forbes Бизнес, 18:40 Citigroup выплатит $425 млн за манипуляции со ставками Финансы, 18:40 Сбербанк изменил прогноз по стоимости доллара почти на 10 руб. Финансы, 18:13 Путин продлил льготы для IT-компаний до 2023 года Технологии и медиа, 18:07 Мизулина допустила снижение возраста уголовной ответственности Общество, 18:03 Создатели «Лентача» вложат в новостную сеть во «ВКонтакте» $1 млн Технологии и медиа, 17:57 Adidas доверит производство кроссовок в Германии роботам Бизнес, 17:57
10 ноя 2014, 00:05
Андрей Лемешко, Людмила Подобедова, Сергей Стариков
Новый акциз на керосин вернут только российским авиакомпаниям
Фото: Lori
С подачи правительства с будущего года в России могут возникнуть два параллельных рынка авиакеросина – для российских авиакомпании и их иностранных конкурентов. Россиянам топливо будет обходиться дешевле, а вот иностранные перевозчики из-за подорожания топлива могут реже заправляться в России.

Керосинный маневр

В рамках налогового маневра с 2015 году в будущем году существенно вырастет НДПИ на нефть: это приведет к удорожанию сырья на внутреннем рынке и росту стоимости произведенных из него нефтепродуктов. А в случае с авиакеросином цена возрасте еще на размер акциза, который начнут взимать с будущего года. На 2015 год ставка акциза может составить 2,3 тыс. руб. с тонны, в 2016 году – 3 тыс. руб., в 2017 году – 3,5 тыс. руб.

Компенсировать авиакомпаниям удорожание авиакеросина чиновники предложили с помощью налогового вычета, вдвое превышающего сам акциз. До сих пор было лишь непонятно, кто непосредственно будет уплачивать акциз и получать налоговый вычет. В прежней версии поправок в Налоговый кодекс налоговым агентом называлась «организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие заправку воздушных судов», то есть топливно-заправочные комплексы.

Поправки в Налоговый кодекс (так называемый «налоговый маневр») уже прошли первое чтение в Госдуме, однако перед вторым чтением правительство предложило внести существенные изменения. Так в случае с авиакеросином налоговым агентом чиновники предлагают сделать авиакомпании, имеющие российское свидетельство эксплуатанта. Именно российские авиаперевозчики будут обязаны уплачивать акциз, но они же получают право на получение налогового вычета. Компенсации для других потребителей, в частности, зарубежных авиакомпаний, заправляющихся по прилете в российские аэропорту, поправки в Налоговый кодекс не предусматривают.

Авиакомпании при покупке топлива будут начислять этот акциз, и они же будут получать государственную компенсацию в двойном размере от размера акциза, пояснила РБК заместитель главы отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Нина Нечипорчук. По ее словам, иностранные компании не подпадают под этот режим, так как реализация им авиационного керосина акцизом не облагается. Они смогут его покупать без акциза, но не будут иметь права на российские госдотации. Но из-за налогового маневра, подразумевающего рост НДПИ, авиатопливо подорожает примерно на 1,8–2 руб. за литр. В какой-то степени дотация позволит компенсировать это повышение цен для российских авиаперевозчиков.

Правила вычета

По словам генерального директора «Аэрофьюэлз Групп» (крупнейший частный оператор топливозаправочных комплексов) Владимира Спиридонова, эта мера поставит в неравные условия российские и иностранные авиакомпании. Он вспоминает, что еще в 2000-х годах разница в цене на топливо, по которой его покупали иностранные и российские перевозчики, доходила до 2,5 раза в долларовом выражении. «Сейчас из-за экономической политики цены для иностранцев упали практически до уровня заправки российских перевозчиков. И кстати, в последние два-три года аэропортовые сборы для иностранных авиакомпаний также были снижены до уровня российских», – признает Владимир Спиридонов.

В ЛУКОЙЛе, «Роснефти», «Газпром нефти» – крупных игроках на рынке авиатоплива – не смогли прокомментировать, как введение акцизов скажется на их бизнесе.

Источник РБК в одной из крупных нефтяных компаний уверен, что иностранные авиакомпании не перестанут заправляться в России, поскольку у многих из них попросту не будет выбора: если речь идет о дальнемагистральных рейсах, они не смогут обойтись без дозаправки по прибытии в Россию. А замминистра финансов Сергей Шаталов заверил РБК, что рынок продаж авиатоплива не пострадает, поскольку цена на авиакеросин в России останется ниже, чем за рубежом, даже несмотря на предстоящий рост из-за налогового маневра.

Владимир Спиридонов отмечает, что новая схема доставит немало неудобств и российским авиакомпаниям. Выглядеть это будет так: авиакомпания будет заправлять тонну керосина в крыло примерно за 42,3 тыс. руб., собирать соответствующие документы и в установленном порядке получать возмещение. Однако налоговые выплаты в 4600 руб. за тонну авиакомпания получит спустя три-четыре месяца. «В какой-то момент получится, что у авиакомпаний из оборота выведут эти средства», – признает Спиридонов.

По данным участников топливного рынка, ежемесячно «Аэрофлот» в России покупает 100 тыс. т авиационного топлива в месяц. Значит, у перевозчика будет оставаться к возврату 460 млн руб. в месяц. За первые три месяца у перевозчика скопится государственный долг порядка 1,4 млрд руб.

«Разрыв между оплатой акциза и его возвратом может быть критичным для авиакомпаний», – отмечает гендиректор авиакомпании Red Wings Евгений Ключарев. По его подсчетам, в зимний период авиаперевозчик покупает в России порядка 5 тысяч т в месяц. Летом этот показатель вырастает до 10 тыс. т. «У авиакомпаний нет свободных денег, которые могут выйти из оборота на три-четыре месяца», – признает Евгений Ключаев.


Официальные представители «Аэрофлота» и UTair не стали комментировать ситуацию. На запрос РБК и представители иностранных авиакомпаний, летающих в Россию, не стали отвечать, сославшись на то, что схемы по начислению налогов и акцизов до конца не утверждены.

В Минфине уверяют, что авиаперевозчики не пострадают. «Реально они будут не платить, а получать возмещение. Фактически они будут получать начисление субсидии еще до того, как наступит срок уплаты акциза – то есть реально им платить что-то в бюджет не придется. Потому что начисление проходит в январе, а срок уплаты акциза по этим объемам наступает в апреле», – говорит Нина Нечипорчук.

Но дополнительными расходами для перевозчиков может обернуться необходимость предоставления в налоговые органы банковской гарантии для получения налогового вычета. Советник председателя совета директоров Русского международного банка Евгений Ретюнский отмечает, что стоимость банковской гарантии составляет для крупных авиакомпаний, таких как «Аэрофлот» или «Трансаэро», 1% годовых, для небольших перевозчиков она может достигать 4–5% годовых. «Все зависит от финансового положения авиакомпании», – поясняет эксперт. По его словам, авиакомпании уже давно пользуются банковскими гарантиями и рынок их предоставления развит. «Для банка это менее рискованный продукт, нежели кредит. Более того, банк практически ничем не рискует, так как авиакомпания имеет дело с налоговыми органами, а с ними ссориться никто не хочет», – уверен Евгений Ретюнский. 

Другие материалы по теме
Жесткая посадка: четыре причины кризиса в российских авиакомпаниях
Кредит в помощь: как государство поддержит авиакомпании