Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

«Газпром» решил поделиться железнодорожными перевозками с «СГ-трансом»

Владельцы газовых цистерн «СГ-транс» и «Газпромтранс» обсуждают создание СП. Компаниям это даст контроль над 65% рынка. Пять лет назад ФАС запретила «Газпрому» покупать «СГ-транс» из-за риска монополизации
Фото: Tomohiro Ohsumi / Bloomberg / Getty Images
Фото: Tomohiro Ohsumi / Bloomberg / Getty Images

О том, что «СГ-транс» и «Газпромтранс», кэптивный железнодорожный оператор «Газпрома», ведут переговоры о создании совместного предприятия, РБК рассказали два источника, близких к обеим компаниям. О таких планах сообщил и источник РБК в консалтинговой компании, работающей с производителями сжиженных углеводородных газов (СУГ).

По словам одного из источников, «Газпромтранс» передаст все свои цистерны в СП, а «СГ-транс» — деньги. Сумму денежного взноса источники не назвали. Представитель «СГ-транса» сказала РБК, что компании «проводят обмен опытом». По ее словам, речи о создании СП пока не идет. Представитель «Газпрома» на запрос РБК не ответил.

Сейчас на рынке около 38 тыс. газовых цистерн. У «СГ-транса» в собственности 13 тыс. цистерн, а с учетом лизинговых — 17 тыс. единиц (44,7% от общего парка), у «Газпромтранса» — 8,3 тыс. единиц (22%). Таким образом, если сделка произойдет, две аффилированные компании будут контролировать более 65% парка газовых цистерн. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) заявили, что от компаний ходатайств о создании СП не получали.

По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в 2017 году ставка аренды на газовые цистерны составляет 1600–1700 руб. в сутки. Исходя из этого показателя, годовой объем рынка перевозок в газовых цистернах в России оценивается в 22–24 млрд руб.

По словам источника в консалтинговой компании, «Газпромтранс» в основном перевозил грузы группы «Газпром», «СГ-транс» имеет широкий круг клиентов, в том числе «Башнефть» и «Сибур». На сайте «СГ-транса» среди клиентов также указаны «Татнефть» и ТАИФ. По данным руководителя информационно-аналитического центра «Рупек» Андрея Костина, по итогам 2016 года объем производства СУГов в России составил 14 млн т, из которых 6 млн т было экспортировано по железной дороге.

Источник в одной из компаний — участниц обсуждающейся сделки говорит, что создание СП скорее направлено на исправление ситуации с нефтебензиновыми цистернами, рынок которых сейчас находится в плохом состоянии из-за низких ставок. В случае объединения парков компания сможет конкурировать с более крупными игроками, говорит собеседник РБК. У «СГ-транса» и «Газпромтранса» примерно по 8 тыс. таких цистерн, знает источник РБК.

Основным клиентом «СГ-транса» по нефтеналивным грузам была «Башнефть». После того как нефтяная компания перешла под контроль «Роснефти», «СГ-транс» не смог найти нового клиента и передал почти весь парк, более 7 тыс. нефтебензиновых цистерн, в управление «Трансойлу», писал «Коммерсантъ».

Как отмечает заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук, рынок перевозок СУГов относительно стабилен, потому что здесь ограниченное количество игроков и долгосрочные контракты, поэтому вряд ли у «СГ-транса» и «Газпромтранса» есть цель занять доминирующее положение на рынке. По его словам, смысл такого СП может быть в создании синергии за счет более эффективного использования парка и снижения расходов на подвижной состав.

Знакомый с условиями контрактов «СГ-транса» с крупными клиентами источник сообщил РБК, что у «Сибура» долгосрочные контракты на перевозки СУГов.

Компания, владеющая собственным парком цистерн, не примет повышения цен, если оно будет после создания СП с «Газпромтрансом», сказал собеседник РБК. Официальный представитель «Сибура» от комментариев отказался.

«Газпром» не может продать «Газпромтранс» из соображений транспортной безопасности, говорит глава «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Поэтому создание совместного предприятия, по его мнению, — это хорошее решение, чтобы, с одной стороны, получить деньги, компетенции и при этом снизить риски.

В секторе нефтебензиновых цистерн создание СП может помочь компаниям лишь в краткосрочной перспективе, например с привлечением финансирования, но в целом не изменит ситуацию на рынке, потому что глобальные негативные факторы остаются, говорит гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов. Во-первых, налоговый маневр привел к снижению выпуска темных нефтепродуктов, традиционно экспортирующихся железной дорогой, а во-вторых, идет интенсивное развитие нефтепродуктопроводов, которые также забирают грузы у РЖД. «Транснефть» в 2018 году завершит проект «Север» — трубопровод в Приморск, который увеличит объем прокачки с 16,7 млн до 25 млн т, а также проект «Юг» — трубопровод до Новороссийска мощностью 6 млн т.

Сейчас Безбородов оценивает ставки аренды нефтебензиновых цистерн на уровне от 600 до 900 руб. в сутки.

Кто владел «СГ-трансом»

В 2012 году, когда государство продавало 100% «СГ-транса», ФАС запрещала «Газпрому» участвовать в торгах, потому что на долю объединенных компаний пришлось бы 80% рынка.

Тогда актив купила АФК «Система» Владимира Евтушенкова за 22,77 млрд руб. Затем «Система» в течение нескольких лет сократила свою долю в «СГ-трансе» до 50%. Остальные 50% принадлежат «Вектор рейлу» Алексея Тайчера, Тимура и Руслана Бабаевых.

В 2016 году «Система» продала оставшиеся 50% за 6 млрд руб. По данным источников РБК в «СГ-трансе», эту долю приобрела компания, аффилированная с сенатором Александром Бабаковым. Он отказался комментировать планы «СГ-транса».

Кто первым поздравил Путина с победой на выборах. Список лидеров стран

В каких регионах больше всего жителей платят «налог на богатых». Инфографика

ЦБ проведет заседание 22 марта. Что будет с ключевой ставкой

На Масленицу сожгли 22-метровую скульптуру «Черная гора». Видео

Нефть марки Brent дорожает четыре месяцы подряд. Почему так происходит

У российских дилеров появились кроссоверы новой марки Denza. Фото и цены

В Хамовниках нашли 400 артефактов XVIII–XIX веков. Фото

Издательство АСТ выпустит роман Драйзера, который никогда не выходил на русском

Как голосовали на выборах в посольствах и консульствах за границей. Видео

НАТО начало строить крупнейшую военную базу в Европе

Организацию католиков из «Кода да Винчи» обвинили в «современном рабстве»

Здание британского парламента оказалось под угрозой из-за полчищ крыс и «атмосферы разложения»

Акции «Тинькофф» упали на 6% после «переезда» с Кипра. Что будет дальше?

«Газпром» — главная интрига дивидендного сезона. Чего ждать инвесторам?

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Газ"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 19 марта
EUR ЦБ: 100,24 (+0,27)
Инвестиции, 18 мар, 17:03
Курс доллара на 19 марта
USD ЦБ: 91,98 (+0,11)
Инвестиции, 18 мар, 17:03
Минобороны сообщило об авиаударе по диверсантам близ границ Политика, 13:32
В Москве новостройки на котловане оказались на 16% дешевле готовых Недвижимость, 13:31
Бах не исключил повторения скандала с саблисткой Харлан на Олимпиаде Спорт, 13:31
Блогер Лерчек подала на развод Общество, 13:31
Умер тренер клуба КХЛ и бойфренд Соболенко. Чем запомнился Кольцов Спорт, 13:30
Суд вынес приговор бывшей переводчице посольства Швейцарии Общество, 13:29
Песков ответил на вопрос о первой поездке Путина за рубеж после выборов Политика, 13:24
Видите в ChatGPT конкурента?
Узнайте, как превратить нейросеть в помощника, в интенсиве РБК Pro
Купить интенсив
Как повысить инвестиционную ценность компании Pro, 13:18
Минфин задумал снять одно из ограничений для работы мигрантов по патентам Общество, 13:08
Блинкен заявил о голодании всего населения сектора Газа Политика, 13:06
В Белгородской области подростку оторвало часть руки во время обстрела Общество, 13:00
Биткоин за неделю упал от своего максимума на $10 тыс. Крипто, 12:57
Победная серия Большунова прервалась на чемпионате России в 24-й гонке Спорт, 12:55
Картаполов анонсировал рассылку электронных повесток в весенний призыв Политика, 12:52