Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 2:29 МСК
Reuters сообщил о планах Volkswagen продать Ducati Бизнес, 01:30 Мэрия Москвы отказалась согласовать акцию 6 мая на Болотной площади Общество, 01:05 Власти США представили «крупнейшую налоговую реформу» в истории страны Экономика, 00:55 Кремль прокомментировал данные о возможной встрече Путина и Трампа в мае Политика, 00:25 «Коммерсантъ» узнал о возможной встрече Путина и Трампа в мае Политика, 00:03 Xiaomi заявила о цели войти в топ - 5 продавцов смартфонов в России Технологии и медиа, 00:01 Alibaba запустит в России собственный платежный сервис Бизнес, 00:01 РПЦ решила сделать Исаакиевский собор патриаршим храмом Политика, 00:01 Банкиры заметили активизацию воровства денег со счетов юрлиц через суды Финансы, 00:00 «Система» переделает старые московские АТС в апарт-отели Бизнес, 00:00 Генпрокуратура пояснила внесение «Открытой России» в список нежелательных Политика, Вчера, 23:48 Суд ЮАР заблокировал соглашение с Росатомом на стройку АЭС на $76 млрд Бизнес, Вчера, 23:48 ФСБ задержала в Калининграде 12 вербовщиков террористической организации Общество, Вчера, 23:17 Кипр выдал России обвиняемого в хищении имущества у дочки ЮКОСа Общество, Вчера, 23:02 На северо-востоке Москвы застрелили адвоката Общество, Вчера, 22:57 В России впервые в истории ЧМ по футболу будут использованы видеоповторы Спорт, Вчера, 22:43 Стали известны покупатели крупнейшего миноритарного пакета «Транснефти» Бизнес, Вчера, 22:27 В Стамбуле в результате взрыва в автобусе пострадали пять человек Общество, Вчера, 22:21 Греф приобрел «народные» облигации Финансы, Вчера, 22:21 Глава ФИФА заявил о введении видеоповторов для судей на ЧМ-2018 в России Общество, Вчера, 21:36 Шарапова выиграла первый матч после возвращения на корт Спорт, Вчера, 21:29 ЦСКА забил четыре гола «Локомотиву» в чемпионате России Спорт, Вчера, 21:24 Парламент ЕС начал процедуру лишения депутатского иммунитета Ле Пен Политика, Вчера, 21:23 Россияне смогут открывать счета в банках через интернет Финансы, Вчера, 21:14 Атака на курдов: остановит ли Турцию недовольство России и США Политика, Вчера, 21:12 В Турции во время строительных работ нашли могилу «русского генерала» Общество, Вчера, 20:54 Генштаб заявил о создании США «скрытого» компонента для возможного удара Политика, Вчера, 20:43 СМИ опубликовали видео запуска баллистической ракеты США Minuteman III Политика, Вчера, 20:37
10 сен 2015, 21:58
Марина Кругликова
В России резко выросли продажи товаров по скидочным акциям
Фото: ТАСС
Обвал рубля
Набиуллина заявила о необходимости инфляции в России не ниже 4% 24 ноя 2016, 10:55 Время жуликов: число рискованных схем продаж автомобилей выросло в кризис 18 ноя 2016, 16:16 Еще 2987 материалов
Производители бытовой химии и продуктов питания в кризис резко увеличили продажи по скидочным акциям. Так, доля продаж стиральных порошков через промо, по данным исследовательской компании Nielsen, составляет уже 67%

Скидки на стирку

В России резко выросла доля товаров повседневного спроса (FMCG), которые продаются по промоакциям, рассказали РБК в международной исследовательской компании Nielsen. Компания составила рейтинг категорий товаров с самой высокой долей продаж по акциям (см. инфографику). Лидируют в рейтинге стиральные порошки: в этом году на спецпредложения пришлось 67% продаж порошков в натуральном выражении, в 2013 году доля таких продаж составляла только 41%. На втором месте — средства по уходу за собой для мужчин: 43% в 2015 году. Третье и четвертое места заняли соки и кофе (по 42%).

«Российский рынок FMCG все активнее подсаживается на промо, — констатирует коммерческий директор Nielsen в России Илона Лепп. — В восьми случаях из десяти​ промоакции в России представляют собой ценовой дискаунт». Другие случаи — это продажи формата «1+1», когда потребитель покупает один товар, а второй получает в подарок.

«Однозначно можно говорить об увеличении промоактивности в розничной торговле, — подтверждает представитель «Ленты», одного из крупнейших российских ретейлеров. — Торговые сети стараются поддерживать интерес покупателей за счет дополнительных промо».

Параллельно растет и размер скидок, отмечает Илона Лепп: «Средняя величина скидки растет из года в год: например, в 2013 году средняя скидка на зубную пасту составляла 18%, в 2014 — уже 21%. В категории стиральных порошков средний ценовой дисконт в 2014 году достиг 30%, хотя годом ранее был на уровне 24%».

Об увеличении продаж через промоакции рассказывал в летнем интервью РБК глава Henkel Каспер Рорштед. Он говорил о покупках российских потребителей в кризис: «Они делают это более рационально, они делают это не так часто, и они, конечно же, сравнивают цены, поэтому мы очень активны, в том числе и с ценовыми предложениями, и с промоакциями». Он также отмечал, что в среднем по рынку продажи через промо в категориях FMCG составляют не менее 30%, хотя несколько лет назад было 10–15%.

Эту оценку подтверждают и данные российского производителя бытовой химии «Нэфис Косметикс». «Акционные» продукты могут занимать до 30% от товарооборота компании», — рассказал РБК директор по маркетингу ПАО «Нэфис Косметикс» Сергей Лебедев.

На европейском рынке FMCG промоакциями сейчас генерируется 24% продаж в денежном выражении, приводит данные Илона Лепп.

С «подачи» Роспотребнадзора

До 48%

В конце августа в некоторых торговых сетях начались распродажи товаров бытовой химии, которые раньше попали в поле зрения Роспотребнадзора. Цены были снижены на стиральный порошок Persil, средство для мытья посуды Fairy (производитель — Procter & Gamble), кондиционер для белья Vernel (Henkel) и жидкое мыло Palmolive (Colgate-Palmolive). По данным ТАСС, скидки на эту продукцию в Санкт-Петербурге достигали 25‒48%, а в Москве — 13‒27%.

Ответ производителей

Акции начались после того, как Роспотребнадзор признал часть продукции под этими брендами не соответствующей нормативным требованиям по санитарно-химическим и токсикологическим показателям безопасности. Однако представители некоторых торговых сетей, где начались акции, отмечали, что эти маркетинговые программы были спланированы намного раньше. После предъявления претензий Роспотребнадзором в Procter & Gamble заявляли, что продукция компании соответствует нормам и требованиям российского законодательства. Компания Henkel обратилась в Роспотребнадзор с официальным запросом, отметив, что на полки магазинов товары поступают «только после проверки на соответствие установленным требованиям».

Рискованные акции

По наблюдениям директора Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены Петра Бобровского, промоакции сегодня проводят все компании, которые могут себе позволить снизить маржу. Главная причина роста количества промоакций в последнее время, по его мнению, — желание компаний удержать долю на рынке в сложной экономической ситуации: «Покупательская способность снижается, естественно, компании пытаются поддержать спрос на свою продукцию». 

С Бобровским согласен гендиректор Российской ассоциации производителей чая и кофе («Росчайкофе») Рамаз Чантурия: «Для компаний-лидеров на рынке промоакции — один из инструментов работы на рынке, а небольшие компании при помощи акций распродают свой товар для быстрого извлечения операционной прибыли».

О необходимости промоакций ради удержания доли на рынке РБК говорили и производители товаров повседневного спроса. «Промоакции являются значимым драйвером объемов и помогают компаниям удерживать долю рынка», — отметил представитель пивоваренной компании «Балтика». По данным Nielsen, через промо сейчас продается 32% объема пива в России.

По мнению Рамаза Чантурия из «Росчайкофе», промоакции на российском рынке рассчитаны в первую очередь на средний ценовой сегмент. «Потребители в этом сегменте могут легко переключиться с одного бренда на другой», — отмечает он. В этой ценовой категории идет наиболее жесткая конкуренция за покупателя, поскольку потребителей в премиальном сегменте скидки интересуют не так сильно, считает он: в этой категории люди склонны покупать один и тот же бренд, которому всегда отдавали предпочтение, вне зависимости от изменения цен.

Кроме очевидных плюсов для потребителей, промоакции несут и риски для производителей. «В ряде категорий, например в соках, промо представляется настоящей угрозой: покупатели отвыкли покупать продукт по регулярной цене», — отмечает Илона Лепп из Nielsen.

Крупнейшие производители соков в России Coca-Cola и PepsiCo не смогли оперативно ответить на вопросы РБК.

Сергей Лебедев из «Нэфис Косметикс» еще более категоричен: «Само бурное развитие промоакций, по нашему мнению, больше связано с ценовым прессингом крупнейших производителей, направленными на завоевание и удержание доли рынка. Однако в конечном итоге с прилавков исчезают товары других производителей, которые не могут предложить достаточно глубоких скидок, и возможность выбора для потребителя ограничивается 2–3 разновидностями от крупных брендов».

При участии Анны Дерябиной и Дениса Пузырева