Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 2:59 МСК
В Петербурге возбудили уголовное дело в отношении подполковника полиции Общество, 02:10 Лучшие предложения рынка наличной валюты  02:00   USD НАЛ. Покупка 63,50 Продажа 63,45 EUR НАЛ. 67,65 67,35 Рогозин сообщил о договоре России и Кубы о комитете по новым технологиям Политика, 01:22 Турция дополнительно отправила на север Сирии 300 спецназовцев Политика, 00:52 Умер совершивший первый орбитальный полет американский астронавт Общество, 00:13 Цикл сокращения бюджетных расходов продлится не менее пяти лет Экономика, 00:01 Бывшего следователя приговорили к 6,5 годам за участие в ОПГ Политика, 00:01 Период распада: последний декабрь Союза. 9 декабря 1991 года Политика, 00:00 Исследование РБК: потерянное десятилетие российского бюджета Экономика, 00:00 На Гавайских островах отменили угрозу цунами Общество, Вчера, 23:40 Адвокат назвал причину задержания сотрудников антикоррупционного главка Общество, Вчера, 23:15 Владимир Лисин выставил на продажу 1,5% акций НЛМК Бизнес, Вчера, 22:59 «Волосы дыбом»: как Путин провел встречу с правозащитниками Политика, Вчера, 22:43 Суд арестовал депутата Новгородской облдумы за махинации на $2 млн Политика, Вчера, 22:30 Какие вопросы остались к приватизации «Роснефти» Экономика, Вчера, 22:26 Сборную России лишили медали Олимпиады в Рио-де-Жанейро Спорт, Вчера, 22:13 Сенаторы США призвали Трампа занять «жесткую позицию» в отношении России Политика, Вчера, 22:11 Как открыть модную бургерную Свое дело, Вчера, 22:07 СКР провел обыски по «допинговому делу» Общество, Вчера, 21:54 Москва обсудит с Вашингтоном вывод боевиков из Алеппо на уровне экспертов Политика, Вчера, 21:27 Microsoft закрыла сделку по покупке LinkedIn Бизнес, Вчера, 21:23 ФАС выявила картельный сговор в сфере гособоронзаказа Бизнес, Вчера, 21:11 РБК привлечет правительство к суду с «Роснефтью» Бизнес, Вчера, 21:08 Землетрясение магнитудой 7,7 произошло у побережья Соломоновых островов Общество, Вчера, 21:02 Михаил Фридман инвестировал во французский сервис Molotov Технологии и медиа, Вчера, 20:59 Путин предложил поддерживать версию о планах России изобрести телепорт Общество, Вчера, 20:53 Лавров сообщил о прекращении боевых действий в Алеппо Политика, Вчера, 20:51 СМИ сообщили о задержании начальника ЛУВДТ Петербурга за взятку Общество, Вчера, 20:44
10 сен 2015, 21:58
Марина Кругликова
В России резко выросли продажи товаров по скидочным акциям
Фото: ТАСС
Обвал рубля
Набиуллина заявила о необходимости инфляции в России не ниже 4% 24 ноя, 10:55 Время жуликов: число рискованных схем продаж автомобилей выросло в кризис 18 ноя, 16:16 Еще 2987 материалов
Производители бытовой химии и продуктов питания в кризис резко увеличили продажи по скидочным акциям. Так, доля продаж стиральных порошков через промо, по данным исследовательской компании Nielsen, составляет уже 67%

Скидки на стирку

В России резко выросла доля товаров повседневного спроса (FMCG), которые продаются по промоакциям, рассказали РБК в международной исследовательской компании Nielsen. Компания составила рейтинг категорий товаров с самой высокой долей продаж по акциям (см. инфографику). Лидируют в рейтинге стиральные порошки: в этом году на спецпредложения пришлось 67% продаж порошков в натуральном выражении, в 2013 году доля таких продаж составляла только 41%. На втором месте — средства по уходу за собой для мужчин: 43% в 2015 году. Третье и четвертое места заняли соки и кофе (по 42%).

«Российский рынок FMCG все активнее подсаживается на промо, — констатирует коммерческий директор Nielsen в России Илона Лепп. — В восьми случаях из десяти​ промоакции в России представляют собой ценовой дискаунт». Другие случаи — это продажи формата «1+1», когда потребитель покупает один товар, а второй получает в подарок.

«Однозначно можно говорить об увеличении промоактивности в розничной торговле, — подтверждает представитель «Ленты», одного из крупнейших российских ретейлеров. — Торговые сети стараются поддерживать интерес покупателей за счет дополнительных промо».

Параллельно растет и размер скидок, отмечает Илона Лепп: «Средняя величина скидки растет из года в год: например, в 2013 году средняя скидка на зубную пасту составляла 18%, в 2014 — уже 21%. В категории стиральных порошков средний ценовой дисконт в 2014 году достиг 30%, хотя годом ранее был на уровне 24%».

Об увеличении продаж через промоакции рассказывал в летнем интервью РБК глава Henkel Каспер Рорштед. Он говорил о покупках российских потребителей в кризис: «Они делают это более рационально, они делают это не так часто, и они, конечно же, сравнивают цены, поэтому мы очень активны, в том числе и с ценовыми предложениями, и с промоакциями». Он также отмечал, что в среднем по рынку продажи через промо в категориях FMCG составляют не менее 30%, хотя несколько лет назад было 10–15%.

Эту оценку подтверждают и данные российского производителя бытовой химии «Нэфис Косметикс». «Акционные» продукты могут занимать до 30% от товарооборота компании», — рассказал РБК директор по маркетингу ПАО «Нэфис Косметикс» Сергей Лебедев.

На европейском рынке FMCG промоакциями сейчас генерируется 24% продаж в денежном выражении, приводит данные Илона Лепп.

С «подачи» Роспотребнадзора

До 48%

В конце августа в некоторых торговых сетях начались распродажи товаров бытовой химии, которые раньше попали в поле зрения Роспотребнадзора. Цены были снижены на стиральный порошок Persil, средство для мытья посуды Fairy (производитель — Procter & Gamble), кондиционер для белья Vernel (Henkel) и жидкое мыло Palmolive (Colgate-Palmolive). По данным ТАСС, скидки на эту продукцию в Санкт-Петербурге достигали 25‒48%, а в Москве — 13‒27%.

Ответ производителей

Акции начались после того, как Роспотребнадзор признал часть продукции под этими брендами не соответствующей нормативным требованиям по санитарно-химическим и токсикологическим показателям безопасности. Однако представители некоторых торговых сетей, где начались акции, отмечали, что эти маркетинговые программы были спланированы намного раньше. После предъявления претензий Роспотребнадзором в Procter & Gamble заявляли, что продукция компании соответствует нормам и требованиям российского законодательства. Компания Henkel обратилась в Роспотребнадзор с официальным запросом, отметив, что на полки магазинов товары поступают «только после проверки на соответствие установленным требованиям».

Рискованные акции

По наблюдениям директора Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены Петра Бобровского, промоакции сегодня проводят все компании, которые могут себе позволить снизить маржу. Главная причина роста количества промоакций в последнее время, по его мнению, — желание компаний удержать долю на рынке в сложной экономической ситуации: «Покупательская способность снижается, естественно, компании пытаются поддержать спрос на свою продукцию». 

С Бобровским согласен гендиректор Российской ассоциации производителей чая и кофе («Росчайкофе») Рамаз Чантурия: «Для компаний-лидеров на рынке промоакции — один из инструментов работы на рынке, а небольшие компании при помощи акций распродают свой товар для быстрого извлечения операционной прибыли».

О необходимости промоакций ради удержания доли на рынке РБК говорили и производители товаров повседневного спроса. «Промоакции являются значимым драйвером объемов и помогают компаниям удерживать долю рынка», — отметил представитель пивоваренной компании «Балтика». По данным Nielsen, через промо сейчас продается 32% объема пива в России.

По мнению Рамаза Чантурия из «Росчайкофе», промоакции на российском рынке рассчитаны в первую очередь на средний ценовой сегмент. «Потребители в этом сегменте могут легко переключиться с одного бренда на другой», — отмечает он. В этой ценовой категории идет наиболее жесткая конкуренция за покупателя, поскольку потребителей в премиальном сегменте скидки интересуют не так сильно, считает он: в этой категории люди склонны покупать один и тот же бренд, которому всегда отдавали предпочтение, вне зависимости от изменения цен.

Кроме очевидных плюсов для потребителей, промоакции несут и риски для производителей. «В ряде категорий, например в соках, промо представляется настоящей угрозой: покупатели отвыкли покупать продукт по регулярной цене», — отмечает Илона Лепп из Nielsen.

Крупнейшие производители соков в России Coca-Cola и PepsiCo не смогли оперативно ответить на вопросы РБК.

Сергей Лебедев из «Нэфис Косметикс» еще более категоричен: «Само бурное развитие промоакций, по нашему мнению, больше связано с ценовым прессингом крупнейших производителей, направленными на завоевание и удержание доли рынка. Однако в конечном итоге с прилавков исчезают товары других производителей, которые не могут предложить достаточно глубоких скидок, и возможность выбора для потребителя ограничивается 2–3 разновидностями от крупных брендов».

При участии Анны Дерябиной и Дениса Пузырева