Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 18:26 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  18:00   USD НАЛ. Покупка 64,10 Продажа 64,12 EUR НАЛ. 71,80 71,80 Минздрав поручил провести проверку по факту смерти девочки в Подмосковье Общество, 17:59 Суд со второй попытки собрал присяжных по делу об убийстве Немцова Политика, 17:46 Глава ФАС призвал сказать «нет» внутрироссийскому роумингу Технологии и медиа, 17:37 Кураторы выставки «Без смущения» назвали условие ее возобновления Общество, 17:32 Gunvor рассказала об участии в своем бизнесе «друга детства» Путина Бизнес, 17:18 Минфин поддержал идею обязать неработающих россиян платить за лечение Общество, 17:17 Российский МИД увидел «выдуманные результаты» в расследовании гибели MH17 Политика, 17:13 Три человека погибли при взрыве на полигоне в Ленинградской области Общество, 17:09 «Алмаз-Антей» опроверг выводы международного следствия о гибели MH17 Политика, 17:04 Работу Путина на посту президента одобрили 82% опрошенных россиян Политика, 16:56 Киев увидел в докладе по MH17 свидетельства причастности России Политика, 16:55 На складе на Амурской улице в Москве произошел второй за неделю пожар Общество, 16:49 Матвиенко назвала вопрос создания парламентского центра «неприоритетным» Политика, 16:43 «Пенсия как на Западе»: правила инвестиций Ларисы Горчаковской из НПФ ВТБ Деньги, 16:42 ЦБ назвал условие покупки валюты в резервы Финансы, 16:34 BlackBerry отказалась от производства смартфонов в пользу софта Технологии и медиа, 16:29 ЛДПР получила в Госдуме руководящие посты сверх квоты Политика, 16:21 Шувалов назвал устойчивый рост экономики условием выхода из кризиса Экономика, 16:18 В Госдуме назвали «чистой диверсией» расследование крушения MH17 Политика, 16:16 Саудовский биржевой индекс упал до минимума с января 2016 года Финансы, 16:03 ЦБ пообещал избегать «неоправданно частых» изменений ключевой ставки Финансы, 16:01 Матвиенко представит Россию на похоронах Шимона Переса Политика, 16:01 СМИ назвали владельца атаковавших США серверов Политика, 15:55 Следователи по крушению MH17 проверят данные с российских радаров Политика, 15:49 Кремль прокомментировал заявление о возможных санкциях из-за Сирии Политика, 15:44 Путин назвал неустойчивыми позитивные тенденции в российской экономике Политика, 15:21 Безвредные санкции: почему их отмена не принесет пользы России Владислав Иноземцев директор Центра исследований постиндустриального общества Мнение, 15:17
10 мар 2015, 20:45
Роман Асанкин, Евгений Калюков, Анастасия Березина
Автобизнес пошел ко дну: продажи машин в России обвалились на 40%
Фото: Мария Ионова-Грибина для РБК
Падение экономики
Путин назвал неустойчивыми позитивные тенденции в российской экономике 15:21 Россия повысила глобальную конкурентоспособность в кризис 00:01 Еще 1649 материалов
В феврале российский авторынок вплотную приблизился к уровням кризисного 2009 года. Дальше будет хуже, говорит глава комитета автопроизводителей АЕБ

Минус 40% – не предел

В феврале продажи новых автомобилей и легкого коммерческого транспорта (LCV) упали на 37,9%, до 128,3 тыс. штук, по сравнению с февралем 2014 года, сообщила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Падение продаж ускоряется второй месяц подряд – в январе авторынок сократился на 24,4%. В январе–феврале было 243,8 тыс. машин – на 32,1% меньше, чем за тот же период годом ранее.

Результаты прошлого месяца приблизились к показателям кризисного 2009 года, когда ежемесячное снижение продаж автомобилей колебалось в диапазоне 30–50%. Худшим месяцем был май 2009-го, продажи автомобилей тогда рухнули на 58%, до 119,4 тыс. штук. В прошлом году худшим для российского автопрома считался август – минус 25,8%.

Дальше будет еще хуже, полагает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер: «Сейчас автомобильный рынок входит в фазу резкого замедления, и февраль – только начало этого замедления». «Все сходятся на том, что несколько следующих месяцев будут очень тяжелыми и что продажи еще не достигли своего дна», – прогнозирует Шрайбер, слова которого приводятся в пресс-релизе.

Впрочем, к пессимизму склонны не все участники рынка. Президент «Фаворит Моторс» Владимир Попов поясняет, что текущая динамика падения продаж не совсем корректна. По его словам, в январе дилеры учитывали часть продаж за декабрь, когда был всплеск спроса на автомобили: «Можно сказать, это был 13-й месяц в 2014 году». Без декабрьских продаж результаты за январь были бы хуже, уточнил Попов.

По данным АЕБ, в январе в России было продано 115,4 тыс. легковых машин и LCV – это на 24,4% меньше, чем за предыдущий январь. Но, по данным первичной регистрации ГИБДД, продажи упали примерно на 38%, до 95–97 тыс. штук (РБК писал об этом 3 марта в материале «Более 15 тыс. проданных в январе машин не было поставлено на учет в ГИБДД»). То есть в феврале падение продаж могло быть на уровне января.

Кроме того, плохую статистику сейчас делает сильный первый квартал 2014 года, добавляет директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers (PwC) в России Сергей Литвиненко. Он не исключает ускорения падения продаж в марте, но уже во втором-третьем кварталах ждет замедления динамики. Правда, это произойдет, если в дополнение к государственной программе утилизации и trade-in будет запущена программа льготного автокредитования, оговаривается аналитик. Сейчас эта мера обсуждается в правительстве, но решения пока нет.

Программа льготного автокредитования оживит продажи автомобилей, соглашаются директор по продажам дилерского центра Ford ГК «Авилон» Михаил Кузьмин и директор дилерского центра Toyota Lexus Ясенево ГК «Рольф» Татьяна Форнасова. Необходимо также субсидирование автолизинга, добавляет Форнасова.

Небольшой подъем рынка следует ожидать во второй половине года, а окончательную реанимацию продаж – не ранее чем через год-два года, думает Михаил Кузьмин. По разным оценкам (АЕБ, PwC и «Автостат») в 2015 году падение продаж автомобилей будет в диапазоне 24–50%.

Участники рынка сгруппировались

Сейчас дилеры пересматривают стратегию бизнеса в пользу сервисных услуг. «На данный момент это приносит большую прибыль, чем продажи», – говорит Кузьмин. К тому же сейчас сервис у официальных дилеров стал выгоднее, чем у серых, из-за роста цен у последних, добавляет Владимир Попов из «Фаворита». «Рольф» развивает мультисервис.

Автозаводы тем временем корректируют графики работы. С начала года на простой уходили «Автотор», завод Ford во Всеволожске, PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi в Калуге и Renault в Москве. С 23 марта по 15 мая частично остановится завод General Motors в Санкт-Петербурге, в феврале на неопределенный срок встал концерн по выпуску грузовиков Renault и Volvo.

В зависимости от мартовских продаж АвтоВАЗ будет корректировать производственный график, программу на лето, говорил президент компании Бу Андерссон. Источники на предприятии уточняют, что в качестве вариантов обсуждается сокращение рабочих часов в неделе с 40 до 20, неполная рабочая неделя, неделя через неделю. Решения о корректировки графика работы нет, утверждает представитель компании.

Кризис – время АвтоВАЗа

Лидером на российском авторынке пока остается АвтоВАЗ, однако в феврале 2015 года продажи автомобилей Lada в годовом исчислении упали на 23%. Всего в феврале россияне купили 23,6 тыс. автомобилей Lada. По собственной оценке, в прошлом месяце АвтоВАЗ занимала 19,3% авторынка без учета LCV.

Это лишь чуть больше, чем машин, продающихся под брендами Hyundai и Kia: первых за месяц в России было продано 13,2 тыс. штуки (на 5% меньше, чем годом ранее), а вторых – 12,5 тыс. штуки (-6%). Продажи двух других участников топ-5 упали почти вдвое: Nissan сократила их на 45% (до 9,5 тыс. штуки), а Renault – на 46% (до 9,1 тыс.).

Главными аутсайдерами месяца стали такие бренды, как Honda, Opel, Peugeot, Citroen и Ford. Продажи автомобилей Honda рухнули сразу в десять раз – с 2,5 тыс. штук в феврале 2014 года до 252 машин в феврале 2015 года. Немногим лучше оказались результаты остальных «мэтров»: месячные продажи Opel упали на 86% (с 6,6 тыс. до 912 штук), Peugeot – на 84% (с 2,4 тыс. до 377), Citroen – на 83% (с 2,2 тыс. до 380), Ford – на 78% (с 6,3 тыс. до 1,4 тыс.).

Вдвое и более в августе сократились продажи автомобилей SEAT (-98%), Suzuki и Chery (-76%), SsangYong (-72%), Daewoo (-64%), Mitsubishi (-51%).

Нарастить продажи среди марок, входящих в топ-10 продаж по версии АЕБ, смогли только Mercedes-Benz (+18%) и BMW (+6%). Замыкают рейтинг самых продаваемых марок Lexus (рост продаж на 11%), Porsche (+119%), Smart (+60%) и Isuzu (+1380%).

Самой популярной у россиян моделью авто остается Lada Granta, в феврале их было продано 10,5 тыс. штук (в августе прошлого года – 11,2 тыс.​). На втором месте оказалась Hyundai Solaris, продажи которой сократились с 8,7 тыс. до 8 тыс. Kia New Rio, которая осталась на третьем месте, сумела нарастить продажи до 6,1 тыс. машин (+185 штук).

«Из десяти лидеров продаж новых легковых автомобилей девять – местного производства», – отмечается в отчете АЕБ. Сильнее других (более чем на 60%) упали продажи Renault Duster – вместо 7,5 тыс., как было годом ранее, в феврале 2015 года их продали менее 3 тыс.