Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
«Аэрофлот» стал вторым по рентабельности авиаперевозчиком Европы
Лента новостей 3:27 МСК
На химическом предприятии в Тульской области произошел взрыв Общество, 02:40 В России решили ввести национальную криптовалюту Финансы, 02:30 Греф усомнился в возможности приватизации Сбербанка в ближайшие два года Бизнес, 02:00 СМИ сообщили о возможной досрочной отставке рязанского губернатора Политика, 01:39 «Голос» вновь оштрафовали за нарушение закона об иностранных агентах Политика, 01:23 Снос «Шанхая»: как зачищали «долину МГУ» перед застройкой Фотогалерея, 00:54 США выступили против референдума о присоединении Южной Осетии к России Политика, 00:27 Маленький – не строй: как власти собираются защищать покупателей жилья Бизнес, 00:25 Кризисные параллели: что лидеры G7 обсудили в первый день саммита Политика, 00:17 «Гонщика» на Gelandewagen отправили на исправительные работы Общество, 00:15 Археологи заявили об обнаружении могилы Аристотеля Общество, Вчера, 23:31 Врач-миллиардер: как разбогател борец с раком Патрик Синьсян Бизнес, Вчера, 22:57 Эстония призвала НАТО разместить в Прибалтике ЗРК Patriot Политика, Вчера, 22:24 Валютный ипотечник объявил голодовку в главном офисе ВТБ Финансы, Вчера, 22:06 Из договора Альбац с «Эхом Москвы» убрали пункт о «несогласованных темах» Политика, Вчера, 21:44 СМИ сообщили о падении цен в отелях Египта почти в десять раз Общество, Вчера, 21:42 Гендиректор «СТС Медиа» Юлиана Слащева покинет компанию Технологии и медиа, Вчера, 21:20 Министр образования уволил двух ректоров за халатность Общество, Вчера, 21:04 Киев потребовал отменить приговор осужденным в Чечне украинцам Политика, Вчера, 20:47 У проекта «долина МГУ» появится новый куратор в правительстве Политика, Вчера, 20:45 Фридман объяснил отсутствие успеха у реформ после развала СССР Общество, Вчера, 20:29 В США столкнулись два истребителя Общество, Вчера, 19:57 Глава «Ренессанс Капитала» ушел в отставку Финансы, Вчера, 19:47 «Касперский» сообщил о риске взлома смартфонов при их зарядке через USB Технологии и медиа, Вчера, 19:45 Moody's усомнилось в спасении нефтяных монархий с помощью реформ Экономика, Вчера, 19:36 Депутат Шингаркин рассказал о конфликте с охранниками ТЦ «Европейский» Общество, Вчера, 19:34 Сбербанк подал иск о банкротстве владельца производителя «Архыза» Бизнес, Вчера, 19:24
4 мар, 16:35
Георгий Макаренко, Ольга Лукина
«Аэрофлот» стал вторым по рентабельности авиаперевозчиком Европы

Лайнер авиакомпании «Аэрофлот»

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
«Аэрофлот» стал вторым по рентабельности национальным перевозчиком Европы, по версии отраслевого аналитического центра CAPA. Вопреки кризису компании удалось сократить издержки и успешно перезапустить свой лоукостер

​Несмотря на двукратное падение рубля с лета 2014 года и сокращение туристического потока, российский национальный авиаперевозчик «Аэрофлот» в четыре раза увеличил операционную прибыль и почти втрое сократил чистый убыток за 2015 год. Тем самым, по версии австралийского аналитического агентства CAPA, «Аэрофлот» занял второе место в списке наиболее успешных европейских авиакомпаний.

Свои финансовые результаты за 2015 год ПАО «Аэрофлот» опубликовало еще во вторник, 1 марта. С тех пор курс акций концерна на Московской бирже вырос почти на 13%, достигнув максимума с 28 февраля 2014 года — последнего торгового дня перед тем, как Совет Федерации разрешил Владими​​ру Путину использовать вооруженные силы на территории Украины.

Составитель рейтинга, компания CAPA, была основана в 1990 году в Сиднее как Центр Азиатско-Тихоокеанской авиации (ныне просто Центр авиации). Она является одним из крупнейших в мире информационно-аналитических порталов в авиаотрасли.

Запасливые летчики

Основной показатель, используемый при составлении ежегодного рейтинга успешных компаний, — это операционная маржа, отношение между выручкой и операционной прибылью. При обороте в 415,2 млрд руб. и операционной прибыли в 44,1 млрд руб. рентабельность «Аэрофлота» по основной деятельности выросла до 10,3% (с 3,5% в 2014 году).

Тем самым «Аэрофлот» вошел в тройку наиболее успешных национальных перевозчиков Европы с операционной маржой свыше 10%.

В этом году рейтинг возглавил исландский перевозчик Icelandair с операционной рентабельностью в 11,9%. Флагманский перевозчик Исландии является сравнительно небольшой компанией с оборотом и прибылью в пять раз ниже, чем у «Аэрофлота». Выручка за 2015 год составила $1,13 млрд (+2,4%), а операционная прибыль — $135 млн (+71%). Рост загрузки и трафика, низкие цены на топливо и роль аэропорта Рейкьявика как важного хаба между Европой и Америкой позволили компании стать наиболее рентабельной из всех национальных перевозчиков континента.

Следом же за «Аэрофлотом» идет концерн IAG, объединяющий British Airways и Iberia Airlines — флагманских перевозчиков Великобритании и Испании соответственно. Выручка IAG в 2015 году составила €22,8 млрд (+13%), а операционная прибыль выросла до €2,33 млрд (+68%). Соответственно, рентабельность составила 10,2%. В целом для концерна 2015 год оказался наиболее удачным за пять лет его существования.

«Потенциально четвертым игроком ​​[с двузначными цифрами рентабельности] может стать греческая компания Aegean Airlines, которая пока не обнародовала итоги 2015 года, — подчеркивают аналитики CAPA. — В прошлом году она вообще была единственным членом этого клуба с рентабельностью 11,6%».

Если говорить о других европейских авиаперевозчиках-гигантах, рентабельность альянса Air France-KLM составила всего 3,1%. Lufthansa опубликует свои результаты лишь 17 марта. В целом по всему миру CAPA прогнозирует среднюю операционную маржу в 2015 году на уровне 8,2%.

Лазейка доходности

Успех «Аэрофлота» в 2015 году связан с девальвацией рубля, хорошей стратегией и эффективным контролем издержек, считает аналитик БКС Митч Митчелл. «Часть билетов продается за валюту, и из-за слабого рубля выручка росла быстрее, чем пассажирооборот», — рассказал РБК Митчелл.

Лоукостер «Победа», запущенный «Аэрофлотом» в конце 2014 года, стал пятой авиакомпанией в России по пассажиропотоку в первый же год, говорит аналитик. «Спрос высокий и продолжает расти. Компания удачно запустилась в кризисный год, когда потребители стали внимательно смотреть на цены». Он добавил, что расходы на персонал выросли всего на 7% году к году, при этом компания постоянно работает над повышением топливной эффективности.

В пятницу стало известно, что «Победа» в 2015 году добилась чистой прибыли в размере 37 млн руб. — при ожидавшихся убытках в 1,5 млрд руб. (по РСБУ). Среди причин называются интенсивное использование самолетов, экономия на топливе и персонале.

Кроме того, у самого «Аэрофлота» существенная доля выручки номинирована в валюте (около 50%), и девальвация рубля привела к росту рентабельности, объясняет аналитик ИК «Атон» Михаил Ганелин. Он также добавил, что менеджмент «Аэрофлота» помимо прочего много лет работает над сокращением издержек в самом перевозчике и дочерних компаниях группы и это также дает свои результаты.

Аналитики CAPA подчеркивают: на уверенные результаты «Аэрофлота» оказал влияние в том числе и уход с авиарынка России его конкурентов: «История вокруг «Трансаэро» только ускорила эту консолидацию, из которой «Аэрофлот», несомненно, продолжит извлекать пользу и в 2016 году».

Официальный представитель «Аэрофлота» заявил РБК, что подсчитанная CAPA статистика по уровню рентабельности соответствует стратегии развития «Аэрофлота». Любая крупная компания имеет амбиции стать лидером отрасли, добавил он. 

Другие материалы по теме
«Аэрофлот» увеличил долю на авиарынке до максимума со времен СССР
«Аэроэкспресс» сократил перевозки на 22% из-за Турции и Египта
Летайте самолетами «Аэрофлота»: к чему приведет появление монополиста
«Аэрофлот» отсудил у «Трансаэро» 5,3 млрд руб.