Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 8:46 МСК
Пожар на складе со стройматериалами в подмосковном Королеве ликвидировали Общество, 08:00 Лучшие предложения рынка наличной валюты  08:00   USD НАЛ. Покупка 63,50 Продажа 63,45 EUR НАЛ. 67,64 67,35 В Молочном союзе сообщили о вероятном подорожании молока на 10% Общество, 07:18 Центр примирения сообщил о выходе около 8,5 тыс. мирных жителей из Алеппо Политика, 06:40 Тела погибших в Алеппо медработников перевезли в Биробиджан Общество, 06:25 Трамп решил стать продюсером реалити-телешоу на телевидении Политика, 06:12 В госдепе опровергли информацию о получении гумпомощи жителями Алеппо Политика, 06:09 Обама ослабил ограничения на поставки оружия в Сирию Политика, 05:33 Россия и Куба подписали программу сотрудничества в оборонной сфере Политика, 05:13 Ученые обнаружили останки динозавра возрастом 100 млн лет Общество, 05:11 Сенат США одобрил предоставление $350 млн финансовой помощи Украине Политика, 04:41 Конгресс США одобрил придание глобального статуса «закону Магнитского» Политика, 03:57 Столичный метрополитен пригрозил массовым отключением сотовой связи Бизнес, 03:54 В Белом доме прокомментировали сделку «Роснефти» с Glencore и Катаром Экономика, 03:19 Роспотребнадзор назвал причину массового отравления в Краснодаре Общество, 02:51 В администрации президента ответили отказом на проект реформы ОСАГО Бизнес, 02:50 В Петербурге возбудили уголовное дело в отношении подполковника полиции Общество, 02:10 Рогозин сообщил о договоре России и Кубы о комитете по новым технологиям Политика, 01:22 Турция дополнительно отправила на север Сирии 300 спецназовцев Политика, 00:52 Умер совершивший первый орбитальный полет американский астронавт Общество, 00:13 Цикл сокращения бюджетных расходов продлится не менее пяти лет Экономика, 00:01 Бывшего следователя приговорили к 6,5 годам за участие в ОПГ Политика, 00:01 Период распада: последний декабрь Союза. 9 декабря 1991 года Политика, 00:00 Исследование РБК: потерянное десятилетие российского бюджета Экономика, 00:00 На Гавайских островах отменили угрозу цунами Общество, Вчера, 23:40 Адвокат назвал причину задержания сотрудников антикоррупционного главка Общество, Вчера, 23:15 Владимир Лисин выставил на продажу 1,5% акций НЛМК Бизнес, Вчера, 22:59 «Волосы дыбом»: как Путин провел встречу с правозащитниками Политика, Вчера, 22:43
4 мар, 16:35
Георгий Макаренко, Ольга Лукина
«Аэрофлот» стал вторым по рентабельности авиаперевозчиком Европы

Лайнер авиакомпании «Аэрофлот»

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
«Аэрофлот» стал вторым по рентабельности национальным перевозчиком Европы, по версии отраслевого аналитического центра CAPA. Вопреки кризису компании удалось сократить издержки и успешно перезапустить свой лоукостер

​Несмотря на двукратное падение рубля с лета 2014 года и сокращение туристического потока, российский национальный авиаперевозчик «Аэрофлот» в четыре раза увеличил операционную прибыль и почти втрое сократил чистый убыток за 2015 год. Тем самым, по версии австралийского аналитического агентства CAPA, «Аэрофлот» занял второе место в списке наиболее успешных европейских авиакомпаний.

Свои финансовые результаты за 2015 год ПАО «Аэрофлот» опубликовало еще во вторник, 1 марта. С тех пор курс акций концерна на Московской бирже вырос почти на 13%, достигнув максимума с 28 февраля 2014 года — последнего торгового дня перед тем, как Совет Федерации разрешил Владими​​ру Путину использовать вооруженные силы на территории Украины.

Составитель рейтинга, компания CAPA, была основана в 1990 году в Сиднее как Центр Азиатско-Тихоокеанской авиации (ныне просто Центр авиации). Она является одним из крупнейших в мире информационно-аналитических порталов в авиаотрасли.

Запасливые летчики

Основной показатель, используемый при составлении ежегодного рейтинга успешных компаний, — это операционная маржа, отношение между выручкой и операционной прибылью. При обороте в 415,2 млрд руб. и операционной прибыли в 44,1 млрд руб. рентабельность «Аэрофлота» по основной деятельности выросла до 10,3% (с 3,5% в 2014 году).

Тем самым «Аэрофлот» вошел в тройку наиболее успешных национальных перевозчиков Европы с операционной маржой свыше 10%.

В этом году рейтинг возглавил исландский перевозчик Icelandair с операционной рентабельностью в 11,9%. Флагманский перевозчик Исландии является сравнительно небольшой компанией с оборотом и прибылью в пять раз ниже, чем у «Аэрофлота». Выручка за 2015 год составила $1,13 млрд (+2,4%), а операционная прибыль — $135 млн (+71%). Рост загрузки и трафика, низкие цены на топливо и роль аэропорта Рейкьявика как важного хаба между Европой и Америкой позволили компании стать наиболее рентабельной из всех национальных перевозчиков континента.

Следом же за «Аэрофлотом» идет концерн IAG, объединяющий British Airways и Iberia Airlines — флагманских перевозчиков Великобритании и Испании соответственно. Выручка IAG в 2015 году составила €22,8 млрд (+13%), а операционная прибыль выросла до €2,33 млрд (+68%). Соответственно, рентабельность составила 10,2%. В целом для концерна 2015 год оказался наиболее удачным за пять лет его существования.

«Потенциально четвертым игроком ​​[с двузначными цифрами рентабельности] может стать греческая компания Aegean Airlines, которая пока не обнародовала итоги 2015 года, — подчеркивают аналитики CAPA. — В прошлом году она вообще была единственным членом этого клуба с рентабельностью 11,6%».

Если говорить о других европейских авиаперевозчиках-гигантах, рентабельность альянса Air France-KLM составила всего 3,1%. Lufthansa опубликует свои результаты лишь 17 марта. В целом по всему миру CAPA прогнозирует среднюю операционную маржу в 2015 году на уровне 8,2%.

Лазейка доходности

Успех «Аэрофлота» в 2015 году связан с девальвацией рубля, хорошей стратегией и эффективным контролем издержек, считает аналитик БКС Митч Митчелл. «Часть билетов продается за валюту, и из-за слабого рубля выручка росла быстрее, чем пассажирооборот», — рассказал РБК Митчелл.

Лоукостер «Победа», запущенный «Аэрофлотом» в конце 2014 года, стал пятой авиакомпанией в России по пассажиропотоку в первый же год, говорит аналитик. «Спрос высокий и продолжает расти. Компания удачно запустилась в кризисный год, когда потребители стали внимательно смотреть на цены». Он добавил, что расходы на персонал выросли всего на 7% году к году, при этом компания постоянно работает над повышением топливной эффективности.

В пятницу стало известно, что «Победа» в 2015 году добилась чистой прибыли в размере 37 млн руб. — при ожидавшихся убытках в 1,5 млрд руб. (по РСБУ). Среди причин называются интенсивное использование самолетов, экономия на топливе и персонале.

Кроме того, у самого «Аэрофлота» существенная доля выручки номинирована в валюте (около 50%), и девальвация рубля привела к росту рентабельности, объясняет аналитик ИК «Атон» Михаил Ганелин. Он также добавил, что менеджмент «Аэрофлота» помимо прочего много лет работает над сокращением издержек в самом перевозчике и дочерних компаниях группы и это также дает свои результаты.

Аналитики CAPA подчеркивают: на уверенные результаты «Аэрофлота» оказал влияние в том числе и уход с авиарынка России его конкурентов: «История вокруг «Трансаэро» только ускорила эту консолидацию, из которой «Аэрофлот», несомненно, продолжит извлекать пользу и в 2016 году».

Официальный представитель «Аэрофлота» заявил РБК, что подсчитанная CAPA статистика по уровню рентабельности соответствует стратегии развития «Аэрофлота». Любая крупная компания имеет амбиции стать лидером отрасли, добавил он.