Этикетки с легендой: 10 историй о создании этикеток российского вина
Винная этикетка — один из главных ключей в общении между виноделом и потребителем еще до того, как вино было куплено, открыто и разлито по бокалам. Чтобы привлечь внимание потребителя, виноделы украшают свои бутылки графичными историями. О чем они рассказывают — в материале «РБК Вино»

Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»
Bakla Vines

Пещерный город Бакла — одно из первых византийских укреплений Крыма, находится в Бахчисарайском районе. Древний городсчитается наиболее крупным скоплением петроглифов на полуострове — древних наскальных изображений времен от палеолита до Средневековья. Один из этих рисунков — петроглиф в виде солярного символа. Круг с расходящимися радиусами и точками на них стал украшением этикетки вина Bakla Vines.
«Так видели наши далекие предки модель Вселенной. Круглая символика практически всегда означает солнцеворот, вечное продолжение жизни. Именно она, по нашему мнению, лучше всего подходит в качестве символа виноделия, где смерть ягоды лишь начало ее мистической реинкарнации в загадочный и сложный напиток, в свою очередь наполняющий нашу собственную жизнь вкусом, красотой и вдохновением, которое мы возвращаем земле и лозе в работе с ними», — комментирует владелец винодельни Виктор Процко.
«РБК Вино» создал онлайн-сомелье, который поможет вам подобрать подходящее вино. Чтобы воспользоваться им, необходимо запустить бот в Telegram. Наш бот поможет вам с выбором, даже если вы только начинаете свое знакомство с увлекательным миром вина.
Винодельня «Бельбек»

Авторы проекта «Бельбек» тоже украшают винодельню и свои вина картинами художников. Серию холстов, изображение которых позже перенесли на этикетки, создал дизайнер Николай Счеревский. «Идея перенести часть из холстов на этикетки пришла через эмоциональное отношение к терруару и солнечной красоте Крыма. Сюжеты носят эсхатологический характер, стилистику я определил для себя как оптический импрессионизм», — комментирует Счеревский.
По словам владельца винодельни Сергея Бескоровайного, палитра этикетки подбиралась по эмоциональной ассоциации с вином. Например, парфюмная интенсивность муската передана через яркие, пестрые цвета. Многие сюжеты отражают крымские пейзажи: долину реки Бельбек, скалу Белую, гору Крокодил (Арман-Кая), море. Картины, которые сегодня являются прообразом будущих этикеток, хранятся на винодельне и в скором будущем будут украшать новый дегустационный зал.
Mangup Estate

На «Мангупе» каждая бутылка носит отпечаток событий, маленьких легенд и историй его гостей. Эти яркие истории стали мемами. В 2020 году художница Юлия Шубова создала по ним серию иллюстраций в стиле doodle-art, которые позже превратились в этикетки вин Mangup Estate.
Например, бутылку пино нуара урожая 2022 года украшает изображение страуса. Казалось бы, при чем тут вино? Дело в том, что на одном из фестивалей винного хозяйства гостья предложила улучшить атмосферу мероприятия и устроить забеги верхом на страусах. «Она даже поехала на страусиную ферму договариваться о доставке страусов на виноградники. Сделка почти состоялась, когда владельцы фермы вдруг спросили, какие именно части страусов доставить. Потому что живых и невредимых они не предоставляют, тем более в аренду. Забег не случился, но история осталась с нами, и когда-нибудь гонки страусов будут проведены», — рассказывает главный винодел Mangup Estate Светлана Пашкова.
Другая история легла в основу этикетки для совиньон блана. На ней изображен Глеб Адрианов — талантливый музыкант, композитор, импровизатор и друг владельцев винодельни. Вместе с ним музыканты часто играют для гостей Mangup Estate, а иногда для виноградника. «Однажды на винограднике установили настолько мощную аудиосистему, что все металлические подвязки на лозах резонировали и гудели. Так виноградник оказался еще и отличным струнным инструментом», — делится историей Светлана Пашкова.

Винодельня «Узунов»

Семья Узуновых — представители нового поколения российских виноделов. Предки Ярослава Узунова также производили вино. Ярослав вместе с женой Юлией создал собственное хозяйство — винодельню «Узунов». Неудивительно, что, когда семья искала изображение для оформления этикетки первого вина из сорта «совиньон блан», они обратились к рисунку своего маленького сына.
«До этого все наши белые вина были с черно-белой этикеткой, и когда мы, сидя на кухне, дегустировали получившееся вино (у нас тогда еще не было дегустационного зала), стало понятно, что черно-белая этикетка ему не подходит. Нужна очень яркая, классная, сочная этикетка. Помню, я тогда посмотрела на холодильник, где висел первый рисунок нашего сына — если честно, просто мазня пальцами, но что для одних мазня, для матери — шедевр. Тогда мы решили, что первый рисунок сына и первый урожай «совиньон блана» перекликаются между собой», — комментирует Юлия Узунова.
Рисунок перенесли на этикетку, бренд работает с ней по сей день. «Было очень удивительно, когда это вино вышло на рынок, его начали скупать в каких-то огромных количествах, как нам стало известно, именно из-за этикетки, — добавила Узунова. — Позже, когда его распробовали, стали покупать уже за само вино. Но тогда, в 2019 году, именно этикетка, незамысловатая, но очень притягивающая взгляд, произвела какой-то невероятный эффект».
Винодельня «Бердяева»

Проект выпускает бутылки со стилизованным изображением создателя винодельни Вадима Бердяева. По словам его жены и совладелицы винодельни Ольги Бердяевой, потребитель не проходит мимо такой этикетки. «Кому-то они очень нравились — и нам говорили о нашем нестандартном подходе. Кому-то не нравились — и Вадима обвиняли в нарциссизме. Но точно не было равнодушных, а положительных отзывов все же было больше», — отмечает Бердяева. Все началось в 2017 году, когда друзья виноделов, анапские фотографы Игорь и Ольга Улько, пригласили Вадима на портретную фотосессию. «Мы получили огромное количество превосходных фото, разглядывая которые испытали чувство сожаления, что их мало кто увидит. Впервые прозвучала идея разместить портреты на этикетках вина. Вадим сразу отказался. Но Игорь не отступал: «Ты же отвечаешь за качество своего вина?» «Да», — ответил Вадим. — «Значит, будешь отвечать своим лицом!» Этот аргумент стал решающим».
В 2019 году авторы проекта сменили этикетки, но не отказались от персонификации. Портреты решили переснять и сделать их в виде аллюзий на известные образы: Ван Гог с отрезанным ухом украшает бутылку шардоне, «Любительница абсента» Пабло Пикассо — каберне фран, а шведский посол из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» — рислинг. Костюмы делали из подручных материалов, признается Бердяева. Например, воротник жабо шведского посла сделан из подложки для ламината, а его орден на груди — новогодняя игрушка.
«Нас иногда спрашивают, собираемся ли мы менять этикетку. «Нет», — отвечаем мы. В следующем году планируем выпустить свое первое игристое по классической технологии и, конечно, будет новая этикетка с новым образом, но пока это секрет», — рассказала Бердяева.

«Собер Баш»

Это единственный винный проект в долине реки Афипс и ближайший к Краснодару, который работает с большим набором сортов. Вина, произведенные из редких сортов винограда, и вина, изготовленные с применением интересных технологий винификации, таких как брожение и выдержка в амфорах, углекислотная мацерация, «оранжевые» вина, вошли в линейку под названием «Грани». «Грань — это линия пересечения двух плоскостей — интересов и видения вина виноделом «Собер Баш» и энтузиазма, страсти к новизне у любителей вина», — комментирует создатель винодельни Владимир Куличков.
«Когда в конце 2019 года мы задумались о создании «Граней», нам очень повезло встретить самобытного и увлеченного вином художника из Ростова-на-Дону Ульяну Пучеглазову. Именно она написала картины, да-да, именно картины, на основе которых создавались этикетки для этой линейки. Не чуждая миру вина Ульяна перед работой над каждой картиной дегустировала вина и затем вкладывала в картину свои мысли, переживания и ассоциации, передавая ароматические и вкусовые свойства вина через цвета и формы», — рассказывает Куличков. Оригинальные картины Ульяны Пучеглазовой хранятся на винодельне.
Винодельня «Зимовец»

Владелец винодельни «Зимовец» Владимир Зимовец считает, что каждый человек должен сделать вклад в этот мир и оставить хорошее после себя, говорит амбассадор винодельни Денис Тайницкий. Первые этикетки винодельни были просты в своем исполнении, на каждой из них была подпись Зимовца, которая впоследствии дополнилась фразой «Сделаем этот мир лучше». Впервые бутылки с этой этикеткой появились в 2022 году, и по сей день они используются практически на всех тихих винах и части игристых вин.
Позже, в 2024 году, появилась линейка игристых вин «Белый Холм». Название связано с терруаром. Винодельня «Зимовец» расположена в Волго-Ахтубинской пойме, где протекает река Ахтуба, что в переводе с тюркского языка означает «Белые Холмы». Визуальное исполнение этой идеи с сохранением преемственности реализовал местный дизайнер Никита Кузнецов.
Винодельня «Ароматное»

Основатель винного проекта «Ароматное» в Крыму Дмитрий Вишневецкий, маркетолог и создатель диджитал-агентства, получив свое первое вино, решил отдать работу с этикеткой нескольким дизайн-студиям и своим потребителям. «Я сделал конкурс — несколько десятков моих подписчиков прислали свои варианты будущей этикетки. В итоге у меня было больше 80 вариантов. Это было очень здорово, но я понял, что, к сожалению, ни один из существующих вариантов не попадает ни в мое внутреннее ощущение от вина, ни в концепцию проекта», — делится Вишневецкий.
Потребовалось шесть месяцев, чтобы создать этикетку. В основу ее дизайна легла идея о том, что вино — это продукт местности. «Этикетку вина было решено делать в русском стиле, с отражением всего разноцветения, которое представлено в нашем терруаре: роза, лаванда, шалфей», — говорит он.
Дизайн этикетки «Ароматного» создала крымский дизайнер Ольга Степанова. Этикетка также примечательна тем, что на ней воспроизведен размашистый почерк Александра Пушкина как напоминание о том, что он приезжал в Бахчисарай. Вишневецкий подчеркивает, что весь текст на бутылке русский: «Это мой манифест о том, что Россия — великая страна, здесь живут талантливые люди, мы должны гордиться собой, своей землей, своим терруаром и своим вином».

Mons Albus

Mons Albus в переводе с латыни означает «Белая гора». Названо оно так не случайно. Виноградники хозяйства расположены в предгорном регионе Крыма, в окрестностях уникального памятника природы — скалы Белой. В начале XX века скала была известна как исторический центр воздухоплавания и место старта первых полетов на аэростатах.
В наши дни это место является аналогом Каппадокии, региона, который славится своими фестивалями воздушных шаров. Именно поэтому главными героями этикеток вин Mons Albus стали аэростаты. Каждое вино в базовой линейке сопровождают воздушный шар и одна из достопримечательностей региона — например, на ркацители можно увидеть скалу Белую, на мерло розе — розовый рассвет.
«Изначально идея украсить этикетку воздушными пришла в голову в 2023 году, а в 2024 году мы ее доработали, добавив к шарам достопримечательности, тем самым идея обросла смыслами и историей, которые углубили наши замыслы. И этикетка начала «говорить», — рассказали на винодельне.

«Шато Пино»

Линейка «Шары Колдуна» от «Шато Пино» появилась в 2019 году. Называние линейки — отсылка к одной из главных достопримечательностей «Шато Пино» — горе Колдун, на склонах которой раскинулся терруар винодельни. На вершине горы находится метеостанция с антеннами в виде огромных сфер, отсюда и название «Шары Колдуна».
Как рассказывает маркетолог «Шато Пино» Олег Громов, основной целью, которую преследовало это название, является продвижение бренда. «Основная задача была стать узнаваемыми, выделяться на полке. Кроме того, линейка «Шары Колдуна» — это поле для экспериментов главного винодела Ольги Аурсалиди. Здесь она пробует новые технологические приемы, исследует тренды в виноделии. Именно поэтому «Шары Колдуна» — это этикетки необычные, иногда немного эпатажные, но и, самое главное, они выполняют свою основную роль, они привлекают к себе внимание, при этом транслируя философию вина», — объясняет Громов.
Сейчас в коллекции «Шары Колдуна» семь вин: «Тройничок», «Кирпичи прилетели», «Тополек», «Рамато», а также «Блаш», «Глю Глю» и «Морской». В частности, на этикетке вина «Шары Колдуна. Кирпичи прилетели» изображен стендовый стрелок, который сбивает летящие кирпичи. Идея такой этикетки возникла, когда «Шато Пино», винодельня из жаркого климата, решила выпустить пино нуар в северной стилистике. Сейчас это единственное вино, которое винодельня делает в оксидативном стиле. Тогда создатели вина были готовы к тому, что за такой эксперимент в них «полетят кирпичи». Но вино удалось, а название «Кирпичи прилетели» прижилось, и Олег Громов говорит: «Мы эти кирпичи с успехом сбиваем с 2019 года».
Знаменитый бленд «Тройничок» — это вино, которое выдержано в трех разных емкостях: дубе, бетоне и стали. А в купаже всего лишь два сорта винограда: рислинг и семильон. «Рамато» в переводе с итальянского языка — «медный». Это розе на основе «пино гри», но из-за ферментации на кожице и гребнях приобрело характерный медный цвет. Традиционно розе считается женским вином, но, поскольку это розе было сделано по технологии оранжей, получился плотный структурный напиток с ароматом кожи, необкуренной трубки, табака.
Получилось «женское вино с очень-очень мужским характером». На черной этикетке изображены алые женские губы, которые держат курительную трубку. Над концепцией этикеток трудилось дизайн-бюро компании «Уника» под руководством Алексея Якушика совместно с сотрудниками винодельни, которые делились своими эмоциями и впечатлениями от созданных вин.
















