Время смешивать: как Россия полюбила делать алкогольные коктейли
В России растет потребление алкоголя в виде коктейлей. Об этом свидетельствуют продажи напитков, которые являются основами для коктейлей, и сопутствующих товаров. О причинах популярности коктейльной культуры — в материале «РБК Вино»

В России растет потребление алкоголя в виде коктейлей
Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»
Содержание
В России растет потребление коктейлей, которые люди делают дома, утверждают производители и импортеры алкоголя. «Мы абсолютно уверены, что это один из самых заметных и значимых трендов на российском алкогольном рынке за последние несколько лет. Миксология перестала быть прерогативой баров и стала полноценным хобби и способом потребления для миллионов россиян», — говорит директор по маркетингу «Татспиртпрома» Елена Слободанюк.
На растущий тренд домашнего потребления коктейлей указывает рост розничной реализации миксологических категорий, считает президент LADOGA Вениамин Грабар. По его данным, по итогам восьми месяцев продажи аперитивов выросли на 54%, рома — на 11%, виски — на 9,3%, джина — на 8,5%, ликеров — на 6,7%. Именно эти напитки главным образом выступают основой для коктейлей при домашнем потреблении, говорит эксперт. Причем все другие категории крепкого алкоголя, кроме настоек, в 2025 году показали небольшое сокращение.

Меняется даже формат потребления традиционного русского напитка — водки, утверждают в «Алкогольной сибирской группе» (АСГ). Компания проводила исследование среди потребителей водки, которое показало, что коктейльная культура перестала быть нишевой и 30% потребителей периодически (1–3 раза в месяц) пьют водку в составе простых коктейлей. Маркетинговые исследования «Татспиртпрома» показали, что наиболее популярной основой для домашних коктейлей являются водка, виски, джин (с ростом популярности джин-тоника) и ром (для «Мохито» и других летних коктейлей). Среди самых популярных миксеров — соки, газированные напитки, энергетические напитки, сиропы и ликеры.
Как растут продажи товаров для изготовления коктейлей
О росте популярности домашних коктейлей говорят не только продажи алкоголя, который пригоден для их изготовления, но и рост спроса на сопутствующие товары и лед.
По данным маркетинговой компании «Центр экономики рынков», с 2017 года занимающейся проведением исследований, в 2024 году стоимостной объем российского рынка пищевого льда составил 5,6 млрд руб., увеличившись на 27,8% в рублях и на 20,7% в тоннах. По словам генерального директора компании IceBand, занимающейся поставкой льда в Москве, Ольги Жук, в 2025 году средние темпы увеличения объемов продаж по отрасли составило более 20%. Причем до 30% пищевого льда покупается физлицами, и эта доля постоянно растет. По словам Ольги Жук, ожидается дальнейший рост продаж льда, в том числе и за счет роста потребления коктейлей дома.
Фиксируют рост продаж товаров для приготовления коктейлей и крупнейшие маркетплейсы. Как заявили «РБК Вино» в пресс-службе «Яндекс Маркета», в январе—сентябре 2025 года россияне стали в 2,5 раза чаще искать коктейльные трубочки, в 2 раза — наборы для бармена и джиггеры (мерные стаканчики для коктейлей), в 1,8 раза чаще — мадлеры (специальный инвентарь для подминания натуральных ингредиентов), а также наборы для приготовления коктейлей — в 1,4 раза.

Аналогичную статистику приводит Ozon. По данным маркетплейса, в сентябре продажи товаров для приготовления коктейлей выросли в 1,6 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Лидеры спроса — воронки и наборы для коктейлей (обычно состоят из шейкера, джиггера, барной ложки), в сентябре их покупали в 3,2 и 1,5 раза соответственно чаще, чем в аналогичном периоде прошлого года. Также вырос интерес к ледогенераторам, продажи которых увеличились в 1,6 раза год к году. «Покупатели активно приобретают формы для льда, они показали рост в сентябре в 2,2 раза, а также ингредиенты для коктейлей: продажи сиропов и топпингов выросли в 1,7 раза, шиммеров для напитков — в 1,6 раза», — завили в пресс-службе Ozon. По данным маркетплейса, продавцы быстро отреагировали на рост интереса — в сентябре ассортимент принадлежностей для коктейлей на маркетплейсе вырос в 2,4 раза год к году.
Почему в России растет популярность коктейлей
Эксперты выделают несколько причин роста популярности коктейлей. Среди них новые привычки употребления напитков, сформировавшиеся еще в период COVID, изменение алкогольных привычек среди молодежи и рост цен на алкогольную продукцию.
Михаил Орлов, шеф-бармен Segreto bar, Unica говорит, что мода на коктейли началась во время COVID. «Люди сидели по домам, потребление алкоголя росло, но хотелось еще что-то делать, создавать, тем более что времени было много свободного, а бары были закрыты. Это спровоцировало интерес к коктейлям», — говорит эксперт.
Другим фактором стало появление в числе потребителей молодежи, которые стремятся вести здоровый образ жизни и пить менее крепкий алкоголь. Люди все чаще выбирают напитки с мягким вкусом, легким содержанием алкоголя и эстетикой, отражающей их стиль жизни, это особенно заметно среди молодых — они формируют новые привычки, задают тон рынку, объясняют в пресс-службе «Алкогольной сибирской группы».
Наконец, готовить коктейли дома оказалось экономически целесообразно. «В Москве средняя цена на коктейль в специализированных барах 900–1100 руб., не в коктейльных заведениях 700–900 руб. Думаю, что такой ценник тоже способствует развитию домашних баров, ведь смешать Negroni или Aperol Spritz дома несложно», — говорит Роман Табаков, преподаватель школы сомелье Wine State и бренд-амбассадор Luding. По цене коктейля в баре можно купить 0,5 л водки за 350 руб. или джина за 500 руб., добавить миксеры по 80–200 руб. и получить около десяти порций без всяких шейкеров, говорит Андрей Московский.

Готовить коктейли дома оказалось экономически целесообразно
Вениамин Грабар также отмечает, что популярности коктейлей способствовал рост стоимости вина из-за повышения пошлин, которое сделало его недоступным для многих потребителей. «Между тем люди не отказываются от желания пить вкусно и разнообразно, и здесь как раз на помощь приходят миксологические категории крепкого алкоголя — ликеры, виски, джин, ром. Простые миксы с лимонадами, тониками, содовой, соками позволяют оставаться в низком градусе потребления, а огромный выбор вкусов и ароматов базовых напитков приближает разнообразие вариаций коктейлей к бесконечности», — говорит Вениамин Грабар.
Будет ли продолжаться рост популярности коктейлей
Потребление алкоголя в виде коктейлей будет продолжать расти, уверены опрошенные эксперты.
Интерес к коктейлям, по идее, должен был привести к росту продаж напитков категории RTD (ready-to-drink, готовых коктейлей), однако этого не случилось из-за повышения пошлин в прошлом году, говорит доцент Президентской академии в Санкт-Петербурге Максим Черниговский. В мае прошлого года пошлины на этот вид алкоголя были подняты в четыре раза, в итоге месячное производство, которое до этого составляло почти 2 млн дал в месяц, сократилось до в среднем 100 с небольшим тыс. дал в месяц в 2025 году, по данным Росалкогольтабакконтроля. По словам Андрея Московского, на рынке в основном остались премиальные готовые коктейли, кроме того, часть компаний, выпускавшие слабоалкогольные коктейли, перевели свою продукцию в другую категорию — «пивных напитков» с пониженной ставкой акциза.
По мнению экспертов, мода на коктейли будет способствовать росту производства в России аперитивов, джина и виски, а также появлению напитков с новыми, оригинальными вкусами. Кроме того, возможен и ввод новых категорий. Уже появился формат, находящийся на стыке RTD и домашнего смешивания, — напитки, специально созданные для простого микса с тоником, говорит Московский.
Опрошенные бармены, в свою очередь, советуют запасаться базовыми напитками для домашнего бара и учиться смешивать коктейли. Иван Руппель, шеф-бартендер HookahPlace Futura, прогнозирует тренд на домашние коктейльные вечеринки, которые станут альтернативной посещению баров.



















