Место силы: как Кубань стала домом для самых разных людей
В преддверии выхода нового сезона фильма «Время вина: люди» «РБК Вино» публикует серию материалов о Краснодарском крае — месте действия новых серий. Герои этого текста — художник, актриса, историк, яхтсмен, предпринимательница и винодел. Судьба каждого из них связана с регионом. Объединяет их чувство дома, которое вызывает Кубань. Богатая, добрая и гостеприимная — почему она такая?

Герои этого текста – художник, актриса, историк, яхтсмен, предпринимательница и винодел. Судьба каждого из них связана с Краснодаром и краем. Объединяет их чувство дома, которое вызывает Кубань
Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»
В Краснодарском крае живут представители десятков народностей. И для всех них Кубань — один большой дом. В Краснодаре чувствуется наследие многих наций и многих культур, для которых чувство дома, гостеприимство, застолье — это определяющие черты, говорит кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных наук Московского международного университета Святослав Гриценко, уроженец региона. «Этому способствовало и казачье наследие, и адыгейская культура, и закавказское влияние», — объясняет он. «Сама концепция длительного кавказского застолья, которое в грузинской традиции даже имеет отдельное название — «супра», местным жителям как минимум не чужда. Традицию сидеть за большим столом, петь да плясать здесь исторически любили и продолжают любить в современной урбанизированной культуре».
Кубань — богатая, домашняя, добрая и гостеприимная. Можно разные теории строить о том, почему она такая. Историк Святослав Гриценко считает, что этот феномен можно связать с особым историческим статусом некогда казачьей области. «Как известно, казаки были такими «пограничниками на фрилансе». У них была своя земля, и до поры ее было достаточно, они всегда были хлебосольные, открытые к чужакам, с разных сторон приходящих, если те не шли на них войной. У казаков было все. Если не воевать и не делить землю, то они были рады любым пришлым иногородним, неважно, это черкесы, или татары, или жители центральной полосы. Благодатный край, достаточно земли, плодородная почва, тот самый чернозем, в который палку воткни — что-то да и вырастет. Почему бы им не принимать гостей?»
Краснодар сегодня — это современный, совершенно особый и космополитичный город, который все чаще сравнивают с Москвой, Санкт-Петербургом или даже Берлином, говорит Гриценко. «Краснодар развивается в том же направлении. И при этом является квинтэссенцией всего кубанского, вершиной этого большого яркого айсберга. Но, если вы хотите прочувствовать тот самый кубанский колорит и прощупать местную почву, отправляйтесь в станицы. И чем дальше, тем лучше. Пусть это будут совсем не туристические места: станицы Крыловская (Екатериновская), Пластуновская, Старомышастовская», — говорит Гриценко. Чем глубже забраться — тем живее носители традиций, того самого открытого гостеприимства, того самого места, про которое говорят: «Я как дома».
Что же такое дом для самих жителей Краснодарского края?
Ярослав Узунов, винодел

Ярослав Узунов
Я винодел и построил свою винодельню во дворе отчего дома, где живу и работаю по сей день. Чувство дома для меня, как ни странно, связано именно с моей семьей. Это моя опора, моя крепость, где я чувствую себя абсолютно безопасно, спокойно, гармонично.
Когда решил заложить собственный виноградник, я ни секунды не думал, где. Конечно, это будет Таманский полуостров. «Где родился, там и пригодился» — это про меня, получается. Мой дом — это небольшой поселок на берегу Таманского залива в Краснодарском крае, Сенной. Всегда, когда возвращаюсь из поездок, наблюдаю, как перед моим родным поселком открывается вид на залив, виноградники, крыши домов, и тогда я понимаю: «Все, я дома!»
Мое место силы — это лодка, которая раскачивается на волнах залива, я штурман, рядом моя семья, смотрим с воды на свои виноградники и наливаем бокал холодного вина.
Ева Авеева, актриса

Ева Авеева
Дом — это место, которое для меня связано с детскими воспоминаниями. Я выросла в частном доме в станице Елизаветинская под Краснодаром, он же — художественная мастерская моих родителей.
С 16 лет я живу в Москве. Но каждый раз, возвращаясь в Краснодар, выходя из поезда или самолета, я ощущаю родной запах своего города. Он очень отличается от московского и сразу наполняет меня спокойствием. Определенно точно могу сказать, что чувство дома я испытываю только в Краснодарском крае. Это и есть мое место силы, откуда я черпаю спокойствие. До сих пор помню звуки сверчков по вечерам и запах костра, яблоневый сад у дома, за которым ухаживает папа. Я очень люблю туда приезжать. А еще в нашем доме огромная библиотека, я всегда беру из нее что-нибудь почитать, когда гощу у родителей. Люблю наш большой стол в гостиной, где мы пусть и не часто, но все еще собираемся всей семьей.
Денис Грибанов, яхтсмен, бронзовый чемпион мира и Европы

Денис Грибанов
Мой дом — там, где море, горы, красивая природа и виноград, — Геленджик. Помню, когда еще в детстве, в школьные времена, вместе с парнями ездил собирать ягоду. Наверное, поэтому дом ассоциируется именно с виноградом. И еще морем. Наше черное море летом охлаждает, зимой согревает.
Смысл самый простой: все, что знакомо, любимо и приятно, это и есть дом. Я горжусь тем, что Геленджик, маленький на первый взгляд город, очень сильный, уютный и красивый. Думаю, это лучший курорт России. Но мое место силы — Геленджикская бухта и Маркотхский хребет. Когда поднимаешься на самую вершину во время тренировки, или когда забегаешь, или заезжаешь на велосипеде, вот стоишь, смотришь на прекрасный вид, который открывается на весь город, и обретаешь силы. Еще одно место — Толстый мыс, там, где маяк и «высокий берег» — это так называемая круча, место, которое невероятно заряжает.
Георгий Gooze Art Куринов, художник

Георгий Куринов
Дом — место, где заметят твое отсутствие. Я фанат своего города и края. Наверное, по этой причине не уехал жить и работать за границу, хотя предложения были.
Мой прадед — казак, сотник, жил в Екатеринодаре (название Краснодара до 1920 года. — «РБК Вино»). Потомкам истории из его жизни не передались, но передалась очень важная семейная реликвия. Это настоящий документ на бумаге — выписка «Из актовой книги екатеринодарского нотариуса 1893 года» о том, что его жене (вдове на тот момент) даруется за заслуги перед отечеством почти целый квартал земли (в Краснодаре это теперь квартал на ул. Леваневского, с угла ул. Карасунской до ул. Чапаева). Выдал документ глава города Гавриил Чистяков (тот, что основал один из самых популярных сегодня парков в Краснодаре — «Чистяковскую рощу»). Она хранится под стеклом у родителей.
Я очень люблю разнообразие, и я дико радовался, когда лет восемь назад началось бурное развитие города людьми из разных регионов, особенно круто, когда эти люди привносят свежие мысли, свою энергию, средства. Это очень помогло взбодрить консервативную кубанскую (а иногда и «кубаноидную») культуру и эстетику. Появилось много интересных мест, и изменилась урбанистика в лучшую сторону. Сегодня я горжусь людьми, которые своим интеллектом и талантом внесли такой богатый вклад в нашу общую культуру.
Анна Кадикова, создательница независимого книжного магазина «Чарли»

Анна Кадикова
Чувство дома — это один из моих внутренних вопросов и поисков в последние годы: я родилась в Иркутске, прожила долгую жизнь в Краснодаре и много путешествовала по России.
Ответ на вопрос, что для меня значит чувство дома, я для себя сформулировала так: дом — это место, которое ничего от тебя не требует, место, где можно просто быть собой. Я знаю места, которые никогда не станут мне домом: их ритм, их среда, их культура не подходят конкретно мне в сегодняшнем дне.
Краснодар — город, где я выросла. Мы с ним проживали разные периоды, я уезжала и возвращалась, но сейчас здесь мои родители, мои друзья, моя творческая среда, моя команда и мой книжный магазин — конечно, я чувствую здесь себя дома.
Благодаря людям, которые вкладывают личные стремления, волю, время, внимание и ресурсы в свои локальные проекты, городская среда заметно изменила облик за последние десять лет. Гастрономическая, спортивная, кофейная, просветительская, театральная, книжная и событийная культуры в Краснодаре продолжают развиваться, улучшая качество жизни здесь. Сегодняшний Краснодар по насыщенности впечатлениями — практически город мечты. Мы гордимся людьми, которые не боятся эти мечты превращать в реальность.
Для меня место силы в Краснодарском крае — это горы Красной Поляны в ноябре, когда верхушки гор уже скрадываются туманом, набережная Мзымты почти пуста, подъемники встают на ремонт перед горнолыжным сезоном. В это время здесь особенная тишина, в которой хорошо остаться одному, наедине с красно-желтым лесом.
Святослав Гриценко, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных наук Московского международного университета

Святослав Гриценко
Дом — это место, где ментально и физически максимально комфортно. Психологически я наиболее дома, пожалуй, в Москве, но ностальгия, воспоминания детства и семья тянут меня в Краснодарский край, там мне тоже хорошо, но как-то по-другому. Уютно и тепло, и не только жарким летом. Мое любимое место в Краснодаре — висячий мост у ресторана «Курень», что в конце парка «Солнечный остров».
Для меня Краснодар — это дом в самом буквальном смысле слова. Люди здесь замечательные, были и остались. Мне с ними везло с детства. Я учился рисовать, а еще больше понимать и чувствовать живопись у Виктора Дмитриевича Любченко, кубанского художника. Он больше всего на свете любил писать цветы в духе импрессионистов, а еще находил красоты в самых обычных, житейских вещах — от развалин зданий на фоне заката за улицей Уральской и до обычного жестяного чайника. Гитаре меня учил Александр Федорович Дуплов, он до сих пор работает в Межшкольном эстетическом центре. Знаток классики, а также бард-исполнитель собственных песен, он учил меня чувству ритма, гармонии, показывал, как из каждодневного труда и скучных нот создается настоящая красота.






