The Economist: «Вина Китая лучше, чем кажется западным снобам»

Несмотря на наличие сложностей, китайские вина с каждым годом растут в качестве и становятся «более вкусными»
Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»/
Несмотря на наличие сложностей, китайские вина с каждым годом растут в качестве и становятся «более вкусными», пишет журнал The Economist.
Издание рассказывает о виноделии в китайской провинции Нинся в центральной части страны, которая хоть и находится на одной параллели с долиной Напы и ежегодно получает 3 тыс. часов солнечного света, как Испания, но при этом граничит с пустыней Гоби и отличается суровым климатом. Виноград здесь собирают с августа до октября, а уже в ноябре виноградники будут укрывать и закапывать в землю, чтобы они смогли пережить морозы, которые достигают -15 градусов.
Виноделием в Китае занимаются со времен династии Хань (206–220 год н.э.), и сейчас это крупная отрасль. В 2024 году Китай произвел 118 млн л вина, что эквивалентно 160 млн бутылок. Большая часть премиальных вин приходится именно на Нинся. Выручка виноделов страны в прошлом году составила $5 млрд, что на 20% больше, чем в 2023 году.
«Впечатляет не только масштаб: китайское вино вкуснее, чем думают многие на Западе. Виноделы страны завоевывают все больше наград на ведущих мировых конкурсах», — пишет The Economist.
В 2024 году на конкурсе Decanter World Wine Awards (DWWA) страна получила 181 медаль. Еще в 2007 году медалей у Китая было всего три. Количество медалей все еще гораздо меньше, чем у Франции, Италии, Австралии или Аргентины, но уже больше, чем у Австрии или Германии. В компании Berry Bros & Rudd, старейшем британском виноторговце, полагают, что у Китая есть воля и ресурсы, чтобы стать крупным игроком на рынке вина. А регионы страны отличаются климатом и почвой, что позволяет производить разные по стилю вина.

По данным The Economist, существует две основные причины активного развития китайского виноделия. Первая — это государственная поддержка со времен Мао Цзэдуна. В страну также привлекают иностранные инвестиции, например, французский гигант LVMH в 2013 году основал в Нинся винодельню Chandon China, производящую игристые вина, а также винодельню Ao Yun в Юньнани.
Второй причиной называют подготовку кадров. Китайские виноделы проходят обучение за рубежом на лучших предприятиях, а потом внедряют полученный опыт дома.
Между тем, как пишет издание, существуют и обстоятельства, которые тормозят развитие китайского виноделия. Это недостаточное внимание к винам страны винных критиков уровня Дженсис Робинсон, отсутствие собственного стиля, в поиске которого находятся китайские виноделы, а также стоимость премиальных вин.
«Импорт специализированного высокотехнологичного оборудования, а также необходимость закапывать и выкапывать лозы в таких регионах, как Нинся, увеличивают производственные затраты. Это означает, что многие китайские изысканные вина стоят столько же, если не дороже, чем их аналоги из Старого Света, но не обладают тем же вкусом и престижем», — пишет The Economist.
В качестве еще одного минуса издание называет недостаточно высокий уровень винной культуры в стране. Большинство жителей Китая все же предпочитают пить пиво и байцзю чаще, чем вино.
Российские виноделы, которые пытаются продвигать свою продукцию на китайском рынке, также говорят о том, что вино в стране пока проигрывает по популярности другим напиткам. Об этом говорил глава винного дома «Абрау-Дюрсо» Борис Титов, комментируя перспективы российского вина в Китае.
«Просто они не знают, что есть российское вино. Впрочем, как и многие другие страны в мире пока еще не знают, что российское вино просто очень хорошее и мы сегодня соответствуем по качеству, наши новые вина соответствуют мировому качеству. Китайцам надо сказать: «Слушайте, вы знаете Чили, вы знаете Австралию, что-то слышали о Франции, а есть еще российское вино, у которого десятилетняя история, очень большие традиции, школа, свои виды винограда, свои сорта винограда автохтонные», — отмечал он.














