Посуда как искусство: кто изготавливает изысканные бокалы и фарфор

Обновлено 16 июля 2025, 08:46

Фарфоровую посуду и хрустальные бокалы всегда берегли для торжественных случаев и праздников. И это понятно — иной раз предметы, изготовленные стеклодувами и керамистами, напоминают настоящие произведения искусства: ручная роспись, тонкая работа, древние традиции и рецепты, которые хранят веками. «РБК Вино» покажет, какой необычной и красивой может быть обычная посуда, а также расскажет о самых известных мировых брендах, которые ее производят

Ginori 1735
Фото: @ginori1735 / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России

Ginori 1735

Хрустальный звон

Хрусталь помогает поддержать в доме важную тему интерьера — «прозрачность» и «сквозистость», говорит журналист и знаток фарфора и хрусталя Нелли Константинова. «Двери со стеклами, прозрачные створки шкафов, вазы, в которых виден весь цветок до самого дна, окна в пол, зеркала — в доме должно быть как можно больше света, особенно в северном климате... Поэтому я люблю хрусталь с гранями, который удваивает и множит свет: Moser, Baccarat, Saint-Louis. японские бренды, работающие в технике Edo Kiriko. Исключения я делаю для нескольких современных брендов, которые добиваются своей считай, невидимости и невесомости, как будто их выдували изготовители электрических лампочек. Это Zalto и Josephinenhutte», — считает она.

Moser

Moser
Фото: @moser.glassworks / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России

Moser

Эту компанию можно назвать самой известной среди производителей стекла и хрусталя в мире. Ее основатель Людвиг Мозер еще в 1900 году получил от императора Франца Иосифа право поставлять свою продукцию ко двору. А в 1908 году Мозер получил статус поставщика британского двора. В начале ХХ века именно Мозер создал уникальную коллекцию хрустальных бокалов и графин для папы Пия XI, которая так и называется — Pope. В 1997 году на фабрике Moser по заказу президента Чехии Вацлава Гавела изготавливают хрустальный крест в подарок уже другому папе — Иоанну Павлу II. Кроме того, именно мастера Moser спроектировали статуэтку, которую вручают на Международном кинофестивале в Карловых Варах. Часть ее — хрустальный шар, который теперь есть у таких актеров, как Роберт Редфорт, Джон Малкович, Морган Фримен и Джуд Лоу. Вазу Moser упоминает даже одна из героинь фильма Эльдара Рязанова «Служебный роман», когда по сюжету в конторе, где работают герои, проходит инвентаризация.

Пара ваз Amberina от Moser, изготовленных в 1885 году, была продана в 2016 году на Bonhams за £20 тыс. А сервиз Diplomat, состоящий из графина и двух десятков бокалов и рюмок, в 2023 году был оценен на Sotheby's в $3–5 тыс.

В России можно приобрести товары Moser. Их стоимость зависит от количества предметов и их возраста. Например, бокал для виски обойдется в среднем в 10 тыс. руб., а набор фужеров для игристого «Леди Гамильтон» оценивают уже в 475 тыс. руб. Редкие и коллекционные вещи, например, вазу-кубок «Въезд Карла V в Антверпен» предлагают в разы дороже — за 11,2 млн руб.

Baccarat

Baccarat
Фото: @baccarat / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России

Baccarat

Этот производитель хрусталя является ведущим во Франции, а возможно, и во всем мире. Деятельность компании начиналась с небольшого производства стеклянных изделий на востоке от Парижа, но смогла пережить Французскую революцию и наполеоновские войны. С начала XIX века Baccarat участвует в местных и общеевропейских выставках, где ее продукция получает одну за другой высокие награды, что только закрепляет ее статус. С 2020 года Baccarat принадлежит холдинговой компании, которую контролируют четыре финансовых фонда из Гонконга. Baccarat регулярно объединяется с другими крупными брендами в коллаборации. Например, были реализованы совместные проекты с производителями бурбона Woodford Reserve, брендом одежды Supreme, а также компания работала с дизайнером Вирджилом Абло, который являлся художественным руководителем мужской линии Louis Vuitton.

На Bonhams в разные годы продавали виски Glenlivet, The Dalmore и Johnnie Walker, а также коньяк Remy Martin в графинах, изготовленных Baccarat.

На сайте ЦУМа набор из четырех бокалов Baccarat может обойтись в 55,9 тыс. руб., шкатулка «Утка» — в 85,6 тыс. руб. Самый дорогостоящий предмет — люстра Marie Coquine за 25,8 млн руб.

Zalto Denk'Art

Zalto Denk'Art
Фото: @zaltoglass / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России

Zalto Denk'Art

Эта австрийская компания производит знаменитые винные бокалы с начала XIV века, когда в северном Вальдфиртеле обосновались мастера-стеклодувы из Венето. Изгибы бокалов, которые изготавливают на производстве, имеют наклон 24°, 48° и 72°, что, как утверждают в компании, соответствует углам наклона Земли. Компания до сих пор является независимой и не входит в состав крупных конгломератов.

На сайте Zalto стоимость бокалов за штуку начинается от 10 тыс. руб. Самый дорогой бокал Zalto Denk'Art Omega Gravitas обойдется в 14,8 тыс. руб. За декантер придется отдать от 13 тыс. до 18 тыс. руб.

Josephinenhutte

Josephinenhutte
Фото: @josephinenhutte / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России

Josephinenhutte

Это производство в Германии развивает команда стеклодувов и дизайнеров, которая ранее работала в Zalto Denk'Art, но отделилась. Руководит ими Курт Йозеф Цальто. Именно он во время работы в Австрии создал винные бокалы, которые до сих пор считают эталонными. Однако Цальто продолжил эксперименты и в Германии после основания новой компании. Бокалы Josephine, которые выпустила на рынок уже Josephinenhutte, называют произведением искусства. Эти бокалы имеют неровную линию чаши, из-за чего часть вина стекает обратно в бокал по спирали.

В России за пару бокалов Josephinen придется заплатить около 26 тыс. руб. Стоимость набора из шести бокалов составляет уже около 75 тыс. руб.

Iittala

Iittala
Фото: @iittala / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России

Iittala

Хрусталь этой компании из Финляндии называют образцом северной элегантности и минимализма. Производство было основано в конце XIX века выходцем из Швеции Петрусом Магнусом Абрахамссоном и смогло пережить как смену собственников, так и другие сложности. Сейчас производитель изготавливает как штучные товары для коллекционеров, так и функциональную стеклянную посуду. Помимо хрусталя, стеклянных изделий и керамики, Iittala производит вазы в интересном дизайне.

По сравнению с другими производителями хрусталя продукция Iittala может быть названа относительно бюджетной. Так, чайная чашка в среднем обойдется в 3–6 тыс. руб., тарелку можно купить до 3 тыс. руб., а набор стаканов из двух штук — за 5,5 тыс. руб.

На каких производителей обратить внимание ценителю хрусталя

  • Производитель из ЮАР Modernism Cullinan Crystal, названный в честь крупнейшего в мире алмаза.
  • Французское предприятие Saint-Louis было основано в 1586 году и считается старейшим в стране. Сейчас входит в состав Hermes Group.
  • Обратить внимание на японскую технику резьбы по хрусталю Edo Kiriko. Самая известная мануфактура — Kagami Crystal.

Фарфор как символ роскоши

Сейчас мало кто проводит семейные обеды, на которых можно подать блюда на фарфоре, а глобальные сервизы можно встретить чаще на аукционах, говорит Константинова.

«Мне нравится, вызывает уважение, поражает, назовите как хотите, то, что изготовили высококлассные мастера, положившие на изучение своего дела жизнь, иногда нескольких поколений. А если мне удается получить в собственность их работы, я из любви пользуюсь ими каждый день, и вам советую. Бьются? ну и пусть. Не хватало, чтобы они нас пережили», — комментирует она.

Константинова добавила, что любит фарфор не только за его внешность, но и за способность «быть настоящим супер-другом в ежедневном общении», поскольку он легкий, тонкий, прочный, звонкий. «Понимаю, почему европейцы сошли с ума при виде первых китайских тарелок, которые привезли мореплаватели–португальцы. Кстати, чай (тоже привезли из Китая португальцы) вместе с самыми красивыми в мире фарфоровыми китайскими чашками португальская принцесса забрала с собой, выходя замуж в Англию, и ввела там традицию пятичасового чая», — отметила эксперт.

Ginori 1735

Ginori 1735
Фото: @ginori1735 / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России

Ginori 1735

Этот итальянский производитель фарфора открыл производство в Дочче, неподалеку от Флоренции, в XVIII веке. Эту фабрику называют современной иконой стиля в мире посуды, а одной из целей мануфактуры на сайте обозначено стремление «превращать фарфор в чистую красоту». Часто в описании посуды, которую изготавливают под брендом Ginori, можно увидеть словосочетание «грациозная дерзость», что описывает подход производителя, который стремится сочетать классику и традиции с современным дизайном. С 2013 года производитель вошел в состав модного дома Gucci.

Фарфоровые изделия, которые производит Ginori 1735, продаются и на аукционах. Например, фарфоровая настольная лампа из коллекции Gio Ponti, изготовленная в 1928 году, ушла на Bonhams за $27,5 тыс. Сейчас на сайте аукционного дома выставлена фарфоровая чашка, которую оценивают в $1–1,5 тыс.

Продукция мануфактуры Ginori 1735 доступна для покупки в России, однако стоит небюджетно. Например, за чайное блюдце придется заплатить более 14 тыс. руб., чайная чашка обойдется в 26,5 тыс. руб., а овальное блюдо из коллекции Malachite Italiano — в 48 тыс. руб.

Vista Alegre

Vista Alegre
Фото: @vistaalegreofficial / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России

Vista Alegre

Эта мануфактура из Португалии была первой в стране, которая начала в промышленных масштабах производить изделия из фарфора в 1824 году. В разное время над коллекциями этого производителя работали именитые дизайнеры Сэм Барон, Бартек Мейор, Беатрис Ламанна и Кристиан Лакруа. До сегодняшнего дня производство и роспись посуды остаются частично ручными, равно как на момент основания фабрики 200 лет назад. На территории мануфактуры действует Музей фарфора, в котором собрано несколько десятков экспонатов. Vista Alegre также сотрудничает с крупными гостиничными сетями и ресторанами по всему миру для создания совместных авторских коллекций.

На Sotheby's был продан сервиз, изготовленный португальской мануфактурой и состоящий из 305 предметов. Его оценили в $10–15 тыс.

Фарфор от Vista Alegre доступен для приобретения в России. Например, чайная кружка стоит 5–8 тыс. руб., закусочную тарелку можно купить за 5,5 тыс. руб., а сервировочный салатник диаметром 21 см — за 11,5 тыс. руб.

Noritake

Noritake
Фото: @noritakechina / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России

Noritake

История этого японского производителя фарфора началась в деревне Норитакэ в пригороде Нагои. В 1904 году братья-торговцы Моримура, которые поставляли в Нью-Йорк фарфор и другие сувениры из Японии, запустили собственное производство. Изначально оно было создано для изготовления продукции на экспорт. Роспись посуды производилась вручную с использованием золота. В начале 1920-х годов на фабрике было внедрено конвейерное производство, что позволило увеличить выпуск продукции и расширить рынки сбыта.

Чайный сервиз Noritake, датированный началом ХХ века, был продан на аукционе Bonhams за £1,1 тыс. в 2011 году.

Продукция японского производителя представлена в России. Например, порционный салатник без орнамента можно купить за 2,7 тыс. руб., а чайник с травяным узором — уже за 15,5 тыс. руб. За чайник с золотым орнаментом придется отдать уже в два раза больше — 42 тыс. руб., а чайник «Итальянская роза» обойдется в 113,2 тыс. руб.

Meissen Pоrcelain

Meissen Pоrcelain
Фото: @meissen_porcelain / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России

Meissen Pоrcelain

Своему появлению в 1702 году эта мануфактура была обязана курфюрсту Саксонии Августу Сильному. В то время в Европе высоко ценили китайский фарфор, которому нередко приписывали даже чудодейственные свойства. Считалось, что повторить подобное за пределами Азии попросту невозможно. Однако Август Сильный привлек европейских алхимиков, которые создали после нескольких неудачных экспериментов собственный, европейский фарфор, который по качеству не уступал китайскому. В 1722 году мануфактура даже обзавелась собственным товарным знаком в виде двух скрещенных мечей, чтобы защититься от подделок. Этот знак считается одним из старейших в Европе. Сейчас под маркой Meissen Pоrcelain выпускают не только посуду, но и статуэтки, ювелирные изделия и домашний декор.

На сайте аукционного дома Bukowskis, входящего в сеть Bonhams, представлен набор из трех расписанных тарелок, изготовленных до 1900 года. Его оценили в 6 тыс. шведских крон, что соответствует 49 тыс. руб.

Чайный сервиз Meissen Pоrcelain в России можно купить в зависимости от серии и количества предметов за 400–800 тыс. руб. Но есть и эксклюзивные вещи. Например, столовый сервиз «Игра волн» на шесть персон обойдется почти в 4 млн руб.

Wedgwood

Wedgwood
Фото: @wedgwood / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России

Wedgwood

Этот производитель фарфора считается национальной гордостью Великобритании. Создателем мануфактуры был потомственный гончар Джозайя Веджвуд, который создал уникальные составы для изготовления посуды. С 1765 года Wedgwood входит в число официальных поставщиков королевского двора, а среди тех, кого называют почитателем этой посуды, были, например, 26-й президент США Теодор Рузвельт и русская императрица Екатерина II. Она даже приобрела в конце XVIII века сервиз ручной росписи из почти тысячи предметов. Каждый из них украшало изображение лягушки, а куплен сервиз был для Чесменского дворца. Сейчас сервиз находится на хранении в Эрмитаже.

Продукция этой мануфактуры тоже активно продается на аукционах. Например, на сайте Bonhams есть сведения о продаже в 2006 году вазы, которая была украшена фантазийным орнаментом в стиле «Алисы в Стране чудес», за £31,2 тыс. А на сервиз из ракушек Wedgwood Wreathed, датированный XIX веком, оценивался в апреле на Sotheby's в $20–30 тыс.

Стоимость фарфоровой посуды от Wedgwood в России разнится в зависимости от предмета и коллекции. Например, обеденная тарелка «Инталия» диаметром 27 см будет стоить около 7 тыс. руб., чайная пара «Джио» — около 10 тыс. руб., а столовый сервиз «Вера Вонг Сад» на шесть персон — более 220 тыс. руб.

На каких производителей еще обратить внимание ценителю фарфора

  • Немецкий Konigliche Porzellan-Manufaktur, который именуют «берлинским фарфором», изготавливает продукцию уже более 250 лет.
  • Лиможский фарфор из Франции, который является французским знаком качества, с производителями Philipe Deshoulieres, Bernardaud, Royal Limoges.
  • Венгерский Herend, где до сих пор используют только ручную работу.
  • Датский Royal Copenhagen в Дании, основанный в 1775 году.
  • Дулевский фарфоровый завод, который в начале XIX века стал основным производителем фарфора в Российской империи и продолжает работать до сих пор.
Поделиться