Розничные продажи игристых вин в России сократились впервые за девять лет

В первом полугодии 2025 года в России впервые с 2017 года зафиксировали сокращение розничных продаж игристых вин
Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»
В России впервые с 2017 года зафиксировали сокращение розничных продаж игристых вин за полугодовой период. Это следует из данных Росалкогольтабакконтроля (РАТК), поступивших в «РБК Вино», и информации системы ЕМИСС.
«РБК Вино» создал онлайн-сомелье, который поможет вам подобрать подходящее вино. Чтобы воспользоваться им, необходимо запустить бот в Telegram. Наш бот поможет вам с выбором, даже если вы только начинаете свое знакомство с увлекательным миром вина.
Показатель с 2017 года, когда составил 6,3 млн дал, рос ежегодно. До 2021 года прирост был в пределах 100–150 тыс. дал. С 2022 года он составлял более 500 тыс. дал, а максимальным стал в 2024 году, когда прибавил сразу более 1 млн дал. Однако за первое полугодие 2025 года розничные продажи игристых вин сократились на 3,6%, до 9,6 млн дал, что все еще является вторым по объему показателем за девять лет.
Розничные продажи тихих вин также незначительно сократились за январь—июнь 2025 года — на 1,6%, до 27,1 млн дал. До этого они стабильно росли с 2019 года. В сегменте вина самое серьезное падение розничных продаж демонстрируют ликерные вина (–12,2% по сравнению с данными за тот же период 2024 года), которые шли в рост с 2017 года.
По словам вице-президента Ассоциации экспертов рынка ретейла Александра Ставцева, на снижение розничных продаж тихих и игристых вин в России повлияло общее сокращение продаж товаров повседневного спроса. Он также отметил «сокращение легальной розницы», упомянув алкогольные ограничения в отдельных регионах (например, в Вологодской области). Кроме того, Ставцев отметил, что в случае с вином падение продаж происходит в основном за счет импортной продукции и практически не затрагивает вина, произведенные российскими виноделами.
Что происходит с другим алкоголем

В целом розничные продажи алкогольной продукции без учета напитков брожения в России за первое полугодие 2025 года сократились на 12,9%, до 97,3 млн дал
В целом розничные продажи алкогольной продукции без учета напитков брожения в России за первое полугодие 2025 года сократились на 12,9%, до 97,3 млн дал. Сокращение демонстрируют все категории, кроме ликеро-водочной продукции и «других спиртных напитков», к которым относят виски, ром, текила, джин и т.д.
Так, продажи ликеро-водочных изделий выросли на 14,9%, до 8,6 млн дал, а продажи другого крепкого алкоголя — на 3,9%, до 6,8 млн дал.
Как отметил президент гильдии экспертов алкогольного рынка «Алкопро» Андрей Московский, существует несколько причин роста продаж ликеро-водочных изделий и алкоголя наподобие виски, джина или текилы. «Последние три года идет замена на локальные марки выпавшей импортной продукции по причине ухода с рынка компаний или роста стоимости для покупателя из-за логистики и дополнительных расходов импорта. Поэтому рост показывают локальные бренды, в основном, или несколько международных марок, привычных потребителям», — говорит он. Эксперт также отметил, что есть переток потребителей между категориями, который отражается в статистике, по его словам, «с коньяка в виски перешло больше, чем с водки, поскольку цена на коньяк и виски на полках магазинов вполне себе сопоставимая». Московский также считает, что продажи текилы выросли на изначально низкой базе.
Продажи водки снизились за полгода на 5%, до показателя 35,1 млн дал. На том же уровне они были в первом полугодии 2020 года. А продажи коньяка, в свою очередь, сократились на 10,5%, до 6,1 млн дал. Этот показатель ниже, чем данные за аналогичный период 2023 и 2024 годов, но все еще выше показателей продаж 2017–2022 годов.
Сильнее всего, согласно данным РАТК, сократились продажи слабоалкогольной продукции (–89,1%), плодовой алкогольной продукции (–74,6%) и виноградосодержащих напитков без этилового спирта (–61,6%). Как поясняли ранее в ведомстве, это связано с тем, что производители этих видов спиртного начали маркировать их как напитки брожения, что перевело их для статистических подсчетов в другую категорию.
Как прокомментировал доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Максим Черниговский, в ближайшие месяцы он ожидает продолжения снижения розничных продаж как крепкого алкоголя, так и вина по сравнению с прошлым годом. Основные причины такого тренда, по его словам, заключаются в поэтапном росте акцизов и минимальных цен, удорожании импортной продукции и оттягивании части спроса «крупным нелегальным сегментом».
«Импортные марки виски, текилы и прочего «неводочного» крепкого в Россию ввозятся в объеме уже на 60–70% ниже докризисного показателя, а их цены выше российских аналогов на 30–60%. Итог — часть потребителей, привыкших к премиальным иностранным напиткам, вынужденно переходит или на более дешевые локальные аналоги, или вовсе сокращает расходы на крепкий алкоголь», — говорит он.
По словам эксперта, рост разрыва в цене между легальным и контрафактным алкоголем побуждает до 20% покупателей переключаться на «гаражные» напитки и самогон. «Это подтверждается увеличением продаж самогонных аппаратов и объемами теневого рынка — свыше 200 млн л в год в сегменте крепкого алкоголя. Таким образом, общий объем потребления спиртосодержащей продукции в России остается стабильным, но структура смещается в сторону нелегальных «гаражных» напитков за счет падения официальных продаж», — добавил Черниговский.


















