Винодел Дзитоев допустил в Северной Осетии климат Бордо через 20 лет
Винодел из Северной Осетии Константин Дзитоев пытается восстановить виноградарский потенциал региона, ищет редкие сорта и делает из них вино. Также он уверен в том, что Северная Осетия может стать еще одной виноградарской зоной России
Из-за изменений климата через 15–20 лет климат в Северной Осетии может стать похожим на климат французского винодельческого региона Бордо. Об этом в ходе съемок фильма «РБК Вино» о виноделии в России рассказал винодел Константин Дзитоев.
По его словам, еще в советское время в Моздокском районе Северной Осетии существовала зона для неукрывного виноградарства.
«У нас здесь великолепное жаркое лето, в советское время было несколько тысяч гектаров виноградников, которые потом вырубили. Сейчас климат стал теплее, и те климатические условия, что были в Бордо 15–20 лет назад, постепенно приходят в нашу зону. Климат становится более благоприятным. Кто знает, может через 15–20 лет в Осетии будет Бордо», — отметил он.
Винодельческий регион Бордо расположен в так называемом винном поясе северного полушария: между 40 и 50 градусами северной широты. Также выделяют южный винодельческий пояс, который располагается между 30 и 40 градусами южной широты. Именно в регионах, которые попадают в указанные широты наиболее благоприятные условия для выращивания винограда: определенное количество солнечных дней в году, определенное количество осадков и другие условия. Однако в последнее время ученые говорят о том, что из-за глобального потепления винодельческий пояс сдвигается на север.
Поиск новых сортов
По словам Дзитоева, он пытается восстанавливать виноделие на территории Северной Осетии и ведет работу по поиску интересных сортов на территории региона.
«Мы буквально ходим по дворам и ищем интересный виноград. Нашли уже два-три сорта, которые дают интересные вина. Сейчас работаем с ними, размножаем, пытаемся понять их генетику, чтобы понять, какие это сорта. Сказать, что они местные, сложно, они точно привезенные. Но откуда их привезли — это вопрос. Они устойчивы к морозам, мало болеют», — говорит он.
Как отметил винодел, у него уже есть вино урожая 2020 года, изготовленное из одного из найденных сортов. Дзитоев называет его «эльхот» по месту, где была найдена лоза.
В 2023 году ученые Оксфордского университета проводили исследование влияния климата на виноградарство и виноделие на примере Бордо. В итоге они пришли к выводу, что из-за глобального потепления в целом урожаи могут быть лучше по качеству. При этом виноград из-за изменений климата может подвергаться воздействию экстремальных погодных условий, что как раз может отразиться на урожае негативно.
Как пояснял винный критик и блогер Денис Руденко, стилистика вин будет изменяться вместе с изменением климата. Кроме того, виноградари будут прибегать к использованию новых сортов, над которыми уже работают селекционеры.
Зачем нужны авторские этикетки
Бутылки вина от Константина Дзитоева не имеют этикеток в привычном понимании этого слова. Они украшены рисунками. По словам винодела, идея, что на бутылках можно рисовать, пришла к нему во время встречи с друзьями.
«У нас были в гостях друзья, и один из них нарисовал на детской доске для рисования волка из «Ну, погоди!». Нарисовал очень хорошо. А у меня с собой был маркер, которым можно что-то писать на бутылке, и я попросил его нарисовать этого волка. Потом жена и дочка тоже что-то нарисовали. В итоге вся бутылка оказалась изрисована. Так и родилась идея», — вспоминает он.
Дзитоев рассказал, что сейчас его вина украшены разными изображениями. Есть серия вин, на бутылках которых изображены разные девушки. Например, на мерло — француженка, на ркацители — грузинка, а на красностопе золотовском — русская красавица, отметил Дзитоев. Также бутылки украшены линией гор, вид на которую открывается прямо с винодельни.
«Наши рисунки показывают, что такое вино — это штучный товар, а не глобальное производство», — объясняет Дзитоев.
Как повысить популярность российского виноделия
По словам Константина Дзитоева, чтобы повысить популярность российского виноделия, не нужно изобретать новые способы — достаточно идти по той модели, по которой ранее уже шли другие страны.
«Этот путь уже есть. Должны быть профессиональные союзы, которые будут продвигать российское вино и виноделие. Они должны устраивать выставки, дегустации, причем «слепые» дегустации. Постоянно нужно показывать, что на «слепых» дегустациях российские вина — лучшие. Конечно, на это уйдет какое-то время, может быть, 15–20 лет. Но по такому же пути в свое время шли Италия, Австралия, Новая Зеландия», — говорит винодел.
Помимо этого, Дзитоев отмечает, что необходима и внутренняя работа, в том числе нужно, чтобы вузы готовили профессиональных энологов.
«Я общаюсь на эту тему с Министерством образования и вижу, что с их стороны есть понимание процесса. Нужно продвигать качество образования. Своих энологов нам не хватает, при этом на них есть запрос», — добавил он.
Семейная винодельня Константина Дзитоева находится в окрестностях Владикавказа, на территории виноградо-винодельческой зоны «Долина Терека». С 2020 года винодел собирает урожай для вина с собственного виноградника площадью 7,8 га, расположенного в Северной Осетии. При этом, по его словам, также виноград для своих вин он получает с партнерского виноградника в Анапском районе Краснодарского края.
Дзитоев использует для производства вина как виноград международных сортов («саперави», «ркацители», «мерло», «пино нуар», «шардоне», «рислинг», «пино блан», «каберне фран»), так и российские автохтоны («красностоп золотовский», «кокур», «эльхот»).
Объем производства винодельни, по словам Дзитоева, составляет 55 тыс. бутылок в год. Увеличивать его он не планирует.