Дмитрий Мережко — Learning to Wine или чему учат в школах вина. Мнение
Английский язык в названии — намеренный ход. Умение пользоваться иностранными языками — важная часть винного гнозиса, но далеко не единственная. Чему же на самом деле учатся слушатели винных школ, зачем они это делают и кому это нужно — в авторской колонке Дмитрия Мережко на «РБК Вино»
Чему НЕ учат винные школы
В винных школах не учат делать вино. Виноделие — это прикладная квалификация, как сейчас сказали бы, «профессионалитет», которая, конечно, развивается, интегрируя современные знания, но всё же не настолько наукоемка, как медицина или инженерные науки.
В винных школах не учат продавать вино. В предыдущей колонке я писал про особенности винного маркетинга и «лимонный» характер винного рынка*. Отточенные навыки продаж вкупе с перечнем самых важных имен и названий — намного лучшая комбинация для успеха, чем отягощенность излишними знаниями.
Ну и, наконец, в винных школах не учат выигрывать турниры по слепым дегустациям. Скажем даже так: хорошо, далеко не в каждой школе вообще есть система обучения дегустации и понимание, какое именно заключение должен сделать слушатель, анализируя конкретное вино.
Чему учат винные школы
Вино действительно близко к искусству тем, что требует потребителя, вооруженного чувством вкуса и знанием предмета. Без «считывания» контентной нагрузки, например, невозможно отличить шедевр от работы подражателя, и непонятно, почему один кусок холста с краской стоит на порядок дороже, чем другой. Как непонятно и почему одна бутылка с жидкостью красного цвета и содержанием алкоголя 13% стоит 500 рублей, а другая — 50 тысяч.
В своей книге я постарался классифицировать информацию, которая может говорить о качестве вина даже до того, как вы открыли бутылку. Она формирует у вас ожидания, и ее элементы (содержание и оформление этикетки, уровни географических указаний, дополнительные региональные классификации, бренды производителей и прочие указания) я называю факторами премиальности.
По сути дела, это и есть основное содержание курсов винных школ. Их задача — «вооружать» потребителя теми самыми знаниями, учить их считывать больше информации с бутылки и повышать их ожидания. Чем выше ожидания, чем больше факторов премиальности способен считать слушатель, тем большую цену он готов заплатить, и эта цена прирастает экспоненциально.
Акцент на те или иные факторы премиальности в программе связан с профилем школы, квалификацией и специализацией преподавателей — где-то может быть сделан акцент на тот или иной регион, где-то больше внимания уделяют технологиям или органолептике, географии или типу почв, изучению истории, организации индустрии или сервису.
Кто открывает винные школы
Многие школы или учебные программы организованы виноторговыми компаниями, для которых они являются каналом ознакомления аудитории со своим портфелем, а также в некотором роде каналом сбыта. Независимым школам приходится сложно из-за того, что «учебный материал» довольно дорог (стоимость вина для курса составляет от 15 до 30% его стоимости), поэтому жизнеспособными оказываются сетевые структуры, подобные Wine and Spirits Education Trust, позиционирующему свои программы как «брендонезависимые». Это не единственная наднациональная система винного образования, но, пожалуй, самая распространенная. Большинство винных школ мира стараются иметь курсы WSET в списке своих программ.
Какие документы вы получите по окончании и что они дают
Одни школы имеют регистрацию или сертификацию в стране регистрации, другие нет. Даже в рамках одной школы некоторые программы могут быть сертифицированными, а могут — нет. Поэтому ценность сертификатов и дипломов и национальных, и глобальных школ зависит прежде всего от их негласной репутации.
Документ об окончании программы означает, что ее выпускник владеет тем или иным набором знаний и навыков. Чем более известна программа, тем лучше вы или ваш будущий работодатель представляют, что вы знаете и умеете. Является ли сертификат школы безусловным пропуском в винный мир? Конечно же, нет: среди выпускников есть те, кто преуспеет в профессии, кто не преуспеет и кто никогда не будет в ней работать.
Среди более чем сотни выпускников WSET третьего уровня, которым я прочитал этот курс, есть журналисты, директора по маркетингу виноторговых компаний, сомелье-чемпионы и бренд-амбассадоры глобальных корпораций, директора винных школ, виноделы и владельцы хозяйств, а также финансисты, физики, IT-специалисты, коучи и блогеры. А кто-то вешает бутсы на гвоздь и закрывает для себя тему вина.
Зачем вам это нужно
Вы получите новое для себя поле интеллектуальной работы, в которое будете вплетать навыки из прошлой жизни, как я вплетаю в свою работу любовь к биохимии на втором курсе, техники преподавания английского и очень большой редакторский опыт. Ваши знания как будто обретут вторую жизнь, интегрировавшись в вино особым, вашим способом.
Вы прокачаете свое обоняние и вкус и научитесь формулировать ощущения, о сложности которых раньше не задумывались. Считается, что развитие обоняния по степени положительного воздействия на мозг сравнимо с игрой на музыкальном инструменте.
Вы освоите новый уровень эстетики, задумываясь об эволюции и потенциале вина, о том, подходит ли вино к обстановке, кухне или собеседнику, и вам уже самому захочется понять, кто, как и почему его сделал таким. Для этого познания вам нужны будут уже другие компаньоны и преподаватели, но винная школа может стать тем местом, где вы сделаете свой первый шаг в мир вина.
* «Рынок лимонов» — классическая модель рынка с асимметричной информацией на примере подержанных автомобилей, за которую ее авторы получили Нобелевскую премию по экономике.