Юристы оценили возможный запрет названий в стиле «Душа монаха»
Юристы прокомментировали законопроект РПЦ запретить бренды с символами религии
Поправки к Гражданскому кодексу, инициированные Русской православной церковью (РПЦ) и Роспатентом, которые запрещают регистрацию товарных знаков, содержащих религиозную символику или семантику, формально закрепят и конкретизируют уже имеющиеся правила регистрации и, возможно, ужесточат требования к таким товарным знакам. Законопроект не затронет уже существующие торговые марки и знаки, не зарегистрированные в Роспатенте. Об этом «РБК Вино» рассказали юристы и патентные поверенные.
Русская православная церковь (РПЦ) и Роспатент подготовили поправки к Гражданскому кодексу. Поправки запрещают регистрацию товарных знаков, которые содержат религиозную символику или семантику. В частности, речь шла о вине «Душа монаха», производителем которого является SRL Imperial Vin Group, и «Исповедь грешницы» производства «Московского межреспубликанского винодельческого завода» («ММВЗ»).
По словам патентного поверенного юридической компании «Зуйков и партнеры» Ольги Плясуновой, знаки, носящие религиозный характер, всегда регистрировались с разрешения РПЦ. В ином случае их отклоняли как противоречащие общественным интересам. По ее мнению, поправки в законодательство просто ужесточат требования к таким разрешением.
«Соответственно, если будет перерегистрация знаков, скорее всего, на нее будут требовать новое разрешение», — комментирует Ольга Плясунова.
Блок на «аморальные» товарные знаки не нов, отмечает руководитель практики «Интеллектуальное право» юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» Елена Баршай. На практике принятие решения по каждому такому основанию является дискуссионным и оценочным, потому как принцип противоречия обозначения принципам гуманности и морали достаточно субъективен.
«Роспатент часто ссылается при отказе на «противоречие общественным интересам», когда необходимо защищать фундаментальные социальные нормы государства, прямо не урегулированные статьей. Например, по такому основанию был отклонен товарный знак «Национальное богатство» в отношении классов алкоголя — по понятным причинам. Так что и сейчас «негуманные» товарные знаки зарегистрировать было сложно, закон это, безусловно, ужесточит», — комментирует Баршай.
По словам патентного поверенного Российской Федерации Григория Бусарева, в случае с регистрацией таких товарных знаков многое зависит от внимательности эксперта, который может пропустить обозначение с религиозной семантикой. Особенно это касается малознакомой для специалиста семантики.
«Роспатент зарегистрировал товарный знак № 520123 «Садака» (в переводе с татарского языка — «милостыня»), заявитель указал в заявке, что это «фантазийное обозначение», и «проскочил» успешно экспертизу, — поясняет патентный поверенный.
Поэтому, по мнению Бусарева, скорее всего, будет расширено толкование «Религиозная символика, религиозное значение», конкретизированы источники информации для толкования значения слов (кроме словарей), возможно, будет предусмотрено взаимодействие с представителями духовенства по таким вопросам.
Еще один аспект, который отмечают юристы, заключается в том, что регистрация товарного знака — это право бизнеса, а не его обязанность. «Много предприятий брендируют продукцию и используют как хотят, не имея товарного знака, по принципу «ну нет — так нет», лишь бы продавалось. И на них данные поправки в законодательство о товарных знаках распространяться, очевидно, не будут», — подчеркивает Бусарев.
Елена Баршай также отмечает, регистрация товарного знака дает определенные преференции в плане защиты своего бренда, но не является обязательной для предпринимателя.
«Наличие на рынке товаров, которые выпускаются под «аморальными» брендами, — всяческие упоминающиеся в СМИ «монашки», «обряды» и так далее — необязательно свидетельствует о том, что их бренд был зарегистрирован. Регистрация товарного знака не является обязательной для предпринимателя, но, безусловно, дает определенные преференции в плане защиты своего бренд-нейма, поэтому большинство к ней прибегают. Однако в компетенции Роспатента не входит регулирование всего многообразия коммерческих обозначений, только лишь тех, что поданы на регистрацию в качестве товарных знаков», — рассказала Баршай.
В то же время, отмечает руководитель практики «Интеллектуальное право» ЮК «Лемчик, Крупский и Партнеры» Елена Баршай, новый закон после принятия будет устанавливать запрет только на регистрацию новых знаков, старые он затронуть не может, так как у него нет ретроспективной оговорки.
Ранее сообщалось, что инициативу должны внести в Госдуму до конца весенней сессии. По словам главы комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Александра Шендерюка-Жидкова, несколько месяцев назад патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к председателю СФ Валентине Матвиенко с просьбой внести такой законопроект в Госдуму.